Конспект урока русского языка «Чтобы писать грамотно, нужно…»
план-конспект урока по русскому языку

Кимлач Вероника Дмитриевна

Тема урока: Чтобы писать грамотно, нужно…

Тип урока: урок построения системы знаний

Цель урока: Создать условия для обобщения и систематизации предметных  знаний Планируемые результаты:

Предметные:

Знают:

  • лексическое и грамматическое значение слов
  • важность  быть грамотным

Умеют:

  • видеть орфограммы
  • подбирать проверочные слова
  • применять полученные знания на письме и в изменённых условиях.

Коммуникативные УУД:

 - оформлять свою речь в устной и письменной речи;

- обосновывать высказанное суждение;

- уметь договариваться, уступать, находить общее решение при работе с парой.

Регулятивные УУД:

- формировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками, самостоятельно;

- понимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять действия для решения задачи;

- сопоставлять свою работу с образцом, оценивать её;

- оценивать свои действия и полученный результат;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, учитывать сделанные ошибки, выполнять учебные действия в речевой и умственной формах.

Познавательных УУД:

- вспоминать нужные сведения и использовать их для решения практических задач;

- осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его;

- проводить анализ, обобщение, аналогию, классификацию,  находить необходимую информацию.

 Личностные:

- готовность оценивать свои возможности при поиске ответов на вопросы, принимать решение об обращении к помощи;

- испытывать удовлетворение от осознания того, какой большой и трудный путь в освоении предмета уже пройден.

Образовательные ресурсы: УМК «Гармония»

Оборудование: лепестки для рефлексии, рабочая тетрадь, учебник «Русский язык» - Н.С. Кузьменко, М.С. Соловейчик, интерактивная доска, ПК.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_konspekt.docx41.84 КБ
Файл russkiy.pptx818.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка,

проведенного в  4 «б» классе

Кимлач Вероникой Дмитриевной

Тема:  «Чтобы писать грамотно, нужно…»

Городец, 2021

Тема урока: Чтобы писать грамотно, нужно…

Тип урока: урок построения системы знаний

Цель урока: Создать условия для обобщения и систематизации предметных  знаний Планируемые результаты:

Предметные: 

Знают:

  • лексическое и грамматическое значение слов
  • важность  быть грамотным

Умеют:

  • видеть орфограммы
  • подбирать проверочные слова
  • применять полученные знания на письме и в изменённых условиях.

Коммуникативные УУД:

 - оформлять свою речь в устной и письменной речи;

- обосновывать высказанное суждение;

- уметь договариваться, уступать, находить общее решение при работе с парой.

Регулятивные УУД: 

- формировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками, самостоятельно;

- понимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять действия для решения задачи;

- сопоставлять свою работу с образцом, оценивать её;

- оценивать свои действия и полученный результат;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, учитывать сделанные ошибки, выполнять учебные действия в речевой и умственной формах.

Познавательных УУД: 

- вспоминать нужные сведения и использовать их для решения практических задач;

- осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его;

- проводить анализ, обобщение, аналогию, классификацию,  находить необходимую информацию.

 Личностные: 

- готовность оценивать свои возможности при поиске ответов на вопросы, принимать решение об обращении к помощи;

- испытывать удовлетворение от осознания того, какой большой и трудный путь в освоении предмета уже пройден.

Образовательные ресурсы: УМК «Гармония»

Оборудование: лепестки для рефлексии, рабочая тетрадь, учебник «Русский язык» - Н.С. Кузьменко, М.С. Соловейчик, интерактивная доска, ПК.

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Ι. Мотивационный этап

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И наш урок начнём.

- Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками. 

- Пусть девизом нашего урока является следующее  высказывание:

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

Бенедикт Спиноза

 

- Запишем число, классная работа.

Учащиеся садятся за парты

Воспринимают информацию на слух.

- Открывают тетради, записывают число и классная работа.

Коммуникативные:  инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своего рабочего места.

Личностные: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, развитие интереса к различным видам деятельности

ΙΙ. Актуализация знаний.

-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.

- Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!

-В слове земля безударная гласная …

-Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается.

-В слове ванна удвоенная …

-Пунктуационный знак, похожий на действие деление. -Буква, похожая на окружность с крючком.

-Звук парный звуку {ф}. Запишите букву, которой он обозначается.

- Давайте проверим себя и посмотрим на экран.

-Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.

( е      с   н   :   а     в)

-Среди данных графических знаков найдите лишний.

-Почему?

 -Из данных букв составьте слово, пропишите его 2 строчки.

-Слушают учителя.

- Буква е.

- Буква с.

- Буква н.

- Двоеточие.

- Буква а.

- Буква в.

- Сверяют ответы с доской.

- Двоеточие, потому что все остальные буквы.

- Весна.

Предметные: использование системы научных и теоретических знаний на практике Коммуникативные: умение выражать свои мысли точно и ясно.

Познавательные:

актуализировать знания  о предложении.

Личностные: формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности,

развитие интереса к различным видам деятельности

III. Этап постановки цели урока

- На партах у вас лежат конверты. Откройте их. В них вы найдете карточки с отдельными словами. Соберите из них пословицы.

- Прочитаем получившиеся пословицы.

- Какой темой объединены эти пословицы?

- А что означает это слово?

- Правильно, ребята, ну а если мы обратимся к толковому словарю русского языка, то найдем следующее определение:

Грамотность – это степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.

- Ребята, как вы думаете, почему мы с вами заговорили о грамотности?

- Тема нашего урока звучит так «Чтобы грамотно писать, нужно…»

- Ребята, а для чего необходимо грамотно писать?

- Всё правильно, ребята, но необходимо добавить, что грамотно писать и читать нам необходимо еще и для того, чтобы сохранить культуру русского языка.

- Прочитайте еще раз тему урока и подумайте, какую цель мы должны поставить на уроке?

- Итак, цель урока – выяснить, что мы должны с вами знать и уметь, чтобы писать грамотно.

- Внимательно следите за ходом урока, и вы узнаете, что нам еще необходимо знать и уметь для грамотного письма.

Работа в паре.  

-С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

Без грамоты как в потёмках.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

-Грамота, грамотность.

-Умение писать и читать правильно.

- Читают со слайда.

- Быть грамотным важное условие для человека.

-Чтобы понимать друг друга, правильно писать различные документы, например, объявления, заявления.

- Ответы детей.

-Слушают учителя.

Предметные: использование системы научных и теоретических знаний на практике

Коммуникативные: умение выстраивать диалог, грамотно оформлять своё высказывание; инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация

Регулятивные: умение учащихся выявить затруднение при выполнении задания; планирование последовательности действий;

IV. Этап обобщения и систематизации знаний

- Приступаем к работе. Открываем рабочие тетради на стр.35 упр.603.

- Чтобы уточнить и дополнить ответ подумай над словами реши орфографические задачи перечисли орфограммы на месте которых будешь вставлять буквы. ра-сказать со-ный -делать -доров-е -бежать (с горки) в-ехать в-юга под-езд в-ет -десь мурав-иный ц-рк ц-фры огурц- конц- овощ-резка скор-варка тепл-любивый.

- Выполняем упражнение вместе. Начинает…

- Приступим к упражнению 604. Вставь пропущенные буквы, объясняя их выбор на оставленных строках. Называя орфографические правила, которые будешь применять.

п.л.тёр, п.с..жир, п.т.хоньку, п.см.треть, п..вление, вле. ( в норку), сколь.кий, з.ц.пился, з.л.тистый з.лён.нький, дворн.к, к.моч.к, хвост.к, кусоч.к, на ул.ц., в т.традк., на лош.д., скач.т, держ.т, гон.м..

- Продолжим работу вместе, по цепочке.

-В каких частях слова встретились орфограммы?

- Как ты действовал, выбирая буквы в корне слова, в приставках, в суффиксах?

- РаСсказать - приставка РАС+ корень СКАЗ.

-СоНный - корень СОН + суффикс Н.

-Сделать - приставки З не бывает.

-ЗдоровЬе - слово-исключение (про З) + разделительный мягкий знак .

-Сбежать (с горки) - приставки З не бывает.

-ВЪехать - разделительный Ъ (приставка + Е).

-ВЬюга - разделительный Ь

-подЪезд - разделительный Ъ (приставка + Е) .

-ВЬёт - разделительный Ь .

-Здесь - слово-исключение.

-МуравЬиный - разделительный Ь .

-ЦИрк - после Ц почти всегда И, кроме слов исключений ЦЫЦ, -ЦЫПКИ, ЦЫГАН, ЦЫПЛЁНОК.

-ЦИфры - после Ц почти всегда И, кроме слов исключений ЦЫЦ, ЦЫПКИ, ЦЫГАН, ЦЫПЛЁНОК.

-ОгурцЫ - буква Ы после Ц в окончании. 

-КонцЫ - буква Ы после Ц в окончании .

-ОвощЕрезка - соединительная гласная Е.

-СкорОварка - соединительная гласная О.

-ТеплОлюбивый - соединительная гласная О.

- Полотёр - проверочное слово к первой безударной гласной «пОл»; вторая гласная соединительная – после твёрдых согласных пишется «о».

Пассажир – словарное слово (его написание не подчиняется орфографическим правилам, правописание следует запомнить).

Потихоньку - наречия, которые образованы путем соединения предлога «по» и прилагательного в краткой форме, пишутся слитно; проверочное слово для безударной гласной «и» - «тИхо».

Посмотреть – в приставке «по» всегда пишется «о»; проверочное слово для безударной гласной «о» - «смОтр».

Появление – в приставке «по» всегда пишется «о»; проверочное слово для проверки безударной гласной «я» - «Явка».

Влез ( в норку) - «влезет» является проверочным, так как после проверяемого согласного идёт гласный.

Скользкий – «скользить» является проверочным, так как после проверяемого согласного идёт гласный.

Зацепился – в приставке «за» всегда пишется «а», проверочное слово для безударной гласной «е» - «цЕпь».

Золотистый - проверочное слово к первой безударной гласной «зОлото»; проверочное слово ко второй безударной гласной «позолОта».

Зелёненький - проверочное слово к первой безударной гласной «зЕлень»; суффикс «еньк»  пишется в прилагательных, основа которых оканчивается на любую согласную, кроме  « г»,  « х»,  «к».

Дворник – «дворнИКа» суффикс «ик» пишется, если при склонении гласный сохраняется.

Комочек - проверочное слово к первой безударной гласной «кОм»; «комоЧКа», если при склонении выпадает «е» - пишется суффикс «ек».

Хвостик - «хвостИКа» суффикс «ик» пишется, если при склонении гласный сохраняется.

Кусочек – «кусоЧКа», если при склонении выпадает «е» - пишется суффикс «ек».

На улице   словарное слово (его написание не подчиняется орфографическим правилам, правописание следует запомнить); у существительных единственного числа 1 склонения в предложном падеже всегда окончание «е».

В тетрадке - словарное слово (его написание не подчиняется орфографическим правилам, правописание следует запомнить); у существительных единственного числа 1 склонения в предложном падеже всегда окончание «е».

На лошади - проверочное слово к первой безударной гласной «лошАдка»; у существительных единственного числа 3 склонения в предложном падеже всегда окончание «и».

Скачет – неопределённая форма «скакАТЬ» -  глагол 1 спряжения в 3-ем лице единственного  числа имеет окончание «ет»/«ёт».

Держит - неопределённая форма «держать» - один из четырёх глаголов на «ать», который относится ко 2 спряжению, в 3-ем лице единственного  числа имеет окончание «ит».

Гоним - неопределённая форма «гнАТЬ» -  глагол 1 спряжения в 1-ом лице множественного  числа имеет окончание «им».

-Приставка, корень, суффикс.

- Подбирали проверочное слово.

-В соответствии правилам р.я.

Предметные: использование системы научных и теоретических знаний на практике

Регулятивные: осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов учащихся

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Личностные: формирование самооценки и взаимооценки

определение границ собственного знания или «незнания»

Физминутка

V. Этап применения знаний и умений в новой ситуации

- Когда называю глагол – садитесь, а когда сущ. – встаёте.

Писать, смотреть, хлопок, нажимать, нога, книга, рисовать, чертёж, лист, отвечать, коробка, лампа, говорить, прекрасный.

- Сейчас я предлагаю некоторым учащимся выполнить работу по карточке.

- Впишите орфограммы. Работайте в карточке.

К..ртина, изв..ните, к..никулы, м..ндарин, пош..л, к..тлета, кр..вать, тр..мвай, сп..сибо, ур..жай.

- А с остальными в это время мы поиграем в игру «Лишнее». Найдите на слайде лишнее слово и аргументируйте свой ответ.

1) видеть, гнать, брить, дышать

2) солнце, греет, небо, звёзды

3) калач, плач, печь, палач

4) прочитал, нарисовал, склеил, пьёт

5) колено, книга, земля, дорога

- Сдавайте карточки, я их проверю.

- Какие знания и умения пригодились вам при выполнении этих заданий?

- Выполняют.

-Работа по карточке. Вставляют буквы в словарные слова.

-Проверка по слайду.

1 спряжение

Глагол

Ж.р.

Наст. время

Ср.род (или 2-е скл).

-Сдают работу в карточке .

-Знание словарных слов, умение определять часть речи, знание грамматических признаков частей речи.

Регулятивные: планирование последовательности действий; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

Познавательные: строить речевое высказывание; обобщать; осознавать познавательную задачу; преобразование учебного материала, действия; осознавать познавательную задачу; преобразование учебного материала, действия; планирование последовательности действий; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

VI. Этап контроля усвоения знаний, умений и коррекции

- Сейчас я раздам карточки, выполнять работу будете по вариантам.

Карточка1. Поработайте редактором, исправьте ошибки.

Директору спартивного клуба "Динамо"
ученика 4 "А" класса
Иванова Сергея

            заевление.
Прашу зачислить меня в секцию плавания. Зонятия секцыи обязуюсь посещать акуратно.

Карточка 2.Поработайте редактором, исправь ошибки.

Объевление

3 февраля 2013 года в п. Чкалов, около фхода в зоапарк пропала любимая собачка Диночка, 3 года! Наней был ашейник от блох. Нос черного цвета, на передней левай лапе родинка. Пожалуйста, все кто её видел, звоните в любое время.

- Теперь, ребята, посмотрите на слайд и самостоятельно себя проверьте. Кто допустил ошибки?

- Почему допустили ошибки?

 -Какое умение нам необходимо, чтобы не допускать такие ошибки?

Работают редактором, исправляют ошибки

- ответы детей.

-Умение определять морфемный состав слова

Регулятивные: уметь осуществлять проверку выполненной работы, сличение результата работы с эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона (контроль)

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками.

VII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Домашнее задание

- Прочитайте тему урока.

- Какую цель мы ставили перед собой на данном уроке?  

- Как вы думаете, справились ли мы с поставленной целью?

-Давайте создадим чудо-цветок. Цветок настроения. Он будет именно таким, какое настроение у вас на уроке, оцените свою работу на уроке. -На парте у каждого из вас лежит по одному лепестку.

-Раскрасьте его тем цветом, который соответствует вашему рабочему настроению. Кто справится, подойдёт ко мне. (учитель склеивает лепестки в цветок).

-Цветок получился ярким, весёлым, радужным. Как его можно назвать?

-Подснежник  тянется к теплу, свету, а я вам   желаю , чтобы вы как подснежник  тянулись к знаниям и грамоте.

Спасибо, ребята, за отличную работу!

- стр.112 упр.605

-Чтение темы урока .

-Выяснить, что нам необходимо знать и уметь для грамотного письма.

-Ответы детей.

- Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения материала;

 Познавательные: анализировать свою деятельность, оценивать её результат.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение». Бенедикт Спиноза

Слайд 2

е с н : а в ВЕСНА

Слайд 3

С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь. Без грамоты как в потёмках. Грамоте учиться – всегда пригодится.

Слайд 4

Грамотность – это степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Тема: «Чтобы грамотно писать, нужно…» Цель урока – выяснить, что мы должны с вами знать и уметь, чтобы писать грамотно.

Слайд 5

Найдите лишнее слово и аргументируйте свой ответ. 1 ) видеть, гнать, брить, дышать 2) солнце, греет, небо, звёзды 3) калач, плач, печь, палач 4) прочитал, нарисовал, склеил, пьёт 5) колено, книга, земля, дорога

Слайд 6

Директору спортивного клуба "Динамо" от ученика 4 "А" класса Иванова Сергея заявление Прошу зачислить меня в секцию плавания. Занятия секции обязуюсь посещать аккуратно . Объявление 3 февраля 2013 года в п. Чкалов, около входа в зоопарк пропала любимая собачка Диночка , 3 года! На ней был ошейник от блох. Нос черного цвета, на передней левой лапе родинка. Пожалуйста, все кто её видел, звоните в любое время.

Слайд 7

Домашнее задание - стр.112 упр.605


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка: Готовимся к ГИА. Как писать сжатое изложение.

Данный урок русского языка повторяет и обобщает сведения учащихся о сжатом изложении, что особенно важно для подготовки к ГИА....

Конспект урока русского языка в 5 классе (развитие речи) с презентацией "Учимся писать отзыв"

В данном материале представлен алгоритм работы над отзывом как частью сочинения-рассуждения. Дана структура отзыва. Работа с текстом рассказа карельского писателя В.Данилова, на основе которого создае...

Курс по выбору для 7 класса по русскому языку. "Учись писать грамотно".

Программа курса по выбору «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе,...

Элективный курс по русскому языку "Учись писать грамотно" 5 класс

В целях реализации принципов преемственности спецкурс позволяет учащимся 5 классов адаптироваться к новым приемам и методам преподавания русского языка в среднем звене основной школы и восполнить проб...

Программа курса по русскому языку "Учись писать грамотно"

Рабочая программа курса по выбору  "Учись писать грамотно" предназначена для учащихся 9 класса. Включает в себя следующие разделы: планируемые результаты, содержание программы, учебно-т...

Конспект урока русского языка «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цель урока: формирование умения писать буквы безударных гласных в корне слова Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с безударными гласными в корне слова;2. научить учащихся проверять ...

Конспект урока русского языка «Как писать сжатое изложение».

Цель урока - научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия исходного текста....