Урок русского языка в 5 классе «Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Матвеева Ирина Борисовна

Урок русского языка в 5 классе

«Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

«Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа»

Цели:

-  - формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;

- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

- содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах.

 Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация ранее изученного
  1. Подготовка к словарному диктанту:

Спартакиада, космонавт, Великая Отечественная война, мечта, платформа, канал, стадион, вагон, бинокль, фотоаппарат, телевизор, телефон, балкон, почерк, арена, аромат, здесь, слева, вправо, шоколад, шоссе, парашют, жюри, росток, профессия.

  1. Синтаксический разбор:

Солнце поднялось из-за верхушек огромного соснового бора  и осветило болото.

3. Из предложений выписать глаголы, определить их вид, поставить в н.ф., определить спряжение, поставить в 1 лицо ед.ч и мн.ч.наст. вр. Или буд. времени

Образец:  Поднялось ( сов.в.) – н.ф.подняться (1 спр.), поднимусь, поднимемся

Пробуждается (несов.в) – н.ф.пробуждаться (1 спр.), пробуждаюсь, пробуждаемся.

 II . Актуализация знаний.

  - Скажите, для чего нужен в слове мягкий знак?

  - Мягкий знак в слове нужен для обозначения мягкости согласных.

  - Приведите примеры.

  - Камень, угорь, кафель и т. д.

  - Еще какую роль выполняет мягкий знак в слове?

  - Разделительный мягкий знак.

  - Примеры?

  - Вьюга, деревья, семья, компьютер и т. д.

  - В каких же случаях ставим разделительный мягкий знак?

-Разделительный мягкий знак ставится  после мягких согласных перед

         е, ё, ю, я, и.

  - Сейчас, ребята, посмотрите на доску. На доске слова, написанные в два  столбика.

речь

ночь

глушь

степь

Беречь

Стеречь

Жечь

Уберечь

- Скажите, обозначает ли мягкость Ь в данных слова? Почему?

  - Нет, не обозначает, потому что шипящие ж и ш всегда твердые, а ч и щ   всегда мягкие.

  - Почему же ставится мягкий знак в этих словах?

  - В первом столбике написаны слова женского рода, а во втором столбике –   глаголы неопределенной формы.

  Таблица-круг «Тройная роль мягкого знака в русской орфографии»

- Правильно, ребята.  Итак, ь знак играет три роли: ь – показатель мягкости,   разделительный знак, ь – грамматический показатель.

III. Постановка темы и целей урока. Формирование умений и навыков.

  Итак, ребята, сформулируйте тему урока: «Правописание Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа».

  Какие цели урока? (закрепить правописание Ь после шипящих в глаголах 2 л. ед. ч., научиться выделять орфограмму)

  - В каких глаголах после шипящих ставится мягкий знак? (Мягкий знак ставится в глаголах неопределенной формы и 2-го лица единственного числа, Ь является грамматическим показателем).

  1. Изучение нового материала
  1. Проспрягайте глагол пью.

  1. л. (Я) пью

       2 л. (ТЫ) пьешь

       3 л. (ОН) пьет

(МЫ) пьем

(ВЫ) пьете

(ОНИ) пью

- Какое окончание имеет глагол во II лице единственном числе?

- -ёшь

- После шипящего Ш ставим Ь. Какую роль выполняет мягкий знак в этом  слове? Выделим орфограмму.

- Здесь  Ь является грамматическим показателем.

-В глаголах 2-го лица единственного числа после Ш ставим Ь…

2. Работа по учебнику

Стр. 130 п.121 – чтение, анализ

IV. Закрепление изученного: 

-записать глаголы, поставить их во второе лицо, ед. ч., выделить окончание

      Прыгать ,  хочу,  кричу,     застрять, лить,   бороться, забыть,  кормить ,              говорю

упр. 691

  1. Итог урока
  2. Домашнее задание: п.120, упр. 690

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

Конспект урока русского языка 1 класс "Мягкий знак - показатель мягкости"

Задачи:- расширить представления обучающихся о мягком знаке – показателе мягкости;- совершенствовать умение правильно писать слова;- формировать умение работать в паре;- организовывать самооценивание ...

Урок по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс

Урок разработан в соответствиии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих"

Комбинированный урок по русскому языку. Второй урок по счету, на котором учащиеся вспоминают правило, систематизируют свои знания и учатся применять правило на письме. Урок сопровождается презентацией...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа

Предлагается информационный и дидактический материал, задания  для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)

Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный  и контролирующий материал по изучаемой теме....