Конспект урока русского языка по теме «Ключевые слова»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_klyuchevye_slova_6_klass.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка по теме
«Ключевые слова»
Цели: учить находить в тексте ключевые слова; показать их значение в тексте; развивать творческие способности, навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: понимание роли ключевых слов в тексте; умения анализировать созданные тексты, находить в них ключевые слова, работать в парах
Ход урока
- Актуализация темы урока
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Хочу начать наш сегодняшний урок с небольшой притчи:
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.
Отец и спросил:
«Что ты это делаешь, Миша?»
А Миша и говорит:
«Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
-Какова основная мысль этой притчи? Что хотел сказать нам автор? Автор хотел нас предостеречь от возможных ошибок: нужно относиться к старшему поколению уважительно, с почитанием, нужно уметь вовремя сказать «прости». Сегодня на уроке мы еще обратимся к правилам поведения.
Основная мысль – это один из важнейших компонентов текста. Взгляните на кластер (кластер отображен на доске). На прошлых уроках мы с вами говорили о теме, о начальных и конечных предложениях, об основной мысли. А сегодня поговорим еще об одной важной составляющей текста
-Взгляните на доску и найдите лишний ключ. Объясните, чем он отличается от остальных, как называется это языковое явление?
Вывести на проектор следующие слова: гаечный ключ, скрипичный ключ, ключ к шифру, напиться из ключа, потерять ключ от калитки.
КЛЮЧ, синоним слову родник, – это омоним к многозначному слову КЛЮЧ
- Как вы думаете, от какого из этих ключей можно образовать прилагательное? Ключевая водица.
- Я вам предлагаю сегодня обратиться к теме «Ключевые слова».
- Что можно «отпереть» при помощи ключевых слов? (Смысл текста, тему)
Откроем тетради. Запишем число, классную работу, тему урока.
II. Работа по теме урока:
- Работа с диалогом на стр. 42 учебника (чтение по ролям, выявление роли ключевых слов и формулировка определения:
Ключевые слова – это слова, которые передают основную информацию, содержащуюся в тексте (вывести определение на проектор)
- Все мы знаем правила поведения в обществе, как нужно вести себя хорошо, благопристойно. И такие правила не только существуют в речи ваших родителей и учителей, но и в письменной форме. Посмотрите на упр. 74 – перед нами текст, повествующий о существовании письменного свода правил.
2. Работа с текстом упр. 74. Учитель читает данный текст вслух, поскольку в нём достаточное количество устаревших слов и инверсионных конструкций.
- Обратите внимание на название книги (при помощи союза ИЛИ, с заглавной буквы обе части заголовка)
- В тексте, ребята, вам встретилось много устаревших слов (зерцало, наипаче, матерь, благочинно)
- Какую синтаксическую особенность в предложении вы заметили? Обратите внимание на порядок расположения членов предложения. Инверсия – обратный порядок слов. «Впервые наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать», «слушать и других речи не перебивать».
- Обратите внимание на ударение в слове дОлжно. Данное слово используется как сказуемое, хотя чаще всего в таком значении в современном языке мы используем другие слова.
- Какие, ребята? (Нужно, необходимо, следует, надо).
Слово это произносится так же, как и прилагательное должный в полной форме.
-Подберите выражения, в которых это прилагательное используется.
(На должном уровне, должным образом, должное внимание, воспринимать как должное).
По-другому произносятся краткие формы этого прилагательного (за исключением формы мужского рода — дОлжен), которые используются чаще, чем полные: должнА, должнО, должнЫ.
- В тексте много выделенных ключевых слов и словосочетаний. Вывести на проектор.
- Какие, ребята, из этих словосочетаний остаются актуальными и в наше время? Напишите, пожалуйста, список современных правил поведения, опираясь на картинки к упр. 75.
- Подведение итогов урока
-Что такое ключевые слова? (Это слова, наиболее важные, характерные для данного текста)
-Для чего нужны ключевые слова?
Составьте синквейн на тему «Ключевые слова».
IV. Домашнее задание. Комментирование.
Упр. 79. Продумать продолжение сказочной истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Этикетные слова"
К данному уроку собрано огромное количество дополнительного материала: используйте его по своему усмотрению, пусть он поможет вам реализовать свои идеи по данной теме....
Конспект урока русского языка по теме "Однозначные и многозначные слова"
Класс: 5Тип урока: урок открытия новых знаний.Коспект урока сопровождается мультимедийной презентацией....
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
конспект урока русского языка на тему "Состав слова" 6 класс (по учебнику Л.М.Рыбченковой)
конспект рассчитан на 2 урока, которые проводятся в 1 день...
Конспект урока русского языка по теме "Вводные слова - смысловые отрезки"
Данный урок построен с использованием технологий личностно ориентированного обучения: дифференцированная технология, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, элементы игровых технологий.Применя...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "
урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...
План-конспект урока русского языка по теме: "Прямое и переносное значение слов"
Данный материал содержит план-конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слов". Урок направлен на формирование коммуникативных навыков и развитие разных видов речевой деятел...
- Мне нравится (1)