Работа в группах "Полногласные/неполногласные сочетания"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Филимонова Ольга Вячеславовна

     Ученикам очень интересно бывает узнавать однокоренные слова. Для них являются открытием некоторые сочетания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слова с полногласными звукосочетаниями

Слова с неполногласными звукосочетаниями

волочить, проволока, наволочка, волокита

враг, вражда, враждовать

ворот, воротник, поворот, изворотливый, бесповоротный, ворочаться, подворотня, ворота

глава, главенство, главный, главарь, заглавие, заглавный, возглавить

дорогой, дороговизна, дорогостоящий, дорожить

жребий

короткий, укоротить, коротать

мрак, мрачный, омрачать, мракобесие

нрав, нравиться, нравственность, нравственный

оборона, оборонный, оборонять, обороноспособность, оборонительный

обратить, обращать, обращение

ошеломить, ошеломляющий

пере- (приставка): передать, переступить, перегородить и т. д.

пре- (приставка): предать, преступный, преградить и т. д.

перечить, поперёк, поперечный

плен, пленный, пленник, пленительный

полотно, полотняный, полотнище, полотенце

порох, пороша, запорошить, порошок

прах (сравните: в пух и прах)

привередливый, привередничать

посреди, среда, посредственный, посредник, средний, средоточие

смородина (по сильному терпкому запаху)

солод, солодовый

страж, стража

сторона, сторониться, посторонний

требовать, потребности, употреблять, потреблять

хоромы

хранить, охрана, сохранить, хранилище, предохранять

чередование, очередь, очередной, поочередно

чрезвычайный, чрезмерный

Слова с полногласными звукосочетаниями

Слова с неполногласными звукосочетаниями

волочить, проволока, наволочка, волокита

враг, вражда, враждовать

ворот, воротник, поворот, изворотливый, бесповоротный, ворочаться, подворотня, ворота

глава, главенство, главный, главарь, заглавие, заглавный, возглавить

дорогой, дороговизна, дорогостоящий, дорожить

жребий

короткий, укоротить, коротать

мрак, мрачный, омрачать, мракобесие

нрав, нравиться, нравственность, нравственный

оборона, оборонный, оборонять, обороноспособность, оборонительный

обратить, обращать, обращение

ошеломить, ошеломляющий

пере- (приставка): передать, переступить, перегородить и т. д.

пре- (приставка): предать, преступный, преградить и т. д.

перечить, поперёк, поперечный

плен, пленный, пленник, пленительный

полотно, полотняный, полотнище, полотенце

порох, пороша, запорошить, порошок

прах (сравните: в пух и прах)

привередливый, привередничать

посреди, среда, посредственный, посредник, средний, средоточие

смородина (по сильному терпкому запаху)

солод, солодовый

страж, стража

сторона, сторониться, посторонний

требовать, потребности, употреблять, потреблять

хоромы

храм

хранить, охрана, сохранить, хранилище, предохранять

чередование, очередь, очередной, поочередно

чрезвычайный, чрезмерный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа "Перестановки, размещения и сочетания"

Самостоятельная работа для проверки усвоения понятий "Перестановки, сочетания, размещения" при изучении комбинаторики....

Система работы по формированию общеучебных и специальных умений учащихся в процессе оптимального сочетания разных форм учебной работы на уроках истории

Проблема формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях....

Практическая работа №4 Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса

Практическая работа №4   Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса...

Воспитание патриотизма в сочетании с ценностным отношением к национальным традициям. Из опыта работы в многонациональной школе.

Материал представляет собой методическую статью из опыта работы  классного руководителя в многонациональной школе. Любовь к огромной стране, населённой разными народностями, невозможна без знания...

СОЧЕТАНИЕ УРОЧНЫХ И ВНЕКЛАССНЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Работая учителем английского языка в общеобразовательной школе, я вновь и вновь прихожу к выводу, что иностранный язык является уникальным предметом в плане развития познавательной активности учащихся...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с сочетанными нарушениями

Целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоро...