Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryamaya_rech._znaki_prepinaniya.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Цели: Обобщить сведения по теме «Прямая речь», формировать умения различать в предложении прямую речь, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;
- способствовать развитию монологической речи учащихся;
- способствовать приобретению опыта адекватного поведения в обществе.
Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности.
Формы: коллективная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приемы: устная беседа, работа с учебником, выполнение тестовых заданий
Оборудование, наглядные пособия: таблицы, учебник, проектор, ПК
Ход урока
1. Организационный этап
2. Актуализация.
2.2 Словарный диктант
- Распределить слова в две колонки: существительные и прилагательные.
Великодушие, баснописец, тысячелетие, лимонно – желтый, юго – западный, патриот, полумрак, дальневосточный, узкоспециальный, животрепещущий, безветренный, ледяной, свиной, вуз, сороконожка, сорокалетие, сорокалетний.
2.3 Синтаксическая пятиминутка.
Запись и анализ предложений с прямой речью.
М. Горький писал: «Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя».
- Чем осложнено это предложение?
- Перестройте предложение, чтобы слова автора стояли после прямой речи.
- Передайте слова Горького при помощи вводных слов. (По словам Горького, цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.)
3. Формирование новых понятий и способов действия.
2. Слово учителя
В беседе, в рассказе о чём-либо часто бывает нужно передать слушателю (читателю) чужую речь (то, что говорили или писали другие). В русском языке есть целый ряд способов для передачи чужой речи. Это:
а) предложения с прямой речью для передачи ее без изменений: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу на несколько дней».;
б) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу на несколько дней.;
в) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил.;
г) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский)
Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.
3.1 Повторение теоретического материала
Прямая речь - это дословная передача чужого высказывания, сопровождаемая словами автора. В прямой речи высказывание сохраняет свои лексические, синтаксические и стилистические особенности. Прямая речь самостоятельна, она связана со словами автора только по смыслу и интонационно. Например, Он сказал: «Завтра выезжаем рано утором».
Прямая речь – это передача чужой речи, сохраняющая содержание и форму.
3.2 Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Прямая речь заключается в кавычки.
Слайд 2
Слайд 3
3.3 Работа с таблицей.
Прямая речь после слов автора | Прямая речь перед словами автора | Прямая речь прерывается словами автора | Прямая речь внутри авторских слов |
А: «П». | «П»,- а. | «П, - а, - п» | А: «П»,-а |
Вывод: | Вывод: | Вывод: | Вывод: |
Если слова автора разрывают предложение, то после первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы.
Если слова автора стоят на границе самостоятельных предложений, то после слов автора ставится точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
После же первой части прямой речи ставится:
- вопросительный или восклицательный знак или тире, если первая часть – вопросительное или восклицательное (побудительное или повествовательное) предложение;
- запятая и тире, если первая часть – невосклицательное повествовательное предложение.
3.3 Дополнить предложения прямой речью.
1. Увидев белку, сидящую на сучке, шепчу в восторге…
2. …удивленно сказал охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо.
3. Остановив ребят, направляющихся в сторону болота, старик предупредил…
4. Закрепление.
4.1 Фронтальный опрос
- Дать определение прямой речи
- От чего зависит постановка знаков препинания при прямой речи? (От места прямой по отношению к словам автора.)
4.2 Тренировочные упражнения.
Слайд 12
Слайд 14
4.3 Работа с учебником. Чтение статьи стр. 336
5. Домашнее задание.
Упражнение № 486, стр. 336.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
План-конспект урока "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" в 5 классе с мультимедийным и раздаточным материалом...
Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое предложения с прямой речью, какие знаки препинания в них ставятся и научимся их строить на примерах литературных произведений....
Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс
Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Предложения с косвенной речью
Маршрутный лист дистанционного урока...
Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью
Маршрутный лист дистанционного урока...
Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
презентация для повторения материала о расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью и диалогом с включением тренировочных заданий...