Конспект урока русского языка «Чтобы писать грамотно, нужно…»
план-конспект урока по русскому языку
Тема урока: Чтобы писать грамотно, нужно…
Тип урока: урок построения системы знаний
Цель урока: Создать условия для обобщения и систематизации предметных знаний Планируемые результаты:
Предметные:
Знают:
- лексическое и грамматическое значение слов
- важность быть грамотным
Умеют:
- видеть орфограммы
- подбирать проверочные слова
- применять полученные знания на письме и в изменённых условиях.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свою речь в устной и письменной речи;
- обосновывать высказанное суждение;
- уметь договариваться, уступать, находить общее решение при работе с парой.
Регулятивные УУД:
- формировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками, самостоятельно;
- понимать и сохранять учебную задачу;
- выполнять действия для решения задачи;
- сопоставлять свою работу с образцом, оценивать её;
- оценивать свои действия и полученный результат;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, учитывать сделанные ошибки, выполнять учебные действия в речевой и умственной формах.
Познавательных УУД:
- вспоминать нужные сведения и использовать их для решения практических задач;
- осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его;
- проводить анализ, обобщение, аналогию, классификацию, находить необходимую информацию.
Личностные:
- готовность оценивать свои возможности при поиске ответов на вопросы, принимать решение об обращении к помощи;
- испытывать удовлетворение от осознания того, какой большой и трудный путь в освоении предмета уже пройден.
Образовательные ресурсы: УМК «Гармония»
Оборудование: лепестки для рефлексии, рабочая тетрадь, учебник «Русский язык» - Н.С. Кузьменко, М.С. Соловейчик, интерактивная доска, ПК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_konspekt.docx | 41.84 КБ |
russkiy.pptx | 818.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка,
проведенного в 4 «б» классе
Кимлач Вероникой Дмитриевной
Тема: «Чтобы писать грамотно, нужно…»
Городец, 2021
Тема урока: Чтобы писать грамотно, нужно…
Тип урока: урок построения системы знаний
Цель урока: Создать условия для обобщения и систематизации предметных знаний Планируемые результаты:
Предметные:
Знают:
- лексическое и грамматическое значение слов
- важность быть грамотным
Умеют:
- видеть орфограммы
- подбирать проверочные слова
- применять полученные знания на письме и в изменённых условиях.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свою речь в устной и письменной речи;
- обосновывать высказанное суждение;
- уметь договариваться, уступать, находить общее решение при работе с парой.
Регулятивные УУД:
- формировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками, самостоятельно;
- понимать и сохранять учебную задачу;
- выполнять действия для решения задачи;
- сопоставлять свою работу с образцом, оценивать её;
- оценивать свои действия и полученный результат;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, учитывать сделанные ошибки, выполнять учебные действия в речевой и умственной формах.
Познавательных УУД:
- вспоминать нужные сведения и использовать их для решения практических задач;
- осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его;
- проводить анализ, обобщение, аналогию, классификацию, находить необходимую информацию.
Личностные:
- готовность оценивать свои возможности при поиске ответов на вопросы, принимать решение об обращении к помощи;
- испытывать удовлетворение от осознания того, какой большой и трудный путь в освоении предмета уже пройден.
Образовательные ресурсы: УМК «Гармония»
Оборудование: лепестки для рефлексии, рабочая тетрадь, учебник «Русский язык» - Н.С. Кузьменко, М.С. Соловейчик, интерактивная доска, ПК.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Ι. Мотивационный этап | Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнём И наш урок начнём. - Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками. - Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение». Бенедикт Спиноза
- Запишем число, классная работа. | Учащиеся садятся за парты Воспринимают информацию на слух. - Открывают тетради, записывают число и классная работа. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своего рабочего места. Личностные: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, развитие интереса к различным видам деятельности |
ΙΙ. Актуализация знаний. | -Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения. - Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем! -В слове земля безударная гласная … -Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается. -В слове ванна удвоенная … -Пунктуационный знак, похожий на действие деление. -Буква, похожая на окружность с крючком. -Звук парный звуку {ф}. Запишите букву, которой он обозначается. - Давайте проверим себя и посмотрим на экран. -Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше. ( е с н : а в) -Среди данных графических знаков найдите лишний. -Почему? -Из данных букв составьте слово, пропишите его 2 строчки. | -Слушают учителя. - Буква е. - Буква с. - Буква н. - Двоеточие. - Буква а. - Буква в. - Сверяют ответы с доской. - Двоеточие, потому что все остальные буквы. - Весна. | Предметные: использование системы научных и теоретических знаний на практике Коммуникативные: умение выражать свои мысли точно и ясно. Познавательные: актуализировать знания о предложении. Личностные: формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, развитие интереса к различным видам деятельности |
III. Этап постановки цели урока | - На партах у вас лежат конверты. Откройте их. В них вы найдете карточки с отдельными словами. Соберите из них пословицы. - Прочитаем получившиеся пословицы. - Какой темой объединены эти пословицы? - А что означает это слово? - Правильно, ребята, ну а если мы обратимся к толковому словарю русского языка, то найдем следующее определение: Грамотность – это степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. - Ребята, как вы думаете, почему мы с вами заговорили о грамотности? - Тема нашего урока звучит так «Чтобы грамотно писать, нужно…» - Ребята, а для чего необходимо грамотно писать? - Всё правильно, ребята, но необходимо добавить, что грамотно писать и читать нам необходимо еще и для того, чтобы сохранить культуру русского языка. - Прочитайте еще раз тему урока и подумайте, какую цель мы должны поставить на уроке? - Итак, цель урока – выяснить, что мы должны с вами знать и уметь, чтобы писать грамотно. - Внимательно следите за ходом урока, и вы узнаете, что нам еще необходимо знать и уметь для грамотного письма. | Работа в паре. -С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь. Без грамоты как в потёмках. Грамоте учиться – всегда пригодится. -Грамота, грамотность. -Умение писать и читать правильно. - Читают со слайда. - Быть грамотным важное условие для человека. -Чтобы понимать друг друга, правильно писать различные документы, например, объявления, заявления. - Ответы детей. -Слушают учителя. | Предметные: использование системы научных и теоретических знаний на практике Коммуникативные: умение выстраивать диалог, грамотно оформлять своё высказывание; инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация Регулятивные: умение учащихся выявить затруднение при выполнении задания; планирование последовательности действий; |
IV. Этап обобщения и систематизации знаний | - Приступаем к работе. Открываем рабочие тетради на стр.35 упр.603. - Чтобы уточнить и дополнить ответ подумай над словами реши орфографические задачи перечисли орфограммы на месте которых будешь вставлять буквы. ра-сказать со-ный -делать -доров-е -бежать (с горки) в-ехать в-юга под-езд в-ет -десь мурав-иный ц-рк ц-фры огурц- конц- овощ-резка скор-варка тепл-любивый.- Выполняем упражнение вместе. Начинает…- Приступим к упражнению 604. Вставь пропущенные буквы, объясняя их выбор на оставленных строках. Называя орфографические правила, которые будешь применять. п.л.тёр, п.с..жир, п.т.хоньку, п.см.треть, п..вление, вле. ( в норку), сколь.кий, з.ц.пился, з.л.тистый з.лён.нький, дворн.к, к.моч.к, хвост.к, кусоч.к, на ул.ц., в т.традк., на лош.д., скач.т, держ.т, гон.м.. - Продолжим работу вместе, по цепочке. -В каких частях слова встретились орфограммы? - Как ты действовал, выбирая буквы в корне слова, в приставках, в суффиксах? | - РаСсказать - приставка РАС+ корень СКАЗ. -СоНный - корень СОН + суффикс Н. -Сделать - приставки З не бывает. -ЗдоровЬе - слово-исключение (про З) + разделительный мягкий знак . -Сбежать (с горки) - приставки З не бывает. -ВЪехать - разделительный Ъ (приставка + Е). -ВЬюга - разделительный Ь -подЪезд - разделительный Ъ (приставка + Е) . -ВЬёт - разделительный Ь . -Здесь - слово-исключение. -МуравЬиный - разделительный Ь . -ЦИрк - после Ц почти всегда И, кроме слов исключений ЦЫЦ, -ЦЫПКИ, ЦЫГАН, ЦЫПЛЁНОК. -ЦИфры - после Ц почти всегда И, кроме слов исключений ЦЫЦ, ЦЫПКИ, ЦЫГАН, ЦЫПЛЁНОК. -ОгурцЫ - буква Ы после Ц в окончании. -КонцЫ - буква Ы после Ц в окончании . -ОвощЕрезка - соединительная гласная Е. -СкорОварка - соединительная гласная О. -ТеплОлюбивый - соединительная гласная О. - Полотёр - проверочное слово к первой безударной гласной «пОл»; вторая гласная соединительная – после твёрдых согласных пишется «о». Пассажир – словарное слово (его написание не подчиняется орфографическим правилам, правописание следует запомнить). Потихоньку - наречия, которые образованы путем соединения предлога «по» и прилагательного в краткой форме, пишутся слитно; проверочное слово для безударной гласной «и» - «тИхо». Посмотреть – в приставке «по» всегда пишется «о»; проверочное слово для безударной гласной «о» - «смОтр». Появление – в приставке «по» всегда пишется «о»; проверочное слово для проверки безударной гласной «я» - «Явка». Влез ( в норку) - «влезет» является проверочным, так как после проверяемого согласного идёт гласный. Скользкий – «скользить» является проверочным, так как после проверяемого согласного идёт гласный. Зацепился – в приставке «за» всегда пишется «а», проверочное слово для безударной гласной «е» - «цЕпь». Золотистый - проверочное слово к первой безударной гласной «зОлото»; проверочное слово ко второй безударной гласной «позолОта». Зелёненький - проверочное слово к первой безударной гласной «зЕлень»; суффикс «еньк» пишется в прилагательных, основа которых оканчивается на любую согласную, кроме « г», « х», «к». Дворник – «дворнИКа» суффикс «ик» пишется, если при склонении гласный сохраняется. Комочек - проверочное слово к первой безударной гласной «кОм»; «комоЧКа», если при склонении выпадает «е» - пишется суффикс «ек». Хвостик - «хвостИКа» суффикс «ик» пишется, если при склонении гласный сохраняется. Кусочек – «кусоЧКа», если при склонении выпадает «е» - пишется суффикс «ек». На улице – словарное слово (его написание не подчиняется орфографическим правилам, правописание следует запомнить); у существительных единственного числа 1 склонения в предложном падеже всегда окончание «е». В тетрадке - словарное слово (его написание не подчиняется орфографическим правилам, правописание следует запомнить); у существительных единственного числа 1 склонения в предложном падеже всегда окончание «е». На лошади - проверочное слово к первой безударной гласной «лошАдка»; у существительных единственного числа 3 склонения в предложном падеже всегда окончание «и». Скачет – неопределённая форма «скакАТЬ» - глагол 1 спряжения в 3-ем лице единственного числа имеет окончание «ет»/«ёт». Держит - неопределённая форма «держать» - один из четырёх глаголов на «ать», который относится ко 2 спряжению, в 3-ем лице единственного числа имеет окончание «ит». Гоним - неопределённая форма «гнАТЬ» - глагол 1 спряжения в 1-ом лице множественного числа имеет окончание «им». -Приставка, корень, суффикс. - Подбирали проверочное слово. -В соответствии правилам р.я. | Предметные: использование системы научных и теоретических знаний на практике Регулятивные: осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов учащихся взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность Личностные: формирование самооценки и взаимооценки определение границ собственного знания или «незнания» |
Физминутка V. Этап применения знаний и умений в новой ситуации | - Когда называю глагол – садитесь, а когда сущ. – встаёте. Писать, смотреть, хлопок, нажимать, нога, книга, рисовать, чертёж, лист, отвечать, коробка, лампа, говорить, прекрасный. - Сейчас я предлагаю некоторым учащимся выполнить работу по карточке. - Впишите орфограммы. Работайте в карточке. К..ртина, изв..ните, к..никулы, м..ндарин, пош..л, к..тлета, кр..вать, тр..мвай, сп..сибо, ур..жай. - А с остальными в это время мы поиграем в игру «Лишнее». Найдите на слайде лишнее слово и аргументируйте свой ответ. 1) видеть, гнать, брить, дышать 2) солнце, греет, небо, звёзды 3) калач, плач, печь, палач 4) прочитал, нарисовал, склеил, пьёт 5) колено, книга, земля, дорога - Сдавайте карточки, я их проверю. - Какие знания и умения пригодились вам при выполнении этих заданий? | - Выполняют. -Работа по карточке. Вставляют буквы в словарные слова. -Проверка по слайду. 1 спряжение Глагол Ж.р. Наст. время Ср.род (или 2-е скл). -Сдают работу в карточке . -Знание словарных слов, умение определять часть речи, знание грамматических признаков частей речи. | Регулятивные: планирование последовательности действий; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; Познавательные: строить речевое высказывание; обобщать; осознавать познавательную задачу; преобразование учебного материала, действия; осознавать познавательную задачу; преобразование учебного материала, действия; планирование последовательности действий; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; |
VI. Этап контроля усвоения знаний, умений и коррекции | - Сейчас я раздам карточки, выполнять работу будете по вариантам. Карточка1. Поработайте редактором, исправьте ошибки. Директору спартивного клуба "Динамо" заевление. Карточка 2.Поработайте редактором, исправь ошибки. Объевление 3 февраля 2013 года в п. Чкалов, около фхода в зоапарк пропала любимая собачка Диночка, 3 года! Наней был ашейник от блох. Нос черного цвета, на передней левай лапе родинка. Пожалуйста, все кто её видел, звоните в любое время. - Теперь, ребята, посмотрите на слайд и самостоятельно себя проверьте. Кто допустил ошибки? - Почему допустили ошибки? -Какое умение нам необходимо, чтобы не допускать такие ошибки? | Работают редактором, исправляют ошибки - ответы детей. -Умение определять морфемный состав слова | Регулятивные: уметь осуществлять проверку выполненной работы, сличение результата работы с эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона (контроль) Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками. |
VII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Домашнее задание | - Прочитайте тему урока. - Какую цель мы ставили перед собой на данном уроке? - Как вы думаете, справились ли мы с поставленной целью? -Давайте создадим чудо-цветок. Цветок настроения. Он будет именно таким, какое настроение у вас на уроке, оцените свою работу на уроке. -На парте у каждого из вас лежит по одному лепестку. -Раскрасьте его тем цветом, который соответствует вашему рабочему настроению. Кто справится, подойдёт ко мне. (учитель склеивает лепестки в цветок). -Цветок получился ярким, весёлым, радужным. Как его можно назвать? -Подснежник тянется к теплу, свету, а я вам желаю , чтобы вы как подснежник тянулись к знаниям и грамоте. Спасибо, ребята, за отличную работу! - стр.112 упр.605 | -Чтение темы урока . -Выяснить, что нам необходимо знать и уметь для грамотного письма. -Ответы детей. - Записывают домашнее задание в дневник. | Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения материала; Познавательные: анализировать свою деятельность, оценивать её результат. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
е с н : а в ВЕСНА
С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь. Без грамоты как в потёмках. Грамоте учиться – всегда пригодится.
Грамотность – это степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Тема: «Чтобы грамотно писать, нужно…» Цель урока – выяснить, что мы должны с вами знать и уметь, чтобы писать грамотно.
Найдите лишнее слово и аргументируйте свой ответ. 1 ) видеть, гнать, брить, дышать 2) солнце, греет, небо, звёзды 3) калач, плач, печь, палач 4) прочитал, нарисовал, склеил, пьёт 5) колено, книга, земля, дорога
Директору спортивного клуба "Динамо" от ученика 4 "А" класса Иванова Сергея заявление Прошу зачислить меня в секцию плавания. Занятия секции обязуюсь посещать аккуратно . Объявление 3 февраля 2013 года в п. Чкалов, около входа в зоопарк пропала любимая собачка Диночка , 3 года! На ней был ошейник от блох. Нос черного цвета, на передней левой лапе родинка. Пожалуйста, все кто её видел, звоните в любое время.
Домашнее задание - стр.112 упр.605
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка: Готовимся к ГИА. Как писать сжатое изложение.
Данный урок русского языка повторяет и обобщает сведения учащихся о сжатом изложении, что особенно важно для подготовки к ГИА....
Конспект урока русского языка в 5 классе (развитие речи) с презентацией "Учимся писать отзыв"
В данном материале представлен алгоритм работы над отзывом как частью сочинения-рассуждения. Дана структура отзыва. Работа с текстом рассказа карельского писателя В.Данилова, на основе которого создае...
Курс по выбору для 7 класса по русскому языку. "Учись писать грамотно".
Программа курса по выбору «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе,...
Элективный курс по русскому языку "Учись писать грамотно" 5 класс
В целях реализации принципов преемственности спецкурс позволяет учащимся 5 классов адаптироваться к новым приемам и методам преподавания русского языка в среднем звене основной школы и восполнить проб...
Программа курса по русскому языку "Учись писать грамотно"
Рабочая программа курса по выбору "Учись писать грамотно" предназначена для учащихся 9 класса. Включает в себя следующие разделы: планируемые результаты, содержание программы, учебно-т...
Конспект урока русского языка «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)
Цель урока: формирование умения писать буквы безударных гласных в корне слова Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с безударными гласными в корне слова;2. научить учащихся проверять ...
Конспект урока русского языка «Как писать сжатое изложение».
Цель урока - научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия исходного текста....