ОГЭ по русскому языку. Учимся писать сжатое изложение (+ практическая часть)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Алгоритм написания сжатого изложения. Практические задания на отработку навыков по сжатию текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_szhatie_teksta.docx | 93.4 КБ |
Предварительный просмотр:
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
(min 70 слов, 3 абзаца, max 7 баллов)
ГРАМОТНОСТЬ ОЦЕНИВАЕТСЯ ОТДЕЛЬНО
№ | Критерии оценивания сжатого изложения | Баллы |
ИК1 | Содержаниеизложения | |
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы | 2 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему | 1 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы | 0 | |
ИК2 | Сжатие исходного текста | |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста | 3 | |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста | 2 | |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста | 1 | |
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста | 0 | |
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 | 7 |
ИК1. Определение микротемы
В любом тексте всегда есть
тема микротема основная мысль
(о чем текст) (главная мысль одного абзаца) (что сказал автор по
теме)
- Определите микротемы каждого абзаца.
Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.
И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
(По В.А. Сухомлинскому)
171 слово
- Проверьте себя
Информация о тексте для сжатого изложения | |
№ абзаца | Микротема |
1 | Доброта — основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться; без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. |
2 | Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни. |
3 | Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности; путь добра – единственно верный жизненный путь человека |
- Определите микротемы каждого абзаца.
Охота на мечту — самый интересный вид охоты. Для того чтобы стать охотником, не требуется лицензии, охота разрешена и доступна детям и престарелым, женщинам и мужчинам.
Начинающий охотник должен помнить, что успешность охоты зависит не только от сноровки охотника и проворности мечты, но еще и от количества охотников. Если одну и ту же синюю птицу ловит миллион человек, то шансов ее поймать мало. Отсюда вывод: надо охотиться на уникальную мечту, такую, какой почти ни у кого нет.
Снаряжение для охоты на мечту необходимо всегда содержать в чистоте. Говорят, синяя птица не летит в грязные руки. Чистый, незамутненный взгляд на вещи помогает разглядеть синюю птицу в синем небе, а чистые помыслы — удержать ее и даже уговорить петь в неволе. Начинающим охотникам мы рекомендуем двигаться к мечте не торопясь, но уверенно. Ваше спокойствие и настойчивость помогут мечте двинуться вам навстречу.
(По С. Паниной)
137 слов
ИК2 Сжатие исходного текста
- Слияние
«Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения».
- Замена
«На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки».
- Удаление, исключение
«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник - то, что находится под окном; подушка - то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова...».
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Охота на мечту — самый интересный вид охоты. Для того чтобы стать охотником, не требуется лицензии, охота разрешена и доступна детям и престарелым, женщинам и мужчинам.
Начинающий охотник должен помнить, что успешность охоты зависит не только от сноровки охотника и проворности мечты, но еще и от количества охотников. Если одну и ту же синюю птицу ловит миллион человек, то шансов ее поймать мало. Отсюда вывод: надо охотиться на уникальную мечту, такую, какой почти ни у кого нет.
Снаряжение для охоты на мечту необходимо всегда содержать в чистоте. Говорят, синяя птица не летит в грязные руки. Чистый, незамутненный взгляд на вещи помогает разглядеть синюю птицу в синем небе, а чистые помыслы — удержать ее и даже уговорить петь в неволе. Начинающим охотникам мы рекомендуем двигаться к мечте не торопясь, но уверенно. Ваше спокойствие и настойчивость помогут мечте двинуться вам навстречу.
(По С. Паниной)
137 слов
- Оцени проделанную работу по критериям. Воспользуйся схемой (стр. 1).
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.
И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
(По В.А. Сухомлинскому)
171 слово
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примеры сжатия текста
Слияние
- образование сложного (или простого) предложения путем объединения двух предложений.
Исходный текст | Сжатый текст |
Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставило его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? | Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? |
Замена
- Замена однородных членов предложения обобщающим наименованием.
Исходный текст | Сжатый текст |
И. Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса. | И. Куприн работал наравне со всеми. |
- Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Исходный текст | Сжатый текст |
Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? | Какая сила толкала его менять профессии? / Что побуждало его часто менять профессии? |
- Замена предложения или его части указательным местоимением.
Исходный текст | Сжатый текст |
Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? | Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его делать это. |
- Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
Исходный текст | Сжатый текст |
Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? | Что заставляло его заниматься другими профессиями? / Что заставляло его осваивать так много профессий? |
- Замена СПП простым предложением.
Исходный текст | Сжатый текст |
Когда Александр Иванович решил поступать в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен. | Поступая в рыболовецкую артель, Александр Иванович выдержал экзамен. |
- Замена прямой речи косвенной.
Исходный текст | Сжатый текст |
Друзья пожелали мне: «Будь здоров и счастлив». | Друзья пожелали мне здоровья и счастья. |
Удаление, исключение
- Исключение некоторых членов предложения (однородных).
Исходный текст | Сжатый текст |
Всё было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. | Всё было значительно проще: он был очень любознательным человеком. |
- Исключение повторов.
Исходный текст | Сжатый текст |
Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности. | Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности. |
- Исключение фрагментов предложения, имеющих менее существенное значение.
Исходный текст | Сжатый текст |
Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему точные слова. | Иногда Куприн вдруг прерывал работу, если убеждался, что не даются ему точные слова. |
- Исключение одного или нескольких синонимов.
Исходный текст | Сжатый текст |
Попечителем одной из школ Серпухова был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. | Попечителем одной из школ Серпухова был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся писать сжатое изложение
Открытый урок в 9 классе...
презентация "Учимся писать сжатое изложение"
Данная презентация составлена в рамках подготовки к новой форме аттестации в 9 классе и содержит материал, помогающий девятиклассникам овладеть методикой сжатия текста....
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.
Памятка для учащихся...
Элективный курс « Учусь писать сжатое изложение и сочинение по сентенции»
Современные темпы развития всех сфер общества требуют компетентных, конкурентно способных специалистов, умеющих работать с людьми ,вести конструктивный диалог, аргументировано доказывать с...
Учимся писать сжатое изложение (задание №1 ОГЭ по русскому языку)
Методика работы,рекомендации, практические задания....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность) По курсу «Учимся писать сжатое изложение».8 класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность) По курсу «Учимся писать сжатое изложение».8 класс...
Конспект урока русского языка «Как писать сжатое изложение».
Цель урока - научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия исходного текста....