Технологическая карта урока по теме «Официально-деловой стиль речи» 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Технологическая карта урока
по теме «Официально-деловой стиль речи»
6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 38.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
по теме «Официально-деловой стиль речи»
6 класс
Предмет: русский язык
Класс: 6-ой
УМК: Русский язык. 6 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2015.
Программа: М.Т. Баранов и др. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.
Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2015.
Тип урока: урок развития речи
Цель урока: познакомить обучающихся с официально-деловым стилем, помочь освоить его особенности, совершенствовать умение составлять заявление, учитывая его структуру; обеспечить языковое развитие обучающихся; воспитывать внимательное отношение к слову.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: знать понятие «официально-деловой стиль речи», его особенности (сферу употребления, цель, языковые средства, стилевые черты), уметь реализовывать тексты заявления;
метапредметные:
регулятивные – целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и
осознание обучающимися того, что уже освоено и что ещё предстоит
освоить;
познавательные – структурируют знания, извлекая информацию;формируют
умения систематизировать материал в виде таблицы; превращать краткую
запись таблицы в связный текст;
коммуникативные – соблюдение правил речевого поведения,умение
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
личностные– способность к самооценке своих действий, осознание своих
эмоций.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, индивидуальная,
в парах, фронтальная.
Оборудование: карточки для работы в парах, толковые словари.
Основные понятия: официально-деловой стиль, заявление, стандарт, текст.
Ход урока
Этап урока и его цель | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент Цель – обеспечение сосредоточенного внимания при получении новых знаний | Приветствует обучающихся | Приветствуют учителя,готовятся к работе. | К.Уметь слушать учителя Л. Осознавать свои эмоции |
II.Актуализация знаний. Цель – закрепление и обобщение изученного материала | Вступительное слово - Ребята, на прошлом уроке мы говорили о стилях речи. Вспоминаем, что такое стиль речи? - На какие вопросы следует ответить, чтобы определить стиль речи? (С кем, где, зачем говорим?) - Какие стили вам уже известны? (п.18) - С каким стилем вы незнакомы? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Приводят примеры. | П. Уметь систематизи-ровать собственные знания, прослушивая высказывания одноклассни-ков К. Уметь строить монологиче-ские высказывания |
III.Целеполагание Цель – развитие навыка в умении формулировать тему урока, ставить цель | Верно. Тема нашего урока «Официально – деловой стиль речи». Записываем. - Что мы будем выяснять на уроке? - Почему так называется? | Формулируют тему урока, ставят задачи и определяют цель. | К. Уметь с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли Р. Уметь планировать свою деятельность |
IV.Открытие новых знаний Цель – знакомство с особенностями официально-делового стиля | Для знакомства с особенностями официально-делового стиля нам следует прочитать п.19 и заполнить таблицу: 1.Сфера употребления (где и с кем употребляем?); 2.Цель высказывания (зачем говорим?); 3.Языковые средства; 4.Стилевые черты. | Читают учебник. Задают вопросы учителю. Отбирают нужный материал, заполняя таблицу: 1.В официальной обстановке: законодательные документы и деловые бумаги. 2. Сообщение, передача деловой информации. 3.Слова только в прямом значении; - специальные термины. 4. Точность изложения. Стандарт в оформлении деловых бумаг. | П. Уметь ориентировать-ся в учебнике, находить нужную информацию Р. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной целью, систематизиро-вать информацию |
V.Первичное закрепление Цель – создание условий для осознания и осмысления новой и учебной информации | - Вы правильно отметили особенности официально-делового стиля. Обратим внимание на его языковые средства. Подберите к словам из официально – делового стиля синонимы из общеупотребительной лексики (работа по карточкам). - В каком значении употребляются слова официально-делового стиля? - Как называются такие слова? | Работают в парах по карточкам, выполняя задания по лексике. Отвечают на вопросы. | П.Уметь применять знания, полу-ченные на уроке, делать выводы К. Уметь контролировать действия Р. Уметь анализировать собственную деятельность, исправлять ошибки |
Физкультминутка | |||
VI.Применение знаний Цель - обеспечение осмысления структуры заявления. | - Ребята, с какими из текстов официально-делового стиля вы уже встречались? (Упр. 91) - Одним из распространённых текстов данного стиля является заявление. - Что вы знаете о заявлении? - Давайте прочитаем определение по словарю. - Кому вы могли бы написать заявление? - Ребята, а как построено заявление? (Упр. 89) - Запишите в тетради его структуру. | Отвечают на вопросы. Работают со словарём. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» Заявление – это письменная просьба о чём-н. или официальное сообщение в устной или письменной форме. Записывают структуру: 1.Кому; 2. от кого; 3. заголовок (заявление); 4. текст; 5. дата (слева); 6. подпись (справа). | Л. Иметь мотивацию к учебной деятельности П. Уметь осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использовани-ем учебной литературы, справочников |
VII.Практическая деятельность Цель – закрепление умений написания заявления | - Как оформляются тексты официально-делового стиля? - Что не соответствует в данном заявлении обязательной форме его написания? Запишите в исправленном виде (индивидуальная работа). | Исправляют текст и записывают в тетрадь. | П. Уметь самостоятельно выбирать решения, обосновывать выбор Р. Уметь применять знания в нестандартной ситуации |
VIII.Подведение итогов. Оценивание деятельности Цель - обеспечение усвоения принципов оценивания своей деятельности | - Ребята, удалось ли нам решить учебные задачи? - Назовите основную цель официально-делового стиля? - Какова сфера применения данного стиля? - В чём особенности официально-делового стиля? - О каком жанре оф.-делового стиля мы сегодня говорили? - Как вы оцениваете свой результат деятельности? | Отвечают на вопросы. Делают вывод об особенностях официально-делового стиля. Оценивают себя. | К.Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы Р. Уметь делать выводы, подводить итоги Л. Способность к самооценке, основе критерия успешной учебной деятельности |
IX.Домашнее задание Цель – обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д.з. | П.19. Упр. 90. | Записывают домашнее задание. | П. Уметь при выборе вида работы обосновывать решение |
X.Рефлексия Цель – обеспечение усвоения принципов самоанализа | Анализ деятельности - Что для меня было интересным? - Где можно применить полученные знания? - За что я могу себя похвалить? - Что получилось и не получилось? Почему? - Смогу ли выполнить домашнее задание? | Проводят рефлексию своей деятельности | К. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слышать и понимать речь других Р. Уметь анализировать свою деятельность |
Приложение
1. Таблица «Особенности официально-делового стиля речи»
Цель высказывания (Зачем говорим?) | Стилевые черты | Языковые средства | Сфера употребления (Где и с кем употребляем?) |
Сообщение, передача деловой информации. | 1.Точность изложения: полное наименование государственных учреждений, организаций; конкретное обозначение дат, величин, количеств, размеров. 2.Стандарт в оформлении деловых бумаг. | Лексика: - слова только в прямом значении; - специальные термины (дипломатические, юридические и другие). | В официальной обстановке. 1. Законодательные документы (закон, устав, указ и т.д.). 2.Деловые бумаги (справка, заявление, доверенность, характеристика, биография, инструкция и т.д.). |
2. Работа в парах по карточкам
Подберите к словам из официально – делового стиля синонимы из общеупотребительной лексики:
1.ходатайство 1. оштрафовать
2.хищение 2. в прошлом году
3. задолженность 3. просьба
4.в истекшем году 4. поблагодарить
5.наложить штраф 5. долг
6.объявить благодарность 6.кража
3. Индивидуальная работа (или по вариантам)
Что не соответствует в данном заявлении обязательной форме его написания? Запишите в исправленном виде:
Директору птицефабрики
Петрову Ивану
птичницы Васильевой Ани
Заявление.
Прошу Вас, дорогой Иван, отпустить меня денёчка на два с работы, чтобы я смогла скатать к своим ненаглядным деткам. Я о них сильно соскучилась.
С приветом Анна Григорьевна. 23.06. 2017.
Директору птицефабрики
Петрову И.В.
птичницы Васильевой А.Г.
заявление.
Прошу отпустить меня с работы 24-25июня 2017 года по личным обстоятельствам.
23.06. 2017. А.Г.Васильева
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Заведующему теплицей «Рассвет»
Пермякову В.В.
Ушаковой Веры Петровны
Заявление.
Прошу принять меня разнорабочей в вашу тепличку. Я окончила техникум, работать смогу.
Ушакова Верочка 15.05.2017.
Заведующему теплицей «Рассвет»
Пермякову В.В.
Ушаковой В.П.
заявление.
Прошу принять меня разнорабочей в теплицу «Рассвет». Документы прилагаются.
15.05.2017. В.П.Ушакова
Директору школы
Комаренко В.П.
от Игнатовой Л.С.
Заявление.
Товарищ директор, к вам обращаюсь я, учитель школы Игнатова. Уважаемая, очень прошу, освободите меня на время от работы. Я прохожу лечение, справку потом принесу.
23 ноября 2016 г.
Директору школы
Комаренко В.П.
от Игнатовой Л.С.
заявление.
Прошу освободить меня от работы с 24 ноября 2016 года в связи
с личными обстоятельствами.
23 ноября 2016 г. Л.С. Игнатова
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Начальнику почты
Титову В.П.
от Реброва Сергея
Заявление.
Прошу Вас принять меня временно на работу разносчиком телеграмм. С 23 марта по 14 мая 2017 года. Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень стараться.
Ребров С. ________________
Начальнику почты
Титову В.П.
от Реброва С.Б.
заявление.
Прошу принять меня на работу разносчиком телеграмм с 23 марта
по 14 мая 2017 года.
20.03.2017. С.Б. Ребров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Рельеф Земли.Равнины." 5 класс ФГОС.
Конспект урока в виде технологической карты по теме "Рельеф Земли. Равнины." 5-6 класс учебник " Полярная звезда"....
Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.
Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников....
Методическая разработка урока (технологическая карта урока) по теме: "Где мы живём", 7 класс.
В разработке рассматриваются цели учителя и учащихся, планируемые результаты в соответствии с ФГОС основного общего образования, с применением технологической карты урока....
Технологическая карта урока по теме "Синтаксис.Пунктуация. Культура речи".
Урок разработан в соответствии с ФГОС, в содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям...
Технологическая карта урока по теме "Синтаксис и пунктуация" 5 класс, урок обобщения и систематизации знаний.
Урок по русскому языку, 5 класс по теме "Синтаксис и пунктуация", заключительный урок по этой теме, разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока на тему "Функционально-смысловые типы речи"
Технологическая карта урока на тему "Функционально-смысловые типы речи" по ФГОС....