Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе «ОГЭ на 100 баллов»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА-ОГЭ) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе
«ОГЭ на 100 баллов»
Всего занятий: 33
Теоретическая часть: 29
Контрольных работ: 4
Пояснительная записка
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА-ОГЭ) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся должны научиться:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
-научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
-владеть формами обработки информации исходного текста;
-работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в ее смысл;
-четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
-самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
-работать с бланками экзаменационной работы;
-сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). Периодически в течение учебного года предусматриваются пробные экзамены (декабрь, февраль, апрель).
Модуль 1
Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение
Первая часть работы ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел; — умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщѐнной передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажѐн авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Третья часть работы ОГЭ содержит три творческое задания, из которых учащиеся должны выбрать одно и написать сочинение - рассуждение: 9.1, 9.2, 9.3
Задание 9.1 требует раскрытия темы на знании лингвистического материала с опорой на текст; задания 9.2 и 9.3 проверяют коммуникативную компетенцию школьников и направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности: уметь отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
№ | Дата | Тема занятия | Виды деятельности |
1 | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий | |
2 | Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ-2022-2023. | Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом | |
Часть 1 | |||
3 | Задание С 1. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | Работа с текстом, границы микротем исходного текста. | |
4 | Задание С 1. Структурные особенности сжатого изложения. | Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. | |
5 | Задание С 1. Основные приемы компрессии исходного текста. | Работа с текстом. Знакомство с основными приемами компрессии исходного текста. | |
6 | Задание 1. Основные приемы компрессии исходного текста. Отработка приема исключение. | Работа с текстом, отработка основных приемов компрессии исходного текста. | |
7 | Задание 1. Основные приемы компрессии исходного текста. Отработка приема обобщение. | Работа с текстом, отработка основных приемов компрессии исходного текста. | |
8 | Задание 1. Основные приемы компрессии исходного текста. Отработка приема упрощение. | Работа с текстом, отработка основных приемов компрессии исходного текста. | |
9 | Задание 1. Практическое занятие. Сжатое изложение. Выбор приемов компрессии исходного текста. | Создание собственного текста изложения, оценивание | |
Часть 3 | |||
10 | Задание 9.1 Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 9.1 | Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | |
11-12 | Задание 9.1 Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. | Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. | |
13 | Анализ творческих работ | Практическое занятие. | |
14-15 | Задание 9.2. Аргументы в сочинении на понимание смысла текста. Критерии оценки задания 9.2 | Написание сочинения 9.2 Практическое занятие. | |
16-17 | Задание 9.3 Аргументы в сочинении на понимание смысла текста. Критерии оценки задания 9.3 | Написание сочинения 9.3 Практическое занятие. | |
18 | Анализ творческих работ | Практическое занятие. |
Модуль 2
Учимся выполнять тестовые задания
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (2 – 8) При этом все задания второй части не выходят за пределы базового уровня, связаны с технологией его выполнения: первых три задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
№ | Дата | Тема занятия | Вид деятельности |
Часть 2 | |||
1 | Понимание текста. | Работа с тестом, заполнение бланков | |
2 | Целостность текста. Извлечение информации. | Работа с тестом, заполнение бланков | |
3 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. | Работа с тестом, заполнение бланков | |
4 | Повторение по теме «Морфология». | Работа с тестом, заполнение бланков | |
5 | Стили речи. | Работа с тестом, заполнение бланков | |
6 | Правописание корней. | Работа с тестом, заполнение бланков | |
7 | Правописание приставок. | Работа с тестом, заполнение бланков | |
8 | Правописание суффиксов. | Работа с тестом, заполнение бланков | |
9 | Знаки препинания в простом осложненном предложении. | Работа с тестом, заполнение бланков | |
10 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | Работа с тестом, заполнение бланков | |
11 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | Работа с тестом, заполнение бланков | |
12 | Словосочетание. | Работа с тестом, заполнение бланков | |
13 | Грамматическая основа предложения. | Работа с тестом, заполнение бланков | |
14 | Простое осложненное предложение | Работа с тестом, заполнение бланков | |
15 | Синтаксический анализ сложного предложения. | Работа с тестом, заполнение бланков |
Список использованной литературы:
1. Егораева Г. Т.. Сборник экзаменационных тестов.- М.: Издательство «Экзамен», 2014
2. Егораева Г. Т. Работаем над сочинением на лингвистическую тему.- М.: Издательство «Экзамен», 2014
3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2013
4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2011: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2013.
5. Пахомова Т. М.. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
6. Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2012.
7. Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. Критерии оценок. 9 класс. – М.: Экзамен, 2009
8. Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2013.
9. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2013: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2013.
10. ФИПИ http://www.fipi.ru/
Методические рекомендации учителю русского языка, готовящему учащихся 9 класса к итоговой государственной аттестации
I. Методика проведения урока-изложения. (2 часа) 1 урок
1. Объявление цели урока
2. Актуализация опорных знаний (что такое тема, идея, план)
3. Вступительная беседа
• Чтение текста
• Беседа по тексту
• Составление плана изложения
• Работа по плану (деление текста на части, анализ)
• Чтение и языковой разбор текста (выявление выразительных и изобразительных средств, обоснование их применения в тексте)
• Анализ грамматических форм
• Устный пересказ
• Орфография, пунктуация, лексическая работа
• Повторное чтение текста
• Написание изложения
2 урок
• Анализ изложения.
• Возможно также редактирование текста, его исправление.
II. Требования к сжатому изложению.
• вычленение в тексте основных микротем
• обобщение содержания исходного текста
• необязательность сохранения авторского стиля (однако, выпускник должен использовать авторские ключевые слова)
• сохранение последовательности в развитии событий
• наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части
• использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия
• установление смысловой связи между предложениями
• использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания
III. Особенности работы с текстом. Приемы сжатия текста.
Сжатое изложение - наиболее трудный вид изложения, т.к. при написании сжатого изложения необходимо добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Следовательно, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.
1. К приемам сжатия текста путем его языковой переработки – упрощению – относятся:
1) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
2) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
3) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
4) перевод прямой речи в косвенную.
Примеры
1. Слияние двух простых предложений | И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. | И все-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди. |
2. Сокращение сложного предложения | Мы не знаем в точности, почему они так поступали. | Мы не знаем причины их поступков. |
3. Разбивка сложного предложения | Ветер прохватывал часового насквозь, высушивая мокрую одежду, и, хотя солнце пригревало, Александра охватил озноб. | Ветер прохватывал часового насквозь. Солнце пригревало, но Александр замерз. |
4. Перевод прямой речи в косвенную | Александр отступил на шаг и крикнул по-французски: «Если вы, сударь, еще раз коснетесь меня рукой, я вызову караул». | Александр отступил и пригрозил, что вызовет караул. |
2. Работа с текстом на этапе чтения (знакомство со смысловой стороной текста)
1. Необходимо добиться знания учащимися особенностей строения описания, повествования, рассуждения.
2. Систематически следует работать над строением абзаца, добиваясь понимания того, что первые фразы абзаца особенно важны, т.к. именно они выражают обобщающие, «узловые» суждения автора, к которым «привязываются» все другие мысли.
3. Следует целенаправленно учить школьников искать основные мысли текста в начале текста или в его конце (как тезис или вывод), а также вычленять оценочную лексику и на ее основании формулировать основную мысль высказывания.
Наиболее известные задания, способствующие более осмысленному восприятию исходного текста:
Выделите опорные слова в предложении, абзаце.
Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.
Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
Изложить данный текст в тезисной форме.
Изложите сжато содержание предложения, абзаца.
Выделите в тексте смысловые части (абзацы). В каждой части определите основную мысль. Составьте тезисный план.
Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.
Замените текст его аннотацией.
Составьте вопросный план к тексту.
Передайте содержание развернутого абзаца абзаца 5-2 предложениями,
Следует уделить особое внимание формированию навыка составления тезисного плана текста на основе первичного знакомства с текстом на этапе аудирования (темп чтения указан в рекомендациях к проведению экзамена).
3. Этап редактирования текста:
Вторичный текст при сжатии должен соответствовать всем признакам текста:
• Содержательно – тематическое единство
• Подчиненность всех предложений главной мысли
• Связность
• Логичность и последовательность
• Завершенность
• Стилевая целостность
Основные недостатки ученических работ:
Нарушение границ предложений
Слабая связность предложений между собой
Употребление слова в несвойственном ему значении
Неоправданный повтор слова, дублирование информации
Неверное выделение микротем (абзацев)
Смешение прямой речи и косвенной
Смысловые лакуны
Средства связи предложений и частей текста:
1. Лексические средства связи:
• Лексический повтор
• Однокоренные слова
• Синонимы
• Антонимы
2. Морфологические средства связи
• Местоимения (указательные и личные)
• Сочинительные и подчинительные союзы
• Частицы
• Единообразие видовременных форм глаголов
• Наречия
3. Синтаксические средства связи:
• Порядок слов
• Вводные слова, словосочетания, предложения
• Вопросительные предложения (Риторические вопросы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс (17 часов)...
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе 34 часа (1 час/неделю)...
Программа элективного курса по русскому языку, 11 класс. "Учимся рассуждать".
Данный курс поможет в подготовке учащихся к ГВЭ по русскому языку, детально ознакомит выпускников со структурой и основными требованиями к сочинению-рассуждению....
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
Помощь в подготовке к ЕГЭ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста
Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...