Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_rabochaya_programma_9_klass.docx | 116.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к
общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и
использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования.
Учебным планом на изучение русского языка в 9 классе отводится - 102 ч. (3 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Роль русского языка в Российской Федерации.
Русский язык в современном мире.
Язык и речь
Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог (повторение).
Виды речевой деятельности: говорение, письмо, аудирование, чтение (повторение).
Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.
Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения, с опорой на жизненный и читательский опыт, на иллюстрации, фотографии, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).
Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста.
Соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных) русского литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Приёмы работы с учебной книгой, лингвистическими словарями, справочной литературой.
Текст
Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте, в том числе сочетание элементов разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении.
Особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи.
Информационная переработка текста.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности современного русского языка: разговорая речь; функциональные стили: научный (научно-учебный), публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы (повторение, обобщение).
Научный стиль. Сфера употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Тезисы, конспект, реферат, рецензия.
Язык художественной литературы и его отличие от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование
изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Основные изобразительно-выразительные средства русского языка, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и др.).
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении (повторение).
Классификация сложных предложений.
Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
Сложносочинённое предложение
Понятие о сложносочинённом предложении, его строении.
Виды сложносочинённых предложений. Средства связи частей сложносочинённого предложения.
Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными смысловыми
отношениями между частями.
Употребление сложносочинённых предложений в речи. Грамматическая синонимия сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами.
Нормы построения сложносочинённого предложения; нормы постановки знаков препинания в сложных предложениях (обобщение).
Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых предложений.
Сложноподчинённое предложение
Понятие о сложноподчинённом предложении. Главная и придаточная части предложения.
Союзы и союзные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов.
Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.
Грамматическая синонимия сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами.
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными места, времени.
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, цели и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными.
Нормы построения сложноподчинённого предложения; место придаточного определительного в сложноподчинённом предложении; построение сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным, присоединённым к главной части союзом чтобы, союзными словами какой, который. Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей.
Нормы постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях.
Синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых предложений.
Бессоюзное сложное предложение
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений. Употребление бессоюзных сложных предложений в речи. Грамматическая синонимия бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений.
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи
Типы сложных предложений с разными видами связи.
Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Прямая и косвенная речь
Прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.
Цитирование. Способы включения цитат в высказывание.
Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью; нормы постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании. Применение знаний по синтаксису и пунктуации в практике правописания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых нормс учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие сведения о языке
Осознавать роль русского языка в жизни человека, государства, общества; понимать внутренние и внешние функции русского языка и уметь рассказать о них.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6 реплик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 140—160 слов; словарного диктанта объёмом 35—40 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 140—160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение пятого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями).
Текст
Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста.
Устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи.
Находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.
Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке.
Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров.
Создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме.
Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более предложений или объёмом не менее 6—
7 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль); классные сочинения объёмом не менее 250 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы.
Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения
объём исходного текста должен составлять не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения— не менее 300 слов).
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста —
целостность, связность, информативность).
Функциональные разновидности языка
Характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля; основные особенности языка художественной литературы; особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении.
Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста; понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка.
Использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания реферата.
Составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат.
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка. Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение.
Система языка
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Сложносочинённое предложение
Выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые).
Характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
Выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.
Понимать особенности употребления сложносочинённых предложений в речи.
Понимать основные нормы построения сложносочинённого предложения.
Понимать явления грамматической синонимии сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами; использовать соответствующие конструкции в речи. Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых предложений.
Применять нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях.
Сложноподчинённое предложение
Распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения.
Различать подчинительные союзы и союзные слова.
Различать виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между
главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения.
Выявлять сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели).
Выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей.
Понимать явления грамматической синонимии сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами; использовать соответствующие конструкции в речи.
Понимать основные нормы построения сложноподчинённого предложения, особенности употребления сложноподчинённых предложений в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых предложений.
Применять нормы построения сложноподчинённых предложений и постановки знаков препинания в них.
Бессоюзное сложное предложение
Характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.
Понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений.
Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в речи; применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи Распознавать типы сложных предложений с разными видами связи.
Понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи.
Употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи.
Применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Прямая и косвенная речь
Распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью.
Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание.
Применять правила построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся.
1. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку, а также выявления у учащихся умений и навыков владения устной (монологической и диалогической) речью.
При устном опросе ответ ученика считается полным, если в нем содержится исчерпывающая характеристика того или иного языкового явления, приводятся формулировки правил, понятий и примеры, подтверждающие те или иные положения. При этом развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик; 1) полно излагает изученный материал (раскрывает тему), дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание мате риала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и полно с точки зрения норм литературного языка, при этом допущено не более одной речевой ошибки, не влияющей на содержание высказывания.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 2—3 речевые ошибки, которые сам же исправляет, 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно (раскрывает тему не полностью) и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и приводить свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, допускает 4—5 речевых ошибок. При этом речь ученика недостаточно выразительна.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого матери ала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл (фактические ошибки), беспорядочно и неуверенно излагает материал, не умеет употреблять изученные слова и конструкции, допускает более 5—6 речевых и грамматических ошибок.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, что в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
При оценке диалогической речи учитывается умение учащихся вести разговор на определенную тему, правильно оформлять вопросы и ответы как грамматически, так и интонационно. Необходимо учитывать также количество реплик (вопросов, ответов), состоящих из полных или неполных предложений, умение включиться в диалог и поддерживать его.
Примерное количество реплик каждого участника диалога: в V—VII классах — от трех до пяти, в VIII—XI классах — не меньше пяти—семи.
Оценка «5» ставится, если ученик умеет задавать вопросы по заданной теме, ситуации и отвечать на них, с достаточной полнотой раскрывая содержание картины, темы, особенности ситуации; правильно интонирует вопросительные и утвердительные предложения-реплики, употребляет слова в нужной грамматической форме, использует при этом разнообразные синтаксические конструкции. Допустимы 1—2 речевые ошибки.
Оценка «4» ставится, если ученик умеет задавать вопросы по заданной теме, ситуации и отвечать собеседнику, передавая основное содержание картины, темы, специфику ситуации, но допускает 2—3 речевые ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик может задавать, хотя и с трудом, вопросы и отвечать на некоторые из них, но при этом затрудняется в оформлении ответов и допускает 3—5 речевых ошибок.
Оценка «2» ставится, если ученик затрудняется в составлении вопросов и ответов на заданную тему, ситуацию и допускает большое количество ошибок, речь изобилует продолжительными паузами.
2. Оценка диктанта.
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны быть доступными по содержанию и не иметь в своем составе неизвестных учащимся слов, грамматических форм и синтаксических конструкций. Если в тексте диктанта встречаются незнакомые слова или слова с неизученными орфограммами, то их необходимо объяснить и записать на доске.
При подсчете количества слов в диктанте принимаются во внимание все слова, включая заголовки. Служебные слова (предлоги и союзы) также считаются за отдельные слова.
Количество слов в диктанте в течение учебного года должно увеличиваться постепенно: в начале учебного года такое же количество слов, как в диктантах предыдущего класса, затем в каждой четверти текст постепенно увеличивается и в III четверти число слов в диктанте должно достигать указанной для каждого класса нормы.
Проверочный диктант по определенной теме должен включать основные орфограммы или пунктограммы не только этой темы, но и других программных разделов, изученных ранее. Итоговые контрольные диктанты должны выявлять подготовленность учащихся по всем изученным ранее темам.
Объем текстов для диктантов:
для V класса - 60—80 слов,
для VI класса - 80—100 слов,
для VII класса - 100—110 слов,
для VIII класса - 110—130 слов,
для IX класса - 130—150 слов,
для Х—XI классов - 150—200 слов.
При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
При оценке диктантов (а также изложений и сочинений) исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в переносе слов;
5) на единичные пропуски точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения начинается с заглавной буквы;
6) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные
написания, искажающие звуковой облик слова.
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях:
- слитного или раздельного написания приставок в наре чиях, образованных от существительных с предлогами;
— трудного различения частиц не и ни в сочетаниях не кто иной, как...; не что иное, как..., никто иной не...; ничто иное не...;
- слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4) в написании ы и и после приставок;
5) в собственных именах нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания постав лен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипной ошибкой считается написание орфограммы, регулируемой одним правилом, например, правописание безударных гласных, не с глаголами, дефис после приставок и наречиях, н и нн в прилагательных, образованных от существительных и т. д. При этом первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются на одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой. Нормы оценки диктантов следующие:
Оценка «5» ставится за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии и работе трех орфографических и трех пунктуационных ошибок, или двух орфографических и четырех пунктуационных, или пяти пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.
Оценка «3» выставляется при наличии пяти орфографических и пяти пунктуационных ошибок, или четырех орфографических и пяти пунктуационных ошибок, или девяти пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических.
В V классе допускается выставление оценки «3» за диктант при шести орфографических и пяти пунктуационныхошибках.
Оценка «2» ставится при наличии восьми орфографических и восьми пунктуационных ошибок, или семи орфографических и девяти пунктуационных, или шести орфографических и десяти пунктуационных, или девяти орфографических и семи пунктуационных.
При некоторой вариативности количества ошибок следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Такой предел для оценки «З»— пять орфографических ошибок (для V класса — шесть орфографических ошибок). Для оценки.«2» — девять орфографических ошибок.
Усвоение орфографии по определенной теме или разделу можно проверить при помощи словарного диктанта1.Начиная с V класса, словарные диктанты могут быть как обучающие, так и контрольные.
Словарный диктант может состоять:
в V классе из 10 -15 слов,
в VI - из 15 - 20 слов,
в VII - из 20 -25 слов,
в VIII - из 25 - 30 слов,
в IX - из 30-35 слов,
в X-XI - из 35-40 слов.
В диктант целесообразно включать слова, содержащие специфические трудности (непроизносимые согласные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные и т. д.).
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, 3—4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Объем диктанта может быть сокращен примерно на 15 слов, если он сопровождается дополни тельным заданием.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
оценка «5» ставится, если все задание выполнено правильно;
оценка «4» ставится, если правильно выполнено не менее 2/3 задания;
оценка «3» ставится за работу, в которой правильно вы полнено не менее половины задания;
оценка «2» ставится за работу, в которой правильно вы полнено менее половины задания;
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
3. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Для изложения следует брать законченный отрывок из прочитанного ранее литературно-художественного произведения или законченные по смыслу, безукоризненные по языку тексты, принадлежащие к разным типам речи и стилю (в зависимости от программного учебного материала того или другого класса). Тексты для изложений должны отвечать требованиям нравственно-эстетического воспитания учащихся и содержанию учебной программы данного класса.
С помощью изложений проверяют умения раскрыть тему данного текста, передать его основную мысль, использовать языковые средства в соответствии с темой и задачей высказывания, а также грамматические знания, орфографические, пунктуационные умения и навыки.
Текст изложения должен быть доступен учащимся. Новые слова и выражения следует объяснить и в целях усвоения правописания выписать их на классной доске.
Примерный объем текстов для изложения:
в V классе — 90—120 слов,
в VI классе — 120—170 слов,
в VII классе — 170—220 слов,
в VIII классе — 220—320 слов,
в IX—XI классах — 320—420 слов.
Темы контрольных сочинений должны усложняться от класса к классу. При этом учитывается, насколько глубоко и полно раскрыта тема. При сдвоенном (двухчасовом) уроке объем контрольного классного сочинения должен быть примерно таким:
для V—VI классов — 0,5—1 страница,
для VII—VIII классов -- 1—2 страницы,
для IX класса — 2—2,5 страницы,
для X класса — 2,5—3,5 страницы,
для XI класса — 3,5—6 страниц.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, от их общего развития.
С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Кроме того, при оценке письменных работ следует обращать внимание на логическую последовательность как при передаче содержания готового текста (изложение), так и при построении самостоятельного высказывания (сочинение), на умение членить текст на абзацы, связывать предложения между собой, использовать разнообразные выразительные средства языка. Изложения и сочинения оцениваются двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки — по русскому языку, за исключением тех случаев, когда сочинение проводят с целью проверки знаний по литературе. В этом случае первая оценка, за содержание и речь, считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оцениваются по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность и логичность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых ошибок и речевых недочетов в содержании. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Критерии оценки изложений я сочинений:
Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Первая оценка не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
4. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимы и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
6. Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2».
В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |||
Теоретические уроки | Контр. раб + анализ | Р.р | ||||
1 | Международное значение русского языка | 1 | 1 | |||
2 | Повторение изученного в 5-8 классах | 13 | 9 | 2+1 | 1 | |
3 | Сложное предложение. Культура речи | 11 | 7 | 1+1 | 2 | |
4 | Сложносочиненные предложения | 9 | 6 | 1+1 | 1 | |
5 | Сложноподчиненные предложения | 7 | 4 | 1+1 | 1 | |
6 | Основные группы сложноподчиненных предложений | 30 | 22 | 2+2 | 4 | |
7 | Бессоюзные сложные предложения | 12 | 9 | 1+1 | 1 | |
8 | Сложные предложения с различными видами связи | 11 | 9 | 1 | 1 | |
9 | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | 8 | 8 | |||
Итого: | 102 | 75 | 16 | 11 |
Календарно-тематическое планирование
уроков русского языка в 9А классе
№ ур | Тема | Тип | Элемент содержания | Требования к уровню понятий | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | |||
Международное значение русского языка (1 ч.) | ||||||||||
1 | Международное значение русского языка | Урок общеметодической направленности | Изучение содержания параграфа, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы | Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждения | Фронтальный опрос | |||||
Повторение изученного в 5-8 классах (13 ч.) | ||||||||||
2 | Входная контрольная работа | К.Р. Урок развивающего контроля | Работа в формате ВПР | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Работа в формате ВПР | |||||
3 | Устная и письменная речь | Урок общеметодической направленности | Связь между устной и письменной речью, отличие | Научиться определять языковые и композиционные признаки устной и письменной речи | Составление текста-рассуждения по алгоритму | |||||
4 | Монолог. Диалог | Урок общеметодической направленности | Виды речи | Научиться составлять монологи и диалоги | Составление рассуждения на лингвистическую тему Комплексное повторение изученных орфограмм | |||||
5 | Стили речи | Урок общеметодической направленности | Основные стилистические разновидности языка | Научиться применять алгоритм определения стиля речи | Конструирование текстов разных стилей | |||||
6 | Сочинение-описание | Р.Р. Урок рефлексии | Сочинение-описание упр. 22 | Научиться применять алгоритм определения стиля речи | Конструирование текста-описания | |||||
7 | Простое предложение и его грамматическая основа | Урок общеметодической направленности | Формирование у учащихся деятельностных способностей | Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Комплексный анализ текста | |||||
8 | Простое предложение и его грамматическая основа | Урок рефлексии | Формирование у учащихся деятельностных способностей | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Коллективное выполнение заданий по дидактическому материалу | |||||
9 | Предложения с обособленными членами | Урок общеметодической направленности | Формирование у учащихся деятельностных способностей | Научиться применять правила обособления в простом предложении | Групповая работа по вариантам | |||||
10 | Предложения с обособленными членами | Урок общеметодической направленности | Формирование у учащихся деятельностных способностей | Научиться применять правила обособления в простом предложении | Работа в парах | |||||
11 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | Урок рефлексии | Формирование у учащихся способностей к рефлексии | Научиться применять правила выделения на письме вводных слов, вставных конструкций, обращений | Тестовые задания | |||||
12 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | Урок общеметодической направленности | Формирование у учащихся деятельностных способностей | Научиться применять правила выделения на письме вводных слов, вставных конструкций, обращений | Конструирование и анализ текста | |||||
13 | Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием | К.Р. Урок развивающего контроля | Диктант, грамматические задания | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Диктант, грамматические задания | |||||
14 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | Р.Р. Урок рефлексии | Работа над ошибками | Научиться производить самокоррекцию | Работа над ошибками | |||||
Сложное предложение. Культура речи (11 ч.) | ||||||||||
15 | Понятие о сложносочиненном предложении | Урок общеметодической направленности | Отличие простого предложения от сложного. | Научиться проводить самодиагностику результатов изучения темы | Самостоятельная работа по упражнениям учебника | |||||
16 | Понятие о сложносочиненном предложении | Р.Р. Урок рефлексии | Знаки препинания | Научиться применять правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении | Объяснительный диктант | |||||
17 | Понятие о сложносочиненном предложении | Урок общеметодической направленности | Знаки препинания | Научиться применять правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении | Фронтальная беседа | |||||
18 | Союзныеи бессоюзные сложные предложения | Урок «открытия» нового знания | Части бессоюзного сложного предложения. Интонация | Научиться использовать правила постановки знаков препинания в сложном предложении | Построение схем предложения | |||||
19 | Союзные и бессоюзные сложные предложения | Урок рефлексии | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | Научиться применять алгоритм проведения синтаксического и пунктуационного разборов предложения | Разборы предложений | |||||
20 | Сочинение по картине | Р.Р. Урок общеметодической направленности | Сочинение по картине упр. 52 | Научиться использовать правила постановки знаков препинания в сложном предложении | Компрессия текста художественного стиля | |||||
21 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения | Урок общеметодической направленности | Знаки препинания в сложных предложениях | Научиться использовать правила постановки знаков препинания в сложном предложении | Групповая работа над ошибками | |||||
22 | Интонация сложного предложения | Урок рефлексии | Знаки препинания в сложных предложениях | Научиться использовать правила постановки логического ударения в сложном предложении | Объяснительный диктант | |||||
23 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Р.Р. Урок общеметодической направленности | Сочинение-рассуждение упр. 59 | Научиться использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения | Сочинение | |||||
24 | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием | К.Р. Урок развивающего контроля | Диктант, грамматические задания | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Диктант, грамматические задания | |||||
25 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте и в сочинении | Р.Р. Урок рефлексии | Работа над ошибками | Научиться производить самокоррекцию | Работа над ошибками Самостоятельная и парная лабораторная работа | |||||
Сложносочиненные предложения (9 ч.) | ||||||||||
26 | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях | Урок «открытия» нового знания | Сложносочиненное предложение. Разновидности смысловых отношений в ССП | Научиться использовать правила постановки знаков препинания в сложном предложении | Объяснительный диктант | |||||
27 | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами | Урок рефлексии | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами | Научиться использовать правила постановки знаков препинания в сложном предложении | Групповая работа над ошибками | |||||
28 | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами | Урок рефлексии | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами | Научиться применять алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении | Лингвистическое рассуждение | |||||
29 | Сложносочиненные предложения с противительными союзами | Урок рефлексии | Сложносочиненные предложения с противительными союзами | Научиться применять алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении | Самостоятельная работа | |||||
30 | Разделительные знаки препинания между частями ССП. | Р.Р. Урок рефлексии | Разделительные знаки препинания между частями ССП. | Научиться производить синтаксический и пунктуационный разборы | Синтаксический и пунктуационный разборы ССП | |||||
31 | Сочинение по картине | Р.Р. Урок общеметодической направленности | Сочинение по картине упр. 74 | Научиться использовать правила постановки знаков препинания в сложном предложении | Компрессия текста художественного стиля | |||||
32 | Синтаксический и пунктуационный разборы ССП | Урок рефлексии | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | Научиться производить синтаксический и пунктуационный разборы | Синтаксический и пунктуационный разборы ССП | |||||
33 | Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием | К.Р. Урок развивающего контроля | Диктант, грамматические задания | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Диктант, грамматические задания | |||||
34 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте и в сочинении | Р.Р. Урок рефлексии | Работа над ошибками | Научиться производить самокоррекцию | Работа над ошибками | |||||
Сложноподчиненные предложения (7 ч.) | ||||||||||
35 | Понятие о сложноподчиненном предложении | Урок общеметодической направленности | Понятие о сложноподчиненном предложении. Главное и придаточное предложения | Научиться применять алгоритм определения сложноподчиненного предложения | Самостоятельная и парная лабораторная работа | |||||
36 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП | Урок рефлексии | Подчинительные союзы. Союзные слова | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблем | Объяснительный диктант | |||||
37 | Союзы и союзные слова в СПП | Урок рефлексии | Подчинительные союзы. Союзные слова | Научиться различать союзы и союзные слова | Выборочный диктант | |||||
38 | Роль указательных слов в СПП | Урок рефлексии | Роль указательных слов в СПП | Научиться определять роль указательных слов в СПП | Лабораторная работа по вариантам | |||||
39 | Сочинение на лингвистическую тему | Р.Р. Урок общеметодической направленности | Сочинение упр. 101 | Научиться использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения | Сочинение | |||||
40 | Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием | К.Р. Урок развивающего контроля | Диктант, грамматические задания | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон | Диктант, грамматические задания | |||||
41 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте и в сочинении | Р.Р. Урок рефлексии | Работа над ошибками | Научиться производить самокоррекцию | Работа над ошибками | |||||
Основные группы сложноподчиненных предложений (30 ч.) | ||||||||||
42 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | Урок общеметодической направленности | Основные группы СПП. Признаки придаточных определительных | Научиться находить СПП с придаточным определительным | Самостоятельная работа | |||||
43 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | Урок рефлексии | Признаки придаточных определительных | Научиться находить СПП с придаточным определительным | Анализ текста | |||||
44 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | Урок рефлексии | Признаки придаточных определительных | Научиться находить СПП с придаточным определительным | Работа с интерактивной доской | |||||
45 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | Урок «открытия» нового знания | Признаки придаточных изъяснительных | Научиться находить СПП с придаточным изъяснительными | Коллективная работа с интерактивной доской | |||||
46 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | Урок общеметодической направленности | Признаки придаточных изъяснительных | Научиться находить СПП с придаточным изъяснительными | Синтаксический анализ предложения | |||||
47 | Сжатое изложение | Р.р. Урок рефлексии | Сжатое изложение упр. 123 | Научиться использовать алгоритм написания сжатого изложения | Краткий пересказ текста | |||||
48 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | Урок общеметодической направленности | Признаки придаточных обстоятельственных | Научиться составлять текст по данному началу | Составление текста по данному началу | |||||
49 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | Урок общеметодической направленности | Признаки придаточных обстоятельственных | Научиться производить синтаксический анализ СПП с придаточнымобстоятельственн | Синтаксический анализ предложения | |||||
50 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места | Урок общеметодической направленности | Признаки придаточных обстоятельственных | Научиться производить синтаксический анализ СПП с придаточнымобстоятельственн | Синтаксический анализ предложения | |||||
51 | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия | Урок общеметодической направленности | Признаки придаточных предложений цели, причины, условия, уступки, следствия | Научиться определять придаточные цели, причины, условия, уступки, следствия | Конструирование текста со СПП | |||||
52 | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия | Урок рефлексии | Признаки придаточных предложений цели, причины, условия, уступки, следствия | Научиться определять придаточные цели, причины, условия, уступки, следствия | Лабораторная работа в парах | |||||
53 | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия | Урок рефлексии | Признаки придаточных предложений цели, причины, условия, уступки, следствия | Научиться определять придаточные цели, причины, условия, уступки, следствия | Составление текста-рассуждения на лингвистическую тему | |||||
54 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнительными | Урок рефлексии | Признаки придаточных предложений образа действия, меры, степени, сравнительными | Научиться определять придаточные образа действия, меры, степени, сравнительными | Комплексный анализ текста | |||||
55 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнительными | Урок общеметодической направленности | Признаки придаточных предложений образа действия, меры, степени, сравнительными | Научиться определять придаточные образа действия, меры, степени, сравнительными | Выполнение тестовых заданий | |||||
56 | Сочинение по картине | Р.Р. Урок общеметодической направленности | Сочинение по картине упр. 166 | Научиться применять алгоритм написания сочинения по картине | Сочинение по картине | |||||
57 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них | Урок общеметодической направленности | Структура СПП с несколькими придаточными | Научиться определять предложения с несколькими придаточными | Объяснительный диктант | |||||
58 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них | Урок общеметодической направленности | Научиться определять предложения с несколькими придаточными | Творческая работа по дидактическому материалу | ||||||
59 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них | Урок общеметодической направленности | Научиться определять предложения с несколькими придаточными | Написание сжатого изложения | ||||||
60 | Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием | К.Р. Урок развивающего контроля | Диктант, грамматические задания | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон | Диктант, грамматические задания | |||||
61 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | Р.Р. Урок рефлексии | Работа над ошибками | Научиться производить самокоррекцию | Работа над ошибками | |||||
62 | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения | Урок общеметодической направленности | План синтаксического разбора СПП | Научиться производить синтаксический разбор СПП | Сочинение-рассуждение лингвистического характера | |||||
63 | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения | Урок рефлексии | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения | Научиться производить синтаксический разбор СПП | Конспект статьи-справочника | |||||
64 | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения | Урок рефлексии | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения | Научиться реализовывать алгоритм проведения синтаксического разбора СПП | Синтаксический разбор СПП | |||||
65 | Изложение | Р.Р. Урок общеметодической направленности | Изложение упр. 177 | Научиться применять алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | Изложение | |||||
66 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении | Урок рефлексии | Работа над ошибками | Научиться производить самокоррекцию | Работа над ошибками | |||||
67 | Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения | Урок рефлексии | Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения | Научиться применять алгоритм проведения пунктуационного разбора СПП | Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения | |||||
68 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Р.Р. Урок общеметодической направленности | Сочинение-рассуждение упр. 184 | Научиться применять алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | Сочинение-рассуждение | |||||
69 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении | Урок рефлексии | Работа над ошибками | Научиться производить самокоррекцию | Работа над ошибками | |||||
70 | Контрольное тестирование №1 по теме «Сложноподчиненное предложение» | К.Р. Урок развивающего контроля | Тесты | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон | Тесты | |||||
71 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании | Урок общеметодической направленности | Работа над ошибками | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон | Работа над ошибками | |||||
Бессоюзные сложные предложения (12 ч.) | ||||||||||
72 | Понятие о бессоюзном сложном предложении | Урок общеметодической направленности | Признаки бессоюзных сложных предложений | Научиться определять бессоюзные сложные предложения по их грамматическим признакам | Работа в парах | |||||
73 | Интонация в бессоюзном сложном предложении | Урок общеметодической направленности | Интонация в бессоюзном сложном предложении | Научиться определять интонационный рисунок бессоюзного сложного предложения | Лабораторная работа в группах | |||||
74 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | Урок рефлексии | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | Научиться определять бессоюзные сложные предложения со значением перечисления по их грамматическим признакам | Лабораторная работа | |||||
75 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | Урок рефлексии | Запятая и точка с запятой в БСП | Научиться применять алгоритм постановки точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях | Самостоятельная работа по материалу учебника | |||||
76 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП | Урок рефлексии | Двоеточие в БСП | Научиться применять алгоритм постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях | Выборочный диктант | |||||
77 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП | Урок рефлексии | Двоеточие в БСП | Научиться применять алгоритм постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях | Анализ художественного текста | |||||
78 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП | Р.Р. Урок общеметодической направленности | Тире в БСП | Научиться применять алгоритм постановки тире в бессоюзных сложных предложениях | Комплексный анализ текста | |||||
79 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП | Урок рефлексии | Тире в БСП | Научиться применять правило применения тире в БСП | Объяснительный диктант | |||||
80 | Сочинение по картине | Р.Р. Урок общеметодической направленности | Сочинение по картине упр. 202 | Научиться применять алгоритм написания сочинения по картине | Сочинение по картине | |||||
81 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения | Урок рефлексии | Научиться применять алгоритм проведения пунктуационного и синтаксического разборов предложения | Разборы предложений | ||||||
82 | Контрольное тестирование №2 по теме «бессоюзное сложное предложение» | К.Р. Урок развивающего контроля | Тесты | Научиться применять алгоритм самокоррекции | Тесты | |||||
83 | Анализ ошибок, допущенных в тестировании и в сочинении | Урок рефлексии | Работа над ошибками | Научиться производить самокоррекцию | Работа над ошибками | |||||
Сложные предложения с различными видами связи (11 ч.) | ||||||||||
84 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | Урок общеметодической направленности | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | Научиться применять алгоритм определения состава сложного предложения | Лабораторная работа в парах | |||||
85 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | Урок рефлексии | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | Научиться применять алгоритм определения состава сложного предложения | Самостоятельная работа по тексту публицистического стиля | |||||
86 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | Урок рефлексии | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | Научиться употреблять условия союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях | Составление памятки | |||||
87 | Сочинение по картине | Р.Р. Урок общеметодической направленности | Сочинение по картине упр. 213 | Научиться применять алгоритм написания сочинения по картине | Сочинение по картине | |||||
88 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Компрессия текста | Урок рефлексии | Работа над ошибками. Компрессия текста | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон | Работа над ошибками. Компрессия текста | |||||
89 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Урок общеметодической направленности | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Научиться применять алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Комплексный анализ текста | |||||
90 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Урок рефлексии | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Научиться применять алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Комплексный анализ текста | |||||
91 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | Урок рефлексии | Разбор предложений | Научиться применять алгоритм синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения | Разбор предложений | |||||
92 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | Урок рефлексии | Разбор предложений | Научиться применять алгоритм синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи | Разбор предложений | |||||
93 | Публичная речь | Р.Р. Урок рефлексии | Особенности публичной речи | Научиться применять алгоритм построения публичной речи | Работа с интерактивной доской | |||||
94 | Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием | К.Р. Урок развивающего контроля | Диктант, грамматические задания | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон | Диктант, грамматические задания | |||||
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (9 ч.) | ||||||||||
95 | Фонетика и графика | Урок рефлексии | Разделы науки о языке. Фонетика и графика | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон | Работа в парах | |||||
96 | Лексикология (лексика), фразеология | Урок рефлексии | Разделы науки о языке. Лексика, фразеология | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон | Лабораторная работа с художественным текстом | |||||
97 | Морфемика | Урок рефлексии | Разделы науки о языке. Морфемика | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон | Работа с интерактивной доской | |||||
98 | Словообразование | Урок рефлексии | Разделы науки о языке. Словообразование | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон | Лабораторная работа с художественным текстом | |||||
99 | Морфология | Урок рефлексии | Разделы науки о языке. Морфология | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон | Работа над ошибками в домашнем задании | |||||
100 | Синтаксис | Урок рефлексии | Разделы науки о языке Синтаксис | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон | Выборочный диктант | |||||
101 | Орфография. Пунктуация | Урок рефлексии | Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон | Объяснение орфограмм и пунктограмм | |||||
102 | Итоговое тестирование | К.Р. Урок развивающего контроля | Тесты | Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон | Тесты |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
- Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина; научный редактор Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2020.
- ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/под ред.И.П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2022.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Егорова Н. В. "Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс". Москва, Вако, 2021.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://www.yaklass.ru/
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
htpps://nsportal.ru/
- http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
- http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в – обучении
- http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
- http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm Дистанционная поддержка учителей-словесников
- http://ruslit.ioso.ru Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...