Конспект урока объяснения нового материала по русскому языку на тему: «Понятие о сложноподчиненном предложении»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Мурзакова Екатерина Владимировна

Конспект урока обяснения нового материала по русскому языку на тему "Понятие о сложноподчиненном предложении"

Класс:9

Конспект составлен по учебнику для национальных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Крымская война (1853-1856)».

Задачи урока:

  1. изучить повод и причины Крымской войны;
  2. рассмотреть ход войны и силы, в ней участвовавшие;
  3. показать последствия войны: оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации;
  4. воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков в труднейших условиях осажденного Севастополя;
  5. продолжить развитие навыков работы с документами, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи исторических событий;
  6. продолжить работу над формированием умения составлять план-конспект урока.

План рассмотрения исторического события:

  1. Повод и причины войны.
  2. Силы сторон и ход военных действий.
  3. Оборона Севастополя.
  4. Завершение войны и Парижский конгресс.

Оборудование: карта «Крымская война», компьютерная презентация: портреты Николая I, Наполеона III, лорда Пальмерстона, В.А. Корнилова, П. С. Нахимова, схемы «Синопское сражение», «Оборона Севастополя».

На уроке предполагается групповая работа, поэтому учащиеся заранее поделены учителем на равноценные по силам и умениям группы, в каждой из которых должны быть выбраны 3 выступающих (по одному для каждой группы документов).

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Повторение материала предыдущего урока: внешней политики Николая 

(5 мин).

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы поговорим о событии, которое существенным образом повлияло на историю нашей страны середины XIX века. Это Крымская война (1853-1856), (слайд №1: Тема урока). И сегодня у нас будет не совсем обычный урок, мы выступим в качестве исследователей. На основе имеющихся у нас документов мы попытаемся выяснить некоторые важные моменты этой войны. Работать мы с Вами будем по следующему плану: (слайд №2).

1. Повод и причины войны.

2. Силы сторон и ход военных действий.

3. Оборона Севастополя.

4. Завершение войны и причины поражения России в ней.

И на протяжении урока у вас будет задание составить план-конспект. Вы должны записать в тетради основной материал по теме, помощником в этой работе для вас будут слайды презентации. В конце урока вы сдадите тетради на проверку.

Но сначала давайте вспомним  предысторию этой войны, материал, о котором мы говорили на предыдущем уроке. Итак…

Учитель: 

  1. Вспомните, что такое восточный вопрос? (Восточный вопрос – взаимоотношения с Турцией).
  2. Какие события внешней политики связаны с его разрешением? (Русско-турецкая война 1828-1829. Лондонская конвенция 1841 о проливах).
  3. Почему Россия стремилась упрочиться на Балканах и Чёрном море? (Для России было важно обеспечивать безопасность черноморского побережья и благоприятный режим черноморских проливов – Босфора и Дарданелл – для свободного прохождения через них российских торговых судов. Также Россия поддерживала национально-освободительное движение против турецкого ига южнославянских православных народов).
  4. Кто был против усиления России? И почему? (Англия – опасавшаяся усиления влияния России на Турцию и создания угрозы для ее колоний. Франция – которая также хотела играть активную роль на Ближнем Востоке и быть защитницей католической церкви в Османской империи. Австрия – которая также хотела усилить влияние на Балканах в Боснии и Герцеговине и участвовать в ослаблении Турции).

III. Повод и причины войны.

Учитель: Итак, попытаемся выяснить повод и причины войны. Вам даны два документа, прочитайте и проанализируйте их, для того чтобы ответить на вопрос: какой  документ говорит о поводе, а какой о причине войны.

1. Даны документы:

Повод или причина?

«Я боюсь величины России, её силы и завоевательных возможностей не только в Турции, но и в Афганистане, в Средней Азии, вообще повсюду… Да, Европа слишком долго спала. Она, наконец, пробуждается, чтобы положить конец этой системе захватов, которые император желает предпринять на всех границах своей обширной империи. В Польше он укрепляется и угрожает Пруссии и Австрии; он вывел войска из (Дунайских) княжеств и сеет там смуту, чтобы получить предлог туда возвратиться. Он строит большие крепости в Финляндии с целью устрашить Швецию... В Персии ваш посланник подстрекает шаха к бессмысленным экспедициям, которые его разоряют, и сам предлагает ему, чтобы тот лично участвовал в этих разорительных войнах, чтобы ослабить и погубить его. Теперь вы желаете присвоить Черкесию, но больше сорока лет пройдет, раньше чем вам удастся совладать с этим храбрым и независимым народом. Россия хочет установить контроль над проливами”.

Из разговора лорда Пальмерстона с русскими послом в Лондоне Поццо ди Борго.

Распри, возникавшие по временам между Греками и Католиками, относительно к некоторым Святым Местам, находящимся в городе Иерусалиме и в окрестностях его, ныне вновь возобновились, почему составлена была Комиссия из достаточных муширов (военачальников), уважаемых кази-эскеров (военных судей) и других лиц, для рассмотрения и поверки вопроса во всех отношениях.  

Из фирмана (особого указа султана) дарованного грекам в 1852 году.

Необходимо, чтобы православные владели ключами от Святынь в Иерусалиме.

Николай I в разговоре с Нессельроде.

«..султан выразил согласие на передачу ключей от Вифлеемского храма Святой Римской Церкви от схизматиков (православных)».

Из письма монсеньора Толомеи кардиналу Ламбрускини.

2. Учащиеся работают в группах с документами, выясняя повод и причины войны. Выяснение причин, и важность повода.

Вопросы к документам:

1) Внимательно прочитайте документы. Вспомните, что такое повод, что такое причина? В чём различия?

2) Какие выводы можно сделать из документа в первой колонке? Чего опасается лорд Пальмерстон? Вспомните, почему такую позицию занимает один из самых влиятельных политиков и руководителей Великобритании? И кто бы мог поддержать такую позицию Англии?

3) О чем говорится во второй группе документов? Почему религиозные вопросы играют в середине XIX века такую важную роль?

3. Обсуждение результатов работы групп. Выступает представитель одной из групп, другие группы  дополняют, приводят свои доводы.

4. Далее суммируются итоги, и выражается общая позиция по вопросу о поводе и причинах войны; особое внимание должно быть уделено вопросу важности повода войны. (7-10 мин.)

IV. Силы сторон и ход военных действий.

1. Основные участники войны (слайды № 3 и 4 - представлены портреты Николая I, Наполеона III, лорда Пальмерстона.

2. Выяснение целей и сил сторон, (слайды № 5, 6 и 7).

Учащимся представлены следующие исторические документы (они обсуждаются без предварительной работы в группе, сразу после чтения):

Цели Англии и Франции в войне

«Моя заветная цель в войне, начинающейся против России такова: Аландские острова и Финляндию отдать Швеции, часть остзейских провинций России у Балтийского моря передать Пруссии, восстановить самостоятельное королевство Польское как барьер между Германией и Россией. Валахию, Молдавию и устье Дуная отдать Австрии. Крым, Черкесию и Грузию отторгнуть от России: Крым и Грузию отдать Турции, А Черкесию либо сделать независимой, либо передать под суверенитет султана».

Из письма министра иностранных дел Англии виконта Пальмерстона своему доверенному лицу о целях Англии в войне.

Реакция на эти цели в России

Вот в воинственном азарте

Воевода Пальмерстон

Поражает Русь на карте

Указательным перстом.

Поэт Алферов и композитор Вильбоа

  1. Ребята подумайте, чего добивались Англия и Франция? (Расчленения России лишения её статуса великой державы и уход из европейской политики).
  2. А какова реакция в России на эти планы и почему? (Смех. Слишком нереальными кажутся планы).
  3. Но какая опасность может таиться в этой позиции? (Недооценка опасности).

3. Соотношение сторон.

На слайдах:

  1. Российская империя с одной стороны;
  2. Османская империя, Англия, Франция – с другой;
  3. Враждебный нейтралитет по отношению к России со стороны Австрии и Пруссии.
  1. Почему таково соотношение сторон? (Обращение к предыдущему уроку о внешней политике Николая I).
  2. Почему Австрия и Пруссия заняли враждебный нейтралитет? И что такое враждебный нейтралитет?

4. Готовность к войне ее участников.

Соотношение готовности к войне России и ее противников

Россия:

  1. Рекрутская система
  2. Неразвитость военной промышленности
  3. Парусный флот
  4. Устаревшее гладкоствольное оружие

Англия и Франция:

  1. Всеобщая воинская повинность
  2. Развитые капиталистические отношения
  3. Паровой флот
  4. Новейшие образцы нарезного оружия
  1. Сравните готовность к войне ее участников.
  2. Какие можно сделать выводы? (Россия оказалась не готова к войне).
  3. Почему? (Не соответствовал уровень экономического, военно-технического развития страны).
  4. А почему не соответствовал? (Наличие крепостнической системы, которая тормозила развитие страны).

5. Работа с картой. Ученики  называют географические названия, особенности региона. (7 мин.)

6. Начало военных действий, (слайды № 8 и 9).

  1. 20 октября 1853 – Николай I подписал Манифест о начале войны с Турцией.
  2. I этап войны (ноябрь 1853 – апрель 1854) – русско-турецкие военные действия.
  3. II этап войны (апрель 1854 – февраль 1856) – англо-французская интервенция в Крым, появление военных кораблей Западных держав на Балтийском и Белом морях и на Камчатке.

Краткое разъяснение учителя по слайду. Рассказ о Синопском сражении. Высадка союзных войск в Крыму. Сражение у Балаклавы. Сражение под Инкерманом. Другие фронты: Кавказский и Дунайский. (3-5 мин.)

V. Оборона Севастополя.

1. Оборона Севастополя - это единственная для русской армии светлая страница всей Крымской войны. Небольшой рассказ учителя об обороне Севастополя. Рассказ иллюстрируется портретами адмиралов В.А. Корнилова, П.С. Нахимова (слайды № 10, 11, 12). 

2. Кроме того, на слайдах   представлены уникальные фотографии, снятые английским фотографом Роджером Фентоном 150 лет назад, который был участником этих событий. (Знакомство еще с одним историческим источником – фотодокументами, слайды № 13-22).

3. Работа с документами в группах. (7 мин.)

“Если кто-либо из моряков, утомленный тревожной жизнью на бастионах, заболев и выбившись из сил, просился хоть на время на отдых, Нахимов осыпал его упреками: ,,Как-с! Вы хотите-с уйти с вашего поста? Вы должны умирать здесь, вы часовой-с, вам смены нет-с и не будет! Мы все здесь умрем; помните, что вы черноморский моряк-с и что вы защищаете родной ваш город! Мы неприятелю отдадим одни наши трупы и развалины, нам отсюда уходить нельзя-с! Я уже выбрал себе могилу, моя могила уже готова-с! Я лягу подле моего начальника Михаила Петровича Лазарева, а Корнилов и Истомин уже там лежат: они свой долг исполнили, надо и нам его исполнить!“ Когда начальник одного из бастионов при посещении его части адмиралом доложил ему, что англичане заложили батарею, которая будет поражать бастион в тыл, Нахимов отвечал: „Ну, что ж такое! Не беспокойтесь, мы все здесь останемся!“”

Адмирал Нахимов незадолго до гибели.

  1. Как характеризует адмирала Нахимова этот документ? Какую жизненную позицию занимает Нахимов? Какие человеческие качества отражает эти слова Великого адмирала?
  2. Какие чувства вызывают у вас эти слова адмирала Нахимова?

4. Выступление одной из групп, остальные дополняют.

VI. Итоги и последствия войны. Завершение войны и Парижский конгресс.

1. Краткий обзор учителя причин завершения войны. Позиция России на Парижском конгрессе, (слайд № 23). 

2. Работа с документами в группах.

Парижский мир 1856

Во имя   Бога   всемогущего.   Их    величества    император всероссийский,   император   французов,   королева   Соединенного Королевства  Великобритании  и  Ирландии,  король  сардинский   и император   оттоманский,   побуждаясь   желанием  положить  конец бедствиям войны и с тем вместе предупредить возобновление  давших к  оной  повод  недоразумений  и  затруднений,  решились  войти в соглашение с  е.в. императором австрийским  касательно  оснований для  восстановления  и  утверждения мира с обеспечением целости и независимости   империи   оттоманской   взаимным   действительным ручательством.

СТАТЬЯ III

Е. в.  император    всероссийский    обязуется    возвратить е.в. султану город Карc с цитаделью оного, а равно и прочие части оттоманских владений, занимаемые российскими войсками.

СТАТЬЯ XIII

Вследствие объявления Черного моря нейтральным на  основании статьи  XI,   не  может  быть  нужно  содержание  или  учреждение военно-морских на берегах оного  арсеналов,  как  не  имеющих  уже   27 цели,  а  посему  е.в.  император  всероссийский и е.и.в.  султан обязуются не заводить и не  оставлять  на  сих  берегах  никакого военно-морского арсенала.

СТАТЬЯ XXII-XXIX

Княжества Молдавия и Валахия, а также Сербское остаются под управлением султана.

  1. Каковы условия мира для России?
  2. Что теряет Россия? Существенны ли потери?
  3. Каково самое тяжелое условие для России? Почему?
  4. Каковы моральные потери?

3. Выступление представителя одной из групп, остальные имеют возможность дополнять и уточнять ответ.

4. Выяснение причин поражения, (5 мин).

Работа с последним документом:

«Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития».

Саратовский журналист И. Горизонтов.

  1. Как вы понимаете эту фразу?
  2. В чем, на ваш взгляд, причина того, что Россия потерпела поражение в войне? (Наличие крепостнической системы).

VII. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

Учебник Данилова, Косулиной, п. 14 и вопросы в конце параграфа 3, 5, 6, 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....

Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным следствия, уступки

Открытый урок русского языка в 9 классе. Тема: сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным следствия, уступки....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Проект конспекта урока по русскому языку в 9 классе Тема: «Сложноподчиненные предложения. Понятие слож¬ноподчиненно¬го предложе¬ния».

Цель урока: дать понятие о СПП, его структуре и грамматических признаках. Подготовка к ГИА....

урок русского языка по теме "Понятие об однородных членах предложения"

урок разработан по учебнику русского языка М.М. Разумовской и является первым в изучении темы "Однородные члены"...

Конспект урока по русскому языку по теме «Понятие о сложноподчиненном предложении»

Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении»Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели: создать условия для формирования знаний о СПП,развитияа) орфографической и пунктуационной гр...