Знаки препинания в предложениях с прямой речью
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок "открытия" новых знаний в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryamaya_rech_fros_5_klass.doc | 79 КБ |
pryamaya_rech._rabota_v_parah.docx | 11.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет русский язык
Класс 5
Тема | Прямая речь |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Планируемые результаты (УУД) |
Метапредметные:
1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы. Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности. |
Основные понятия | Прямая речь, кавычки, слова автора |
Решаемые проблемы | Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью? |
Деятельностный компонент урока | Уметь: - находить прямую речь в предложении; - расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; |
Формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Методы обучения | По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный. |
Приемы обучения | Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания. |
Эмоционально-ценностный компонент урока | Знакомство с произведениями художественной литературы. |
Оборудование | ЭОР: презентация, компьютер, проектор. Бумажные: карточки с заданиями, учебник. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент | Раздать тетради перед уроком. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться, | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | |
1. Проверка домашнего задания 6 мин. | Откроем тетради с домашним заданием – На какие две группы делятся предложения по количеству грамматических основ? (простые и сложные) - На какие две группы делятся сложные предложения? (союзные и бессоюзные). Какие союзы соединяют простые в составе сложного? А в простом предложении бывают союзы? - Дома вам нужно было из упр. 235 выписать сложные предложения, в которых союз А соединяет простые предложения в составе сложного. Зачитываем предложения (2 ученика), у доски чертим схемы (1 ученик). 3. Лето собираЕт, а зима поедаЕт. (1 спр.) [__ ===], а [__ ===]. 5. Летом ласточка день начинает, а соловей кончает. (1 спр.) [__ ===], а [__ ===]. Теперь зачитаем простые предложения, в которых союз А соединяет ОЧП (3 ученика), у доски чертит схемы 1 ученик. 1. Рыба видит приманку, а не крючок. 2. Книга в счастЬе украшаЕт, а в несчастЬе утешаЕт (1 скл.) 4. СчастЬе в воздухе не вЬётся, а руками достаётся. - Есть ли вопросы по ДЗ? | ||
2. Прорабатываем ошибки из предыдущего вида работы 3 мин. | Тетради передаём с последних парт на первые. Открываем полученные тетради, читаем мои записи и комментарии. Записываем число, «классная работа». Разберем ошибки, которые встретились при написании писем вашим друзьям (записываем с комментариями на доске и в тетради) | ||
3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 2 мин. | Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. Организация учебного процесса на этапе 1 Записываем предложения (на доске и в тетради). Чем они различаются? 1) Мама сказала кому-то в коридоре, что тайное всегда становится явным. 2) Мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным». - Какое предложение точнее передает слова мамы? Почему? Одно из этих предложений с прямой речью. Какое? - Запишите его. - А какие знаки нужно поставить в предложении с прямой речью? И куда? | Формулируют ответы на вопросы учителя, записывают предложение. | |
4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?) -В чем было затруднение? -Что нам делать? -Какое задание я просила сделать? -Что вы не смогли сделать? | Отвечают на вопросы учителя. | |
5. Выявление места и причины затруднения 5 мин. | Формулирование темы урока. -Какова же тема нашего урока? (Тема нашего сегодняшнего урока «Знаки препинания в предложениях с прямой речью») Чтение теоретического материала на странице___113, 114. А: «П.?!» «П,!?» - а. Как же распознать нам в тексте прямую речь? Что будет опознавательным признаком пунктограммы? (слова автора, вводящие прямую речь) Прочитаем и запомним глаголы, вводящие прямую речь: Сказал, спросил, крикнул, ответил, подумал, шепнул, произнес, объявил, попросил, проворчал и т.д. |
Учащиеся формулируют тему урока. Учащиеся обсуждают ситуацию. Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей Составление учащимися плана действий. | |
6. Реализация построенного проекта 1 мин. | Работа с предложением, которое обсуждали в начале урока. Расставляем знаки с помощью алгоритма, составляем схему. Мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным». | Составляют схему, делают вывод. | |
Физкультминутка | Выполняют упражнения | ||
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 4 мин. | Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. Графический диктант-соревнование «Кто лучше?». Два ученика составляют схемы прочитанных учителем предложений (класс работает в тетрадях). Работа на доске коллективно проверяется и оценивается. Князь спрашивает у пастуха: «Чьи это поля?». «Хозяйские», – отвечает пастух. «А кто хозяин?» – интересуется князь. Пастух растолковывает: «Местный помещик» 1)«А»: «П?» 3) «П?» - а. 2) «П», - а. 4) А: «П». | Анализируют, сопоставляют и обобщают. | |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 9 мин. | Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Организация учебного процесса на этапе 7 Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки. Мальчик робко проговорил «_ _» Девочка тихо спросила «_ _» «_ _» шепотом ответила мама. «_ _» громко крикнул брат и отворил дверь. Бабушка взволнованно сказала «_ _» «_ _» уверенно произнес друг. После выполнения работы проводится взаимопроверка по эталону. Для учащихся, допустивших ошибки, представится возможность выявления причин ошибок и их исправления. | Учащиеся работают в парах, выступают с сообщениями Составляют предложения. Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок. | |
9. Вторичное закрепление 10 мин. | Упр. 249 на доске и в тетрадях + схемы | ||
10. Включение в систему знаний и повторения 1 мин. | Цель этапа: повторить и закрепить Восстановление текста
| Вписывают ответы. | |
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке 1 мин. | Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. - В чём испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть? - Оцените свою деятельность на уроке | Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. | |
12. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 1 мин. | 1) выучить правила 2) 5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина, записать их, составить схемы; | Записывают задание. |
Предварительный просмотр:
Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.
Мальчик робко проговорил «_ ____________________________________________»
Девочка тихо спросила «_________________________________________________ _»
«_____________________________________________ _» шепотом ответила мама.
«___________________________________ _» громко крикнул брат и отворил дверь.
Бабушка взволнованно сказала «_________________________________________ _»
«_ ________________________________________________» уверенно произнес друг.
Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.
Мальчик робко проговорил «_ ____________________________________________»
Девочка тихо спросила «_________________________________________________ _»
«_____________________________________________ _» шепотом ответила мама.
«___________________________________ _» громко крикнул брат и отворил дверь.
Бабушка взволнованно сказала «_________________________________________ _»
«_ ________________________________________________» уверенно произнес друг.
Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.
Мальчик робко проговорил «_ ____________________________________________»
Девочка тихо спросила «_________________________________________________ _»
«_____________________________________________ _» шепотом ответила мама.
«___________________________________ _» громко крикнул брат и отворил дверь.
Бабушка взволнованно сказала «_________________________________________ _»
«_ ________________________________________________» уверенно произнес друг.
Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.
Мальчик робко проговорил «_ ____________________________________________»
Девочка тихо спросила «_________________________________________________ _»
«_____________________________________________ _» шепотом ответила мама.
«___________________________________ _» громко крикнул брат и отворил дверь.
Бабушка взволнованно сказала «_________________________________________ _»
«_ ________________________________________________» уверенно произнес друг.
Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.
Мальчик робко проговорил «_ ____________________________________________»
Девочка тихо спросила «_________________________________________________ _»
«_____________________________________________ _» шепотом ответила мама.
«___________________________________ _» громко крикнул брат и отворил дверь.
Бабушка взволнованно сказала «_________________________________________ _»
«_ ________________________________________________» уверенно произнес друг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок диагностирующего контроля по теме: "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".
Цели урока: повторить и обобщить сведения о прямой речи; выработать навык расстановки знаков препинания при прямой речи; выработать навык расстановки знаков препинания при прямой речи...
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
План-конспект урока "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" в 5 классе с мультимедийным и раздаточным материалом...
Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое предложения с прямой речью, какие знаки препинания в них ставятся и научимся их строить на примерах литературных произведений....
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью...
Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс
Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Предложения с косвенной речью
Маршрутный лист дистанционного урока...