Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Данный урок поможет повторить орфограмму "Буквы О-Е после шипящих в корне" и закрепить знания по новой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc49.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt862.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no_1.doc23 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no_2.doc30 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no_3.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е  после шипящих в суффиксах существительных».

Цели урока:

  1. Обучающая цель: познакомить учащихся с новой орфограммой: буквы о, е после шипящих в суффиксах существительных; научить правильно обозначать орфограмму; обобщить правописание о, е после шипящих в корне, окончании; расширить лексический запас учащихся.
  2. Развивающая цель: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
  3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, презентация, таблицы с орфограммами, сигнальные карточки.

Ход урока.

  1.  Слово учителя
  2. Объяснение нового материала
  3. Закрепление материала
  4. Систематизация нового материала
  5. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению и содержанию материала
  6. Итоги урока. Домашнее задание.

I. Слово учителя: При повторении правил орфографии особое внимание уделяется орфограмме о- е после шипящих. Шипящие требуют к себе особого внимания. Это объясняется их прошлым, шипящие в древнерусском языке были только мягкими. Спустя много времени некоторые из них отвердели [ж], [ш]. нельзя забывать еще и о том, что буквы ё (как и я) до 18 века совсем не было. Но было много других букв, которых нет сейчас.

Даже в начале 20 века в литературе можно было встретить такие образцы – жолтый, чорный. Но сегодня мы руководствуемся современными правилами орфографии. И об этой орфограмме будем говорить с точки зрения современных правил.

- проверка домашнего задания : орфограмма о-е после шипящих в корне, приставке

 ( отводится 1 минута на устную работу в парах)

- орфографическая разминка. ( класс работает с сигнальными карточками, двое –у доски записывают слова). (Слайд № 4)

1) как называется плод дуба? (жёлудь)

2) цвет одуванчика? (желтый)

3) предмет для чистки зубов? (щетка)

4) тонкая веревка? (бечёвка)

5) сильное потрясение, расстройство? ( шок)

6) профессиональный наездник на скачках 9 жокей)

7) мастер по изготовлению ременной упряжи ( шорник)

8)  водитель автомобиля ( шофер)

Запись на доске (Слайд № 5)

 

Ё

О

жёлудь

шок

жёлтый

жокей

щётка

шорник

бечёвка

шофер

                                                                                 

Вывод: в корне после шипящих под ударением буква Ё, буква О только в словах исключениях. (Слайд № 6)

II. Объяснение нового материала. (Слайд № 7)

-Ребята, у меня на доске записаны слова, помогите мне их распределить.( Мужичок. доченька. рученька, мышонок, книжонка, замочек ).

1 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в сильной позиции

2 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в слабой позиции

 Запись на доске: (Слайд № 8)

 Мужичок                                               замочек

Мышонок                                                доченька

Книжонка                                                рученька

Вывод сначала проговорить с детьми ( хоровое проговаривание), затем жужжащее чтение по учебнику, потом индивидуально отвечают несколько учеников. На экране показать таблицу. (Слайд № 9)

III. Закрепление. Устно упражнение № 253. Образец: друж..к- в слове гласная после шипящей находится в сильной позиции, значит пишем букву О.

В слове подуш..чка гласная после шипящей находится в слабой позиции, значит пишем букву Е

IV. Систематизация нового материала.

Дифференцированная работа в группах: сильная группа получает творческую работу, остальные работают с текстом.

Карточка № 1(для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя эти слова, придумайте и запишите сказку "Забавные приключения весёлой девчонки".

Горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, пучочек, сучочек, девчонка, рубашонка, грачонок, мышонок.

Карточка №2 . Вставить пропущенные буквы; расставить пропущенные знаки препинания во втором и четвертом  предложениях; выписать слова на изучаемую орфограмму в два столбика.

1) Принес старич..к комоч..к снегу в избу, положил в небольшой горшоч..к, накрыл веточкой и поставил на окошко. 2) Взошло солнышко пригрело горшоч..к и снег стал таять. 3) Вот слышат старики -пищит что-то в горшочке. 4) Глядь, лежит девч..ночка, беленькая, как снеж..к, кругленькая как комок, и говорит им Я девочка снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

(Сначала проверяется работа по  карточке №1)

V. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению и содержанию материала (Слайд № 10, 11. 12)

1) На доске записаны слова, учащимся предлагается образовать однокоренные слова с суффиксами О-Е. Образец: пирог-пирожок.

Башмак - башмачок

друг        - дружок                                               суффикс придает уменьшительное значение

запах    -    запашок

пятак    -   пятачок

медведь- медвежонок

кукушка - кукушонка

галка    -     галчонка                                           суффикс обозначает детёнышей животных

лягушка -    лягушонка

кепка       -   кепчонка

одежда    -   одежонка

книга       - книжонка                                            суффикс придает пренебрежительное значение

шапка       -шапчонка

2) Проверяется работа творческой группы.

3) Еще раз проводится устная работа с таблицей.

4) Работа с сигнальными карточками. Зачитываются загадки, дети отгадывают и сигнальными карточками показывают гласную в суффиксе. В это время двое у доски распределяют слова на изучаемую орфограмму в два столбика (Слайд № 13)

шерстка                                                                     мужичок

черна                                                                          порошок

шел                                                                             червячок

черный                                                                       сучок

                                                                                    рубашонка

(загадки даны в приложении №1)

Вывод учащиеся делают самостоятельно.

VI. Устная работа с текстом. Текст на экране и на партах. (Слайд № 14)

Тяжело идти по лесу с поклаж..й. Начинается мелкий дождь. Вы накрылись плащ..м. Где разбить лагерь? Каждое деревце предлагает свой кров. Но в грозу опасно находиться под деревом. Надо построить шалаш. У вас нет времени возиться с большим шалаш..м? Тогда возьмите больш..й кол и привяжите его к разветвлению дерева. К колу привяжите палки, а на палки кладите черепицей еловые или сосновые ветки. Шалаш на скорую руку готов.

1) определите тему, основную мысль, стиль текста; тип речи.

2) Объясните значение выражения "на скорую руку".

VII .Проверка знаний учащихся по теме. (Тест дан в приложении № 3. Учитель зачитывает слова, дети отвечают с помощью сигнальных карточек.)

 

VIII. Домашнее задание : подготовить ответы на контрольные вопросы и задания по вариантам: (Слайд № 15)

1 вариант - № 1, 3,5

2 вариант - № 2, 6,8

3 вариант - № 4, 7,9

Упражнение № 254.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Загадки

  1. Щ..рстка черна соболя, очи ясна сокола (грозовая туча)
  2. Ш..л долговяз, в землю увяз ( дождь)
  3. Ч..рный, проворный, кричит : «Крак!», червякам враг (грач)
  4. Маленький – маленький мужич..к, а острый топорок ( пчела)
  5. Сеюсь как из сита, но не порошок, заползаю в жито, но не ч..рвяч..к ( дождь)
  6. Красный колпач..к надет на суч..к ( малина)
  7. На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зеленых полушалках ( березы)


Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Сигнальные карточки

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

Ё

Ё

Ё

Ё

Ё

Ё

Ё

Ё

Ё

Ё

Ё

Ё

Ё

Ё

Ё



Предварительный просмотр:

Приложение № 3

Тест для проверки знаний учащихся по теме " Буквы о, е после шипящих в корне и суффиксах ".

Мягкий снеж..к 
правый береж…к 
густой ельнич..к 
веселый бараш..к 
крепкий ореш..к 
острый  крюч..к 
съедобный грибоч..к 
гладкий камуш..к 
маленький флаж..к 
красивый чайнич..к 
детский утюж..к 
зеленый луж..к 
теплый дождич..к 
тянуть руч___нки

ветхая одеж___нка

клетчатая рубаш___нка

симпатичная собач___нка

крепкая беч___вка

продать по деш___вке

мятая бумаж___нка

забавная книж___нка

короткая юбч___нка

пронырливый мальч___нка

остаться с ноч___вкой

добавь сгущ___нку

ч...рный цвет

юркий ч...рт

ш..рох листьев

ш...лковое платье
ж...лтое яблоко

кривой ш..в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок в технологии "Дидактический цикл"...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Урок  русского языка в 6 классеТема.  Гласные  О и Е после шипящих в суффиксах существительных.Цели. 1 Образовательная: повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова и в ок...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Открытый урок по русскому языку "Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

Урок проводился в 6 классе по программе М.Т.Баранова. Материал представляет развёрнутый конспект с презентацией с элементами,разработанными по ФГОС....

Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6 классе.

Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6 классе по программе Т. Ладыженской. Соответствует требованиям ФГОС....

Урок в 5 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».

Конспект урока в 5 классе по теме  «Гласные О и Е  после шипящих в суффиксах существительных»....