Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по предметно-практической деятельности «Умелые ручки»
рабочая программа на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по предметно-практической деятельности "Умелые ручки" для учащихся с ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_umelye_ruchki.docx | 77.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-петербургское государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1» Комитета по социальной политике
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
по предметно-практической деятельности
«Умелые ручки»
Возраст учащихся 8-14 лет
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Предметно-практическая деятельность является основой трудового воспитания в процессе социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по предметно-практической деятельности, является одной из наиболее значимых областей обучения и развития учащихся с тяжелыми множественными нарушениями. Позволяет воспитателю организовать интересные формы занятий, а также более интенсивно направить педагогические воздействия на трудовое воспитание учащихся с тяжелой формой умственной отсталости. Предметно-практическая деятельность – это практические действия с предметами и материалами, обеспечивающие учащимся чувственное (сенсорное) познание действительности.
Обучение предметно-практической деятельности на коррекционно-воспитательных занятиях направлено на формирование у учащихся элементарных действий с предметами и материалами и является основой для дальнейшего обучения учащихся с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, формирования навыков самообслуживания и развития элементарной трудовой деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа носит социально-педагогическую направленность. Программа призвана помочь учащихся с тяжелыми множественными нарушениями включаться в совместную и коллективную деятельность, способствовать активизации познавательной и двигательной деятельности, развивать ручную умелость, формировать произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами, обогащать сенсорный опыт, формировать и корригировать коммуникативные навыки, высшие психические функции, приобретать практические и жизненно необходимые умения и навыки в условиях дома-интерната с постепенным снижением опеки со стороны обслуживающего персонала. Все эти условия помогут детям с тяжелой инвалидностью социализироваться, интегрироваться в социум.
Актуальность. Для учащихся, имеющих сложную структуру дефекта, данная программа актуальна, так как позволит каждому учащемуся, не зависимо от уровня его развития и возможностей включиться в образовательный процесс, а затем и в социальную жизнь.
Отличительные особенности программы в том, что она позволяет по-новому решать проблему дополнительного образования учащиеся с тяжелыми множественными нарушениями: интегрируется с другими разделами обучения с целью коррекции недостатков восприятия, внимания, зрительно-моторной координации, наглядно-действенного мышления, коммуникативных способностей, учитываются актуальные и потенциальные возможности детей со сложной структурой дефекта, обеспечивается дифференцированный подход при обучении, а также данная программа позволяет воспитателю организовать обучение учащихся в соответствии с современными требованиями, использовать современные технологии, методики: элементы игротерапии, сказкотерапии, песочной терапии, кинезиотерапии, эрготерапии, акватерапии, изотерапии, альтернативные способы коммуникации.
Адресат программы. Программа реализуется на группе № 19. Возраст учащихся, участвующих в реализации данной образовательной программы от 8 до 14 лет. Особенности образовательной работы в данной программе рассматриваются в соответствии с диагнозом учащихся (F-72, F-73). Для учащихся со сложной структурой дефекта характерно наличие тяжелых и множественных нарушений развития: нарушения интеллекта в тяжелой степени, сочетающиеся с нарушениями в двигательной сфере (от выраженной моторной неловкости до невозможности самостоятельно передвигаться без вспомогательных средств, ДЦП), сенсорные нарушения (нарушения слуха, зрения, тотальная слепота, сенсорная дезинтеграция).
В данной группе обучаются дети с тяжелыми нарушениями интеллекта, с сочетанной патологией (нарушения зрения, хромосомные нарушения и связанные с ними пороки развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, а также системное недоразвитие речи тяжелой степени, нарушения поведения и эмоций, соматические заболевания). У каждого обучающегося имеет место глубокое отставание в развитии психомоторики в целом, а также всех ее компонентов: двигательного, познавательного, эмоционального.
Данный контингент отмечается нарушением функций всех анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенной судорожной готовностью; слабым познавательным интересом к окружающим объектам и игре.
Недостатки моторики тяжело умственно отсталых учащихся выражающиеся в замедленности движений, неуклюжести, в неравномерном характере движений, обусловлены неустойчивостью внимания. Двигательные образы крайне не развиты, характерно недоразвитие кинестетического самоконтроля.
У данной категории учащихся определяется недостаточность тонких движений руки. Формирование навыков затруднено выраженными нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентации и ритмичности движений.
У учащихся отмечаются недостатки самоконтроля и неумение довести начатое до конца, трудности в выполнении точных по скорости, силе, амплитуде движений. Некоторые учащихся допускают много лишних нецелесообразных движений, проявляют чрезмерную торопливость и расторможенность.
У большинства учащихся наблюдается пониженный темп деятельности: они совершают мало предметных действий, «застревают» на первоначальном способе их выполнения, склонны к стереотипным действиям и персеверациям.
Целью программы является: коррекция недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, ручной умелости, моторики пальцев рук, наглядно-действенного мышления, способов коммуникации в процессе предметно - практической деятельности, что поможет учащимся в формировании жизненно необходимых навыков, а значит его социализации.
При разработке данной программы учитываются виды предметно-практической деятельности, уровни развития в освоении предметных действий.
Программа включает следующие виды предметно-практической деятельности:
- предметно - манипулятивная деятельность (куда включаются действия с предметами и материалами);
- деятельность с разборными игрушками (с матрешками, пирамидами);
- работа с мозаикой;
- элементарное конструирование;
- продуктивная деятельность (работа с пластилином, тестом, бумагой).
Программа включает следующие виды предметно-практической деятельности:
-предметно - манипулятивная деятельность (куда включаются действия с предметами и материалами);
-деятельность с разборными игрушками (с матрешками, пирамидами);
-работа с мозаикой;
-элементарное конструирование;
-продуктивная деятельность (работа с пластилином, тестом, бумагой).
Задачи:
Обучающие задачи:
- обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта;
- учить фиксировать взгляд на предмете; следить взглядом за передвижением предмета;
- учить обследовать предмет (зрительно, на слух, тактильно, осязательно);
- учить действовать с предметами: захватывать предмет рукой, пальцами, удерживать его, перемещать;
- учить действовать с материалами (вода, песок, природный материал, бумага, тесто):
- удерживать руки в воде, в крупе; плескаться, пересыпать; комкать бумагу; разминать в руках тесто);
- формировать навыки действий с предметами (вынимание, складывание).
- Развивающие задачи:
- развитие сенсорной сферы;
- развитие обобщенных способов обследования предметов;
- развивать умение действовать совместно с воспитателем;
- развивать способность принимать помощь взрослого;
- развивать познавательные функции рук (захват, удерживание, приближение);
- развивать моторику рук;
- развивать зрительно-слуховое восприятие.
Воспитательные задачи:
- воспитание интереса к занятиям;
- воспитывать активность, обеспечивать успешность детей в деятельности;
- воспитывать желание действовать совместно с воспитателем.
Планируемые результаты
В результате обучения учащийся должен усвоить основное содержание программы и овладеть способами образовательно-познавательной деятельности.
- усвоить основы знаний;
- выражать свои эмоции и чувства доступным способом;
- устанавливать элементарные отношения между предметами.
Предполагаемые достижения учащихся:
- принимать позу, адекватную выполняемому действию;
- фиксировать взгляд на предмете; прослеживать взглядом движение предмета;
- захватывать предмет рукой; удерживать его; приближать;
- обследовать предметы тактильно, осязательно, зрительно, на слух;
- принимать помощь взрослых;
- нажимать на резиновую игрушку;
- действовать с материалами (природный материал, песок, вода, бумага, тесто):
- удерживать руки в воде, крупе; комкать бумагу;
- открывать и закрывать коробку, с помощью воспитателя;
- разминать в руках кусочки теста, с помощью;
- рисовать ладонью, пальцами, мелком, с помощью.
Условия реализации программы
Набор и формирование групп осуществляется с учетом рекомендаций психолого-педагогической медико-социальной комиссии. Программа рассчитана на 1 год. Содержание программного материала предусматривает возможность повторения, закрепления знаний, умений и навыков, позволяет учащимся восстановить утраченное, забытое, сделать процесс целостным, а формирование предметно-практических навыков непрерывным.
Предполагаемый объем учебного времени –2 часа в неделю.
Продолжительность занятий определена СанПиН, утверждена администрацией учреждения, определена режимом дня и составляет 30 минут.
Занятия по формированию предметно-практической деятельности проводит воспитатель в форме подгрупповых и индивидуальных занятий по подгруппам. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается педагогом самостоятельно в зависимости от развития каждого учащегося, т.к. учащиеся с ТМНР не являются однородной группой.
Продолжительность учебной недели — 6 дней.
Продолжительность занятий по времени – 30 минут.
Начало учебного года — 1 сентября. Учебный год строится по полугодиям.
Занятия проводятся в помещении группы, оснащенном в соответствии с требованием СанПиН 2.4.4.3172-14
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий предметно-практической деятельности необходимо подготовить помещение, оформленное в соответствии с профилем проводимых занятий, оборудование должно быть в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и воспитанников, демонстрационная доска, шкафы, стеллажи для хранения пособий и раздаточного материала. Рекомендуется расстановка столов не рядами, а полукругом с небольшими проходами между ними, для того, чтобы педагог мог легко подходить к каждому ребенку. Стол педагога стоит в центре полукруга и является демонстрационным. Он должен быть совершенно освобожден от всех предметов, не относящихся к данному занятию. К каждому занятию педагог обязательно должен предварительно подготовить весь необходимый дидактический материал. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью, побуждая учащихся к деятельности. Педагог должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка. Учебную работу на занятиях ППД необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на занятиях. Рекомендуется использовать на занятиях фрагменты классической, спокойной и медитативной музыки П.Чайковский, А.Вивальди, Сен-Санса, «DEMY» и др.)
Методическое и материально-техническое оснащение образовательного процесса
- Стол с емкостями для воды и песка
- Передники
- Природный материал: песок, вода, тесто, пластилин, камушки, ракушки, различные плоды
- Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, формочки
- Игрушки для игр с водой и песком
- Леечки
- Пирамидки, состоящие из колец одинаковой величины
- Пирамидки, состоящие из колец разной величины
- Крупные бусины, колечки, косточки отсчетов и яркие шнурки для их нанизывания
- Крупная мозаика
- Мозаика на ножке
- Сборные игрушки
- Крупные яркие пластмассовые кубики
- Строительный конструктор с крупными, средними, мелкими блоками
- Игрушки шнуровки
- Рамки вкладыши по лексическим темам
- Пальчиковые бассейны с горохом, фасолью, пшеном
- Поднос с манкой для рисования
- Волшебный домик (игрушки-вкладыши)
- Конструкторы «Лего»
- Толстые восковые мелки
- Цветной мел
- Цветные карандаши
- Гуашь
- Тесто, пластилин, глина, стеки
- Цветная бумага и белая бумага
- Картон
- Кисти
- Поролон
- Печатки, ватные тампоны
- Клейстер
- Наборное полотно
- Доска
- Коврограф
- Магнитная доска
- Набор картинок по лексическим темам
- Ленточки, катушки
- Музыкальные детские шумовые инструменты
- Фонарик
- Нетрадиционный материал: картонные коробки разных размеров
- Небольшие игрушки для обыгрывания построек
- Магнитофон
- Стол педагога
- Столы для детей
- Стулья (скамейки со спинками)
- Доска учебная
Материально-техническое группы
Помещение:
- учебная группа, оформленная в соответствии с основными требованиями к средствам общения и оборудованная в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и детей, доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Объемные показатели кабинета: | площадь – групповая 31,5 м2 число посадочных мест 5 |
Освещение кабинета: | естественное 2 окна и 2 балкона искусственное 8 лампы |
Воздушно-вентиляционный режим кабинета: | приточно-вытяжная вентиляция |
Окраска стен: | обоями под покраску |
Напольное покрытие: | линолеум |
Потолок | подвесные потолки |
Перечень материального оборудования в игровой комнате
(мебель и др. основные средства)
№ п/п | Наименование оборудования | Количество | Инвентарный номер |
1 | Стелаж | 1 | 1010600002881 |
2 | Стелаж | 1 | 1010600002880 |
3 | Стелаж 900х400х1100 | 1 | 1010600002892 |
4 | Диван «Фаворит» | 1 | 01630905 |
5 | Диван «Фаворит» | 1 | 01630904 |
6 | Столик детский | 1 | 04638 |
7 | Стол журнальный овальный | 1 | 101060005700 |
8 | Стенка для игрушек и одежды с антресолью | 1 | 101060000519 |
9 | Ящик для игрушек | 2 | |
10 | Ковровое изделие | 1 | |
11 | Жалюзи | 2 | |
12 | Ламбрикен | 1 | |
13 | Занавеска тюлевая 5,9 шир. | 1 | |
14 | Портьеры | 1 | |
15 | Карниз | 1 |
Перечень материального оборудования в групповой комнате
(мебель и др. основные средства)
№ п/п | Наименование оборудования | Количество | Инвентарный номер |
1 | Доска Аудиторская | 1 | 101060005199 |
2 | Мальберт | 1 | 04114 |
3 | Шкаф приставной | 1 | 101060005146 |
4 | Шкаф приставной | 1 | 101060005147 |
5 | Ковер 3х5 | 1 | 01630847 |
6 | Уголок «Игровой» | 1 | 01370197 |
7 | Часы «Ракета» | 1 | 03047 |
8 | Комплект мебели «Ромашка» | 1 | 10106000343 |
9 | Стол - парта | 6 | 101060000145 |
10 | Скамейка | 6 | 101060000142 |
11 | Жалюзи | 2 | |
12 | Карниз проф. | 1 | |
13 | Ламбрикен 5.9 | 1 | 101060001654 |
14 | Занавеска тюлевая | 1 | |
15 | Карниз проф. | 1 | |
16 | Карниз проф. | 1 | |
17 | Занавеска тюлевая | 1 | 101060001569 |
18 | Стол письменный однотумбовый | 1 | 101060005679 |
19 | Стол зеленый | 1 | 01630774 |
20 | Стул на металлокаркасе | 1 | 04482 |
21 | Стул на металлокаркасе | 1 | 04480 |
22 | Учебный стенд -3 | 1 | 101060002950 |
23 | Шкаф комбинированный | 1 | 101060005116 |
24 | Шкаф комбинированный | 1 | 101060005118 |
25 | Облучатель | 1 | |
26 | Ковер | 1 |
Учебный план
Тема | Всего часов | В том числе | ||
Теория | Практика | |||
1 | Действия с предметами | 41 | 2 | 39 |
Фиксирование взгляда на предмете Наблюдение за движущимися игрушками (1 игрушка) | 3 | 3 | ||
Прослеживание движения луча карманного фонаря | 3 | 3 | ||
Вынимание и опускание предмета в коробку | 3 | 1 | 2 | |
Перекладывание предметов из одной коробки в другую | 4 | 4 | ||
Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком | 4 | 4 | ||
Опускание предметов в таз с водой | 4 | 1 | 3 | |
Открывание и закрывание коробок, деревянных матрешек | 3 | 3 | ||
Перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую с помощью ложки | 4 | 4 | ||
Нанизывание шаров/колец на стержень | 4 | 4 | ||
Передвигать шарики/бусы на проволоке | 3 | 3 | ||
Закручивание ленты на деревянную палочку | 3 | 3 | ||
Вылавливание предметов сачком из воды | 3 | 3 | ||
2 | Игры с конструктором | 8 | 8 | |
1 | Знакомство с крупным к конструктором | 2 | 2 | |
2 | Знакомство с мелким настольным строителем | 2 | 2 | |
3 | Постройка башни из 2 кубиков одинаковых по величине | 2 | 2 | |
4 | Знакомство с треугольной призмой для конструирования | 2 | 2 | |
3 | Игры с мозаикой | 5 | 5 | |
1 | Знакомство с крупной мозаикой (плоской) | 5 | 5 | |
4 | Рисование | 12 | 12 | |
1 | Рисование кистью и гуашь | 6 | 6 | |
2 | Рисование ватными тампонами | 3 | 3 | |
3 | Рисование пальцами | 3 | 3 | |
5 | Лепка | 6 | 1 | 5 |
| Знакомство с тестом | 2 | 1 | 1 |
Игры с тестом | 4 | 4 | ||
6 | Аппликация | 13 | 1 | 12 |
1 | Наклеивание готовых силуэтов | 6 | 1 | 5 |
2 | Наклеивание готовых деталей по контуру | 7 | 7 | |
7 | Игры с природным материалом | 13 | 1 | 12 |
1 | Знакомство с природным материалом | 4 | 1 | 3 |
2 | Рисование пальцем, палочкой на манной крупе | 2 | 2 | |
3 | Знакомство со свойствами песка | 3 | 3 | |
4 | Игры с песком | 5 | 5 | |
итого | 97 | 6 | 91 |
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09.2017г. | 31.08. 2018г. | 49 | 97 | 2 раза в неделю по 1 часу |
Рабочая программа
Задачи:
Обучающие задачи:
- учить фиксировать взгляд на предмете; следить взглядом за передвижением предмета;
- учить обследовать предмет (зрительно, на слух, тактильно, осязательно);
- учить действовать с предметами: захватывать предмет рукой, пальцами; удерживать его, перемещать;
- учить нанизывать кольца на стержень;
- учить действовать с материалами (вода, песок, природный материал, бумага, тесто);
- удерживать руки в воде, в крупе; плескаться; пересыпать; комкать бумагу; разминать в руках тесто);
- учить передвигать геометрические фигуры на проволоке (лабиринт),
- формировать навыки действий с предметами (вынимание, складывание).
Развивающие задачи:
- развивать умение действовать совместно с воспитателем;
- развивать способность принимать помощь взрослого;
- развивать познавательные функции рук (захват, удерживание, приближение);
- развивать моторику рук;
- развивать зрительно-слуховое восприятие;
- развивать способность к сосредоточению, внимательность.
- развивать зрительно-двигательное восприятие;
- развивать соотносящие движения рук и глаз.
Воспитательные задачи:
- воспитывать активность, обеспечивать успешность детей в деятельности;
- воспитывать желание действовать совместно с воспитателем;
- воспитывать умение адекватно вести себя в процессе деятельности.
- воспитывать интерес, эмоции удивления, радости.
В результате обучения учащийся должен усвоить основное содержание программы и овладеть способами образовательно-познавательной деятельности:
- усвоить основы знаний;
- выражать свои эмоции и чувства доступным способом.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны уметь:
- принимать позу, адекватную выполняемому действию;
- фиксировать взгляд на предмете; прослеживать взглядом движение предмета;
- захватывать предмет рукой; удерживать его; приближать;
- обследовать предметы тактильно, осязательно, зрительно, на слух;
- принимать помощь взрослых;
- действовать с материалами (вода, песок, природный материал, бумага, тесто): удерживать руки в воде, в крупе; плескаться; комкать бумагу;
- открывать и закрывать коробку, с помощью воспитателя;
- перекладывать предметы из одной емкости в другую;
- нанизывать крупные кольца пирамиды, крупные детали на стержень;
- вкладывать крупные детали мозаики в игровое поле;
- строить постройки из 2-3 элементов детского строительного материала.
Личностные результаты.
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности учащегося как субъекта образовательно-развивающей деятельности:
- проявлять активность и познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- участвовать в совместной деятельности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся.
- умение слушать и слышать воспитателя;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, звуковые реакции, предметы);
- умение с помощью воспитателя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение следовать правилам поведения.
Календарно-тематическое планирование по рабочей программе
предметно-практической деятельности «Умелые ручки»
№ | Тема | Кол-во часов |
Раздел: «Действия с предметами» | ||
1 | Фиксация взгляда на лице педагога и соотнесение лица педагога с голосом. | 1 |
2 | Прослеживание взглядом за движением луча по горизонтали | 1 |
3 | Прослеживание взглядом за движением цветных лучей по горизонтали и вертикали. | 1 |
4 | Прослеживание взглядом за движущимся предметом (близко расположенный, удаленный). | 1 |
5 | Прослеживание взглядом за движущейся игрушкой по горизонтали, дотягиваться до нее. | 1 |
6 | Захват предмета, правильно распределяя пальцы при захвате (с помощью) | 2 |
7 | Формирование способов обследования предметов, перекладывание предмета из одной руки в др. | 1 |
8 | Захватывание, удерживание шариков рукой, фиксация взгляда, опускание в коробку. | 1 |
9 | Перекладывание шариков из одной руки в другую с помощью. Стимуляция захвата и удерживание предмета с помощью. | 2 |
10 | Захват предмета, правильно распределяя пальцы при захвате (с помощью). Захватывание орехов из коробки и бросание в сосуд с широким горлышком. | 2 |
Раздел: «Игры с природным материалом» | ||
11 | Игры с водой, захват предмета, правильно распределяя пальцы при захвате (с помощью) и опускание предмета в воду. | 2 |
Раздел: «Рисование» | ||
12 | Рисование ладошкой (гуашь). | 2 |
13 | Рисование прямые линии пальцами с помощью, (гуашь). Формирование представления о цвете. | 1 |
14 | Рисование ватным тампоном снег (с помощью), гуашь. Формирование представления о цвете. | 2 |
Раздел: «Действия с предметами» | ||
15 | Формирование умение в открывании/закрывании крышки с помощью. | 1 |
16 | Захват и удерживание предметов разной формы, правильно распределяя пальцы при захвате (с помощью) | 1 |
Раздел: «Игры с тестом» | ||
17 | Знакомство с тестом, обследование и разминание теста руками. | 1 |
18 | Знакомство с тестом, обследование и разминание теста руками, делать углубления пальцами в тесте. | 1 |
Раздел: «Рисование» | ||
Раздел: «Игры с природным материалом, водой, песком» | ||
19 | Рисование кисточкой с помощью вертикальные линии гуашью. | 1 |
20 | Игры с природным материалом. Захват предмета, правильно распределяя пальцы при захвате (с помощью) и удерживание в руках палочку, рисование кругов на крупе. | 1 |
21 | Формирование представления о свойствах песка и играх с ним. | 1 |
22 | Игры с песком. Формирование умения действиям с песком с помощью. Слежение за движением рук по песку. | 1 |
23 | Игры с природным материалом. Формирование умения находить орешки в песке в совместных действиях. | 1 |
24 | Формирование умения находить шарики в песке в совместных действиях. | 1 |
25 | Игры с природным материалом. Формирование умения находить игрушки в крупе в совместных действиях. | 1 |
26 | Формировать умение сооружать постройки из кубиков (2 детали). | 1 |
Раздел: «Рисование, аппликация» | ||
27 | Рисование пальцами с помощью, (гуашь). Формирование представления о цвете. | 1 |
28 | Аппликация. Наклеивание готовых деталей по контуру. Формирование представления о величине. | 1 |
Раздел: «Действия с предметами» | ||
29 | Дотягивание до предмета, находящегося над рукой, под рукой и его захват (с помощью) | 2 |
30 | Пирамидка. Нанизывание на стержень колец одинаковой величины с помощью. | 2 |
31 | Пирамидка. Нанизывание на стержень колец разной величины с помощью. | 2 |
Раздел: «Рисование» | ||
32 | Рисование горизонтальные линии кисточкой с помощью, (гуашь). Формирование представления о цвете. | 1 |
33 | Рисование. Удерживание вложенного в руку ватного тампона) и рисование способом примакивания с помощью. | 1 |
34 | Рисование. Удерживание вложенного в руку ватного тампона) и рисование линий слева на право с помощью | 1 |
Раздел: «Лепка» | ||
35 | Лепка. Разминание теста, делать углубления пальцами в тесте. | 1 |
36 | Лепка. Разминание теста,пластилина отрывать кусочки от целого куска. | 1 |
37 | Игры-упражнения с тестом. Формирование представления о свойствах пластилина(мягкий - твердый). | 2 |
Раздел: «Действия с предметами» | ||
38 | Перекладывание предмета из одной руки в другую (с помощью) | 2 |
39 | Перекладывание предметов из одной емкости в другую (с помощью) | 1 |
40 | Представление о цвете (красный, желтый), | 1 |
41 | Дотягивание до предмета, находящегося над рукой, под рукой и его захват (с помощью) | 1 |
Раздел: «Игры с природным материалом, водой,» | ||
42 | Игры с водой. Формирование умения опускать/доставать предметы в/из таз с водой. | 1 |
43 | Игры с водой. Формирование умения опускать/доставать сачком предметов из воды с помощью. | 1 |
Раздел: «Действия с предметами» | ||
44 | Перекладывание предметов из одной коробки в другую (с помощью) | 1 |
45 | Формирование умения открывать и закрывать коробку в совместных действиях | 1 |
46 | Формирование умения раскручивать и закручивать крышку в совместных действиях. | 1 |
47 | Формирование умения перекладывать мелкие предметы из одной ёмкости в другую ложкой в совместных действиях | 1 |
48 | Формирование умения передвигать шарики на проволоке. | 1 |
Раздел: «Аппликация» | ||
49 | Аппликация. Приклеивание готовых деталей (бусы), к листу бумаги с помощью. | 1 |
50 | Наматывание ленты на палочку с помощью. | 1 |
Раздел: «Игры с конструктором» | ||
51 | Сооружение постройки из кубиков с помощью. | 2 |
52 | Сооружение постройки из кирпичиков с помощью. | 1 |
53 | Сооружение постройки из кубиков и кирпичиков с помощью. | 1 |
Раздел: «Игры с мозаикой» | ||
54 | Соединение деталей конструктора ЛЕГО с помощью. | 1 |
55 | Знакомство с крупной мозаикой | 1 |
56 | Перекладывание мозаики из коробки на доску с помощью. Стимуляция захвата и удерживание предмета. | 1 |
57 | Заполнение мозаикой всю панель в совместных действиях с помощью. | 1 |
Раздел: «Действия с предметами» | ||
58 | Пирамидка. Нанизывание на стержень колец одинаковой величины с помощью. | 1 |
59 | Пирамидка. Нанизывание на стержень колец одинаковой величины с помощью. | 1 |
Раздел: «Игры с конструктором» | ||
60 | Собирать матрешку из 2 частей с помощью. | 1 |
итого | 72часа |
Раздел: «Действия с предметами» | ||
61 | Фиксирование взгляда на предмете. «Куда полетел шарик?» «Мыльные пузыри», «Разноцветные шары» | 1 |
62 | Наблюдение за движущимися игрушками. «Инерционная машинка», «Интерактивная собачка» | 1 |
63 | Прослеживание движения луча карманного фонаря. «Где лучик?», «Солнечный зайчик», «Лучики» | 1 |
64 | Вынимание и опускание предмета в коробку. «Достанем из коробки игрушки», «Послушные пальчики», «Возьми шарик и опусти в коробку» | 1 |
65 | Передвижение шариков на проволоке. «Лабиринт», «Бусы для белки» | 1 |
Раздел: «Игры с природным материалом, водой, песком» | ||
66 | Пересыпание из одной емкости в другую (крупа) (с помощью) | 1 |
67 | Перекладывание предметов из одной коробки в другую. «Переложи желуди», «Переложи каштаны», «Переложи предметы» | 1 |
68 | Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком. «Наполни бутылочку горохом» «Опусти фасоль в сосуд». | 1 |
69 | Опускание предметов в таз с водой. «Золотые рыбки», «Веселые лягушата», «Уточки в озере» | 2 |
70 | Вылавливание предметов сачком из воды. «Рыбалов», «Достань шарики из воды» | 2 |
71 | Вынимание ракушек рукой из воды. «Достань ракушки» | 1 |
72 | Переливание воды из одной емкости в другую. «Перелей водичку», «Наливаем воду в стакан» | 1 |
73 | Переливание воды из одной емкости в другую с помощью воронки. «Перелей, не разлей»,«Вода-водичка » | 1 |
74 | Знакомство с изменением цвета воды с помощью. «Волшебные шарики», «Цветная вода » | 1 |
75 | Пересыпание крупы из одной емкости в другую ложкой, с помощью. «Пересыпь, не рассыпь», «Варим кашу для куклы» | 1 |
76 | Перекладывание разнообразного природного материала ложкой, из одной миски в другую. «Переложи камешки», «Переложи орешки» «Переложи желуди» | 2 |
77 | Игры с песком, особенности сухого и мокрого песка в совместных действиях. «Рисуем на песке палочкой дорожки», «Рисуем фигуры на песке», «Следы на песке» | 2 |
78 | Игры с песком, особенности сухого и мокрого песка в совместных действиях. «Печем куличики», «Баночки и песок», «Спрячь игрушку» | 2 |
79 | Игры с песком. Насыпание песка совком в ведерко, с помощью.«Насыпь песок в ведерко», «Наполни песком формочки». | 2 |
Итого за год | 97 часов |
Содержание программы
Действия с предметами
- Фиксирование взгляда на предметно – манипулятивной деятельности педагога
- Наблюдение за движущими заводными игрушками при постепенном увеличении времени наблюдения. Ожидать появления их из-за экрана, загораживающего от предмета в определенном месте
- Прослеживание движения солнечного зайчика, луча карманного фонарика.
- Прослеживания движения показываемого педагогом предмета за экраном. Ожидать появления его в двух определенных местах
- Выполнение простых подражательных движений за педагогом по инструкции «делай вместе»: движения рук, кистей. Выполнение более сложных подражательных движений за педагогом по инструкции, по показу, самостоятельно. Введение выполнения этих упражнений одновременно двумя руками.
- Обследование предмета (зрительное, осязательное, слуховое, обонятельное, оральное). Узнавание предмета. Захват и удержание предметов.
- Воспроизведение совместно, по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами: катание шариков в определенном направлении, бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком, перекладывание предметов из одной коробки в другую, складывание предметов в коробку аккуратно, так, чтобы ее можно было закрыть крышкой, открывание и закрывание коробок, деревянных матрешек, заполнение отверстий втулками, грибками, закручивание руками без инструментов крупных пластмассовых или деревянных гаек на толстом и тонком стержне, нанизывание шаров на шнур (бусы)
- Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия: доставание предмета сачком.
Конструирование
Обучение играм со строительным материалом.
Сооружать несложные постройки совместно «рука в руке», по образцу,
Развитие сенсорного восприятия форм, размеров, цветовых сочетаний, пропорций предметов.
Постройки из строительного конструктора по показу, по образцу, по словесной инструкции: башня из 2 кубов одинакового размера, гараж, дом, стол, стул, заборчик, дорожка, ворота
Использование приема наложения
Обыгрывание построек.
Работа с мозаикой
Применяется стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов и пластмассовая.
- Правильное обращение с крупной мозаикой, усвоение способа действия: брать и удерживать деталь мозаики.
- Заполнение панели мозаикой
- Произвольное заполнение панели мозаикой одного цвета,
- Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета
- Выкладывание длинных прямых рядов:
Рисование
Формировать умение правильно держать карандаш, кисть, восковые мелки
Учить обмакивать кисть в краску,
Обучать проведению карандашом и кистью, мелками длинных и коротких, прямых и волнистых линий, штрихов, точек, пятен, мазков.
Обучать рисованию предметов с помощью ватных тампонов, пальцев рук, поролоновой губкой
Обучать рисованию предметов с помощью прямых и округлых линий, предметов, состоящих из простых комбинаций разных форм и линий.
Учить закрашивать круглые формы.
Формировать умение рисовать вертикальные и горизонтальные линии.
Учить создавать несложные рисунки предметов
Аппликация
Формировать умение работать с бумагой
Наклеивание готовых геометрических фигур, выбирая по цвету или по форме
Формировать умение наносить кистью клей на готовую форму, наклеивание готовых форм, пользовать салфеткой
Воспитывать интерес к аппликации.
Лепка. Работа с пластичными материалами
Знакомство со свойствами пластичного материала.
Правила работы с пластичным материалом. Освоение приемов: разминание двумя руками, разрывание на части, отщипывание и соединение частей.
Лепка вместе со взрослым..
Понимать слова и выполнять действия
Обыгрывание поделок.
Игры с природным материалом
- Воспроизведение совместно, действий с природными материалами: бросание каштанов, косточек в сосуд с узким горлышком, перекладывание природного материала из одной коробки в другую, складывание природного материала в коробку аккуратно, так, чтобы ее можно было закрыть крышкой.
- Знакомство со свойствами песка (сухой, мокрый), рисовать палочкой по песку, игры с песком сухим и мокрым.
Оценочные и методические материалы содержат основные составляющие УМК: педагогические методики и технологии, дидактические материалы, информационные источники, используемые при реализации программы; систему контроля результативности обучения с описанием форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов обучения, а также их периодичности.
Методическое обеспечение занятий
К каждому занятию подбирается необходимый наглядный, демонстрационный, раздаточный, практический материал в соответствии с тематикой и содержанием.
В ходе занятия с целью снятия психоэмоционального напряжения предусматриваются физкультминутки, динамические и релаксационные паузы. Для их проведения используются различные средства: аудиозаписи, игрушки-двигатели (лошадки), мячи-фитболы, пуфы.
Основной организационной формой обучения являются занятия воспитателя с учащимися. В процессе реализации программы предусмотрена следующая форма проведения занятий: групповая. Занятия проводятся в виде совместной игры, игровых упражнений, практического занятия.
Виды деятельности учащихся на занятии:
- предметно-практическая деятельность;
- игровая деятельность;
- элементарная учебная деятельность;
- коммуникативная деятельность.
Разнообразные методы и приемы работы (словесный, наглядный, практический) способствуют формированию различных сторон предметно-практической деятельности учащихся.
Отбор методов и приемов обучения и соответствующих им средств, проводится на основе принципов наглядности и активности учащихся при ведущей роли педагога, с опорой на интересы учащихся, с учетом его актуального состояния, ресурсов и ограничений. Воспитатель обеспечивает баланс задач поддерживающих и развивающих. В ходе реализации коррекционно-развивающих задач воспитатель учитывает последовательность усвоения:
- выполнение действий совместно с педагогом, с помощью;
- выполнение действий по подражанию;
- действия по образцу;
- выполнение действий по последовательной инструкции.
Для того чтобы предметно – практическая деятельность носила развивающий характер, ее содержание должно находиться в «зоне ближайшего развития». Поэтому программа основывается на следующих принципах:
- доступности обучения, учета актуального состояния учащихся, ресурсов и ограничений;
- последовательного нарастания сложности материала;
- регулярного и устойчивого характера занятий;
- систематичности и комплексности воздействий на все органы чувств учащихся;
- индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся;
- коррекционной направленности процесса обучения.
Эти принципы учитываются воспитателем при выборе содержания занятий и отборе задач. В начале обучения воспитатель проявляет максимальную активность, демонстрируя учащимся игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом воспитатель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения учащихся к действиям. При дальнейшем обучения педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции. Для формирования мотивации, саморегуляции важными являются такие приемы, как побуждение к активности, поощрение самостоятельности, предоставление возможности действовать самому, предвосхищающий комментарий, опоры (зрительные, слуховые, ритмические), использование способов поощрения, значимых для учащихся.
Примерный перечень дидактических игр
на занятиях предметно-практической деятельности
- Игры, направленные на развитие внимания, подражания и усвоения действий по образцу: «Ладушки», «Куда пошел мишка?», «Бабочка летит», «Возьми, положи, брось», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Прокати мяч», «Спрячь матрешку», «Веселый поезд», «Машины едут по дороге» и т.д.
- Игры, направленные на развитие ручной моторики: «Поймай шар», «Переложи игрушку», «Прокати шарики», «Покатай матрешек», «Закроем коробки», «Баночки с пуговицами»,. «Теневой театр», «Бусы для кухни» и т.д.
- Игры, направленные на сенсорное развитие: «Одинаковые игрушки», «Цветные фоны», «Разбор к фону», «Найди пару»,. «У кого такая картинка?», «Что звучит?», «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Что лишнее?», «Далеко и близко», «Разные дорожки», «Чудесный мешочек», «Что убрали?», «Разложи в ряд» и т.д.
- Игры с природными материалами: «Налей воду в ведерки», «Пускаем кораблики», «Ловля рыбок», «Плавающие шишки», «Печем куличи», «Следы на песке», «Найди такой же листок», «Что сыпется, что не сыпется» и т.д.
- Игры с бросовыми материалами, бумагой и тканью: «Бумажные шарики», «Салют из конфетти», «Бумажные ленты», «Шумит и шелестит», «Что стучит?», «Яичная скорлупка», «Разноцветные тряпочки», «Следы на бумаге», «Что в баночке лежит?» и т.д.
- Игры с бытовыми предметами – орудиями: «Накроем кастрюли крышками», «Разложи посуду на подносе», «Мамин стол», «Пустые и полные кастрюли», «Чашки и ложки», «Соберем в корзинку фрукты», «Для чего предмет?» и т.д.
Список рекомендуемой литературы для методического обеспечения программы
- Баряева Л.Б. Чудо-пирамида/Игра и дети.-2006.-№5.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – СПб.: НОУ СОЮЗ, 2005.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Обучение игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (начальный этап) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - № 3.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: СОЮЗ, 2001.
- Баряева Л.Б., Загребаева Е.В. «Ежик» зовет поиграть! // Игра и дети. – 2007.- № 3.
- Бондаренко А.К.«Дидактические игры в детском саду», М., Изд. Просвещение-1991г.
- Гульц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала» Москва, Изд. «Просвещение»» 1991 г.
- Докучаева Н.П. «Сказка из даров природы», СПб.,1998г.
- Жуковская Р.И. «Воспитание ребенка в игре» Москва, «»Просвещение» 1992 г.
- Зарин А., Нефедова Ю.В. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
- Нечаева В.Г., Е.И. Корзакова «Строительные игры» Москва, Просвещение -1996г.
- Нечаева В.Г. «Воспитание ребенка в труде», Москва «Просвещение -1983 г.
- А.Р.Маллер, Г.В.Цикото, «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», М., Академия-2003г.
- Павлова Л.Н. «Воспитание и обучение ребенка», Москва, «Просвещение-1986 г.
- Пазухина И.Н. «Исскуство и дети» москва «Просвещение -1982 г.
- Романов А.А. « Игровые задачи для детей» Москва ПЛЕЙТ-2004 г.
- Е.А.Стреблева А.А.Катаева, «Дошкольная олигофренопедагогика», Моск-ва, Просвещение-1988г.
- С.С.Соколова «Сказки из бумаги» СПб.,1998г.
Способы определения результативности
Методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение за учащимся и его деятельностью, появлением новообразований в деятельности и личностном развитии, успехов и достижений;
- педагогический анализ активности учащихся на занятиях, в самостоятельной деятельности;
- мониторинг динамики усвоения учащимися программного материала.
Виды диагностической работы:
- начальный контроль (проводится в начале учебного года с целью определения уровня возможностей учащихся, имеющихся умений и навыков); на этом этапе применяется метод педагогического наблюдения, педагогического анализа;
- текущий контроль (проводится в течение всего учебного года с целью определения степени усвоения учащимися программного материала, определение готовности учащихся к восприятию нового материала, повышение активности и воспитание интереса к занятиям, подбор оптимальных методов и средств обучения) с применением методов педагогического наблюдения и педагогического анализа;
- промежуточный контроль (проводится в середине учебного года с целью определения степени усвоения учащимися программного материала, определения результатов обучения за полугодие), на этом этапе применяется метод педагогического наблюдения, педагогического анализа, заполняется дневник педагогического наблюдения, а также проводится открытое занятие;
- итоговый контроль (проводится в конце учебного года с целью определения динамики усвоения учащимися программного материала, определения результатов обучения, получения сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения). В ходе мониторинга в присутствии членов консилиума воспитатель представляет психолого-педагогическую характеристику каждого учащегося, демонстрирует умения и навыки (по критериям), индивидуальные карты итогового контроля, портфолио, где находятся фотоматериалы с фрагментами игр, занятий и комментариями. Результаты освоения программы представлены в карте итогового контроля и оцениваются по пятибалльной шкале:
1 балл - выполняется только в совместной деятельности;
2 балла - выполняется с помощью и поддержкой взрослого;
3 балла - выполняется под контролем взрослого;
4 балла - выполняется под частичным контролем взрослого;
5 баллов - выполняется самостоятельно.
По результатам мониторинга выводится средний бал освоения программного материала с целью определения уровня обучения.
1-2 балла – 1 уровень
3-4 балла – 2 уровень
5 баллов – 3 уровень
Образовательная программа дополнительного общеразвивающего образования
«Умелые ручки» Предметно-практическая деятельность
Первичная диагностика, динамика усвоения программного материала
№ п/п | Характеристика | Учебный год | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
Действия с предметами | ||||
- катает шарики в определенном направлении; | ||||
-бросает мелкие предметы в сосуд с узким горлышком; | ||||
-перекладывает предметы из одной коробки в другую; | ||||
-складывает предметы в коробку аккуратно, так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; | ||||
-наполняет емкости водой, сыпучими материалами; | ||||
-открывает и закрывает коробки, деревянные матрешки; | ||||
-заполняет отверстия втулками, грибками; | ||||
-закручивает руками без инструментов крупные пластмассовые или деревянные гайки на толстом и тонком стержне; | ||||
-нанизывает бусы на шнур. | ||||
-нанизывает кольца на стержень; | ||||
-собирает пирамидку с учетом величины колец; | ||||
-складывает 3-5 местную матрешку. | ||||
-- -вкладывает полые предметы (5-7) друг в друга. | ||||
2. | Лепка. Работа с пластичными материалами. | |||
-умеет раскатывать пластичный материал прямыми и круговыми движениями; | ||||
-выполняет различные действия: расплющивает, отщипывает, делает углубления; | ||||
-умеет соединять части; | ||||
-выполняет несложные поделки. | ||||
3. | Игры с конструктивными материалами. | |||
-выполняет несложные постройки по показу; | ||||
-строит из конструктора дом, ворота, стол и др. | ||||
-складывает фигуры из счетных палочек. | ||||
4 | Работа с мозаикой | |||
-берет и удерживает детали мозаики; | ||||
-заполняет панель мозаикой без выкладывания узора; | ||||
-выкладывает узор из мозаики по подражанию. | ||||
5 | Рисование | |||
-умеет правильно держать кисть, восковые мелки; | ||||
-умеет проводить различные (прямые, извилистые) линии, мазки; | ||||
-умеет рисовать с помощью ватного тампона, губки, пальцами; | ||||
-умеет закрашивать простые формы. | ||||
6 | Аппликация | |||
-умеет сгибать бумагу по прямым линиям, рвать бумагу, мять в руках; | ||||
-умеет наносить клей на готовую форму; | ||||
-умеет наклеивать готовые формы на рисунок. | ||||
Итог по разделу: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умная пчелка» Возраст обучающихся: 5-7 лет
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления) Студия «Юный журналист»
Программа по дополнительному образованию художественной направленности....
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...
"Сетевое партнерское взаимодействие общего, дополнительного и высшего образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности"
Проект, описывающий инновационные формы и инструменты профориентационной работы с детьми в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Спасский дом детского творчества"....