Словосочетание. Виды подчинительной связи слов в словосочетании
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Обобщить, систематизировать, закрепить знания о словосочетании,
о видах подчинительной связи слов в словосочетании
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе
Учитель: Верина М.В
Класс:8
Предмет: Русский язык
Тема урока: Словосочетание. Виды подчинительной связи слов в словосочетании.
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о словосочетании,
о видах подчинительной связи слов в словосочетании.
Задачи урока:
Образовательные:
повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании;
научить навыкам определения способов связи слов в словосочетаниях;
закрепление навыков правописания;
обучение умению связно излагать свои мысли.
Развивающие:
развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
развитие познавательной самостоятельности;
овладение нормами литературного языка.
Воспитательные:
воспитание ответственности за качество своих знаний;
воспитание любви к родному русскому языку
формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
УУД:
ЛичностныеУУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Тип урока: урок обобщения, систематизации и закрепления ЗУН.
Технологии урока:
Технология здоровьесбережения.
Технология коллективного обучения.
Технология дифференцированного обучения.
Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.
Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий из открытого банка заданий ОГЭ, решение проблемной ситуации, прием целеполагания,разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.
Оборудование:раздаточный материал, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, отпечатанный тест, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран.
Учебник Русский язык 8 класс : М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос
Ход урока
"Разум неистощим в соображении понятий, как русский язык неистощим в соединении слов " - писал А.С.Пушкин..
Организационный момент.
Психологический настрой.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы углубим свои знания о словосочетании. Узнаем, как связываются слова в словосочетании , какие существуют способы связи слов, входящих в словосочетание.
Орфоэпическая разминка
Каталог, шарфы, откупорить, газопровод, километр, банты, сливовый, свекла, кухонный, мозаичный, прожорлива, оптовый , наливший, донельзя, начавший, досуха, ненадолго, принудить, исчерпать, добела, красивее, поняла, позвонит, щавель, премировать, черпать, брала.
КаталОг, шАрфы, откУпорить, газопровОд, киломЕтр, бАнты, слИвовый, свЁкла, кУхонный, мозаИчный, прожОрлива, оптОвый , налИвший, донЕльзя, начАвший, дОсуха, принУдить, исчЕрпать, добелА, красИвее, понялА, позвонИт, щавЕль, премировАть, бралА.
Цель: подготовка к ОГЭ, проверить знание изобразительно-выразительных средств речи.
Найти средства выразительности в следующих предложениях:
1. Пришла весна дружная,счастливая.
2.Бабушка моя трудилась от зари до зари.
3. Ярко-жёлтая палатка стояла посреди поля, как громадный подсолнух.
Вывод: совершенствовать знание ИВС речи.
Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.
Учитель: Ребята, эпиграф нашего урока: «"Разум неистощим в соображении понятий, как русский язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Ученики: Соединение слов – это есть словосочетание.
Учитель: Подберите синоним к слову «соединение»
Ученики: Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании…
Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании, о способах связи слов в словосочетании. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании»
Учитель:А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?
Ученики: Дополнить знания о словосочетании.
Учитель: Вспомним строение словосочетаний, типы словосочетания (именное, глагольное, наречное), какие сочетания слов не являются словосочетанием; какие виды подчинительной связи слов в словосочетении существуют.
Актуализация знаний.
Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.
Итак, обобщим имеющиеся знания.
- Проверка работы с одновременным заполнением кластера
Учитель: Коллективная работа. Каждая пара заполняет по одному пропуску в схеме-кластере.
Ученики:
1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание и предложение.
2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
5. Вид связм в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание
(Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное.
6. Приведите четверостишие из любого стихотворения А.С.Пушкина и извлеките из предложений словосочетания.
СИНТАКСИС: словосочетание-предложение
Проверка
главное слово- зависимое слово
ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЯ :именное ,глагольное, наречное
ВИД СВЯЗИ: согласование, управление, примыкание
Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: А теперь давайте вспомним, что представляет собой каждый вид подчинительной связи. На экране словарь примеров «Способы связи»
Учитель: Проверяем себя. На экране интерактивная таблица. Способы подчинительной связи
Проблемная ситуация.
Учитель: Словосочетание в отличие от слова, состоит из отчётливо выделяющихся слов-названий, в нём каждое слово оформлено отдельно, в слове же составные части – морфемы – слиты воедино: говорит быстро, быстроговорящий.
Отдельное словосочетание не выражает никакого суждения, не передаёт и отношения говорящего к высказыванию, не имеет интонации, поэтому не выступает как единица общения.
Словосочетание, как и слово, входит в состав предложения и служит для него строительным материалом.
Всякое ли сочетание слов является словосочетанием?
Работа в группах:
1)Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
а) мысленно представляете
б) с современной жизнью
в) страдает человек
г) тренирует логику
2)Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) брал на руки
2) слегка смягчить
3) крепкая дружба
4) книга прочитана
3)Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) полезную вещь
2) мешочек для перьев
3) мальчик рос
4) отчётливо виделась
Вывод (записываем в тетради): Поскольку в подчинительном словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово, не всякое соединение слов служит строительным материалом для предложения; не являются словосочетаниями
1) подлежащее и сказуемое, поскольку здесь налицо предикативные отношения, возникающие только в предложении;
2) сочетание самостоятельного слова со служебным;
3) сочетания слов в составе фразеологизмов, поскольку в устойчивых выражениях каждое слово утратило самостоятельное значение;
4) составные словоформы.
5) однородные члены предложения
6)географические названия и слова-термины
Индивидуальная работа.
Всем ученикам раздаются индивидуальные задания.
Время на выполнение – 5 минут.
Каждый ученик должен составить словосочетание из данных слов.
Карточка 1. Осенний (пора); получить (зарплата ); запах (грибы); любоваться (природа); мой (детство); заниматься (спорт); сочинять (быстро)
Карточка 2. Розовый (блузка); режим (день), заряд (бодрость); крепко(спать); заниматься (наука); зелёный(лужайка);уверенность (победа).
Выборочный диктант
Выпишите только словосочетания
Около дома , берёзовая роща, ветер гудит, добрые и мягкие , в течение часа, деревянная рукоять, сильно кричать , снежинки закружились, знойное лето, на берегу моря , вопреки прогнозу, экзамены закончились , поступить смело, рисковать жизнью.
Ответ: берёзовая роща, деревянная рукоять, сильно кричать, знойное лето, на берегу моря, поступить смело, рисковать жизнью.
Разминка «Правда или ложь?»
Учитель: Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное утверждение содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите правую руку, если неверное – левую.
Веришь ли ты, что…
Учитель:
Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы?(Да)
Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание? (Нет, это согласование)
Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?(Да)
Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением? (Да)
Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да)
Верите ли вы, что сочетание «Вода журчит» – управление?(Нет, грамматическая основа предложения)
Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да)
V. Итог урока.
1. Беседа. Алгоритмизация.
Учитель: Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании?
Ученики:
1.Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.
2.Определить, чем выражены главное и зависимое слова.
Учитель: И в заключение давайте восстановим правило
Словосочетание — это соединение двух или более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически. Оно служит для отдельного обозначения понятийной единицы (предмета, качества, действия и другого).
В словосочетании всегда одно слово будет являться главным, именно от него и ставится вопрос к зависимому
Согласование — вид связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.
Управление — вид связи, при котором главное слово требует от зависимого употребления в определённом падеже.
Примыкание — вид связи, при котором зависимое слово присоединяется к главному по смыслу.
VI. Домашнее задание: упр. 43
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Виды подчинительной связи в словосочетаниях». 11 класс.
В 8 классе тема «Виды подчинительной связи» изучается довольно подробно. Но, как показывает опыт, усвоение этого материала, как правило, вызывает затруднение у школьников и в 8 классе при изучении дан...
Виды подчинительной связи в словосочетании
В 8 классе тема «Виды подчинительной связи» изучается довольно подробно. Но, как показывает опыт, усвоение этого материала, как правило, вызывает затруднение у школьников и в 8 классе при изучении дан...
Виды подчинительной связи в словосочетании
Три вида подчинительной связи представлены в теории и в картинках....
Виды подчинительной связи в словосочетании. Задание В3 ЕГЭ.
В этой презентации разбирается задание В3 ЕГЭ "Виды подчинительной связи". Дается теоретический материал, разбираются трудные случаи, представлены практические задания...
Схема ООД по распознаванию видов подчинительной связи в словосочетаниях.
Алгоритм распознавания видов подчинительной связи в словосочетаниях....
Схема ООД по распознаванию видов подчинительной связи в словосочетаниях.
Алгоритм распознавания видов подчинительной связи в словосочетаниях....
Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании
Этот материал в сжатой форме представляет сведения о способах подчинительной связи, алгоритм определения типов связи, а также поможет учащимся 8-9 классов научиться заменять словососочетания одного ви...