ОГЭ: Задание 7 (Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Королева Ольга Олеговна

Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку (ОГЭ: Задание 7 (Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях ОГЭ Задание 7 Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1354 г.Москвы Королева Ольга Олеговна

Слайд 2

Примерная формулировка задания: Замените словосочетание « деревянная шкатулка », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________________. Замените словосочетание «музыку звёзд» (предложение 22), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________________.

Слайд 3

З адание 7 ОГЭ по русскому языку проверяет знания по теме: "Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях". Это одно из самых трудных заданий ОГЭ по русскому языку. Для начала повторим теорию.

Слайд 4

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ - это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (при помощи подчинительной связи ): узнать (что?) правду, яблоко (какое?) зеленое, научиться (чему?) писать

Слайд 5

Не являются словосочетанием Словосочетанием не считаются слова , связанные при помощи сочинительной связи: мороз и солнце , не ветер, а дождь . сочетание предлога и существительного : в течение дня (= за день), около стола (= у стола), перед домом (= около дома, у дома), вследствие неприятностей (= из-за неприятностей). грамматическая основа , так как это уже предложение, а не словосочетание: ветер подул , море взволновалось и т.п. Не являются словосочетанием и сложные формы слов : форма будущего сложного времени глагола : буду петь (запою), будем читать (зачитаем); формы составной сравнительной и превосходной степени имен прилагательных и наречий: более умный , менее способный , более тонко , лучше всех .

Слайд 6

Итак, словосочетание - это слова, связанные подчинительной связью. В структуре словосочетания выделяется главное и зависимое слово. Зависимое слово связано с главным по смыслу и грамматически (при помощи окончаний, предложно-падежной связи). Такая связь может быть трех видов: согласование , управление или примыкание . Способ связи можно определить по зависимому слову.

Слайд 7

Согласование СОГЛАСОВАНИЕ - это такой вид связи, при котором зависимое слово согласовано с главным в роде, числе и падеже. Например: шкаф (какой?) книжный. Главное слово - шкаф , так как от него задаем вопрос к зависимому. Шкаф - мужского рода, единственного числа, Именительного или Винительного падежа, следовательно, и зависимое слово книжный имеет форму мужского рода, единственного числа, Именительного или Винительного падежа. При изменении формы главного слова обязательно изменится форма зависимого , ср.: шкафы (какие?) книжные, шкафов (каких?) книжных, о шкафе (каком?) книжном

Слайд 8

Согласование При СОГЛАСОВАНИИ главное слово - существительное или местоимение. Зависимое слово может быть выражено: 1.ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ Например: зелёный луг 2.МЕСТОИМЕНИЕМ, похожим на прилагательное Например: мой портфель 3.ПРИЧАСТИЕМ Например: летящий шар 4.ПОРЯДКОВЫМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ Например: второй этаж

Слайд 9

Управление УПРАВЛЕНИЕ - это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово управляет зависимым при помощи вопросов косвенных падежей (всех, кроме Именительного). Например: ждать (чего? Р.п.) помощи, удивляться (чему? Д.п.) решению, вижу (кого? В.п.) друга, нарисовать (чем? Тв.п .) красками, говорить (о ком? П.п.) обо мне . При изменении формы главного слова форма зависимого слова не изменится: жду (чего?) помощи, буду удивляться (чему?) решению, видел (кого?) друга, нарисую (чем?) красками, говорит (о ком?) обо мне.

Слайд 10

Управление Главное слово чаще всего является глаголом, существительным, прилагательным, зависимое - существительным, количественным числительным, местоимением: 1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ Например: иду в школу 2. МЕСТОИМЕНИЕМ, похожим на существительное Например: письмо для меня

Слайд 11

Примыкание ПРИМЫКАНИЕ - это такой вид подчинительной связи, при котором слова связаны только по смыслу, примыкают друг к другу. Например: говорить (как?) громко - наречие, идти (как?) быстрее - наречие в сравнительной степени, читать (как?) лёжа - деепричастие, шарф (чей?) её - притяжательное местоимение, цвета (какого?) беж - неизменяемое прилагательное, научить (чему?) читать - инфинитив вопросы к зависимому слову могут быть разными, да и само зависимое слово будто случайно примкнуло к главному.

Слайд 12

Примыкание При ПРИМЫКАНИИ г лавное слово может быть выражено глаголом, существительным, наречием, прилагательным. А на месте зависимого слова могут быть только неизменяемые части речи или неизменяемые формы слов: наречия, наречия и прилагательные в сравнительной степени, деепричастия, притяжательные местоимения, неизменяемые существительные, начальная форма глагола (инфинитив): 1. НАРЕЧИЕ Например: говорить тихо 2. ДЕЕПРИЧАСТИЕ Например: меняемся не глядя 3. НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА Например: уехал учиться

Слайд 13

4. Особое внимание следует обратить на словосочетания с притяжательными местоимениями его, ее, их : они, в отличие от омонимичных им форм личных местоимений, не изменяются и, соответственно, вступают только в связь примыкание. Сравните: «Назавтра его должны были освободить» - должны были освободить (кого? ) его – его здесь форма родительного падежа личного местоимения он , следовательно, перед нами связь управление. «Его голова была устроена иначе, чем моя» - голова (чья? ) его – это притяжательное местоимение , которое не изменяется : его голова, его головой, его голове , следовательно, примыкает к главному слову.

Слайд 14

СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ - это словосочетания, которые имеют одинаковое значение, но разные грамматические связи, то есть разный вид связи. Например: платье (чье?) - мамино (согласование) - платье (кого?) мамы (управление), хрустальная ваза (согласование) - ваза из хрусталя (управление), радостно прижимая (примыкание) - прижимая с радостью (управление).

Слайд 15

Трудности, которые могут возникнуть при выполнении задания 7: Случай 1. При замене словосочетания синонимичным, например, книжный шкаф у девятиклассников, как правило, возникает выбор меду словосочетанием шкаф для книг и шкаф с книгами. з адумайтесь на секунду о лексическом значении данных словосочетаний. Любой ли шкаф с книгами является книжным шкафом? Скажем, шкаф может быть платяной, но сейчас в нем стоят книги. Является ли он шкафом для книг? А если шкаф, предназначенный для книг, то есть книжный шкаф, будет без книг, разве он перестанет быть книжным шкафом? Конечно же, нет. Поэтому синонимичными являются словосочетания книжный шкаф - шкаф для книг.

Слайд 16

Случай 2. Многие девятиклассники словосочетание книжный шкаф перестраивают как шкаф книжный. Это ошибка, потому что вид подчинительной связи при этом не меняется . В обоих случаях вид связи - согласование.

Слайд 17

Последовательность рассуждения 1 . Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слово (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО . 2. Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем ). 3. Теперь в центре внимания - зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием , при согласовании - прилагательным , при управлении - существительным .

Слайд 18

4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить . Если необходимо преобразовать примыкание в управление , значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО - ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ). Если нужно преобразовать согласование в управление , то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ - ЧЕРТОЙ БАБУШКИ). 5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании . Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении - ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).

Слайд 19

Пример выполнения задания 1. Перед вами словосочетание, построенное, например, по типу примыкания - грустно смотреть. Вам необходимо заменить его синонимичным со связью управление . Вспоминаем виды подчинительной связи. 2. Определяем главное слово в словосочетании: смотреть ( как? ) грустно. Главное слово смотреть, так как от него задается вопрос. 3. Главное слово выписываем, не изменяя его , - смотреть. Далее перебираем в голове вопросы косвенных падежей и предлоги, которые употребляются вместе с падежами, поскольку переделать нужно в управление: Р.п. ( кого? чего? ) предлоги: у, около, с, до, из, от Д.п. (к ому? чему? ) предлоги: по, к В.п. ( кого? что? ) предлоги: на, в, под, за, через Т.п. ( кем? чем? ) предлоги: за, над, с, под, перед, между П.п. ( о ком? о чем? ) предлоги: о, в, на 4. Определяем, что подходит вопрос Творительного падежа ( чем? ) и предлог с, получается смотреть (с чем?) с грустью.

Слайд 20

Тренировочные упражнения с предлогом: 1. бессонная ночь – 2. подземный переход – 3. алгебраическая задача – 4. школьный портфель - 5. плюшевый медвежонок - 6. приморский парк - 7. клетчатый шарф – с предлогом: 1. бессонная ночь – ночь без сна 2. подземный переход – переход под землёй 3. алгебраическая задача – задача по алгебре 4. школьный портфель - портфель для школы 5. плюшевый медвежонок - медвежонок из плюша 6. приморский парк - парк при море 7. клетчатый шарф – шарф в клетку Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

Слайд 21

без предлога: 1. полковое знамя – 2. солнечная энергия – 3. лесной запах – 4. учительский стол - 5. конское ржание – зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание: 1. двухэтажное здание – 2. шестилетний ребёнок – 3. белоствольная берёза - 4. голубоглазая девочка - 5. островерхие ели - без предлога: 1. полковое знамя – знамя полка 2. солнечная энергия – энергия солнца 3. лесной запах – запах леса 4. учительский стол - стол учителя 5. конское ржание - ржание коня зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание: 1. двухэтажное здание – здание в два этажа 2. шестилетний ребёнок – ребёнок шести лет 3. белоствольная берёза - берёза с белым стволом 4. голубоглазая девочка - девочка с голубыми глазами 5. островерхие ели - ели с острым верхом

Слайд 22

Задание 2 . ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ. (то есть делаем всё наоборот ) 1. каша из гречки – 2. снаряд для спортсменов – 3. тропинка в гору - 4. человек без совести - 5. вопрос по литературе - 6. гостиница при вокзале - 7. костюм в полоску – 8. кусты сирени – 9. совет отца – 10. ком снега – 11. судьба матери – 12.занятия музыкой – 13.собака с гладкой шерстью - 14.ружьё с двумя стволами - 15.парень с рыжими волосами - 16.особняк в три этажа - 17.девушка двадцати лет 1. каша из гречки – гречневая каша 2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд 3. тропинка в гору - горная тропинка 4. человек без совести - бессовестный человек 5. вопрос по литературе - литературный вопрос 6. гостиница при вокзале - привокзальная гостиница 7. костюм в полоску – полосатый костюм 8. кусты сирени – сиреневые кусты 9. совет отца – отцовский совет 10. ком снега – снежный ком 11. судьба матери – материнская судьба 12.занятия музыкой – музыкальные занятия 13.собака с гладкой шерстью - гладкошёрстная собака 14.ружьё с двумя стволами - двуствольное ружьё 15.парень с рыжими волосами - рыжеволосый парень 16.особняк в три этажа - трёхэтажный особняк 17.девушка двадцати лет - двадцатилетняя девушка

Слайд 23

Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ. 1. жалостно посмотрел – 2. смело спрыгнул – 3. устало шагал – 4. осторожно слез – 5. спокойно делал – 6. беззаботно жил - 7. бесшумно едет - 8. бесстрашно бросился – 9. бездушно пел – 1. жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью 2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью 3. устало шагал – шагал с усталостью 4. осторожно слез – слез с осторожностью 5. спокойно делал – делал со спокойствием 6. беззаботно жил - жил без забот 7. бесшумно едет - едет без шума 8. бесстрашно бросился – бросился без страха 9. бездушно пел – пел без души

Слайд 24

Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот ). 1 . говорил с тревогой – 2. ждал с напряжением – 3. охранял с заботой – 4. глядел со смущением – 5. уезжал со спокойствием - 6. отзывался с гордостью – 7. сделал с аккуратностью – 8. плакал без звука - 9. поступил без жалости - 1. говорил с тревогой – тревожно говорил 2. ждал с напряжением – напряжённо ждал 3. охранял с заботой – заботливо охранял 4. глядел со смущением – смущённо глядел 5. уезжал со спокойствием - спокойно уезжал 6. отзывался с гордостью – гордо отзывался 7. сделал с аккуратностью – аккуратно сделал 8. плакал без звука - беззвучно плакал 9. поступил без жалости - безжалостно поступил

Слайд 25

Обратите внимание на то, что для правильной замены некоторых словосочетаний синонимичными очень важен контекст! 1. Замените данные словосочетания, построенные на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

Слайд 26

Лялиной красотой (19)Маше сулили чин академика, Ляле – покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили. (21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли. Лялиной красотой – красотой Ляли

Слайд 27

звёздный свет (!!! число зависимого слова определяйте по контексту) (27) Лина слышала эту музыку не раз. (28)Она даже знала, что это музыка Чайковского, и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу, подстерегающую их. (29)Нет, не для умирающих лебедей была написана эта музыка. (30)Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звёздный свет. звёздный свет – свет звёзд

Слайд 28

к Алкиному дому ( 27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку. – (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь. – (31)Чего смотреть, на болонок похожи, – убитым тоном сказал внук. – (32)Нет, болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят. (33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые... ледянистые ...» (34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятенной душе Андрейки, словно вихрь. к Алкиному дому – к дому Алки

Слайд 29

Домашнее задание

Слайд 30

Источники автора шаблона : Матюшкина Анжелика Владимировна, учитель начальных классовГБОУ СОШ № 680 г. Москвы. http://img-fotki.yandex.ru/get/5604/natali73123.240/0_4df90_1acbae6b_XL.png : цветы. Материалы ФИПИ. Открытый банк заданий: http://www.fipi.ru/ http :// nsportal . ru / shkola / russkii - yazyk - i - literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch http://www.onelegend.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. 8 класс

Урок русского языка в 8 классе "Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании". Цели урока: – образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний, о ...

Открытый урок русского языка в 8 классе Тема: «Синтаксис. Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях».(Повторение) . Подготовка к заданию 7 ОГЭ

Цель: повторение, обобщение и систематизация изученного материала. Знакомство учащихся с новым материалом- заданием 7 ОГЭЗадачи урока:Образовательная: закрепить знания о словосочетании, строение слово...

Урок русского языка подготовка к ОГЭ (задание 4) Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетаниях.

Урок русского языка подготовка к ОГЭ (задание 4)Словосочетание.Способы подчинительной связи слов в словосочетаниях....

Тeхнoлoгичecкaя кapтa уpoкa pуccкoгo языкa в 8 клacce по теме «Виды подчинительной связи слов в словосочетании»

Клacc: 8  клaccУМК: Pуccкий язык 8 клacc. Бархударов С.Г.Тeмa уpoкa: «Виды подчинительной связи слов в словосочетании»Урок усвоения новых знаний...

«Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях».(Повторение) . Подготовка к заданию 4 ОГЭ

Цель: повторение, обобщение и систематизация изученного материала. Знакомство учащихся с новым материалом- заданием 4 ОГЭЗадачи урока:Образовательная: закрепить знания о словосочетании, строение слово...

Словосочетание. Виды подчинительной связи слов в словосочетании

Обобщить, систематизировать, закрепить знания о словосочетании,о видах подчинительной связи слов в словосочетании...