Словосочетание. Виды подчинительной связи слов в словосочетании
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Верина Майя Владимировна

 

Обобщить, систематизировать, закрепить знания о словосочетании,

о видах подчинительной связи слов в словосочетании

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   Урок русского языка в 8 классе

Учитель: Верина М.В

Класс:8

Предмет: Русский язык

Тема урока: Словосочетание. Виды подчинительной связи  слов в словосочетании.

Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о словосочетании,

о видах подчинительной связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

Образовательные:

повторение и обобщение знаний учащихся о  словосочетании;

научить навыкам  определения  способов  связи слов в словосочетаниях;

закрепление навыков правописания;

обучение умению связно излагать свои мысли.

Развивающие:

развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

развитие познавательной самостоятельности;

овладение нормами литературного языка.

Воспитательные:

воспитание ответственности за качество своих знаний;

воспитание любви к родному русскому языку

формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

УУД:

ЛичностныеУУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Тип урока: урок обобщения, систематизации и закрепления  ЗУН.

Технологии урока:

Технология здоровьесбережения.

Технология коллективного обучения.

Технология дифференцированного обучения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий из открытого банка заданий ОГЭ, решение проблемной ситуации, прием целеполагания,разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Оборудование:раздаточный материал, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, отпечатанный тест, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран.

Учебник Русский язык 8 класс : М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос

Ход урока

"Разум неистощим в соображении понятий, как русский язык неистощим в соединении слов " - писал А.С.Пушкин..

Организационный момент.

Психологический настрой.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы углубим свои знания о словосочетании. Узнаем, как связываются слова в словосочетании , какие существуют способы связи слов, входящих  в словосочетание.

Орфоэпическая разминка 

Каталог, шарфы, откупорить, газопровод, километр, банты, сливовый, свекла, кухонный, мозаичный, прожорлива, оптовый , наливший, донельзя, начавший, досуха, ненадолго, принудить, исчерпать, добела, красивее, поняла, позвонит, щавель, премировать, черпать, брала.

КаталОг, шАрфы, откУпорить, газопровОд, киломЕтр, бАнты, слИвовый, свЁкла, кУхонный, мозаИчный, прожОрлива, оптОвый , налИвший, донЕльзя, начАвший, дОсуха, принУдить, исчЕрпать, добелА, красИвее, понялА, позвонИт, щавЕль, премировАть, бралА.

Цель: подготовка к ОГЭ, проверить знание изобразительно-выразительных средств речи.

Найти средства выразительности в следующих предложениях:

1. Пришла весна дружная,счастливая.

2.Бабушка моя трудилась от зари до зари.

3. Ярко-жёлтая палатка стояла посреди поля, как  громадный подсолнух.

Вывод: совершенствовать знание ИВС речи.

Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.

Учитель: Ребята, эпиграф нашего урока: «"Разум неистощим в соображении понятий, как русский язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Ученики: Соединение слов – это есть словосочетание.

Учитель: Подберите синоним к слову «соединение»

Ученики: Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании…

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании, о способах связи слов в словосочетании. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Виды связи  слов в словосочетании»

Учитель:А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

Ученики: Дополнить  знания  о  словосочетании.

Учитель: Вспомним  строение словосочетаний, типы  словосочетания (именное, глагольное, наречное), какие сочетания слов не являются словосочетанием; какие виды подчинительной   связи слов в словосочетении существуют.

Актуализация знаний.

Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

  1. Проверка работы с одновременным заполнением кластера

Учитель: Коллективная работа. Каждая пара заполняет по одному пропуску в схеме-кластере.

Picture background

Ученики:

1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание и предложение.

2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

5. Вид связм в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание

(Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное.

6. Приведите четверостишие из любого  стихотворения А.С.Пушкина и извлеките из предложений словосочетания.

СИНТАКСИС: словосочетание-предложение

Проверка Picture background

главное слово- зависимое слово

ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЯ :именное ,глагольное, наречное

ВИД СВЯЗИ:  согласование, управление, примыкание

Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: А теперь давайте вспомним, что представляет собой каждый вид подчинительной связи. На экране словарь примеров «Способы связи» Picture background

Учитель: Проверяем себя. На экране интерактивная таблица. Способы подчинительной связи

Проблемная ситуация.

Учитель: Словосочетание в отличие от слова, состоит из отчётливо выделяющихся слов-названий, в нём каждое слово оформлено отдельно, в слове же составные части – морфемы – слиты воедино: говорит быстро, быстроговорящий.

Отдельное  словосочетание не выражает никакого суждения, не передаёт и отношения говорящего к высказыванию, не имеет интонации, поэтому не выступает как единица общения.

Словосочетание, как и слово, входит в состав предложения и служит для него строительным материалом.

Всякое  ли сочетание слов является словосочетанием?

Работа в группах:

 1)Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

 а)  мысленно представляете

б)  с современной жизнью

в)  страдает человек

г)  тренирует логику

2)Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

 

1)  брал на руки

2)  слегка смягчить

3)  крепкая дружба

4)  книга прочитана

3)Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

 

1)  полезную вещь

2)  мешочек для перьев

3)  мальчик рос

4)  отчётливо виделась

Вывод (записываем в тетради): Поскольку в подчинительном словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово, не всякое соединение слов служит строительным материалом для предложения; не являются словосочетаниями

Picture background

1) подлежащее и сказуемое, поскольку здесь налицо предикативные отношения, возникающие только в предложении;

2) сочетание самостоятельного слова со служебным;

3) сочетания слов в составе фразеологизмов, поскольку в устойчивых выражениях каждое слово утратило самостоятельное значение;

4) составные словоформы.

5) однородные члены предложения

6)географические названия и слова-термины

Индивидуальная работа.

Всем ученикам раздаются индивидуальные задания.

Время на выполнение – 5 минут.

Каждый ученик должен составить словосочетание из данных слов.

Карточка 1. Осенний (пора); получить  (зарплата ); запах  (грибы); любоваться (природа); мой  (детство); заниматься (спорт); сочинять (быстро)

Карточка 2. Розовый (блузка); режим (день), заряд (бодрость);  крепко(спать); заниматься (наука); зелёный(лужайка);уверенность (победа).

Выборочный диктант 

Выпишите только словосочетания

Около дома ,  берёзовая роща, ветер гудит, добрые и мягкие , в течение часа, деревянная рукоять, сильно кричать , снежинки закружились, знойное  лето, на берегу моря ,  вопреки прогнозу, экзамены закончились , поступить смело, рисковать жизнью.

Ответ: берёзовая роща, деревянная рукоять, сильно кричать, знойное лето, на берегу моря, поступить смело, рисковать жизнью.

Разминка «Правда или ложь?»

Учитель: Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное  утверждение содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите правую руку, если неверное – левую.

Веришь ли ты, что…

Учитель:

Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы?(Да)

Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание? (Нет, это согласование)

Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?(Да)

Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением? (Да)

Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да)

Верите ли вы, что сочетание «Вода журчит» – управление?(Нет, грамматическая основа предложения)

Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да)

V. Итог урока.

1. Беседа. Алгоритмизация.

Учитель: Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании?

Ученики:

1.Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.

2.Определить, чем выражены главное и зависимое слова.

Учитель: И в заключение  давайте восстановим правило

Словосочетание — это соединение двух или более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.  Оно служит для отдельного обозначения понятийной единицы (предмета, качества, действия и другого). 

В словосочетании всегда одно слово будет являться главным, именно от него и ставится вопрос к зависимому

Согласование  — вид связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Управление  — вид связи, при котором главное слово требует от зависимого употребления в определённом падеже.

Примыкание  — вид связи, при котором зависимое слово присоединяется к главному по смыслу.

VI. Домашнее задание: упр. 43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Виды подчинительной связи в словосочетаниях». 11 класс.

В 8 классе тема «Виды подчинительной связи» изучается довольно подробно. Но, как показывает опыт, усвоение этого материала, как правило, вызывает затруднение у школьников и в 8 классе при изучении дан...

Виды подчинительной связи в словосочетании

В 8 классе тема «Виды подчинительной связи» изучается довольно подробно. Но, как показывает опыт, усвоение этого материала, как правило, вызывает затруднение у школьников и в 8 классе при изучении дан...

Виды подчинительной связи в словосочетании

Три вида подчинительной связи представлены в теории и в картинках....

Виды подчинительной связи в словосочетании. Задание В3 ЕГЭ.

В этой презентации разбирается задание В3 ЕГЭ "Виды подчинительной связи". Дается теоретический материал, разбираются трудные случаи, представлены практические задания...

Схема ООД по распознаванию видов подчинительной связи в словосочетаниях.

Алгоритм распознавания видов подчинительной связи в словосочетаниях....

Схема ООД по распознаванию видов подчинительной связи в словосочетаниях.

Алгоритм распознавания видов подчинительной связи в словосочетаниях....

Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании

Этот материал в сжатой форме представляет сведения о способах подчинительной связи, алгоритм определения типов связи, а также поможет учащимся 8-9 классов научиться заменять словососочетания одного ви...