Урок в 5 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока в 5 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_o-e_posle_shipyashchih_v_suffiksah_sushch_.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».
Цели урока:
- Обучающая цель: создать условия, способствующие изучению знаний по теме «Правописание О-Е после шипящих в суффиксах существительных» и применению их в нестандартных учебных ситуациях; научить правильно обозначать орфограмму; обобщить правописание о, е после шипящих в корне, окончании; расширить лексический запас учащихся.
- Развивающая цель: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.
- Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка, активной жизненной позиции.
Технологии : Личностно – ориентированная, информационно- коммуникативная, проблемно- диалогическая, системно- деятельностная, дифференцированного обучения.
Формы работы: коллективная, творческая, групповая.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, презентация, таблицы с орфограммами, сигнальные карточки, раздаточный материал.
Ход урока.
- Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Приветствую учащихся, создаю комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяю готовность к уроку.
Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня! И думаю, что этот день принесет нам много радости от общения друг с другом. Сядьте поудобнее, улыбнитесь друг другу и скажите про себя « я радуюсь школе, друзьям, я хочу учиться и готов работать»
- Актуализация знаний
- орфографическая разминка. ( класс работает с сигнальными карточками, двое –у доски записывают слова). (Слайд № 1)
1) как называется плод дуба? (жёлудь)
2) цвет одуванчика? (желтый)
3) предмет для чистки зубов? (щетка)
4) тонкая веревка? (бечёвка)
5) сильное потрясение, расстройство? ( шок)
6) профессиональный наездник на скачках 9 жокей)
7) мастер по изготовлению ременной упряжи ( шорник)
8) водитель автомобиля ( шофер)
Запись на доске (Слайд № 2)
Ж…лудь ш…фёр снеж…к горош...к
Ж...лтый ш…рник горш…к крош…чка
Щ…тка ж…кей зайч…нок доч…нка
Беч…вка ш…к крюч…к точ…чка
Прочитайте слова 1и 2 столбика, какая орфограмма пропущена всловах?(Правописание гласных в корнях имен существительных после шипящих).
Вспомните правило правописания гласных в корнях существительных после шипящей (П од ударением в корне слова у имен существительных пишется ё, без ударения – о)
Вставьте пропущенные буквы.
Прочитайте слова 3 и 4 столбика, какая орфограмма пропущена в словах? ( Правописание о-е после шипящих и ц окончаниях имен существительных).
Вспомните правило правописания о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.
(После шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения – е.
- Целеполагание ( Слайд № 3)
Ребята, взгляните на слова 3 и 4 столбика.
- В какой части слова пропущена буква? (В суффиксе)
- После каких согласных находится буква- орфограмма? ( После шипящих)
- В словах какой части речи? ( В существительных)
Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
Тема урока: «Правописание гласных о-е псле шипящих в суффиксах существительных»
- Мотивация к учебной деятельности (Слайд № 4)
Сравните написание гласных в суффиксах. Какую закономерность в написании суффиксов вы заметили?
Орешек – посошок
Человечек – пастушок
Кусочек – старичок
(Под ударением – о, без ударения – е)
- Объяснение нового материала. (Слайд № 5)
(Подвожу учащихся к формулировке предметных целей урока ( гипотезы).
-Ребята, у меня на доске записаны слова, помогите мне их распределить.( Мужичок. доченька. рученька, мышонок, книжонка, замочек ).
1 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в сильной позиции
2 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в слабой позиции
Запись на доске: (Слайд № 6)
Мужичок замочек
Мышонок доченька
Книжонка рученька
- От чего зависит выбор гласных О- Е после шипящих в суффиксах существительных?
- Давайте проверим по учебнику и познакомимся с новым правилом
А сейчас, ребята, в парах попробуйте разобрать алгоритм применения правила написание букв О-Е после шипящих в суффиксах существительных с учетом полученной информации.
#1060;изминутка
7. Закрепление и обобщение материала.
#1059;стно упражнение № 303. Образец: друж..к- в слове гласная после шипящей находится в сильной позиции, значит пишем букву О.
В слове подуш..чка гласная после шипящей находится в слабой позиции, значит пишем букву Е
#1057;амостоятельная работа ( Слайд № 7)
Задание –вставить гласные в суффиксах существительных на месте пропусков.
Друж..к
Жуч..к Уменьшительно- ласкательное значение
Замоч..к
Человеу…к
Одеж…нка
Книж…нка Пренебрежительное значение
Грач…нок
Галч…нок Детенышей животных
#1044;ифференцированная работа в группах: сильная группа получает творческую работу,остальные работают с текстом.
Карточка № 1(для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя эти слова, придумайте и запишите сказку "Забавные приключения весёлой девчонки".
Горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, пучочек, сучочек, девчонка, рубашонка, грачонок, мышонок.
Карточка №3 Запишите предложение.
Хозяин Байкала – суховатый добродушный старик в ветхой одежонке обычно подолгу сидел на почерневшей от времени скамейке.
Объясните постановку тире в предложении. Найдите в предложении слово на изученную орфограмму, объясните его правописание. Значение слова ветхая найдите в «Толковом словаре», выберите одну иллюстрацию к предложению.
Каково значение слова одежонка? (уменьшительно-ласкательное, пренебрежительное)
После проверки, вопрос ко всему классу:
Как вы относитесь к старикам, на которых такая одежда?
Это благодаря пожилым людям наше поколение живёт под мирным небом. Они не должны быть ненужными. Доброжелательность, сострадание должны быть в каждом из нас.
Надо уметь сочувствовать, сопереживать, поддерживать таких людей, пока они живы, когда им тяжело.
Берегите своих близких и относитесь уважительно к пожилым людям. Они заслужили наше почтение и уважение!
8. Контроль усвоения материала
1. Игра « Найди лишнее слово» (Слайд № 8)
А) подушечка, орешек, зайчик
Б) точечка, девчонка, чемпионка
В) ящичек, пучок, кулачок
2. Найдите в предложениях слова с изучаемой орфограммой ( Слайд№ 9)
Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.
Пирожок лишь разломила да кусочек прикусила.
3. Буквенный диктант «Проверяю себя» (Слайд №10) Дети отвечают с помощью сигнальных карточек.
#1044;линный языч…к,
#1044;етский стиш..к
3. Душистый горош…к
4. Молодой стаж…р
#1047;олотой петуш...к
#1055;оследний кусоч…к
#1054;пытный монтаж…р
№ сло-ва | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Вариант ответа | о | о | е | ё | о | е | ё |
#1055;одведение итогов. Анализирую работу учащихся, выставляю оценки в журнал и в дневники, даю рекомендации.
10. Дифференцированное домашнее задание (Слайд № 11)
;54 упражнение 304
#1053;аписать мини-сочинение «Маленькое путешествие в зимний парк»
11. Рефлексия .
С помощью метода « Пять пальцев» учащиеся делятся впечатлениями.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных
Урок в технологии "Дидактический цикл"...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"
Урок русского языка в 6 классеТема. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.Цели. 1 Образовательная: повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова и в ок...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...
Открытый урок по русскому языку "Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
Урок проводился в 6 классе по программе М.Т.Баранова. Материал представляет развёрнутый конспект с презентацией с элементами,разработанными по ФГОС....
Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».
Данный урок поможет повторить орфограмму "Буквы О-Е после шипящих в корне" и закрепить знания по новой теме....
Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6 классе.
Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6 классе по программе Т. Ладыженской. Соответствует требованиям ФГОС....
Открытый урок по учебному предмету "Русский язык" в 6 классе на тему " Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных"
Дааный урок предназначен для обучающихся 6 классов...