Открытый урок по русскому языку "Сказуемое".
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 5 классе.
Тема урока: "Сказуемое".
Эпиграф к уроку: "Просто знать ещё не всё, знания необходимо ещё использовать". И.В.Гёте( немецкий поэт, философ) слайд
Организационный момент. Мотивация.
Орфографическая минутка.
Футбол, рюкзак, стрекоза, шкатулка, веранда, викторина, возьмём, праздник, парашют, шоссе, окрестность, брошюра. (взаимопроверка)
Синтаксическая пятиминутка. (Слайд)
-Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы.
Кто-то терем прибирал. В л..кированном роял.. семь с..стричек прож..вали. В ж..вом уголке жили три ёжика и четыре ч..репахи. По г..рам две хмурых тучки знойным веч..ром блуждали. Рысь – свирепая л..сная кошка.
Повторение
Ребята, давайте вспомним с каким разделом мы начали работать? Синтаксис.
- Что изучает этот раздел? Раздел науки о языке, в кот изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.
Кости – основа человеческого тела, дом ставят на фундаменте – крепкой, не размываемой подземными водами основе, а предложение … .
- Закончите мою мысль! (тоже строится на фундаменте – грамматической основе).
Одну из частей фундамента – подлежащее - мы уже основательно разобрали на прошлом уроке.
- Что такое подлежащее?
- На какие вопросы отвечает?
- Чем чаще всего выражается? ___________ или _______________ в форме именительного падежа.
Пробное действие
Учитель:
- Прослушаем лингвистическую сказку о подлежащем и сказуемом.
“Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому:
- Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя - Субъект.
-Нет, - сказало Сказуемое, - ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.
- Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет!
- Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.
Тогда Подлежащее огорчилось:
-А я-то думало, что я главное.
-Не расстраивайся, - успокоило его Сказуемое. - Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения.
- Что вы узнали нового о подлежащем и сказуемом?
Выделим главные члены в предложениях из сказки. (Устно)
Была зима. На улице холодно.
-Чем необычно второе предложение?
- Чем выражено сказуемое?
- Что сегодня мы будем изучать? (Сказуемое) запишем тему в тетрадь
Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока.
Учитель:
- Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы на нашем занятии.
- Какова цель нашей деятельности? (найти сказуемые, определить, чем они выражены)
Открытие нового знания.
Дано (карточки):
- Определение сказуемого:
Сказуемое – главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? Каков (какой) предмет? Что такое предмет? Кто такой?
- Предложения :
- Гроза постепенно удалялась.
- Этот край очень скромен.
- Птицы – наши друзья.
- Первые листики зелёные.
- Люблю я пышное природы увяданье.
- Скинуло кафтан зелёный лето.
- Утро свежо.
- Как будем находить сказуемые? – Предлагаю создать алгоритм. Перед вами конверт с описанием действий. Задача: расположить пункты в нужном порядке (работа в парах).
- Представьте свои алгоритмы.
(приложение 2)
Давайте сравним предложения и сделаем вывод, какой частью речи может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает.
- Гроза постепенно удалялась.
- Этот край очень скромен.
- Птицы – наши друзья.
- Первые листики зелёные.
- Люблю я пышное природы увяданье.
- Скинуло кафтан зелёный лето.
- Утро свежо.
- Какими частями речи выражены сказуемые в данных предложениях?
- Проверим себя, прочитав правило на стр.77
Давайте отдохнём, посмотрим видео.
Первичное закрепление знания
Давайте выполним упр.164.
Контроль усвоения материала
А теперь выполним самостоятельную работу. Я читаю предложение, а вы записываете только грамматическую основу. (Дикт. по русск.яз.)
Проведём тестирование "Верно - неверно":
1.Сказуемое обозначает о ком или о чём говорится в предложении.
2.Сказуемое отвечает на вопрос кто он такой? Что это такое?
3.Краткое прилагательное всегда сказуемое.
4.Подлежащее обозначает, что говорится о предмете.
5. В предложении Ёж колючий слово «колючий» является сказуемым.
Ключ: -++-+
Итог урока: Учитель подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.
Рефлексия
Ребята продолжите предложения:
1.Сегодня на уроке мы повторили…
2.Мы узнали…
3.Научились …
4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …
5.Трудным для меня стало…
Домашнее задание.
Выучить правило на стр.77
1.Упр.167
2. Составить предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи (по желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014
Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...
8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...