ОГЭ по русскому языку. Учимся писать сжатое изложение (+ практическая часть)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Алгоритм написания сжатого изложения. Практические задания на отработку навыков по сжатию текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _szhatie_teksta.docx93.4 КБ

Предварительный просмотр:

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

(min 70 слов, 3 абзаца, max 7 баллов)

ГРАМОТНОСТЬ ОЦЕНИВАЕТСЯ ОТДЕЛЬНО

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержаниеизложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы

0

ИК2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста

2

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста

1

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена одна логическая ошибка

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3

7

C:\Users\123\Desktop\С арзамаса!!!\Русский язык\ОГЭ 2019\Сжатое изложение.jpg

ИК1. Определение микротемы

В любом тексте всегда есть

            тема                                    микротема                          основная мысль

          (о чем текст)         (главная мысль одного абзаца)    (что сказал автор по

                                                                                                             теме)        

  1. Определите микротемы каждого абзаца.

Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.

И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

(По В.А. Сухомлинскому)

171 слово

  1. Проверьте себя

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Доброта — основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться; без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.

2

Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни.

3

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности; путь добра – единственно верный жизненный путь человека

  1. Определите микротемы каждого абзаца.

Охота на мечту — самый интересный вид охоты. Для того чтобы стать охотником, не требуется лицензии, охота разрешена и доступна детям и престарелым, женщинам и мужчинам.

Начинающий охотник должен помнить, что успешность охоты зависит не только от сноровки охотника и проворности мечты, но еще и от количества охотников. Если одну и ту же синюю птицу ловит миллион человек, то шансов ее поймать мало. Отсюда вывод: надо охотиться на уникальную мечту, такую, какой почти ни у кого нет.

Снаряжение для охоты на мечту необходимо всегда содержать в чистоте. Говорят, синяя птица не летит в грязные руки. Чистый, незамутненный взгляд на вещи помогает разглядеть синюю птицу в синем небе, а чистые помыслы — удержать ее и даже уговорить петь в неволе. Начинающим охотникам мы рекомендуем двигаться к мечте не торопясь, но уверенно. Ваше спокойствие и настойчивость помогут мечте двинуться вам навстречу.

(По С. Паниной)

137 слов

ИК2 Сжатие исходного текста

  • Слияние

«Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения».

  • Замена

«На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки».

  • Удаление, исключение

«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник - то, что находится под окном; подушка - то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова...».

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Охота на мечту — самый интересный вид охоты. Для того чтобы стать охотником, не требуется лицензии, охота разрешена и доступна детям и престарелым, женщинам и мужчинам.

Начинающий охотник должен помнить, что успешность охоты зависит не только от сноровки охотника и проворности мечты, но еще и от количества охотников. Если одну и ту же синюю птицу ловит миллион человек, то шансов ее поймать мало. Отсюда вывод: надо охотиться на уникальную мечту, такую, какой почти ни у кого нет.

Снаряжение для охоты на мечту необходимо всегда содержать в чистоте. Говорят, синяя птица не летит в грязные руки. Чистый, незамутненный взгляд на вещи помогает разглядеть синюю птицу в синем небе, а чистые помыслы — удержать ее и даже уговорить петь в неволе. Начинающим охотникам мы рекомендуем двигаться к мечте не торопясь, но уверенно. Ваше спокойствие и настойчивость помогут мечте двинуться вам навстречу.

(По С. Паниной)

137 слов

  • Оцени проделанную работу по критериям. Воспользуйся схемой (стр. 1).

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.

И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

(По В.А. Сухомлинскому)

171 слово

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примеры сжатия текста

Слияние

  • образование сложного (или простого) предложения путем объединения двух предложений.

Исходный текст

Сжатый текст

Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставило его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

Замена

  • Замена однородных членов предложения обобщающим наименованием.

Исходный текст

Сжатый текст

И. Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса.

И. Куприн работал наравне со всеми.

  • Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Исходный текст

Сжатый текст

Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?

Какая сила толкала его менять профессии? /

Что побуждало его часто менять профессии?

  • Замена предложения или его части указательным местоимением.

Исходный текст

Сжатый текст

Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?

Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его делать это.

  • Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

Исходный текст

Сжатый текст

Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?

Что заставляло его заниматься другими профессиями? /

Что заставляло его осваивать так много профессий?

  • Замена СПП простым предложением.

Исходный текст

Сжатый текст

Когда Александр Иванович решил поступать в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен.

Поступая в рыболовецкую артель, Александр Иванович выдержал экзамен.

  • Замена прямой речи косвенной.

Исходный текст

Сжатый текст

Друзья пожелали мне: «Будь здоров и счастлив».

Друзья пожелали мне здоровья и счастья.

Удаление, исключение

  • Исключение некоторых членов предложения (однородных).

Исходный текст

Сжатый текст

Всё было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком.

Всё было значительно проще: он был очень любознательным человеком.

  • Исключение повторов.

Исходный текст

Сжатый текст

Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.

Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.

  • Исключение фрагментов предложения, имеющих менее существенное значение.

Исходный текст

Сжатый текст

Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему точные слова.

Иногда Куприн вдруг прерывал работу, если убеждался, что не даются ему точные слова.

  • Исключение одного или нескольких синонимов.

Исходный текст

Сжатый текст

Попечителем одной из школ Серпухова был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

Попечителем одной из школ Серпухова был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сжатое изложение

Открытый урок в 9 классе...

презентация "Учимся писать сжатое изложение"

Данная презентация составлена в рамках подготовки к новой форме аттестации в 9 классе и содержит материал, помогающий девятиклассникам овладеть методикой сжатия текста....

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

Памятка для учащихся...

Элективный курс « Учусь писать сжатое изложение и сочинение по сентенции»

Современные темпы развития всех  сфер общества требуют компетентных, конкурентно способных специалистов, умеющих работать с людьми ,вести конструктивный диалог, аргументировано доказывать с...

Учимся писать сжатое изложение (задание №1 ОГЭ по русскому языку)

Методика работы,рекомендации, практические задания....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность) По курсу «Учимся писать сжатое изложение».8 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность)    По курсу  «Учимся писать сжатое изложение».8 класс...

Конспект урока русского языка «Как писать сжатое изложение».

Цель урока - научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия исходного текста....