Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Логинова Татьяна Владимировна

Помощь в подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Русский язык является обязательным выпускным экзаменом в школе и вступительным во многие учебные заведения. Качественная подготовка к ЕГЭ по русскому языку для одних учащихся становится пропуском к обучению в высших учебных заведениях на бюджетных местах, другим оказывает помощь в период получения высшего образования. Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации показывает, что наибольшего успеха добиваются учащиеся, с которыми была проведена систематическая работа по подготовке к сдаче единого государственного экзамена. Стремление к получению высоких результатов является стимулом для учащихся, поддерживает серьезный интерес к предмету и данному курсу.

Элективный курс «Русская словесность» ориентирован на учащихся 11-х классов и направлен на подготовку учащихся к государственной (итоговой) аттестации и поступлению в высшие учебные заведения, на развитие их лингвистических  способностей.

   Причиной составления рабочей программы является отсутствие примерной, авторской, государственной программы по данному курсу занятий.

  Курс занятий содержит материалы разных разделов учебных пособий, рассчитан на 68 часов

    Цели программы:

- повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в среднем звене общеобразовательной школы;

- обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ;

- оказание психологической поддержки старшеклассникам в подготовке к экзамену в новой форме.

  Цели и содержание программы соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования в условиях профильной школы, требованиями государственного стандарта по русскому языку, опираются на официально-нормативную базу новой формы итоговой аттестации учащихся. Программа курса построена с учетом кодификатора элементов содержания по русскому языку для составления контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и на основе спецификации.

        Задачи:

- обобщить знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);

- развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;

- формировать устойчивые навыки нормативной речи;

- развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;

- совершенствовать речевую деятельность учащихся.

  Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы. Большое количество часов отводится на повторение морфологии, в том числе функционального аспекта раздела (орфографии), на углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам синтаксиса и пунктуации.

  Раздел «Развитие речи» предполагает работу по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи. Подготовка учащихся к выполнению задания части С (сочинение-рассуждение) получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией. Реализация содержания раздела предполагает совершенствование специальных умений и навыков работы с текстом:

- умение оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;

- определять стиль речи;

- умение характеризовать композицию публицистического произведения;

- умение анализировать речевые средства, использованные в тексте.

Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на формирование универсальных учебных умений и навыков, что способствует успешной подготовке учащихся по другим общеобразовательным предметам.

Программа курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, применение игровых технологий, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания и др.

Итоговый контроль в конце года обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов или сборников по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

   Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа  рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

       

Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы

ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ исходными документами для составления рабочей программы являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ Минобразования России “Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” от 5 марта 2004 г. № 1089.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  Нормативная база ЕГЭ, структура и содержание КИМов. Единый государственный экзамен как форма итогового контроля. Кодификатор – структурированное содержание предмета. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Задания типа А, В и С. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.

  Изучение нормативной базы ЕГЭ, структуры и содержания КИМов. Описание бланков регистрации и ответов участника ЕГЭ. Правила заполнения бланков ЕГЭ.  Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С 1).

  Орфоэпические нормы. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Задания в формате ЕГЭ (часть А).

  Морфологические правила и нормы.  Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Трудные случаи (местоимения, союзы, предлоги, частицы). Задания в формате ЕГЭ (части А, В). Нормы употребления частей речи.

  Способы словообразования. Способы словообразования: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный. Словообразовательная цепочка. Трудные случаи словообразования. Задания в формате ЕГЭ.

  Лексические нормы.  Лексическое значение слова. Нормы сочетаемости. Паронимы и их использование в речи. Задания в формате ЕГЭ.

  Фразеологизм и его признаки. Фразеологический словарь. Задания в формате ЕГЭ.

  Контроль знаний.  Тест (часть А).

  Синтаксические нормы.  Построение предложений с деепричастным оборотом. Задания в формате ЕГЭ.

  Синтаксические нормы.  Нормы управления и согласования. Задания в формате ЕГЭ.

  Типы речи.  Повествование, описание, рассуждение.

  Стили речи.  Общие особенности публицистического. научного и художественного стилей. Языковые особенности. Средства выразительности в них.

  Текстоведение. Работа по текстоведению: абзац, строение абзаца (абзацный зачин, комментирующая часть), средства связи.

  Работа с текстом.  Тема текста и фактические ошибки. Формулировка проблемы исходного текста и комментарий к сформулированной проблеме. Отражение позиции автора исходного текста. Аргументация собственного мнения по проблеме. Задания в формате ЕГЭ (часть С).

  Работа с текстом.  Вступление к тексту (определение темы и основной мысли текста, определение проблем, затронутых автором).

  Работа с текстом.  Написание основной части сочинения-рассуждения (комментарий к сформулированной проблеме, отражение позиции автора и собственной точки зрения по проблеме, приведение аргументов из литературы или жизненного опыта).

  Работа с текстом. Написание заключения сочинения (в финальной части развернем мысль высказанную во вступлении, или логически завершим её).

  Контроль знаний.  Написание сочинения-рассуждения (часть С).

  Тестирование в формате ЕГЭ (часть А, В).

  Синтаксис. Словосочетание. Виды и способы связи в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание).

  Простое односоставное предложение. Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное. Трудные случаи: нахождение в сложных предложениях односоставных и неполных предложений. Задания в формате ЕГЭ.

Принципы и функции пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И. Задания в формате ЕГЭ.

Знаки препинания. Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами. Задания в формате ЕГЭ. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Задания в формате ЕГЭ. Знаки препинания при однородных членах предложения. Задания в формате ЕГЭ.

Трудные случаи пунктуации.  Тире в простом и бессоюзном предложении. Задания в формате ЕГЭ.

Трудные случаи пунктуации.  Двоеточие и точка с запятой в бессоюзном предложении. Задания в формате ЕГЭ.

Знаки препинания  Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Границы между главным и придаточным предложениями. Задания в формате ЕГЭ.

Трудные случаи пунктуации.  Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи: правильно определять грамматические основы предложений и границы между частями в сложном предложении, помнить, что сочинительные союзы могут связывать как члены предложения, так и части сложносочиненного предложения и придаточные в сложноподчиненном предложении. Задания в формате ЕГЭ.

Сложноподчиненное предложение  Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, неоднородное). Задания в формате ЕГЭ.

Замена придаточной части С П П. Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Задания в формате ЕГЭ.

Изобразительно-выразительные средства языка Изобразительно-выразительные средства языка (умение находить в тексте метафору, сравнение, эпитет, синонимы, антонимы, гиперболу, литоту, олицетворение и др.). Задания в формате ЕГЭ.

Работа с текстом.  Выявление средств выразительности. Задания в формате ЕГЭ (часть В и С).

Контроль знаний.  Тест (часть В). Анализ текста.

Работа с текстом.  Абзацы. Структурирование текста (жанр эссе).

Работа с текстом.  Анализ и редактирование сочинения. Приемы редактирования.

Контроль знаний.  Работа с текстом. Написание рецензии.

Работа с текстом.  Анализ сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

Итоговый контроль знаний.  Тестирование в формате ЕГЭ (часть А, В, С).

Результаты тестирования в формате ЕГЭ.

Календарно – тематический план

№ п/п

Разделы, темы программы

  Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Дата

По плану

Фактич

теория

практика

1

Нормативная база ЕГЭ, структура и содержание КИМов

1

презентация, аналитическое чтение и изучение

2

Изучение нормативной базы ЕГЭ, структуры и содержания КИМов.

1

1

конспектирование

3

Орфоэпические нормы.

1

работа со словарем

4-6

Морфологические нормы.

1

2

опорный конспект

7-8

Способы словообразования

1

1

игра

9-10

Лексические нормы. Паронимы. Лексическое значение слова.

1

1

составление словарной статьи

11

Фразеологизм и его признаки.

1

работа со словарем

12

Контроль знаний. Тест (часть А)

1

тестирование

13

Синтаксические нормы. Построение предложений с деепричастным оборотом.

1

практикум

14

Синтаксические нормы. Нормы управления и согласования.

1

деловая игра

15

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение.

1

комплексный анализ текста

16-17

Стили речи.

2

стилистический анализ текста

18

Введение. Требования к части С.

1

Лекция

19-20

Как правильно понять исходный текст.

1

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

21-23

Формулировка основной проблемы исходного текста.

1

2

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум

24-26

Комментируем основную проблему текста.

1

2

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка

27-29

Позиция автора и способы её выражения.

1

2

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка. Практикум

30-32

Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

1

2

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка

33-35

Написание сочинения-рассуждения (часть С)

1

2

36-37

Синтаксис. Словосочетание. Виды связи: управление, согласование, примыкание.

1

1

практикум

38-39

Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное.

1

1

опорный конспект

40

Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И.

1

практикум

41-42

Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами.

2

практикум

43

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

1

практикум

44

Знаки препинания в предложении при однородных членах с союзами.

1

переработка информации в схемы

45-46

Тире в простом и бессоюзном предложениях.Двоеточие в бессоюзном предложении.

1

1

составление алгоритмов

составление таблицы

47-48

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

1

1

практикум

49-50

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

1

1

практикум

51-52

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, неоднородное).

1

1

переработка информации в схемы

53-54

Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1

1

деловая игра

55-57

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

2

работа со словарем

58-59

Контроль знаний. Языковой анализ текста (часть В).

2

тестирование

60-61

Текст. Строение текста: абзацы.

2

Творческая работа, написание эссе

62

Работа с текстом. Анализ сочинения.

1

комплексный анализ

63-65

Контроль знаний. Работа с текстом.

3

Творческая работа

66

Работа с текстом. Анализ сочинения.

1

комплексный анализ + редактирование

67

Итоговый контроль знаний. Тестирование в формате ЕГЭ (часть А, В, С).

1

тестирование, сочинение

68

Результаты тестирования в формате ЕГЭ. Редактирование

1

анализ работы

Список  литературы

  1. Сенина Н.А.Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 кл. –М.: Легион, 2011

Интернет-ресурсы

Материалы сайтов:

  1. http://www.ege.edu.ru
  2. http://rustest.ru
  3. http://www.fipi.ru


 Лист коррекции рабочей программы

№ приказа директора школы на основе которого внесены изменения в рабочую программу

Вид коррекции (совмещение, использование резерва)

Номера и темы уроков, которые подверглись коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"

Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам:  обращение к ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе по теме "Подготовка к ГИА по русскому Языку"

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку"....