Урок на тему ":Прилагательные-антонимы".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока на тему: " Прилагательные-антонимы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilagatelnye-antonimy.docx | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: русский язык
Класс: 6
ФИО учителя: _Аккужина Лилия Файзулловна.
Тема урока: Прилагательные- антонимы.
Цели урока: формирование представлений о прилагательных-антонимах и их роли в речи.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Развивать умения распознавать и правильно употреблять антонимы в речи.
2. Развивать монологическую речь учащихся, умение характеризовать предметы с разных сторон; развивать умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
3. Расширять активный словарный запас прилагательных.
4. Воспитывать положительные качества личности; развивать умение работать самостоятельно
Глоссарий по теме: антоним.
Цифровой образовательный контент: ФГИС.
Оборудование: проектор, компьютер, демонстрационный экран, презентационное сопровождение занятия, предметные картинки, карточки.
Ход урока:
Этап урока | Содержание урока. | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||
1. | Организационный момент. | |||||||||||||||||||||
Создание мотивации учения. Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? У вас на партах лежат "Словарики настроений «Дерево настроения». Какие эмоции вы испытываете в начале урока?
| Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.
Называют эмоции, испытывающие в начале урока. Отвечают: чудесное, отличное, спокойное, мечтательное, веселое, чудное, восхитительное. Грустное, печальное, злое, недоброжелательное, возмущенное, раздражительное. Каждый ученик называет по одному прилагательному к существительному | |||||||||||||||||||||
2. | Основная часть. | |||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. | Читает ученик. | |||||||||||||||||||||
- Послушайте стихотворение. - Какая часть речи о себе так говорит? -Что ты знаешь об имени прилагательном? | Я – часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить. Отвечают по алгоритму разбора части речи прилагательного. | |||||||||||||||||||||
Имя прилагательное описывает предметы, делает нашу речь более точной и выразительной. - В народе говорят: Маленькое дело лучше большого безделья. - Как вы её понимаете? - Какие прилагательные вы услышали в этой пословице? - Чем интересна эта пара слов? | Ученики объясняют смысл пословицы. Лучше чем-то заниматься, сделать какое-то маленькое дело, выполнить незначительную работу, чем вообще ничего не делать. Эти прилагательные противоположные по значению. | |||||||||||||||||||||
Происхождение антонимов Слово здоровый (обладающий хорошим здоровьем) произошло от древнего слова дорво – «дерево». Первоначально значило «сильный, крепкий как дерево». Какие антонимы подходят к этому слову? Подчеркните. Здоровый человек – больной, маленький, болезненный, мелкий, малюсенький, хилый человек. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3797/start/204668/ | Читают значение слова. Выбирают антонимы. | |||||||||||||||||||||
Постановка цели. - Сегодня на занятии мы познакомимся с именами прилагательными противоположными по смыслу, узнаем, есть ли у них другое название. И в конце занятия ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?» | Открывают тетради и записывают число, классная работа и тему урока. | |||||||||||||||||||||
Работа с кроссвордом. - Чтобы узнать, как называются слова противоположные по смыслу, разгадаем кроссворд. - Я буду называть слова, а вы должны подбирать слова противоположные по смыслу. Пассивный (активный) высокий (низкий) худой (толстый) тупой (острый) старая (новая) скучный (интересный) большой (маленький) - Прочитайте слово сверху вниз, как называется такое слово? (чтение по слогам с чётким проговариванием) - Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы. | По одному называют слова- прилагательные, противоположные по смыслу. Определение антонима повторяют. Чтение по слогам с проговариванием. | |||||||||||||||||||||
Игра « Фея и колдунья» . - Я расскажу вам правила игры, а вы мне помогайте. Жили-были на свете две волшебницы Фея и Колдунья. - Колдунья была… ЗЛАЯ, а Фея…ДОБРАЯ. Сейчас Колдунья будет говорить, о каких мальчиках и девочках она мечтает, а вы помогите Фее справиться с Колдуньей и скажите, какими должны быть мальчики и девочки.
- Молодцы, ребята. С кем из волшебниц вы бы хотели дружить? Всегда помните о хороших качествах и старайтесь их всегда в себе воспитывать. |
Перечисляют хорошие качества человека. | |||||||||||||||||||||
- Ребята, антонимы обычно употребляются в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть противоположность каких-то понятий, явлений. | Приводят примеры. | |||||||||||||||||||||
Дифференцированная работа - В устном народном творчестве часто встречаются прилагательные – антонимы. Предлагаю вам работу с пословицами и поговорками. Подчеркни прилагательные-антонимы. Веревка хороша длинная, а речь - короткая. Осенью дни ненастные, а весной ясные. Буквы кривые, да смысл прямой. Глупый осудит, а умный рассудит. Хороша вещь, когда новая, друг, когда старый. | Выполняет 3 группа. | |||||||||||||||||||||
Вставь в пословицы прилагательные – антонимы нужные по смыслу Старый друг, лучше новых двух. Маленькое дело лучше большого безделья. Горькая правда лучше сладкой лжи. От умного научишься, от глупого разучишься. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6430/train/179231/ | Выполняет 2 группа. | |||||||||||||||||||||
Физкультминутка. - Тема нашего урока прилагательные-антонимы, физминутку проведем на основе антонимов. Называю антонимы, показываю соответствующие движения, ребята, повторяют. Высокий – поднимаемся на цыпочки, руки подняты к верху, Низкий - приседаем, руки обхватывают колени, Узкий – стоим прямо, руки по швам, Широкий – в прыжке ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны, Крылатый – имитируем как летают птицы, Плавательный – имитируем как плаваем в бассейне, Сухопутный – шагаем на месте, Морской - кисти рук в замок, делаем волну, Шумный – хлопаем в ладоши, Тихий – подносим указательный палец ко рту и говорим “тсс.” | Приглашаю физорга класса. Выполняют движения, копируя ученика-физорга. | |||||||||||||||||||||
Работа с текстом. Упражнение№ 202 на с. 152. Работать по заданию. Найти и записать противоположные по значению прилагательные. Выполнение теста. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3797/control/1/204685/ | Выполняют 2,3 группа и взаимопроверка. 1 группа. | |||||||||||||||||||||
Закрепление изученного. | ||||||||||||||||||||||
Пословицы. Работа по карточкам. Соедините части пословиц. Найдите в них антонимы.
В умной беседе ума наберёшься, а речь короткая. Хороша веревка длинная, а в глупой- свой растеряешь. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3797/train/204692/ Антонимы в предложениях. Продолжите предложения. Запишите антонимы. Сахар сладкий, а лимон . Дом большой, а домик Суп горячий, а мороженое--------. Слова в парах Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению. Дорогой правдивый Здоровый дешевый Лживый больной Пословицы с антонимами. Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы. --------- слава лежит, а ---------- бежит. -------------- дело лучше ------------- безделья. --------------- всегда становится ------------------. Добрая, худая, маленькое , большого, тайное, явным.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6430/train/179233/ | Задания по выбору учеников. Устно выполняют. Письменно в тетрадях. Выполняют те ученики, кто уже выполнил все задания. Читают, вставляя пропущенные антонимы, записывают в тетрадь. | |||||||||||||||||||||
Итог занятия. - Что такое антонимы? - Чему вы учились на уроке? - Где мы с ними встречаемся? - Ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?» (Употребление антонимов делает речь более выразительной, эмоциональной). Оценивание. Рефлексия. Предлагаю украсить кабинет самодельными цветами. Они лежат у вас на столе. Если урок вам понравился, было интересно - выберите красный цветок, если вам было что-то непонятно - возьмите зелёный цветок, а если урок не понравился - синий цветок и прикрепите на солнечную полянку при выходе с урока. | Отвечают на вопросы. Украшают кабинет цветами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...