Конспект урока русского языка по теме «Ключевые слова»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Хохлова Анастасия Геннадьевна
Цели: учить находить в тексте ключевые слова; показать их значение в тексте; развивать творческие способности, навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_klyuchevye_slova_6_klass.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме

«Ключевые слова»

Цели: учить находить в тексте ключевые слова; показать их значение в тексте; развивать творческие способности, навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: понимание роли ключевых слов в тексте; умения анализировать созданные тексты, находить в них ключевые слова, работать в парах

Ход урока

  1. Актуализация темы урока

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Хочу начать наш сегодняшний урок с небольшой притчи:

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.

Отец и спросил: 
«Что ты это делаешь, Миша?»

А Миша и говорит: 
«Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

-Какова основная мысль этой притчи? Что хотел сказать нам автор? Автор хотел нас предостеречь от возможных ошибок: нужно относиться к старшему поколению уважительно, с почитанием, нужно уметь вовремя сказать «прости». Сегодня на уроке мы еще обратимся к правилам поведения.

Основная мысль – это один из важнейших компонентов текста. Взгляните на кластер (кластер отображен на доске). На прошлых уроках мы с вами говорили о теме, о начальных и конечных предложениях, об основной мысли. А сегодня поговорим  еще об одной важной составляющей текста

-Взгляните на доску и найдите лишний ключ. Объясните, чем он отличается от остальных, как называется это языковое явление?

Вывести на проектор следующие слова: гаечный ключ, скрипичный ключ, ключ к шифру, напиться из ключа, потерять ключ от калитки.

КЛЮЧ, синоним слову родник, – это омоним к многозначному слову КЛЮЧ

- Как вы думаете, от какого из этих ключей можно образовать прилагательное? Ключевая водица.

- Я вам предлагаю сегодня обратиться к теме «Ключевые слова».

- Что можно «отпереть» при помощи ключевых слов? (Смысл текста, тему)

Откроем тетради. Запишем число, классную работу, тему урока.

II. Работа по теме урока:

  1. Работа с диалогом на стр. 42 учебника (чтение по ролям, выявление роли ключевых слов и формулировка определения:

Ключевые слова – это слова, которые передают  основную информацию, содержащуюся в тексте (вывести определение на проектор)

- Все мы знаем правила поведения в обществе, как нужно вести себя хорошо, благопристойно. И такие правила не только существуют в речи ваших родителей и учителей, но и в письменной форме. Посмотрите на упр. 74 – перед нами текст, повествующий о существовании письменного свода правил.

2. Работа с текстом упр. 74. Учитель читает данный текст вслух, поскольку в нём достаточное количество устаревших слов и инверсионных конструкций.

- Обратите внимание на название книги (при помощи союза ИЛИ, с заглавной буквы обе части заголовка)

- В тексте, ребята, вам встретилось много устаревших слов (зерцало, наипаче, матерь, благочинно)

- Какую синтаксическую особенность в предложении вы заметили? Обратите внимание на порядок расположения членов предложения. Инверсия – обратный порядок слов. «Впервые наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать», «слушать и других речи не перебивать».

- Обратите внимание на ударение в  слове дОлжно. Данное слово используется как сказуемое, хотя чаще всего в таком значении в современном языке мы используем другие слова.

- Какие, ребята? (Нужно, необходимо, следует, надо).

Слово это произносится так же, как и прилагательное должный в полной форме.

-Подберите выражения, в которых это прилагательное используется.

(На должном уровне, должным образом, должное внимание, воспринимать как должное).

 По-другому произносятся краткие формы этого прилагательного (за исключением формы мужского рода — дОлжен), которые используются чаще, чем полные: должнА, должнО, должнЫ.

- В тексте много выделенных ключевых слов и словосочетаний. Вывести на проектор.

- Какие, ребята, из этих словосочетаний остаются актуальными и в наше время? Напишите, пожалуйста, список  современных правил поведения, опираясь на картинки к упр.  75.

  1. Подведение итогов урока

-Что такое ключевые слова? (Это слова, наиболее важные, характерные для данного текста)

-Для чего нужны ключевые слова?

Составьте синквейн на тему «Ключевые слова».

IV. Домашнее задание. Комментирование.

Упр. 79. Продумать продолжение сказочной истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Этикетные слова"

К данному уроку собрано огромное количество дополнительного материала: используйте его по  своему усмотрению, пусть он поможет вам реализовать свои идеи по данной теме....

Конспект урока русского языка по теме "Однозначные и многозначные слова"

Класс: 5Тип урока: урок открытия новых знаний.Коспект урока сопровождается мультимедийной презентацией....

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Конспект урока русского языка по теме "Вводные слова - смысловые отрезки"

Данный урок построен с использованием технологий личностно ориентированного обучения: дифференцированная технология, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, элементы игровых технологий.Применя...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "

урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...

План-конспект урока русского языка по теме: "Прямое и переносное значение слов"

Данный материал содержит план-конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слов". Урок направлен на формирование коммуникативных навыков и развитие разных видов речевой деятел...