Разряды количественных числительных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Антонова Валерия Александровна

Цель: научить распознавать разряд количественного числительного по значению.

Задачи:

  • научить группировать количественные числительные по разрядам;
  • повторить правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением;
  • повторить правописание безударной гласной в корне, непроверяемой ударением;
  • повторить правописание гласной в корнях с чередованием;
  • повторить правописание слов с удвоенными согласными;
  • развивать культуру речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разряды количественных числительных

Цель: научить распознавать разряд количественного числительного по значению.

Задачи:

  • научить группировать количественные числительные по разрядам;
  • повторить правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением;
  • повторить правописание безударной гласной в корне, непроверяемой ударением;
  • повторить правописание гласной в корнях с чередованием;
  • повторить правописание слов с удвоенными согласными;
  • развивать культуру речи.

Этапы

Ход урока

Оценки

I. Орг. момент

    Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь! Скажите, кто сегодня отсутствует?  

II.Объяснение нового  материала

    Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать со «Сказки о том, как ноль стал королем», но сказка эта уже очень старенькая, поэтому некоторые слова в ней потерялись. Нам нужно восстановить эти слова и прочитать сказку.

*Учитель по очереди просит прочитать сказку учеников: Лера, Илья, Эмилия, Настя, Маша.

Сказка о том, как ноль стал королём

    На страницах учебника русского языка для шестого класса есть страна Имя числительное. В этой стране живут числа. У них все равны. В стране Имя числительное нет короля, но они нисколько не огорчаются, потому что когда нет главных, жизнь гораздо легче и веселее, а числа как раз любят повеселиться. СЛАЙД Вот такие законы царят в этой стране: 1) имя числительное – часть речи, которая обозначает … (число), … (количество) предметов и … (порядок) предметов при счете; 2) имена числительные делятся на … (количественные) и порядковые; 3) количественные числительные отвечают на вопрос … (сколько)?, а … (порядковые) – какой?, который?; 4) … (количественные) числительные изменяются по падежам, а … (порядковые) – по родам, числам и падежам; 5) в предложении количественные числительные могут быть … (любым членом), а порядковые – … (только определением).

    Но все же правитель нужен в любой стране, и это подтвердил такой случай. СЛАЙД

    Однажды прогуливались по парку числительное восемь, две пятых, трое, обсуждали законы, царящие в их государстве.  Вдруг Трое говорит: «Ребята, мы ведь с вами разные, а относимся к одной группе – количественные числительные, что же это такое?» Это восклицание не давало покоя ни ему, ни его друзьям. Каждый день они все больше и больше думали об этом, делились своими мыслями с другими числительными, и вскоре это вопрос стал волновать всю страну. «Почему такие разные количественные числительные относятся к одной группе? Неужели их никак нельзя разделить еще на несколько групп?» СЛАЙД

    Долго мучал этот вопрос жителей страны Имя числительное, поэтому они решили издать указ, гласящий: «Тот, кто сможет разделить количественные числительные на группы, будет награжден званием короля страны Имя числительное».  

    Первым справился ноль. Он предложил разделить количественные числительные на целые числа (восемь конфет, пятнадцать человек),  дробные числительные (две пятых пути, семь восьмых всей массы) и собирательные числительные (трое щенят, семеро учеников). СЛАЙД

    Количественным числительным понравилось такое деление, поэтому в стране был принят новый закон: «Количественные числительные делятся на целые числа, дробные числа и собирательные», а ноль был провозглашен королем страны Имя числительное. СЛАЙД

    Ребята, после прочтения сказки,  как вы думаете, какую тему мы будем с вами сегодня изучать?

    Ответ: «Разряды количественных числительных».

    Правильно. Откройте ваши тетради и запишите: «Двадцать шестое февраля», «Классная работа» и тему урока «Разряды количественных числительных».

*Число, «Классная работа» и тема урока появляются на экране

    Ребята, как вы поняли из сказки, на какие разряды делятся количественные числительные?

    Ответ: «Количественные числительные делятся на целые числа, дробные числа и собирательные».

    Ребята, перенесите схему, которую вы видите на экране в тетрадь.

*Схема появляется на экране

*Пока ученики переносят схему в тетрадь, учитель раздает таблицу, которую ученики будут заполнять в течение урока

СЛАЙД

    Ребята, я раздала вам таблицу, которую вы сейчас можете видеть и на экране. Чтобы заполнить графу «Примеры» в таблице, мы выполним небольшое упражнение. Внимание на экран. СЛАЙД

    Упр. Определите разряд количественных числительных. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Запишите словосочетание в графу таблицы «Примеры», выбрав нужный разряд.

    Два р…стка, одна четвертая те(р, рр)итории, семеро кр…льчат, одна десятая килогра(м, мм)а, четыре ба(с, сс)ейна, двое м…двежат.

    Два (целые числа) ростка, одна четвертая (дробные) территории, семеро (собирательные) крольчат, одна десятая (дробные) килограмма, четыре (целые числа) бассейна, двое (собирательные) медвежат.

     Ребята, как вы думаете, какие числительные можно отнести к разряду целые числа?

    Ответ: «Два, четыре».

    Правильно, давайте запишем в графу примеры словосочетания с этими числительными. Никита, иди к доске и запиши словосочетания, объясняя орфограммы.

    Ребята, а какие числительные мы отнесем к разряду дробные числительные?

    Ответ: «Одна четвертая, одна десятая».

    Правильно, давайте запишем в графу примеры словосочетания с этими числительными. Саша, иди к доске и запиши словосочетания, объясняя орфограммы.

    Ребята, а какие числительные относятся к разряду собирательные числительные?

     Ответ: «Семеро, двое».

    Правильно, давайте запишем в графу примеры словосочетания с этими числительными. Ксюша, иди к доске и запиши словосочетания, объясняя орфограммы. СЛАЙД

    Ребята, обратите внимание на экран. Проверьте, все ли правильно вы записали.

    Ребята, как вы думаете, что обозначают целые числа? И какие числа относятся к этому разряду?

   Ответ: «Целые числа обозначают целые числа, к этому разряду относятся такие числа, как два, три, четыре, пять и т.д.».

   Правильно. Давайте запишем в нашу табличку в графу «Значение» «обозначают целые числа».

   А что, как вы думаете, обозначают дробные числительные?

   Ответ: «Дробные числительные обозначаю часть от целого».

    А что еще?

   Ответ: «Целое число и его часть».

   Давайте запишем  в табличку в графу «Значение» «обозначают часть от целого или целое число и его часть». 

   Ребята, как вы думаете, что обозначают собирательные числительные?

   Ответ: «Собирательные числительные обозначают совокупность предметов».

    Давайте запишем в табличку в графу «Значение» «обозначают совокупность предметов». СЛАЙД

   Ребята, обратите внимание на экран. Проверьте, все ли правильно вы записали. СЛАЙД

   Ребята, откройте ваши учебники на стр. 251. Прочитайте то, что находится в оранжевой рамочке под цифрой 3.

   Все ли понятно из того, что вы прочитали.

  Ответ: «Да».

   Хорошо. Тогда, Лера, скажи, с какими существительными сочетаются собирательные числительные?

   Ответ: «Во-первых, с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей; во-вторых, с именами существительными, обозначающими детенышей животных; в-третьих, с именами существительными, употребляющимися только во множественном числе».

   Правильно. Теперь мы можем приступить к выполнению упражнений. Обратите внимание на экран. СЛАЙД

III. Закрепление нового материала

   Упр. Образуйте все возможные сочетания числительных с существительными.

    Пятеро: мужчина, женщина, парта, лев.

    Семеро: картина, вратарь, командир, ножницы.

    Четверо: студент, школьница, кошка, стул.

    Двое: дети, работница, стена, котенок.

   Пятеро мужчин, пятеро львов.

   Семеро вратарей, семеро командиров, семеро ножниц.

   Четверо студентов, четверо стульев.

   Двое детей, двое котят.

*Упражнение выполняется устно. Учитель спрашивает четверых учеников.

    Саша, образуй все возможные сочетания числительного пятеро с существительными.

    Ответ: «Пятеро мужчин, пятеро львов».

    Правильно. Маша,  образуй все возможные сочетания числительного семеро с существительными. 

    Ответ: «Семеро вратарей, семеро командиров, семеро ножниц».

        Правильно. Эмилия,  образуй все возможные сочетания числительного четверо с существительными.

    Ответ: «Четверо студентов, четверо стульев».

        Правильно. Катя,  образуй все возможные сочетания числительного двое с существительными. 

    Ответ: «Двое детей, двое котят». СЛАЙД

   

 Упр. 615 (стр. 249) Прочитайте дробные числительные.

    1/3; 2/4; 3/5; 1 2/5; 3 1/2; 4,5; 7,3; 8,4.

    Одна третья, две четвертых, три пятых,  одна целая две пятых, три целых одна вторая, четыре целых пять десятых, семь целых три десятых, восемь целых четыре десятых.

*Упражнение выполняется устно, по цепочке.

СЛАЙД

   Упр. Запишите предложения. Числа замените словами. Определите разряды количественных  числительных.

    1) Если от 30 отнять 16, останется 14. 2) Если к 18 прибавить 12, получится 30. 3) 2/7 больше 2/14. 4) 3-е мальчиков из 5-го подъезда устроили во дворе шумный спор. 5) Утка с 11 утятами пробивалась к озеру. 6) 2-е медвежат играли на полянке в лесу. 7) 1/4 класс уехала на соревнования по баскетболу.

    1) Если от тридцати (целое число) отнять шестнадцать (целое число), останется четырнадцать (целое число). 2) Если к восемнадцати (целое число) прибавит двенадцать (целое число), получится тридцать (целое число). 3) Две седьмых (дробное) больше двух четырнадцатых (дробное). 4) Трое (собирательное) мальчиков из пятого (порядковое) подъезда устроили во дворе шумный спор. 5) Утка с одиннадцатью (целое число) утятами пробивалась к озеру. 6) Двое (собирательное) медвежат играли на полянке в лесу. 7) Одна четвертая (дробное) класса уехала на соревнования по баскетболу.

*Упражнение выполняется письменно. Учитель по очереди вызывает учеников к доске. СЛАЙД

IV. Рефлексия

    Ребята, сегодня на уроке мы изучили тему «Разряды количественных числительных». Хотела бы попросить, чтобы каждый из вас провел интервью для соседа по парте по теме нашего урока. СЛАЙД

V. Д/з

    Наш урок подходит к концу, поэтому откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. Дома вам нужно выучить правила на страницах 245, 249 и 251, а  также выполнить упражнение 617, в котором вам нужно будет составить словосочетания с дробными числительными.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Разряды количественных числительных"

Тема урока:  «Разряды количественных числительных». Цели урока.Познавательные:- научить различать разряды количественных числительных.Практические:- повторить ранее изученный материал ...

Разряды количественных числительных

Это третий урок по разделу Имя числительное...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Разряды количественных числительных"

Тема урока: Разряды количественных числительных.Цель урока: научить различать разряды количественных числительных.Повторить теоретический материал о числительном.Повторить правописание словарных слов....

Урок открытия нового знания "Разряды количественных числительных"

Методическая цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия дл...

Урок русского языка в 6 классе на тему: «Разряды количественных числительных».

Цель урока: познакомить с  разрядами количественных числительных,учить правильно определять их разряды.Задачи:1. Дидактическая  –  расширение знаний учащихся о числительном..2. Ра...