Знаки препинания в предложениях с прямой речью
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Литвинова Яна Васильевна

Урок "открытия" новых знаний в 5 классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryamaya_rech_fros_5_klass.doc79 КБ
Файл pryamaya_rech._rabota_v_parah.docx11.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс 5

Тема

Прямая речь

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

  • Предметные: развить умение формулировать определение понятий;
  • ввести понятие предложения с прямой речью;
  • формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;
  • ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и умения

Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Основные понятия

Прямая речь, кавычки, слова автора

Решаемые проблемы

Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью?

Деятельностный компонент урока

Уметь:

- находить прямую речь в предложении;

- расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Раздать тетради перед уроком.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

1. Проверка домашнего задания

6 мин.

Откроем тетради с домашним заданием

– На какие две группы делятся предложения по количеству грамматических основ? (простые и сложные)

- На какие две группы делятся сложные предложения? (союзные и бессоюзные). Какие союзы соединяют простые в составе сложного? А в простом предложении бывают союзы?

- Дома вам нужно было из упр. 235 выписать сложные предложения, в которых союз А соединяет простые предложения в составе сложного. Зачитываем предложения (2 ученика), у доски чертим схемы (1 ученик).

3. Лето собираЕт, а зима поедаЕт. (1 спр.) [__ ===], а [__ ===].

5. Летом ласточка день начинает, а соловей кончает. (1 спр.) [__ ===], а [__ ===].

Теперь зачитаем простые предложения, в которых союз А соединяет ОЧП (3 ученика), у доски чертит схемы 1 ученик.

1. Рыба видит приманку, а не крючок.

2. Книга в счастЬе украшаЕт, а в несчастЬе утешаЕт (1 скл.)

4. СчастЬе в воздухе не вЬётся, а руками достаётся.

- Есть ли вопросы по ДЗ?

2. Прорабатываем ошибки из предыдущего вида работы

3 мин.

Тетради передаём с последних парт на первые. Открываем полученные тетради, читаем мои записи и комментарии. Записываем число, «классная работа». Разберем ошибки, которые встретились при написании писем вашим друзьям (записываем с комментариями на доске и в тетради)

3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

2 мин.

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1

Записываем предложения (на доске и в тетради). Чем они различаются?

1) Мама сказала кому-то в коридоре, что тайное всегда становится явным.

2) Мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным».

- Какое предложение точнее передает слова мамы? Почему?

Одно из этих предложений с прямой речью. Какое?

- Запишите его.

- А какие знаки нужно поставить в предложении с прямой речью? И куда?

Формулируют ответы на вопросы учителя, записывают предложение.

4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?)

-В чем было затруднение?

-Что нам делать?

-Какое задание я просила сделать?

-Что вы не смогли сделать?

Отвечают на вопросы учителя.

5. Выявление места и причины затруднения

5 мин.

Формулирование темы урока.

-Какова же тема нашего урока? (Тема нашего сегодняшнего урока «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»)

Чтение теоретического материала на странице___113, 114.

А: «П.?!» «П,!?» - а.

Как же распознать нам в тексте прямую речь? Что будет опознавательным признаком пунктограммы? (слова автора, вводящие прямую речь)

Прочитаем и запомним глаголы, вводящие прямую речь:

Сказал, спросил, крикнул, ответил, подумал, шепнул, произнес, объявил, попросил, проворчал и т.д.

Учащиеся формулируют тему урока.

Учащиеся обсуждают ситуацию.

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана действий.

6. Реализация построенного проекта

1 мин.

Работа с предложением, которое обсуждали в начале урока. Расставляем знаки с помощью алгоритма, составляем схему.

Мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным».

Составляют схему, делают вывод.

Физкультминутка

Выполняют упражнения

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

4 мин.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Графический диктант-соревнование «Кто лучше?». Два ученика составляют схемы прочитанных учителем предложений (класс работает в тетрадях). Работа на доске коллективно проверяется и оценивается.

Князь спрашивает у пастуха: «Чьи это поля?». «Хозяйские», – отвечает пастух. «А кто хозяин?» – интересуется князь. Пастух растолковывает: «Местный помещик»

1)«А»: «П?» 3) «П?» - а.

2) «П», - а. 4) А: «П».

Анализируют, сопоставляют и обобщают.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

9 мин.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Организация учебного процесса на этапе 7

Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.

Мальчик робко проговорил «_ _»

Девочка тихо спросила «_ _»

«_ _» шепотом ответила мама.

«_ _» громко крикнул брат и отворил дверь.

Бабушка взволнованно сказала «_ _»

«_ _» уверенно произнес друг.

После выполнения работы проводится взаимопроверка по эталону. Для учащихся, допустивших ошибки, представится возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Учащиеся работают в парах, выступают с сообщениями

Составляют предложения. Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.

9. Вторичное закрепление

10 мин.

Упр. 249 на доске и в тетрадях + схемы

10. Включение в систему знаний и повторения

1 мин.

Цель этапа: повторить и закрепить

Восстановление текста

  • Прямая речь – это слова ________ , передаваемые без изменения.
  • В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________.
  • Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.

Вписывают ответы.

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1 мин.

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

- Что помогло нам их преодолеть?

- Оцените свою деятельность на уроке

Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

12. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1 мин.

1) выучить правила

2) 5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина, записать их, составить схемы;

Записывают задание.



Предварительный просмотр:

Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.

Мальчик робко проговорил «_ ____________________________________________»

Девочка тихо спросила «_________________________________________________ _»

«_____________________________________________ _» шепотом ответила мама.

«___________________________________ _» громко крикнул брат и отворил дверь.

Бабушка взволнованно сказала «_________________________________________ _»

«_ ________________________________________________» уверенно произнес друг.

Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.

Мальчик робко проговорил «_ ____________________________________________»

Девочка тихо спросила «_________________________________________________ _»

«_____________________________________________ _» шепотом ответила мама.

«___________________________________ _» громко крикнул брат и отворил дверь.

Бабушка взволнованно сказала «_________________________________________ _»

«_ ________________________________________________» уверенно произнес друг.

Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.

Мальчик робко проговорил «_ ____________________________________________»

Девочка тихо спросила «_________________________________________________ _»

«_____________________________________________ _» шепотом ответила мама.

«___________________________________ _» громко крикнул брат и отворил дверь.

Бабушка взволнованно сказала «_________________________________________ _»

«_ ________________________________________________» уверенно произнес друг.

Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.

Мальчик робко проговорил «_ ____________________________________________»

Девочка тихо спросила «_________________________________________________ _»

«_____________________________________________ _» шепотом ответила мама.

«___________________________________ _» громко крикнул брат и отворил дверь.

Бабушка взволнованно сказала «_________________________________________ _»

«_ ________________________________________________» уверенно произнес друг.

Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.

Мальчик робко проговорил «_ ____________________________________________»

Девочка тихо спросила «_________________________________________________ _»

«_____________________________________________ _» шепотом ответила мама.

«___________________________________ _» громко крикнул брат и отворил дверь.

Бабушка взволнованно сказала «_________________________________________ _»

«_ ________________________________________________» уверенно произнес друг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок диагностирующего контроля по теме: "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".

Цели урока: повторить и обобщить сведения о прямой речи; выработать навык расстановки знаков препинания при прямой речи; выработать навык расстановки знаков препинания при прямой речи...

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

План-конспект урока "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" в 5 классе с мультимедийным и раздаточным материалом...

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое предложения с прямой речью, какие знаки препинания в них ставятся и научимся их строить на примерах литературных произведений....

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью...

Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс

Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...