«Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях».(Повторение) . Подготовка к заданию 4 ОГЭ
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Цель: повторение, обобщение и систематизация изученного материала. Знакомство учащихся с новым материалом- заданием 4 ОГЭ
Задачи урока:
Образовательная: закрепить знания о словосочетании, строение словосочетания, виды и способы подчинительной связи в словосочетаниях.
Развивающая: умение определять способы подчинительной связи, формировать умения преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; Развивать мыслительную деятельность, умение анализировать, делать выводы и применять теоретические знания для выполнения тестовых заданий и задания 4 ОГЭ
Воспитательная: воспитывать культуру общения ,чувство взаимовыручки, умение работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_oge_8_klass.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 8 классе
Тема: « Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях».(Повторение) .
Подготовка к заданию 4 ОГЭ
Разработчик: Шикула Н.М.
Учебный предмет: русский язык
Класс: 8
Цель: повторение, обобщение и систематизация изученного материала. Знакомство учащихся с новым материалом- заданием 4 ОГЭ
Задачи урока:
Образовательная: закрепить знания о словосочетании, строение словосочетания, виды и способы подчинительной связи в словосочетаниях.
Развивающая: умение определять способы подчинительной связи, формировать умения преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; Развивать мыслительную деятельность, умение анализировать, делать выводы и применять теоретические знания для выполнения тестовых заданий и задания 4 ОГЭ
Воспитательная: воспитывать культуру общения ,чувство взаимовыручки, умение работать в коллективе.
Тип урока: повторительно-обобщающий, урок-практикум Методы: словесный, практический, интерактивный Формы: индивидуальная, в группах
Оборудование: ИКТ, раздаточный материал,
Ход урока
- Организационный момент.
-Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Я рада сегодня всех вас видеть!
А начать сегодняшний урок я хочу с легенды. (слайд 1)
« На земле рождается человек, на небе загорается новая звезда. И Бог сразу определяет его судьбу, и от этой судьбы человеку не уйти. Но мудрый создатель дает нам право выбрать между добром и злом, красотой и уродством, желанием любить других или только себя, приносить людям пользу или вред. От выбора человека зависит, насколько ярко или тускло будет гореть его звезда. И если это настоящая звездочка, то она будет неповторимой и необычайно сложной, будет ярко сверкать и наполнять мир и людские души теплом, светом и красотой. Закройте глаза. Мысленно представьте свою звезду, прикоснитесь к ней, ощутите ее тепло, радость, вдохновение. И пусть эти незабываемые чувства помогут вам сегодня на уроке и конечно в будущем при решении трудных вопросов.
-Ребята, обратите внимание на слова А.С. Пушкина, написанные на доске «Язык неистощим в соединении слов» (слайд 2)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Подберите синоним к слову «соединение»
- правильно ( сочетание, слияние, сплочение, сплетение)
Значит о каком соединении говорит Пушкин? Во что соединяются слова? (в словосочетания)
Итак, ребята, тема нашего сегодняшнего урока « Виды подчинительной связи слов в словосочетании» (слайд 3)
-Как вы думаете, каковы будут цели урока?
(Повторить строение словосочетания, виды подчинительной связи в словосочетании) (слайд 4)
-Вы спросите, почему мы возвращаемся к теме, которую уже изучили?
(готовимся к огэ, учились писать изложение, сочинение- рассуждение)
II/ Проверка теоретических знаний о словосочетании(опрос)
-Что такое словосочетание? (Это синтаксическая единица, которая состоит из двух или более знаменательных слов, связанных подчинительной грамматической связью) (слайд 5)
-Итак, у нас было индивидуальное домашнее задание у ребят. Они подготовили сенквейны к слову словосочетание. Давайте их послушаем. (Дети зачитывают сенквейны)
Сенквейн «Словосочетание»
Словосочетание
Главное, зависимое
Согласуется, управляет, примыкает
Изучается в разделе «Синтаксис»
Сочетание
Словосочетание
Интересное, поучительные
Создаёт, дополняет, обобщает
Словосочетание - это повествование мини истории
Часть предложения
Словосочетание
Главное и зависимое
Согласуется, управляет, примыкает
Помогает грамотно строить нашу речь
Единица синтаксиса.
-Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? (Грамматическая основа предложения, сочетание предлога с самостоятельной частью речи, два равноправных слова, однородные члены)(слайд 6)
-Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании вам известны? (Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительной связи, а именно... (согласование, управление, примыкание) (слайд 7)
-А теперь вспомним каждый способ связи отдельно. (Ученики у доски делают сообщения – готовят дома).
Показ презентации.(слайд 8, 9. 10)
III. Закрепление материала. У вас на столах лежат листочки с алгоритмом, который мы составляли ранее при изучении данной темы.
1.Самостоятельная работа по рядам(листочки)
- группа. Выпишите словосочетания со связью управление.
- группа. Выпишите словосочетания со связью согласование.
- группа. Выпишите словосочетания со связью примыкание.
Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, сдать экзамен, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно закончить, высокая цель.
Самопроверка(слайд 11)
Согласование: большое желание, отличные успехи, успешный труд, высокая цель.
Управление: выразить желание, учиться в колледже, поступить в техникум, сдать экзамен
Примыкание: желание учиться, стремление добиться, закончить досрочно, говорил улыбаясь
IV.ПОДГОТОВКА к заданию 4 ОГЭ
Ребята, у вас на столах сборники для подготовки к основному государственному экзамену по русскому языку. И сегодня я хочу познакомить вас с заданием 4 из этого сборника. Откройте первый ким и найдите задание 4. Давайте прочитаем его (один из учеников зачитывает задание)
-Как видите это задание на тему синтаксис, т.е. построение словосочетаний. Попробуем разобраться в вопросе. Обратим внимание на ключевые слова в формулировке задания. Первое слово это синонимичным.
Что значит это слово? Синонимичным -это близким или совпадающим по значению словосочетанием.
В этом задании упоминаются виды подчинительной связи, которые мы сегодня вспомнили (согласование, управление, примыкание). В задании от нас требуется данное словосочетание заменить синонимичным с другим видом связи.
Как нужно выполнять это задание:(читаю слайды)
1. Найдите в данном словосочетании главное слово(то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слово (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
2. Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).
3. Теперь в центре внимания - зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным.
4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО - ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).
Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ - ЧЕРТОЙ БАБУШКИ
5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении - ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).
-Итак, чтобы выполнить задание 4 ОГЭ нужно. В данном словосочетании найти главное слово, его не трогать, не изменять, а от зависимого слова образовать однокоренное, родственное и с ним составить словосочетание и не забывать о том, что при согласовании зависимое слово изменяется по родам, числам и падежам. При связи управление Зависимое слово стоит в определенном падеже, а при связи примыкание зависимое слово является не изменяемым.
Составьте Алгоритм ( кто запишет у доски?)
Алгоритм
А теперь тот самый алгоритм, который позволит вам без проблем решать 4 задание ОГЭ по русскому.
Шаг 1
Определяем главное и зависимое слово в словосочетании. Само словосочетание в задании вам уже дано.
Шаг 2
Выписываем главное слово БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ!
А теперь самое интересное.
Шаг 3
Трансформируем зависимое слово в нужную нам часть речи.
Если нас просят заменить связь на согласование, превращаем наше слово в прилагательное (какой? какая?).
Просят управление — ставим существительное (кто? что?).
Просят примыкание — превращаем в наречие (как?)
Итого:
- согласование — прилагательное
- управление — существительное
- примыкание — наречие
Важно! Порядок главного и зависимого слова может измениться:
родительский дом — дом родителей
Важно! Если мы работаем с управлением, может добавиться/пропасть предлог:
кожаная куртка — куртка из кожи
Шаг 4
Выписываем получившееся словосочетание в бланк. Ура! Балл у нас в кармане!
Давайте потренируемся(работа со слайдами )
работа всем классом (со слайдов)
Самостоятельная работа
-А теперь посмотрим, ребята, как вы усвоили новую информацию. Выясним как вы справитесь с данным заданием. Перед каждым из вас работа, которую вы должны выполнить самостоятельно.
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель -
5. плюшевый медвежонок -
6. приморский парк -
7. клетчатый шарф –
без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол -
5. конское ржание –
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание –
2. шестилетний ребёнок –
3. белоствольная берёза -
4. голубоглазая девочка -
5. островерхие ели -
-А теперь обменяйтесь работами и проверьте по ключу. (взаимопроверка)
Ключ: (слайд)
с предлогом:
1. бессонная ночь – ночь без сна
2. подземный переход – переход под землёй
3. алгебраическая задача – задача по алгебре
4. школьный портфель - портфель для школы
5. плюшевый медвежонок - медвежонок из плюша
6. приморский парк - парк при море
7. клетчатый шарф – шарф в клетку
без предлога:
1. полковое знамя – знамя полка
2. солнечная энергия – энергия солнца
3. лесной запах – запах леса
4. учительский стол - стол учителя
5. конское ржание - ржание коня
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание – здание в два этажа
2. шестилетний ребёнок – ребёнок шести лет
3. белоствольная берёза - берёза с белым стволом
4. голубоглазая девочка - девочка с голубыми глазами
5. островерхие ели - ели с острым верхом
Подведение итогов
Почему мы сегодня вспоминали виды связи слов в словосочетании? (Чтобы познакомиться с заданием 4 ОГЭ)
-Ребята, как вы думаете теперь вы справитесь с заданием 4 ОГЭ?
-Так ли страшно ОГЭ, как вам казалось раньше?
- Рефлексия ( на слайде)
сегодня я узнал...
было трудно...
я понял, что...
я научился...
теперь я могу…
было интересно узнать, что...
- Домашнее задание.
Выполнить задание в прикреплённом файле (из ОГЭ)
Удачи на экзамене!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».
Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повтор...
Подготовка к ОГЭ.Виды подчинительной связи (задания В7-8).Дидактические материалы
В период подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме у многих ребят возникают сомнения и вопросы. Чтобы помочь и качественно провести уроки повторения по теме "Виды подчинения пр...
ОГЭ: Задание 7 (Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях)
Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку (ОГЭ: Задание 7 (Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях)...
Открытый урок русского языка в 8 классе Тема: «Синтаксис. Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях».(Повторение) . Подготовка к заданию 7 ОГЭ
Цель: повторение, обобщение и систематизация изученного материала. Знакомство учащихся с новым материалом- заданием 7 ОГЭЗадачи урока:Образовательная: закрепить знания о словосочетании, строение слово...
Урок русского языка подготовка к ОГЭ (задание 4) Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетаниях.
Урок русского языка подготовка к ОГЭ (задание 4)Словосочетание.Способы подчинительной связи слов в словосочетаниях....
Тeхнoлoгичecкaя кapтa уpoкa pуccкoгo языкa в 8 клacce по теме «Виды подчинительной связи слов в словосочетании»
Клacc: 8 клaccУМК: Pуccкий язык 8 клacc. Бархударов С.Г.Тeмa уpoкa: «Виды подчинительной связи слов в словосочетании»Урок усвоения новых знаний...
Словосочетание. Виды подчинительной связи слов в словосочетании
Обобщить, систематизировать, закрепить знания о словосочетании,о видах подчинительной связи слов в словосочетании...