Урок на тему ":Прилагательные-антонимы".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Аккужина Лилия Файзулловна

Конспект урока на тему: " Прилагательные-антонимы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilagatelnye-antonimy.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Конспект урока

Предмет: русский язык

Класс: 6

ФИО учителя: _Аккужина  Лилия Файзулловна.
Тема урока:  Прилагательные- антонимы.

Цели урока: формирование представлений о прилагательных-антонимах и их роли в речи.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

                1. Развивать умения распознавать и правильно употреблять антонимы в речи.

2. Развивать монологическую речь учащихся, умение характеризовать предметы с разных сторон; развивать умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать    выводы.

3. Расширять активный словарный запас прилагательных.

                4. Воспитывать положительные качества личности; развивать умение работать самостоятельно

Глоссарий по теме: антоним.

Цифровой образовательный контент: ФГИС.

Оборудование: проектор, компьютер, демонстрационный экран, презентационное сопровождение занятия, предметные картинки, карточки.

                                            Ход урока:

Этап урока

Содержание урока.

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент.

Создание мотивации учения.

Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

 У вас на партах лежат "Словарики настроений
Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Русского языка. Удачи вам и новых открытий!

 «Дерево настроения».

Какие эмоции вы испытываете в начале урока?

Положительные

Отрицательные

Радостное

Чудесное

Мечтательное

Отличное

Спокойное

Веселое

Грустное

Злое

Раздраженное

Печальное

Злое

Возмущенное

Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.


-  Своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что жду от сегодняшнего урока новых открытий.
-  А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок математики, мы всегда такие интересные задания выполняем.
- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас  очень рада, что начинается мой любимый урок.

Называют эмоции, испытывающие в начале урока.

Отвечают: чудесное, отличное, спокойное, мечтательное, веселое, чудное, восхитительное.

Грустное, печальное, злое, недоброжелательное, возмущенное, раздражительное.

 Каждый ученик называет по одному прилагательному к существительному

2.

Основная часть.

Актуализация знаний.

Читает ученик.

- Послушайте стихотворение.

- Какая часть речи о себе так говорит?

-Что ты знаешь об имени прилагательном? 

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить.

Отвечают по алгоритму разбора  части речи прилагательного.

Имя прилагательное описывает предметы, делает нашу речь более точной и выразительной.

- В народе говорят:

Маленькое дело лучше большого безделья. 

- Как вы её понимаете?

- Какие прилагательные вы услышали в этой пословице?

- Чем интересна эта пара слов?

Ученики объясняют смысл пословицы.

Лучше чем-то заниматься, сделать какое-то маленькое дело, выполнить незначительную работу, чем вообще ничего не делать.

Эти прилагательные противоположные по значению.

Происхождение антонимов

Слово здоровый (обладающий хорошим здоровьем) произошло от древнего слова дорво – «дерево». Первоначально значило «сильный, крепкий как дерево». Какие антонимы подходят к этому слову? Подчеркните.

Здоровый человек – больной, маленький, болезненный, мелкий, малюсенький, хилый человек.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3797/start/204668/

Читают значение слова. Выбирают антонимы.

 Постановка цели.

-  Сегодня на занятии мы познакомимся с именами прилагательными противоположными по смыслу, узнаем, есть ли у них другое название.

И в конце занятия ответим на вопрос:

 «Для чего нужны нам эти слова?»

Открывают тетради и записывают число, классная работа и тему урока.

 Работа с кроссвордом. 

- Чтобы узнать, как называются слова противоположные по смыслу, разгадаем кроссворд.

- Я буду называть слова, а вы должны подбирать слова противоположные по смыслу.

Пассивный (активный)

высокий (низкий)

худой (толстый)

тупой (острый)

старая (новая)

скучный (интересный)

большой (маленький)

- Прочитайте слово сверху вниз, как называется такое слово? (чтение по слогам с чётким проговариванием)

- Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.

По одному называют слова- прилагательные,  противоположные по смыслу.

Определение антонима повторяют.

Чтение по слогам с проговариванием.

Игра « Фея и колдунья»  .

- Я расскажу вам правила игры, а вы мне помогайте. Жили-были на свете две волшебницы Фея и Колдунья.

- Колдунья была… ЗЛАЯ, а Фея…ДОБРАЯ. Сейчас Колдунья будет говорить, о каких мальчиках и девочках она мечтает, а вы помогите Фее справиться с Колдуньей и скажите, какими должны быть мальчики и девочки.

КОЛДУНЬЯ (говорит учитель)

- Я хочу, чтобы все дети были:

злыми

больными

слабыми

грустными

жадными

грязными

глупыми

трусливыми

- Молодцы, ребята. С кем из волшебниц вы бы хотели дружить? Всегда помните о хороших качествах и старайтесь их всегда в себе воспитывать.

ФЕЯ (говорят ученики)

- Я хочу, чтобы все дети были:

добрыми

здоровыми

сильными

веселыми

щедрыми

чистыми

умными

смелыми 

Перечисляют хорошие качества человека.

Ребята, антонимы обычно употребляются в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть противоположность каких-то понятий, явлений. 

Приводят примеры.

   Дифференцированная работа

- В устном народном творчестве часто встречаются прилагательные – антонимы. Предлагаю вам работу с пословицами и  поговорками.

Подчеркни прилагательные-антонимы.

Веревка хороша длинная, а речь - короткая.

Осенью дни ненастные, а весной ясные. 

Буквы кривые, да смысл прямой.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Хороша вещь, когда новая, друг, когда старый.

Выполняет 3 группа.

Вставь в пословицы прилагательные – антонимы нужные по смыслу

Старый друг, лучше новых двух.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Горькая правда лучше сладкой лжи.

От умного научишься, от глупого разучишься.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6430/train/179231/

Выполняет 2 группа.

Физкультминутка.

- Тема нашего урока прилагательные-антонимы,  физминутку проведем на основе антонимов.

Называю антонимы, показываю соответствующие движения,   ребята,  повторяют.

Высокий – поднимаемся на цыпочки, руки подняты к верху,

Низкий - приседаем, руки обхватывают колени,

Узкий – стоим прямо, руки по швам,

Широкий – в прыжке ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны,

Крылатый – имитируем как летают птицы,

Плавательный – имитируем как плаваем в бассейне,

Сухопутный – шагаем на месте,        

Морской - кисти рук в замок, делаем волну,

Шумный – хлопаем в ладоши,

Тихий – подносим указательный палец ко рту и говорим “тсс.”

Приглашаю физорга класса.

Выполняют движения, копируя ученика-физорга.

 Работа с текстом.

Упражнение№ 202 на с. 152.

Работать по заданию.

Найти и записать противоположные по значению прилагательные.

Выполнение теста.

 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3797/control/1/204685/

Выполняют 2,3 группа и взаимопроверка.

1 группа.

Закрепление изученного.

               Пословицы.

Работа по карточкам.

Соедините части пословиц. Найдите в них антонимы.

     

                 

В умной беседе ума наберёшься, а речь короткая.        

Хороша веревка длинная, а в глупой- свой растеряешь.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3797/train/204692/

Антонимы в предложениях.

Продолжите предложения. Запишите антонимы.

Сахар сладкий, а лимон .

Дом большой, а домик 

Суп горячий, а мороженое--------.

                          Слова в парах

Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению.

Дорогой                          правдивый                              

Здоровый                          дешевый

Лживый                                 больной

                Пословицы с антонимами.

Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы.

--------- слава лежит, а ---------- бежит.

-------------- дело лучше ------------- безделья.

--------------- всегда становится ------------------.

Добрая,  худая,  маленькое , большого, тайное,  явным.

 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6430/train/179233/

Задания по выбору учеников.

Устно выполняют.

Письменно в тетрадях.

Выполняют те ученики, кто уже выполнил все  задания.

Читают, вставляя пропущенные антонимы, записывают в тетрадь.

Итог занятия.

- Что такое  антонимы?

- Чему вы учились на уроке?

- Где мы с ними встречаемся?

- Ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?» (Употребление антонимов делает речь более выразительной, эмоциональной).

Оценивание.

Рефлексия.

 Предлагаю украсить кабинет самодельными  цветами. Они лежат у вас на столе.

 Если урок вам понравился, было интересно - выберите красный цветок, если вам было что-то непонятно - возьмите зелёный цветок, а если урок не понравился - синий цветок и прикрепите на солнечную полянку при выходе с урока.

Отвечают на вопросы.

Украшают кабинет цветами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...