Конспект урока русского языка в 5 классе "Морфемный разбор слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Юдина Юлия Анатольевна

Конспект урока русского языка в 5 классе "Морфемный разбор слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_morfemnyy_razbor_slova_5_klass.docx58.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока        

                                                                                              «Разбор слов по составу-настоящий детективный поиск»

Н . М.Шанский

Класс: 5 класс

Предмет:  русский язык

Тема: Морфемный разбор слова

Цель:  научить морфемному разбору слова

Задачи:

1. Обобщить знания о морфемах слова. Научить выполнять морфемный разбор слова.

2. Развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы по теме.

3. Воспитывать ответственность, чувство товарищества, стремление к индивидуальной самореализации.

        

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  Формируемые УУД

1.

Самоопределение к          деятельности Организационный момент

Подготовка класса к работе.  Мотивация.              

Наш урок я хотела бы начать с притчи…. Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные!- обратился он к ним,- у меня есть для вас труднейшее испытание. Я хотел бы знать, кто решит его. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не откроют её. Один за одним отходили от загадочной двери. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо!- она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться и раскрылась. Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы»

_ О чем эта притча?

- Как вы понимаете основную мысль этой притчи?

( Нужно верить в свои силы, должны серьезно относиться к делу и стараться достичь цели.

А я очень хочу , чтобы каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть» любую дверь! 

У каждого из вас есть свои ожидания от урока и опасения. Запишите ожидания на зеленом листочке и оставьте их у себя. Ну, а сейчас мы все вместе избавимся от ваших опасений: перед вами красный листочек, который олицетворяет собой все ваши страхи, опасения. Листочек необходимо крепко сжать и выбросить в корзину опасений- теперь ничего не помешает нам на уроке!

Подготовка класса к работе.       

Настраиваются на работу.

Личностные:

Действия смыслообразования

регулятивные:

волевая саморегуляция как способность к мобилизации

сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

коммуникативные: умение точно и полно  выражать свои мысли

Познавательные:

Логические - анализ объекта

2.

Актуализация знаний

Диагностика достижений учащихся
Анализ ответов учащихся, выявление проблем, коррекционная работа

Переход от старого знания к новому:

И целью урока является: научиться правильно делать морфемный разбор слов.  

Ребята,  давайте  подумаем:  А  какая  наука  изучает  состав  (строение)  слова?

(Морфемика).

- Запишите в тетради дату, «Классная работа»
- Перед вами «Лист самоконтроля», с которым будете работать в течение всего урока. По итогам работы каждый заработает определённое количество баллов, которые мы переведём в оценку.

 А  для  того,  чтобы  вспомнить  основные  теоретические  моменты  данной  темы,  мы напишем терминологический диктант . Запишите термины по их значению.
1) Раздел русского языка, который изучает части слова.
2) Части слова.
3) Часть слова без окончания.
4) Значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение.
5) Часть слова перед корнем, которая служит для образования новых слов.
6) Часть слова после корня, которая служит для образования новых слов.
7) Изменяемая часть слова

взаимопроверка  в парах (ответы на интерактивной доске)

 У кого работа выполнена без ошибок?
- У кого 1 или 2 ошибки?
- Какие трудности возникли при выполнении задания?
- Что мы посоветуем ребятам?

повторим  основные  понятия.  Я  буду  называть  вам  лексическое  значение,  а  вам  нужно

узнать морфему и дать ей определение.

Давайте соберем в корзину все наши морфемы.

 Корзина идей.

письменно отвечают на вопросы.

терминологический диктант (учитывается не только значение термина, но и правильность его написания)
В тетрадях: морфемика, морфемы, основа, корень, приставка, суффикс, окончание.
Выставление баллов в «Лист самоконтроля»

Личностные: действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Регулятивные:

Оценка (выделение и осознание того, что известно и что еще подлежит усвоению);

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

познавательные: логические -  анализ объектов с целью выделения признаков

3.

Постановка учебной задачи

 

 Для того чтобы узнать тему урока, заполните пробелы в кластере и расставьте недостающие стрелочки. Работу осуществляем в парах.
Проверка по эталону в парах (с использованием ИКТ).
- У кого кластер заполнен безошибочно?
- Какова тема урока?

Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему урока.

- Опираясь на тему урока учитель предлагает сформулировать  учебные задачи.

Работают в парах

Обучающиеся формулируют тему урока:

«Морфемный разбор слова.

Обучающиеся формулируют учебные задачи:

-Научиться выполнять морфемный разбор слова.

Регулятивные: целеполагание;

познавательные:общеучебные –  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

4.

Построение проекта выхода из затруднения

в процессе решения первой задачи урока

 

На слайде

В реализации данной задачи нам поможет следующее задание:

- Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака.

Чести золото не купит.

Честный чести не уступит.

Честь нужна ему, как свет.

Рад продать ее бесчестный,

Но, как всякому известно,

У бесчестных чести нет.

- Скажите, какие однокоренные слова использует автор, запишите их в тетрадь.

– Какие слова вы записали? (чести, честный, бесчестный).

- Произведём морфемный разбор слова бесчестный. Запишем его снова с красной строки. Но прежде, скажите мне, что вы знаете о морфемном разборе слова? (выделение значимых частей слова, из которых оно состоит).

– Что вы можете дополнить о морфемном разборе? (при разборе сначала мы выделяем окончание, следом основу, затем суффикс, приставку (если есть), в последнюю очередь корень слова).

– Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы правильно произвести морфемный разбор слова? (чтобы правильно произвести морфемный разбор, необходимо правильно определить, как образовано это слово, то есть от какого слова и при помощи каких морфем.).

– Что мы должны сейчас сделать, прежде чем выполнить морфемный разбор слова «бесчестный»? (Определить, как образовано это слово).-верно выделить корень

Какое общее лексическое значение заключено в корне? (работа с Толковым словарём; Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть

(Владимир Даль).

- Какую функцию выполняет приставка - бес-? (меняет значение слова, лексическое значение становится противоположным).(работаем со словарем)

- Какого человека мы можем назвать честным? А какого бесчестным?  

Что хочет донести автор в своём стихотворении до читателя? (необходимо быть честным человеком, для честного человека честь – это «свет»; такой человек не продаст, не предаст, не обидит, в трудную минуту поможет, выполнит долг перед Родиной, людьми, знает свои права и обязанности, сдержит обещание, любит, ценит, уважает Родину, близких, окружающих).

Составляют схему морфемного разбора в виде значков(работают в парах).

Личностные: нравственно-этическое оценивание

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные:

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;

Логические: анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

коммуникативные – планирование, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.

Первичное закрепление

 

На слайде

Организует самостоятельную работу обучающихся:

ЗАДАНИЕ.

Выполните морфемный разбор следующих слов с объяснением

БЕЗЗАБОТНЫЙ( прилагательное, окончание –ый, основа –беззаботн-. Окончание указывает, что слово является прилагательным, употребляется в м.р., ед.числе, им.п .Корень –забот-, однокоренные слова забота, заботиться. Приставка без-. Она указывает на отсутствие признака. Суффикс  прилагательного –н-)

КНИГИ (существительное, окончание  -и, основа книг-. Окончание указывает, что существительное стоит во множественном числе, им.п. Корень книг-, однокоренные слова книжный, книжонка)

ПОДБЕЖАТЬ (глагол, окончание –ть, основа подбежа-. Окончание указывает, что глагол стоит в неопределённой форме. Корень –беж-, однокоренные слова бег, бежать, бегущий. Приставка под-, указывает на сближение. Суффикс –а-, образующий глагольную форму)

САДИК (существительное, окончание нулевое, основа садик. Нулевое окончание указывает на то, что существительное употребляется в ед.ч, ип.п., м.р. Корень сад-, однокоренные слова сад, садовый, посадить. Суффикс –ик- указывает на небольшой размер сада) .

ВПЕРЁД(наречие, нет окончания, основа вперёд-. Корень – перёд-, однокоренные слова перёд, передний. Приставка в- указывает на направление движения)

Участвуют в коллективном обсуждении.

Строят ответы на вопросы учителя, разбирают слова по морфемам, соблюдая необходимый образец.

Личностные:  действия нравственно- этического оценивания; формирование потребности в самовыражении

Регулятивные: контроль, оценка;

познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные:

умение слушать ,участвовать в коллективном обсуждении

6. Самостоятельная работа

Карточки.

Теперь вы умеете правильно выполнять морфемный разбор.

1.  Запишите слова в 4 столбика, соответственно схемам, выделите морфемы, проверьте себя по эталону:

Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка

Корень,

окончание

Корень, суффикс,

окончание

Приставка, корень, окончание

Приставка, корень, суффикс, окончание

 2.  Задание на смекалку.

Игра «Слова замаскировались» . Из словаря сбежали слова, надо их найти и вернуть на место. Известны их приметы. («Приметы» распечатаны на карточках, учащиеся могут работать в парах, индивидуально, затем представить результат своей работы классу; можно первые две-три карточки разобрать вместе, чтобы все поняли принцип поисков «сбежавшего слова». При необходимости ученики объясняют лексическое значение найденного слова, в случае затруднения обращаются к толковому словарю).

В рабочей карте необходимо соединить слово со схемой.

C:\Users\123\Desktop\Морфемика\Рисунок2.png

Те, кто выполнил задание, сравнивают себя с эталоном и оценивают

Учащиеся планируют выход из затруднения

Представляют результаты самостоятельной работы. Участвуют в обсуждении.

Проверяют самостоятельно выполненное задание

Личностные:

формирование потребности в самовыражении;Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

( выделение и осознание того, что уже усвоено), осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные:  умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме; постановка и решение проблем творческого характера;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в групповой работе.

7.

Рефлексия деятельности (итог урока)

 

Кубик Блума

назови             все морфемы слова

почему   морфемы называют значимыми частями слова

обьясни как правильно выполнить морфемный разбор

придумай слово с приставкой до

поделись  как  выделить окончание

предложи  слово для морфемного разбора

Организует рефлексию

- Те ребята, которые сегодня поработали на «отлично» и «хорошо» запустите корабль в море Знаний, а те, кто еще слабо владеет знаниями и умениями по теме, остаются в заливе правил.

- Посмотрите на море Знаний. Сколько качественных знаний показали ребята сегодня на уроке. Молодцы!
- Что мы посоветуем ребятам, которые остались в заливе правил?
- Подведем итог урока с помощью слов-помощников.

- Спасибо за плодотворную работу на уроке! До свидания!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности; личностные: смыслообразование

8.

Домашнее задание

Домашнее задание по выбору: упр.      или творческое задание – придумать «приметы» трёх «потерявшихся» слов (отгадки можно нарисовать).

- Участвуют в обсуждении домашнего задания.

Личностные:действиясмыслообразования

( потребность в самовыражении и самореализации)

Регулятивные:

целеполагание

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные:

познавательная инициативность (способность с помощью вопросов получать нужную информацию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Этикетные слова"

К данному уроку собрано огромное количество дополнительного материала: используйте его по  своему усмотрению, пусть он поможет вам реализовать свои идеи по данной теме....

Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)

Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Конспект урока русского языка по теме "Вводные слова - смысловые отрезки"

Данный урок построен с использованием технологий личностно ориентированного обучения: дифференцированная технология, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, элементы игровых технологий.Применя...

Урок русского языка. Тема: "Фонетический разбор слова". 5 класс

Урок русского языка. Тема: "Фонетический разбор слова". 5 класс. Урок рефлексии включает в себя различные технологии, презентацию, карточки для работы в группах. Отдельным файлом добавлен са...

Конспект урока русского языка по теме «Ключевые слова»

Цели: учить находить в тексте ключевые слова; показать их значение в тексте; развивать творческие способности, навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки....