Конспект урока русского языка «Как писать сжатое изложение».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Арамян Нунэ Генриховна

Цель урока - научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия исходного текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

учителя МБОУ гимназия №4 Арамян Н.Г.

Класс: 9

Тема урока: «Как писать сжатое изложение».

Цель урока: научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия исходного текста.

Задачи:

  1. Образовательные:

- развивать логические умения: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал (верно определять тему и основную мысль прослушанного текста; уметь определять микротемы; владеть навыками работы с различными приемами сжатия исходного текста; уметь понимать и преобразовывать информацию);

- продолжать формирование словарного запаса учеников;

- контролировать орфографические и пунктуационные умения и навыки по изученным темам.

  1. Развивающие:

- формировать умение передавать содержание исходного текста без искажений;

- учить пользоваться словарями синонимов и антонимом и устранять лексические повторы посредством использования синонимов без искажения авторской позиции;

- развивать творческие и познавательные способности обучающихся.

  1. Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство уважения к русскому языку, желание владеть его богатствами;

- воспитывать стремление к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю;

- способствовать достижению успеха в познавательной деятельности каждого ученика;

- развивать коммуникативные УДД.


Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия.

Предметные

-  сформировать умение пользоваться разными способами сжатия исходного текста для создания стройного, логичного своего варианта с сохранением стилевого единства и речевых и грамматических норм.

Метапредметные

Познавательные УУД

- осознавать учебно-познавательную задачу, слушая учителя, извлекать нужную информацию, применять её в работе;

- научиться приемам сжатия исходного текста.

Регулятивные УУД

- формулировать идею и микротемы исходного текста;

- уметь запоминать информацию и перерабатывать ее при сжатии исходного текста;

- адекватно самостоятельно оценивать свою работу на уроке.

Коммуникативные УУД

- уметь слушать и понимать услышанное;

- уметь выражать свою мысль.

Личностные

- формировать истинные нравственные ценности;

- приобрести мотивацию к творческому труду;

- формировать умение соотносить свои действия с желаемым результатом;

- выработать познавательную потребность.

Тип урока: урок-практикум.

Используемое оборудованиекомпьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация.

Используемые ЦОР

http://www.infourok.ru  - учебно-методический портал

http://www.proskolu.ru/- бесплатный школьный портал

http://nsportal.ru – cоциальная сеть работников образования

Пояснительная записка:

На этом уроке ученики знакомятся с приемами сжатия текста и тренируют навык использования таких способов, сравнивая исходный и финальный варианты.

Кроме того, они вспоминают критерии оценивания сжатого изложения, чтобы применять их при взаимопроверке, работая в парах.

Урок проводится при активном применении ИКТ, что позволяет сделать урок динамичным, зрелищным и более информативным.

Большая часть урока строится с использованием парной и индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1.Организационый момент.

Приветствие учеников.

- Цель нашего урока - продолжить подготовку к первой части экзаменационной работы. Умение сжато излагать мысль свидетельствует о высоком уровне умственного и речевого развития человека, а навыки краткого пересказа и интерпретации текста будут необходимы для успешного продолжения образования в старшей школе и в вузе. Поэтому сегодня нам предстоит познакомиться с приемами анализа текста, его сжатия и попробовать создать собственный текст на основе исходного, сохранив основную мысль и микротемы, но значительно сократив его объем.

2. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, что такое изложение, какие бывают его виды и чем они различаются. (Слайд 1)

Подробное изложение – это максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей, в то время как сжатое изложение исходного текста предполагает передачу существенной информации с исключением деталей. (Слайд 2)

Главная задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

- При проверке сжатого изложения будут оцениваться следующие критерии (Слайд 3):

Первый критерий ИК1 - «Содержание изложения». Чтобы получить максимальное количество баллов, необходимо сохранить количество микротем исходного текста – три.

Второй критерий ИК2 - «Сжатие исходного текста». Чтобы получить максимальное количество баллов, необходимо использовать приемы сжатия текста – нужно, чтобы сжатие производилось на протяжении всего текста, а не только какой-то его части.

Третий критерий ИК3 - «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». Что оценивается с помощью этого критерия? Умение выделять логическую структуру текста – последовательность изложения содержания; отсутствие логических ошибок и нарушения абзацного членения текста. Чтобы проследить логику изложения любого текста, нужно вспомнить способы и средства связи предложений в тексте.

Грамматические, орфографические, речевые, фактические и пунктуационные ошибки оцениваются во всей экзаменационной работе, поэтому при написании изложения нужно помнить о необходимости не только правильно передать содержание прослушанного текста, но и грамотно его изложить.

3. Повторение приемов сжатия текста.

   -Давайте вспомним, какие приемы сжатия текста мы знаем (Слайд 4).

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА:

1. Сокращение (исключение подробностей и деталей, которые никак не повлияют на передачу смысла авторского высказывания).

2. Обобщение (замена однородных членов обобщающим словом).

3. Упрощение (замена сложных предложений простыми, удаление обособленных конструкций, замена прямой речи косвенной).

        Не всегда можно воспользоваться всеми тремя способами. Приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе. Нужно исходить из особенностей текста и использовать те приемы, которые уместны.

- Посмотрим, в каком тексте какими приемами лучше всего воспользоваться. (Слайд 5)

ПРИЁМ ПЕРВЫЙ – СОКРАЩЕНИЕ

  При сокращении можно исключить:

 отдельные слова и словосочетания,

- лексические повторы,

- цитаты,

- части предложений,

- целые предложения.

- Прочитайте текст, выделите второстепенную информацию, сократите ее (Слайд 6).

          Исходный текст изложения:

Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.

Сжатый вариант:

Слово «мама» особенное. Оно сопровождает нас в годы взросления и зрелости, а в языке любого народа звучит нежно и ласково. (Слайд 7).

Исходный текст изложения:

Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».

Сжатый вариант:

Место матери в нашей жизни особое. Мы разделяем с ней радость и горе. Материнская любовь придает нам силы. Человек верит, что мама всегда придёт на помощь. (Слайд 8).

Исходный текст изложения:

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» — провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них 

Сжатый вариант

Художники, композиторы и поэты создали замечательные произведения о маме. Мы поздно понимаем, что не сказали вовремя добрые слова маме. Нужно всегда дарить ей радость, ведь благодарные дети — лучший подарок.

   Исключение однородных членов (Слайд 9).:

- «…материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг…»;

- «…человек зовет мать и верит…»;

- «…забыли сказать много хороших и добрых слов…».

(Слайд 10)

ПРИЁМ ВТОРОЙ – ОБОБЩЕНИЕ

При сокращении производится:

-  замена однородных членов обобщающим словом,

- замена слов с менее широким значением словом с более широким значением,

- замена прямой речи косвенной.

(Слайд 11)

Пример замены однородных членов обобщающим словом:

до сжатия

В вазе лежали и желтые, и красные, и зеленые, и оранжевые, и фиолетовые фрукты, будто сама природа захотела раскрасить разными красками стол Али.

после сжатия

В вазе лежали разноцветные фрукты, будто сама природа захотела раскрасить разными красками стол Али.

Пример замены слов с менее широким значением словом с более широким значением (Слайд 12):

до сжатия

В лагере ребята проводили время по-разному. Кто-то играл на площадке в волейбол, кто-то сидел в беседке, увлеченно играя в шахматы, а кто-то тайком убегал на речку, чтобы насладиться прохладой горной реки под палящим солнцем.

после сжатия

В лагере ребята проводили время по-разному в зависимости от предпочтений.

Пример замены прямой речи косвенной (Слайд 13):

до сжатия

«Берегите матерей!» — провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов.  

после сжатия

В своей поэме известный поэт Расул Гамзатов призвал беречь матерей.

(Слайд 14)

ПРИЁМ ТРЕТИЙ – УПРОЩЕНИЕ

При упрощении производится:

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена предложения или его части указательным местоимением,

- замена СПП простым предложением,

- замена прямой речи косвенной,

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

То есть УПРОЩЕНИЕ – это сочетание исключения и обобщения.

Пример замены придаточного определительного синонимичным определением.

- Ребята, которые участвовали в конкурсе, получат дипломы лауреатов.

- Ребята, участвовавшие в конкурсе, получат дипломы лауреатов.

А сейчас вам нужно найти все СПП с определительным придаточным и, применив прием упрощения, заменить придаточные определительные синонимичными обособленными определениями, т.е. причастными оборотами.

- Как в этом случае будет работать прием упрощения текста путем замены сложных синтаксических конструкций простыми? (СПП с определительным придаточным заменяются ПП с обособленными определениями).

- Всегда ли можно применить такой вид сжатия информации? Ответим на этот вопрос, выполнив интерактивное задание. (Слайд 15)

В предложении «Родина – это необъятные леса и горы, степи и равнины, над которыми поют серебряные метели» нельзя заменить придаточное определительное синонимичным определением.

Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.

«Когда читаешь историческую книгу, помни о прошлом, думай о будущемКогда говоришь о том, что будет, не забывай о том, что было».

«Читая историческую книгу, помни о прошлом, думай о будущем.  Говоря о том, что будет, не забывай о том, что было».

ДЕЛАЕМ ВЫВОД:

Чтобы правильно осуществить сжатие текста, необходимо ИСКЛЮЧИТЬ подробности и детали, ОБОБЩИТЬ конкретные, единичные детали и УПРОСТИТЬ синтаксические конструкции.

(ИСКЛЮЧАЮ, ОБОБЩАЮ, УПРОЩАЮ)

Памятка «Как писать сжатое изложение» (слайд 16)

1.  Выделите в тексте важные мысли (микротемы).

2.  Найдите среди них главную мысль.

3.  Разбейте текст на части, в каждой из которых будет одна из микротем.

4.  Озаглавьте каждый абзац.

5.  Подумайте, что можно исключить в каждой части, чтобы микротема при этом была сохранена.

6.  Подумайте, какую информацию можно обобщить.

7.  Обдумайте средства связи между абзацами.

8.  Передайте отобранную информацию своим языком, стараясь избегать повторов.

9. Запишите этот вариант на черновике, прочитайте, исправьте ошибки.

10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.

  1. Работа над сжатием текста (Слайд 17)

(1)Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. (2)В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – немецким фашизмом.

(3)Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. (4)Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое, а затем – и существенное. (5)К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. (6)Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. (7)А этого нельзя допустить!

(8)Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство. (9)О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. (10)И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. (11)Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим.

                                                               

Предложение № 1 — сложносочинённое, вторая часть которого осложнена однородными сказуемыми. Применим следующий приём сжатия текста: исключим определение большой в первой части, а во второй части определение молодом и определение поблизости от неё.

Предложение № 2 можно исключить полностью.

Предложение№3—сложносочинённое, вторая часть которого осложнена двумя последовательными обособленными определениями (причастным оборотом и распространённым согласованным определением). Конструкции осложнения несут дополнительную информацию, поэтому их нужно сократить. Кроме того, во второй части исключаем слово весь и наречие звучно.

Предложение № 4 — простое, осложнённое обособленным определением, выраженным приложением, которое выражает добавочную информацию. Приложение отсекаем.

Предложение № 5 является деталью описания, поэтому его можно сократить.

Предложение № 6 — простое, осложнённое двумя последовательными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и определением, выраженным приложением. Конструкции осложнения можно отсечь.

Предложение № 7 — сложноподчиненное с двумя придаточными. Первая часть в свою очередь осложнена обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Кроме того, в первой части два однородных сказуемых. Применим следующие приёмы сжатия: выберем из двух однородных членов один, обозначающих наиболее общую информацию (первый однородный член). Исключим деепричастные обороты, так как они несут НЕГЛАВНУЮ информацию. Сохраним придаточную часть.

Предложение № 8 можно исключить.

Предложение № 9 — сложноподчинённое, напрямую связанное с темой текста, поэтому его мы сохраним в большей степени. Исключим только повтор.

Другой вариант сжатия: обобщим однородный ряд словом времени, исключим отрицание и установим подчинительную спя и, управление слова времени со словом не было.

Предложение № 10 — простое, осложнённое двумя рядами однородных обстоятельств. Применим следующие приёмы сжатии текста: выберем только те однородные члены, которые выражу ют информацию в обобщённом виде: первый из первого однородного ряда и первый из второго однородного ряда.

Предложение № 11 — сложноподчинённое, главная часть которого простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами. Применим следующие приёмы сжатия: выберем один главный член из первого однородного ряда — второй, из второго однородного ряда — второй, придаточную часть отсекаем.

                 Проверяем:

Мы шли по [большой] дороге, а они косили в [молодом] берёзовом лесу [поблизости от неё] — и пели.

Это было давно, [это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то время, не вернётся уже во веки.]

Они косили и пели, и [весь] берёзовый лес, [ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно] откликался им.

Кругом нас были поля, [глушь серединной, исконной России.] [5. Было предвечернее время июньского дня.] 6.Старая большая дорога, [заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов], уходила перед нами в бесконечную русскую даль. 7. Солнце склонялось на запад, [стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату,] где небо уже золотилось, [великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах.] [8.Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут...] 9. Казалось, что нет, [да никогда и не было, ни] времени, [ни деления его на века, на годы] в этой забытой — или благословенной — богом стране. 10.И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, [простоты и первобытности] с какой-то былинной свободой [и беззаветностью.] 11. И берёзовый лес [принимал и] подхватывал их песню так же [свободно и] вольно, [как они пели.]

                                                                                               ( По И.А. Бунину)

                                                                                                          (199 слов)

                                           Образец сжатого изложения:

Мы шли по большой дороге, а они косили в берёзовом лесу — и пели.

Это было давно.

Они косили и пели, и весь берёзовый лес откликался им.

Кругом нас были поля. Старая большая дорога уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, где небо уже золотилось. Казалось, что нет времени в этой забытой — или благословенной — богом стране. И они шли и пели среди её вечной полевой тишины с какой-то былинной свободой. И берёзовый лес подхватывал их песню так же вольно.

                                                                                                                             (По И.А. Бунину)

  1. Анализ проделанной работы.  

Оцениваем сжатие текста по критериям (работа в парах). (Критерии на слайде 18).

6. Итог урока. Рефлексия.

В конце урока обобщается материал по теме, проверяется достижение целей, делается вывод.

Итак, чтобы написать сжатое изложение, нужно:

- помнить про лимит времени, отведенный на первую часть работы;

- проверить, чтобы объем написанного вами текста был не меньше 70 и не больше 90 слов;

- абзацев должно быть столько же, сколько и в исходном тексте - три;

- оставить в тексте только главную информацию, без которой смысл теряется;

- помнить о необходимости применения приемов сжатия информации на протяжении всего текста;

- стараться избегать логических ошибок.

Учитель оценивает результаты групповой, парной и индивидуальной работы учащихся.

- Над чем мы сегодня работали?

(Анализировали и систематизировали информацию, необходимую для написания сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ; отработали умение распознавать структуру текста, а также умение использовать различные способы сжатия исходного текста.)

(Слайд с таблицей рефлексии)

Заполнение таблицы рефлексии (что удалось сделать на уроке, какие вопросы остались открытыми, что не получилось, что нужно сделать, чтобы преодолеть возникшие трудности).

Определение более сложной задачи на следующий урок - создание сжатого текста на основе прослушанного, а не увиденного текста.

  1. Домашнее задание.

Город на Неве

1 .Преклонённые ангелы со светильниками окружают византийский купол Исаакия. 2.Три золотых гранёных шпиля перекликаются через Неву и Мойку. 3. Львы, грифоны и сфинксы там и здесь — оберегают сокровища или дремлют. 4. Скачет шестёрка Победы над лукавою аркой Росси. 5. Сотни портиков, тысячи колонн, вздыбленные лошади, упирающиеся быки...

6.Какое счастье, что здесь ничего уже нельзя построить! — ни кондитерского небоскрёба втиснуть в Невский, ни пятиэтажную коробку сляпать у канала Грибоедова. 7.Ни один архитектор, самый чиновный и бездарный, употребив всё влияние, не получит участка под застройку ближе Чёрной речки или Охты.

8. Чуждое нам — и наше самое славное великолепие! 9.Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам! 10.Но стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту.11. Косточки наших предков слежались, сплавились, окаменели в дворцы — желтоватые, бурые, шоколадные, зелёные.

12.Страшно подумать: так и наши нескладные гиблые жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны растрелянных и слёзы жён — всё это тоже забудется* начисто?13.Всё это тоже даст такую законченную вечную красоту?..

Шарик.

Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, — кутёнком его посадил, с детства.

Понёс я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. 17.Снег во дворе пушистый, обильный 18.Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние лапы, то на передние, из угла в угол двора. 19.Из угла в угол, и морда в снегу.

20. Подбежал ко мне, лохматый. 21 .Меня опрыгал, кости понюхал — и прочь опять, брюхом по снегу!

22.Не надо мне, мол, ваших костей, — дайте только свободу!..

                (А. И. Солженицын)

 (243слова)

- Сократить исходный текст до необходимого объема с применением приемов сжатия текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....

Конспект урока русского языка: Готовимся к ГИА. Как писать сжатое изложение.

Данный урок русского языка повторяет и обобщает сведения учащихся о сжатом изложении, что особенно важно для подготовки к ГИА....

ОГЭ по русскому языку. Учимся писать сжатое изложение (+ практическая часть)

Алгоритм написания сжатого изложения. Практические задания на отработку навыков по сжатию текста....

Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема урока. Обучение сжатому изложению.

Конспект урока русского языка в 9 классе.Тема урока. Обучение сжатому изложению....

Конспект урока русского языка «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цель урока: формирование умения писать буквы безударных гласных в корне слова Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с безударными гласными в корне слова;2. научить учащихся проверять ...

Конспект урока русского языка «Чтобы писать грамотно, нужно…»

Тема урока: Чтобы писать грамотно, нужно…Тип урока: урок построения системы знанийЦель урока: Создать условия для обобщения и систематизации предметных  знаний Планируемые результаты:Предм...