«Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях».(Повторение) . Подготовка к заданию 4 ОГЭ
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Шикула Наталья Михайловна

Цель: повторение, обобщение и систематизация изученного материала. Знакомство учащихся с новым материалом- заданием 4 ОГЭ

Задачи урока:

Образовательная: закрепить знания о словосочетании, строение словосочетания, виды и способы подчинительной связи в словосочетаниях.

Развивающая: умение определять способы подчинительной связи, формировать умения преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; Развивать мыслительную деятельность, умение анализировать, делать выводы и применять теоретические знания для выполнения тестовых заданий и задания 4 ОГЭ

Воспитательная: воспитывать культуру общения ,чувство взаимовыручки, умение работать в коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_oge_8_klass.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  русского языка в 8 классе

Тема: « Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях».(Повторение) .

Подготовка к заданию 4 ОГЭ

Разработчик: Шикула Н.М.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 8

Цель: повторение, обобщение и систематизация изученного материала. Знакомство учащихся с новым материалом- заданием 4 ОГЭ

Задачи урока:

Образовательная: закрепить знания о словосочетании, строение словосочетания, виды и способы подчинительной связи в словосочетаниях.

Развивающая: умение определять способы подчинительной связи, формировать умения преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; Развивать мыслительную деятельность, умение анализировать, делать выводы и применять теоретические знания для выполнения тестовых заданий и задания 4 ОГЭ

Воспитательная: воспитывать культуру общения ,чувство взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Тип урока: повторительно-обобщающий, урок-практикум Методы: словесный, практический, интерактивный Формы: индивидуальная, в группах

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал,

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Я рада сегодня всех вас видеть!

А начать сегодняшний урок  я хочу с легенды. (слайд 1)

« На земле рождается человек, на небе загорается новая звезда. И Бог сразу определяет его судьбу, и от этой судьбы человеку не уйти. Но мудрый создатель дает нам право выбрать между добром и злом, красотой и уродством, желанием любить других или только себя, приносить людям пользу или вред. От выбора человека зависит, насколько ярко или тускло будет гореть его звезда. И если это настоящая звездочка, то она будет неповторимой и необычайно сложной, будет ярко сверкать и наполнять мир и людские души теплом, светом и красотой. Закройте глаза. Мысленно представьте свою звезду, прикоснитесь к ней, ощутите ее тепло, радость, вдохновение. И пусть эти незабываемые чувства помогут вам сегодня на уроке и конечно в будущем при решении трудных вопросов.

-Ребята, обратите внимание на слова А.С. Пушкина, написанные на доске «Язык неистощим в соединении слов» (слайд 2)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Подберите синоним к слову «соединение»

- правильно ( сочетание, слияние, сплочение, сплетение)

Значит о каком соединении говорит Пушкин? Во что соединяются слова? (в словосочетания)

Итак, ребята, тема нашего сегодняшнего урока « Виды подчинительной связи слов в словосочетании» (слайд 3)

-Как вы думаете, каковы будут цели урока?

(Повторить строение словосочетания, виды подчинительной связи в словосочетании) (слайд 4)

-Вы спросите, почему мы возвращаемся к теме, которую уже изучили?

(готовимся к огэ, учились писать изложение, сочинение- рассуждение)

II/ Проверка теоретических знаний о словосочетании(опрос)

-Что такое словосочетание? (Это синтаксическая единица, которая состоит из двух или более знаменательных слов, связанных подчинительной грамматической связью) (слайд 5)

-Итак, у нас было индивидуальное домашнее задание у ребят. Они подготовили сенквейны к слову словосочетание. Давайте их послушаем. (Дети зачитывают сенквейны)

Сенквейн «Словосочетание»

Словосочетание

Главное, зависимое

Согласуется, управляет, примыкает

Изучается в разделе «Синтаксис»

Сочетание

Словосочетание

Интересное, поучительные

Создаёт, дополняет, обобщает

Словосочетание - это повествование мини истории

Часть предложения

Словосочетание

Главное и зависимое

Согласуется, управляет, примыкает

Помогает грамотно строить нашу речь

Единица синтаксиса.

-Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? (Грамматическая основа предложения, сочетание предлога с самостоятельной частью речи, два равноправных слова, однородные члены)(слайд 6)

-Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании вам известны? (Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительной связи, а именно... (согласование, управление, примыкание) (слайд 7)

 -А теперь вспомним каждый способ связи отдельно. (Ученики у доски делают сообщения – готовят дома).

Показ презентации.(слайд 8, 9. 10)

III. Закрепление материала. У вас на столах лежат листочки с алгоритмом, который мы составляли ранее при изучении данной темы.

1.Самостоятельная работа по рядам(листочки)

  1.  группа. Выпишите словосочетания со связью управление.
  2.  группа. Выпишите словосочетания со связью согласование.
  3.  группа. Выпишите словосочетания со связью примыкание.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, сдать экзамен, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно закончить, высокая цель.

Самопроверка(слайд 11)

Согласование: большое желание, отличные успехи, успешный труд, высокая цель.

Управление: выразить желание, учиться в колледже, поступить в техникум, сдать экзамен

Примыкание: желание учиться, стремление добиться, закончить досрочно, говорил улыбаясь

IV.ПОДГОТОВКА к заданию 4 ОГЭ

Ребята, у вас на столах сборники  для подготовки к основному государственному экзамену по русскому языку. И сегодня я хочу познакомить вас с заданием 4 из этого сборника. Откройте первый ким и найдите задание 4. Давайте прочитаем его (один из учеников зачитывает задание)

-Как видите это задание на тему синтаксис, т.е. построение словосочетаний. Попробуем разобраться в вопросе. Обратим внимание на ключевые слова в формулировке задания. Первое слово это синонимичным.

Что значит это слово? Синонимичным -это близким или совпадающим по значению словосочетанием.

В этом задании упоминаются виды подчинительной связи, которые мы сегодня вспомнили (согласование, управление, примыкание). В задании от нас требуется данное словосочетание  заменить синонимичным с другим видом связи.

Как нужно выполнять это задание:(читаю слайды)

 1. Найдите в данном словосочетании главное слово(то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слово (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.

 2. Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).

 3. Теперь в центре внимания - зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным.

 4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.

 Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО - ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).

 Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ - ЧЕРТОЙ БАБУШКИ

5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении - ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).

-Итак, чтобы выполнить задание 4 ОГЭ нужно. В данном словосочетании найти главное слово, его не трогать, не изменять, а от зависимого слова образовать однокоренное, родственное и с ним составить словосочетание и не забывать о том, что при согласовании зависимое слово изменяется по родам, числам и падежам. При связи управление Зависимое слово стоит в определенном падеже, а при связи примыкание зависимое слово является не изменяемым.

Составьте  Алгоритм ( кто запишет у доски?)

Алгоритм

А теперь тот самый алгоритм, который позволит вам без проблем решать 4 задание ОГЭ по русскому.

Шаг 1

Определяем главное и зависимое слово в словосочетании. Само словосочетание в задании вам уже дано.

Шаг 2

Выписываем главное слово БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ!

А теперь самое интересное.

Шаг 3

Трансформируем зависимое слово в нужную нам часть речи.

Если нас просят заменить связь на согласование, превращаем наше слово в прилагательное (какой? какая?).

Просят управление — ставим существительное (кто? что?).

Просят примыкание — превращаем в наречие (как?)

Итого:

  • согласование — прилагательное
  • управление — существительное
  • примыкание — наречие

 Важно! Порядок главного и зависимого слова может измениться:

родительский дом — дом родителей

Важно! Если мы работаем с управлением, может добавиться/пропасть предлог:

кожаная куртка — куртка из кожи

Шаг 4

Выписываем получившееся словосочетание в бланк. Ура! Балл у нас в кармане!

Давайте потренируемся(работа со слайдами )

работа всем классом (со слайдов)

Самостоятельная работа

-А теперь посмотрим, ребята, как вы усвоили новую информацию. Выясним как вы справитесь с данным заданием. Перед каждым из вас работа, которую вы должны выполнить самостоятельно.

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

с предлогом:

 1. бессонная ночь –

 2. подземный переход –

 3. алгебраическая задача –

 4. школьный портфель -

 5. плюшевый медвежонок -

 6. приморский парк -

 7. клетчатый шарф –

без предлога:

 1. полковое знамя –

 2. солнечная энергия –

 3. лесной запах –

 4. учительский стол -

 5. конское ржание –

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:

 1. двухэтажное здание –

 2. шестилетний ребёнок –

 3. белоствольная берёза -

 4. голубоглазая девочка -

 5. островерхие ели -

-А теперь обменяйтесь работами и проверьте по ключу. (взаимопроверка)

Ключ: (слайд)

с предлогом:

1. бессонная ночь – ночь без сна

2. подземный переход – переход под землёй

3. алгебраическая задача – задача по алгебре

4. школьный портфель - портфель для школы

5. плюшевый медвежонок - медвежонок из плюша

6. приморский парк - парк при море

7. клетчатый шарф – шарф в клетку

без предлога:

1. полковое знамя – знамя полка

2. солнечная энергия – энергия солнца

3. лесной запах – запах леса

4. учительский стол - стол учителя

5. конское ржание - ржание коня

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:

1. двухэтажное здание – здание в два этажа

2. шестилетний ребёнок – ребёнок шести лет

3. белоствольная берёза - берёза с белым стволом

4. голубоглазая девочка - девочка с голубыми глазами

5. островерхие ели - ели с острым верхом

Подведение итогов

Почему мы сегодня вспоминали виды связи слов в словосочетании?  (Чтобы познакомиться с заданием 4 ОГЭ)

-Ребята, как вы думаете теперь вы справитесь с заданием 4 ОГЭ?

-Так ли страшно ОГЭ, как вам казалось раньше?

  1.  Рефлексия ( на слайде)

сегодня я узнал...

 было трудно...

я понял, что...

 я научился...

теперь я могу…

было интересно узнать, что...

  1.  Домашнее задание.

Выполнить задание в прикреплённом файле (из ОГЭ)

Удачи на экзамене!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».

Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний,         способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повтор...

Подготовка к ОГЭ.Виды подчинительной связи (задания В7-8).Дидактические материалы

В период подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме  у многих ребят возникают сомнения  и вопросы. Чтобы помочь и качественно провести уроки повторения по теме "Виды подчинения пр...

Виды подчинительной связи в словосочетании. Задание В3 ЕГЭ.

В этой презентации разбирается задание В3 ЕГЭ "Виды подчинительной связи". Дается теоретический материал, разбираются трудные случаи, представлены практические задания...

ОГЭ: Задание 7 (Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях)

Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку (ОГЭ: Задание 7 (Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях)...

Открытый урок русского языка в 8 классе Тема: «Синтаксис. Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях».(Повторение) . Подготовка к заданию 7 ОГЭ

Цель: повторение, обобщение и систематизация изученного материала. Знакомство учащихся с новым материалом- заданием 7 ОГЭЗадачи урока:Образовательная: закрепить знания о словосочетании, строение слово...

Урок русского языка подготовка к ОГЭ (задание 4) Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетаниях.

Урок русского языка подготовка к ОГЭ (задание 4)Словосочетание.Способы подчинительной связи слов в словосочетаниях....

Тeхнoлoгичecкaя кapтa уpoкa pуccкoгo языкa в 8 клacce по теме «Виды подчинительной связи слов в словосочетании»

Клacc: 8  клaccУМК: Pуccкий язык 8 клacc. Бархударов С.Г.Тeмa уpoкa: «Виды подчинительной связи слов в словосочетании»Урок усвоения новых знаний...