Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс (17 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_11_klass.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Как работать над сочинением. Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. М.Шагинян справедливо замечала: «…работа со словом – всегда литература, в каком бы жанре ни велась, – и всегда искусство. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11 классе говорится, что последнее задание теста – небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, – предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Причем эссе является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Цели:
– гуманитарное развитие школьников;
– развитие творческих способностей личности;
– овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
– подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи:
– формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
– овладение нормами русского литературного языка;
– обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
– обучение работе над сочинением в жанре эссе и сочинения-рассуждения
Прогнозируемый результат
К концу изучения курса учащиеся должны:
• уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе и сочинения-рассуждения
• узнавать эссе, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах);
• анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;
• уметь создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинения-рассуждения
I. Программа элективного курса «Как работать над сочинением. Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе»
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
I. Введение |
1 | Прежде чем писать сочинение. Основные требования к сочинению | 1 |
|
II. Вы пишете сочинение |
2 | Тема сочинения, организация материала при помощи плана, цитирование в сочинении | 1 |
|
2 | Работа над сочинением и его редактирование | 1 |
|
III. Эссе как вид творческой работы |
4 4 | Знакомство с эссе как жанром литературного произведения. Как отличить эссе по жанровым признакам (анализ образцов эссе) | 1 |
|
5 | Зависимость формы эссе от адресата и задач автора. Творческое задание | 1 |
|
4 | Практическая работа. Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами и анализ | 1 |
|
7 | Эссе, написанные учениками и их анализ | 1 |
IV. Сочинение-рассуждение как вид творческой работы |
9 | Сочинение-рассуждение на ЕГЭ, план и основные части сочинения | 1 |
|
9 | Проблема текста. Выявление проблем в тексте. Виды проблем | 1 |
1 | Практическая работа с текстами | 1 |
1 | Комментирование проблемы и выявление авторской позиции | 1 |
1 | Аргументация собственной позиции. Виды аргументов | 1 |
1 | Практическая работа. Выполнение тренировочных упражнений | 1 |
1 | Выполнение задания части С - написание сочинения на морально-этические темы | 1 |
1 | Практическая работа. Сочинение на экологические темы | 1 |
1 | Выполнение заданий части С различных вариантов ЕГЭ | 1 |
1 | Итоговая работа. Пробный экзамен по русскому языку | 1 |
Итого | 17 |
1.Содержание программы
Вводное занятие
Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература.
Вы пишете сочинение
Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.
План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.
Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата – не самоцель, а подтверждение сказанного.
Эссе как вид творческой работы
Знакомство с эссе как литературным произведением. Анализ образцов эссе. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Содержательные, структурные особенности эссе, воплощенные в разных литературных жанрах.
Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Разница между эссе и стихотворениями в прозе.
Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности эссе. Ассоциативное мышление. Эссеистические миниатюры, построенные на необычной авторской ассоциации. Комментарии и рецензия.
Сочинение-рассуждение как вид творческой работы
Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.
Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет.
Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения. Распределение времени на экзамене.
Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему. Итоговая работа.
Список использованной литературы
1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2010.
2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение», 2010.
3. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2011.
4.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Просвещение, 2011.
5. Угроватова Т.Ю. Русский язык. 34 урока подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы. М. 2008
6. Русский язык Приложение к газете «Первое сентября». №7-2007, №24-2007, №17-2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...
Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"
Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам: обращение к ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс
Рабочая программа спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе по теме "Подготовка к ГИА по русскому Языку"
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку"....