Воспитание патриотизма в сочетании с ценностным отношением к национальным традициям. Из опыта работы в многонациональной школе.
статья

Козлова Татьяна  Алексеевна

Материал представляет собой методическую статью из опыта работы  классного руководителя в многонациональной школе. Любовь к огромной стране, населённой разными народностями, невозможна без знания своих национальных традиций и уважения к другим нациям - такова основная мысль данной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание  патриотизма  в сочетании с ценностным отношением к национальным традициям

Автор:  Козлова Татьяна Алексеевна, классный руководитель  9 «в»  класса.  

Место работы: МБОУ Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)

Эл.адресa:solovta22@mail.ru          

 Национальная доктрина образования в Российской Федерации ставит целью развитие у детей чувство патриотизма и гордости за Отечество, культуры межэтнических и межнациональных отношений, их гармонизации.

Как надо общаться с учеником, чтобы он стал гармоничной личностью?

Современный мир диктует новые подходы в воспитании подрастающего поколения. На фоне отсутствия идеалов,  глобального падения нравов, агрессивного отношения подростков, непринятия обычаев  другой национальности, бесконечно вспыхивающих конфликтов на национальной почве  особенно актуальным становится  воспитание  гордости за родную страну и толерантного отношения к другим народам и культурам. И это — одна из важнейших социальных задач школы. Решить ее — значит, во многом решить проблему межнационального согласия. Патриотизм и толерантность – необходимые качества современной личности.

Что же такое патриотизм и толерантность?

Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

“Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Проявление толерантности, которое созвучно уважению к человеку иных культурных установок и убеждений, не означает  терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям”. (Декларация принципов толерантности (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО).)

Цель воспитания -  формирование в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения, а также готовности защищать интересы своей страны.

 Толерантность в сфере межнационального общения — это признание ценности “другого”, отличного от своего, ценности разности, право на различие  взглядов. В реальной жизни  - это межкультурное и межэтническое взаимодействие. Этническая толерантность — акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач:

 Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать, т.е.:

  • формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
  • формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
  • развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
  • развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями  социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
  • обучение подрастающего поколения традициям и нормам поведения, принятых у носителей иных языков и культур.

 Этнический расизм, этническая интолерантность, невежество и нежелание узнать культуру другого народа, неуважение к этнокультурным различиям увеличивают пропасть или, говоря языком социологов, “культурную дистанцию” не только среди школьников, но и между самими учителями, между школьниками и учителями. Все это приводит к снижению самооценки тех ребят, которые подавляются доминирующей группой, отрицательно сказывается на учебе тех, кто составляет этническое меньшинство в классе, ведет к ксенофобии (боязни чужого), русофобии и другим отрицательным последствиям.

С какого возраста и с чего начинать формирование толерантности? Мы считаем, что формирование толерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то  школа должна работать не только с ребенком, но и с его семьей, его окружением.  Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы  дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств — через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор.

 Система формирования толерантности будет эффективна, если она включают в себя:

  • развитие в учениках гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, сказания, песни и т.д.);
  • включение мультикультурного материала во все аспекты обучения и воспитания;
  • развитие принятия и уважения этнических форм и отличий;  создание в классе, школе атмосферы, в которой ученики не боялись бы рассказать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других учеников;
  • проведение идеи равенства всех этнических групп народов России, не выделяя при этом ни один из этносов.

Реализовывать поставленные задачи можно   через программу практических занятий - тренингов, уроки толерантности, классные часы, мероприятия, творческие проекты  (пошив национальных костюмов, составление ребусов, кроссвордов, использование  пословиц, поговорок, загадок, сказок разных народов).

        Хороший воспитательный эффект  дают совместные   мероприятия классов разного возраста. В силу того, что это не широкая аудитория, а  достаточно узкая, такие мероприятия носят камерный характер, создаётся доверительная, тёплая атмосфера. В то же время присутствие учащихся другого класса, тем более другого возраста, подтягивает учащихся, повышает их ответственность. Старшие, понимая, что они являются примером для подражания, готовятся более серьёзно, творчески. Младшие школьники, в свою очередь, учатся организованности, мастерству, стараются и сами не ударить в грязь лицом.

2012 год  в республике Саха(Якутия) был объявлен Годом Единения и Дружбы Народов.  Нашим классам – девятому и шестому  –  выпала честь принять участие в открытии этого года в Муниципальном образовании «Хангаласский район».  Нам, как классным руководителям и организаторам творческого проекта,  хотелось, чтобы дети осознали, что «мы - разные, но мы – вместе», чтобы почувствовали, как это здорово, что мы можем многому научиться друг у друга.

Наш творческий проект мы назвали «Народов дружная семья». На него были приглашены ветераны, уважаемые люди посёлка, представители поселковой администрации, родители. В подготовке участвовали все учащиеся наших классов: делали презентацию, подбирали фотографии, музыку, готовили оформление, искали костюмы, разучивали песни и танцы. Большую помощь, моральную поддержку оказали родители.  

Наш праздник начался парадом республик. Участники представляли Россию, Башкирию, Украину, Эстонию, Грузию, Армению, Якутию. Они в национальных костюмах исполнили народные танцы. Танцевали не только учащиеся, но и учителя. Так родной калмыцкий танец исполняли ученица 6 класса Марсунова Н. и преподаватель истории  Шалхакова Г.Д. А учитель начальных классов Мальцева Р.С. представила в танце родную Башкирию. Такое творческое сотрудничество детей и взрослых несомненно способствовало усилению воспитательного эффекта. Надо отметить, что некоторые учащиеся, только готовясь к этому мероприятию, соприкоснулись со своей национальной музыкой, танцем, костюмом, потому что родились в Якутии или привезены сюда в младенческом возрасте и на исторической родине бывают редко. С какой гордостью они ходили в национальном костюме , как старательно учили танцевальные движения! Как по-новому взглянули на них одноклассники!

        После парада республик по обычаю якутского народа мы провели алгыс – священный обряд благословения, дружбы, согласия разных народов. Многие ребята видели этот обряд впервые, взволнованно наблюдали  за действиями алгысчита – преподавателя якутской национальной культуры Нератовой М.П.

        Красной нитью через весь сценарий  проведена мысль о том, что                                

Народностей много живет

В стране под названьем Россия

Но вместе мы – русские, русский народ

И в этом  - главная сила.

        Сначала мы говорили о том, какую площадь занимает Россия, сколько национальностей проживает на её территории. Потом, конечно, представили родную всем нам Якутию, которая занимает 18 процентов территории России. На слайдах были представлены природные богатства, родные пейзажи.  Ансамбль хомусистов, состоящий из учащихся 6-го класса, порадовал нас игрой на якутском музыкальном инструменте .

Звук хомуса чарующе сладок,

Как на крыльях, несёт меня,

Как волшебник, он дарит нам радость,

Словно силу берёт из огня.

Я ему вдохновенно внимаю,

И готова лететь к облакам.

Я душой всех людей обнимаю…

Звук хомуса… Нет места словам.

        Отметили мы и тот факт, что в нашей республике проживают представители пятидесяти народов и национальностей.

Таджики мы и русские,

Грузины и карелы.

Мы черные и русые,

Мы смуглые и белые.

Пусть мы такие разные –

У нас одна семья.

Наш посёлок Мохсоголлох – яркий пример того, как люди, приехавшие из разных уголков многонациональной России, могут жить, сохраняя свои национальные традиции, уважая обычаи других народов.

 Здесь в дружбе и согласии проживают представители сорока одной  национальности: русские, якуты, украинцы, башкиры, казахи, азербайджанцы, чеченцы, марийцы и многие другие. А сколько межнациональных семей, которые живут в любви и согласии, на которых держится наш посёлок. О своих семьях  рассказали некоторые ребята.

Например, Козлов Артём (6 класс)  рассказал, как много лет назад его бабушка приехала в Якутию из Горьковской области работать учителем, вышла замуж за местного парня из ямщицкого рода и навсегда осталась здесь.

Кюлаотс Александра (9 класс) рассказала о своей семье. Её дед – эстонец, а бабушка – якутка. Жили они в Эстонии, потом приехали сюда.

Навоян Армен (9 класс) – армянин. Родился в Якутии и считает её своей родиной. В Армении бывает редко.

Марсунова Настя (6 класс) познакомила со своей семьёй. У неё папа – калмык, мама – русская. Это дружная, интернациональная семья.

Куйдин Сергей (9 класс) говорил о том, что его  папа – русский, а мама – полулатышка, полунемка. С гордостью он поведал нам о том, что его прадед был чемпионом Эстонии по мотокроссу, работал тренером. «Моя любовь к мотоциклам – от прадеда. Мама говорит, что я весь в него», - заключил он своё выступление.

        Во время сообщений учащихся о своих семьях на экране демонстрировались их семейные фотографии, которые вызвали большой интерес зрителей.

Мы сделали акцент на том, что мир в большой многонациональной стране зависит от каждого отдельного человека: и от взрослого, и от ребёнка. С каждого из нас начинается наша Родина – Россия. Большая дружба начинается с маленькой. Мир в большой стране начинается с мира в маленьком посёлке, школе, семье, доме. Если мы будем уважать чужой язык, чужие традиции, никому не будем навязывать свои обычаи, если будем уважать соседей по дому, по парте, относиться доброжелательно и к старшему, и к младшему, мы будем жить в мире и согласии.

Эстонцы мы и русские,

Армяне и калмыки,

Якуты и украинцы,

Эвены и таджики.

Мы - шумный задорный дружный народ,

Давайте все станем  в один хоровод

Север планеты пусть встретится с югом

Запад с востоком, а дети друг с другом.

 Завершается мероприятие хороводом дружбы – осуохаем.

После осуохая - общее фото на память. Все довольны. Гости благодарят со слезами на глазах, отмечают особую атмосферу праздника, талантливость детей. Сами учащиеся получили огромный заряд – это заряд общности, единения. Одни ребята заинтересовались историей своих семей, другие - впервые надели свой национальный костюм и выучили движения национального танца, третьи – играли на народном инструменте,  другие – готовили презентацию, оформляли зал, учили песни, помогали разучивать танцы, подбирали музыку – все готовились к празднику и все почувствовали, что «мы – разные, но мы – вместе».

Наш творческий проект дал возможность познакомиться с традициями, обрядами, фольклором разных народов. Чувственно-эмоциональное переживание школьниками красоты родного края, погружение в мир музыкальной и художественной культуры – всё это способствовало воспитанию миролюбия, толерантного отношения к людям другой национальности.  Это  лишь часть большой, кропотливой работы по формированию толерантности. И очень важно, чтоб дети прочувствовали  дружеский настрой к другому народу, осознали, что партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.

Мы верим, что ребята, с  воодушевлением принимавшие участие в подготовке и проведении праздника «Народов дружная семья»,  не будут пренебрежительно относиться к людям с отличным от них цветом кожи или разрезом глаз, что в построении отношений с людьми для них главными качествами будут доброта, уважение, понимание.

                         Воспитывать в подрастающем поколении потребность и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения – таково требование времени, ведь патриотизм и толерантность - необходимое качество современной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗУЧЕНИЕ СЛЕНГА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

1) Американский сленг как разновидность социальных диалектов.2) Технологии проведения уроков английского языка по изучению сленга в средней общеобразовательной школе....

Статья "Из опыта работы Совета профилактики школы".

На данный момент в нашей  школе, как и в других школах Санкт-Петербурга,  успешно работает Совет профилактики правонарушений. Обобщить опыт работы за прошедшие годы я попыталась в данной ста...

Развитие национальных традиций средствами краеведческой работы

Хотела бы ознакомить вас с формами    краеведческой работы по формированию  общекультурной, национальной  идентификации личности учащихся, которая успешно реализуется в нашей ...

Из опыта работы в общеобразовательной школе, дополнительное образование: клубная школа «По следам прошлого…»

Клубная школа "По следам прошлого..." как дополнительное образование по предмету "История". Направлена на занятия со средним звеном обучающихся в общеобразовательной школе. (из опыта работы в  МБ...

«Формирование межличностных отношений в детском коллективе» (обобщение опыта работы)

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодёжи наблюдается в последнее время (жестокость, повышенная...

Авторская методическая разработка (Урок-путешествие по английскому языку «Прогулка в осеннем саду» для начальной школы) (из опыта работы в ГБОУ школе №110)

Необычный урок-путешествие на английском языке для начальной школы. Проходит в осеннем саду. Дети читают стихи и прозу об осенней природе на английском языке....