Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Верзун Татьяна Николаевна

План-конспект урока "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" в 5 классе с мультимедийным и раздаточным материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamaya_rech.rar995.24 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок  русского языка в 5 В классе (ФГОС). 2015-2016 учебный год.

Тема: «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью»

Учитель:  Верзун Т. Н.

 

Цель деятельности учителя

 Дать понятие прямой речи. Научить различать прямую речь и слова автора, составлять схемы предложений с прямой речью. Отрабатывать навыки расстановки знаков препинания при прямой речи; развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета, мотивацию к познавательной и творческой деятельности

Тип урока

Комбинированный урок.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научиться различать прямую речь и слова автора, составлять схемы предложений с прямой речью; читать предложения с прямой речью с правильной интонацией; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; объяснять языковые явления.

Метапредметные УУД:

-коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

-познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с прямой речью.

Личностные УУД: формирование творческого конструирования по алгоритму.

Используемые технологии

Технологии:

-здоровьесбережения;

-традиционного обучения (для освоения минимума содержания образования в соответствии  с требованиями стандартов);

-проблемного обучения  (с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей);

-критического мышления через чтение и письмо (ТКМЧ и П).

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, в парах, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru

Оборудование

доска, мел,   проектор, экран, компьютер

Наглядно-демонстрационный материал

Маршрутный лист, презентация

Основные понятия

Прямая речь,   слова автора, двоеточие, тире, кавычки

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Формируемые УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Цель:  создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветствует обучающихся,

Проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. 

 Определите уровень своей готовности к уроку – покажите мне соответствующую карточку  (Слайд 1)

5 баллов

(хочу знать, делать, решать)

4 балла

(я готов к работе)

3 балла (я не очень хорошо себя чувствую, я не понимаю материал, мне нужна помощь)

Оранжевая карточка

Зеленая карточка

Синяя карточка

Покажите мне карточку, соответствующую вашему уровню готовности.

Я рада, что  вы все готовы работать и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь    

Запишите число, классная работа             

 Определяют уровень своей готовности к уроку (выбирают и показывают карточки)

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

  

2.Актуализация

знаний

Цель: контроль сформированности навыка определять виды сложных предложений и ставить  знаки препинания.

 

Организует повторение темы «Сложное предложение», выявление пробелов в знаниях

Верификатор (Слайд 2)

Веришь – не веришь

  1. Верите ли вы, что сложное предложение состоит из двух частей?
  2. Верите ли вы, что  сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные?
  3. Верите ли вы,  что союзы и, а, но соединяют только части ССП?
  4. Верите ли вы, что  союзы что, чтобы соединяют части ССП?
  5. Верите ли вы, что  союзы потому что, когда, как соединяют части СПП?
  6. Верите ли вы, что  в ССП одна часть зависит от другой?
  7. Верите ли вы, что  в СПП части равноправны по смыслу?
  8. Верите ли вы, что  предложение Поредел над сопками туман – сложное?
  9. Верите ли вы, что  предложение Таял последний снег и текли звонкие ручьи – ССП, перед союзом И нужна запятая?
  10. Верите ли вы, что в предложении Замолкнут и заснут  дневные птицы нужна запятая?

11.Верите ли вы, что в предложении Ученые считают что зима наступает 22 декабря есть ошибка?

Озвучивание результатов:  Кто набрал 11 баллов? 8 - 10? 6 – 7? Меньше 6 баллов?

Работают в маршрутном листе

Отвечают на вопросы,   воспринимают на слух информацию,  закрепляют лингвистические термины

 

Самопроверка, (Слайд 3)

Самооценка, проставление баллов в

оценочном листе

Личностные: формирование способа обобщения и систематизации знаний

Познавательные: объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложного предложения как синтаксической единицы

3. Определение темы, целей и задач урока. Проектирование результатов урока.

 Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

 Организует деятельность по определению темы, цели урока и его результатов  

 1. Работа с текстом, подводящий диалог.    

 (Слайд 4,5)

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить Отпусти меня. Волк сказал  Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы.

Прочитайте текст по ролям (в парах)

 Легко ли было читать? Почему?

Как можно помочь себе?

Прочитайте предложение, где говорит белка.

Запишите его в тетрадь.

Что необычного в этом предложении? (2 части)

Кто произносит первую часть? Как ее можно назвать?

Что они показывают? Как можно назвать вторую часть?

Вывод: Какова же тема нашего урока? Что мы должны узнать?

2. Формулирование темы, цели урока. (Слайд 6)

Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью»                                         (Слайд 5)

-Какова же цель нашего урока? (Научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью)

3 Составление алгоритма изучения темы:  (Слайд 7)

1. Что такое прямая речь?  

2. Из каких частей состоит предложение с прямой речью?  

3.  Какие глаголы «говорения» употребляются в предложениях с прямой речью?

4. Как пишется прямая речь?

5. Где в предложении может стоять прямая речь?

 6. Какие знаки препинания используются для выделения прямой речи?    

Работают в парах.

 Читают текст по ролям

Фиксируют затруднения и их причины

Анализируют предложение

формулируют и записывают  тему урока

формулируют цель

Составляют алгоритм  изучения темы. Записывают его в маршрутный лист

   

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прочитанного, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

4. Усвоение новых знаний

 Практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Цель:   закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала

 Дает установку на самостоятельную работу  с учебником (стр. 189 – 190):

Прочитать, составить лингвистический рассказ о прямой речи, рассказать товарищу. Прослушать, откорректировать при необходимости. Поменяться ролями.

 

Самостоятельное усвоение знаний по алгоритму.

Работа с учебником стр. 189 – 190

Работают индивидуально, в парах

Составляют лингвистический рассказ по алгоритму

Слушают друг друга, сверяют с учебником

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.  

5. Первичное закрепление

Цель:    развивать умение применять новые знания

Организует работу, контролирует правильность ее выполнения

1.  Дать связный ответ о прямой речи.

2. Расставить знаки препинания в записанном предложении.( про белку)       (Слайд 8)

3. Игра «Найди лишнее»

Какое предложение лишнее? Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.  (Слайд9,10)

1. Я попросил папу чтобы он проводил меня.

2. Я попросил папу Проводи меня.

3. Проводи меня попросил я папу.

Работают индивидуально, фронтально в маршрутных листах

 

 

  Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Физминутка

Слайд 11

6.Самостоятельная работа

Цель : систематиза-ция знаний и форми-рование рациональ-ных способов применения их на практике.

 Контролирует правильность  выполнения работы

Самостоятельная работа

Упр. 531 (1,2,4 предл.)  

                 (Слайд 12 Знаки препинания при прямой речи)

Выполняют упражнение по заданию в тетради, 3 ученика – у доски

Самопроверка

7. Включение в систему знаний и повторение

Цель: обобщение и закрепление полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий.

1. Восстановите текст

Прямая речь –это слова ________ , передаваемые без изменения.

В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________.

Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.

                            (Слайд 13)

2. Выполните задание    в маршрутном листе      (Слайд 14)

                                   

Восстанавливают текст

 

Выполняют тестовое задание

Личностные:  закрепляют новые знания, умения,  

Познавательные: читают и слушают, извлекают нужную информацию

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

  

8. Рефлексия учебной деятельности

Цель: оценить собственную деятельность

Оцените результат своей работы на уроке:

Зеленая карточка - Я доволен собой, так как я все понял, могу объяснить товарищу

     Оранжевая карточка - Я понял для себя, объяснить     затрудняюсь

     Синяя карточка - Было трудно, надо поработать

Выставление отметок  (Слайд 15)

Самооценка деятельности

9. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

  на «5»: Упр. 527(2-4)–дописать предложения, расставить знаки препинания, составить схемы      

  на «4»:    Упр. 529 – выписать 2предложения с прямой речью, составить схемы   

на «3»:  Упр. 529 – выписать предложения с прямой речью

              (Слайд 16)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое предложения с прямой речью, какие знаки препинания в них ставятся и научимся их строить на примерах литературных произведений....

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью...

Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс

Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...

Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

презентация для повторения материала о расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью и диалогом с включением тренировочных заданий...