Конспект урока русского языка в 6 классе "Функциональные разновидности языка"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Функциональные разновидности языка»

Цель: расширить знания учащихся о стилях речи; дать понятие о функциональных разновидностях языка; отработать навык определения функциональных разновидностях языка по отрывкам из текстов различных стилей; изучить особенности каждого стиля и сферу его употребления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_6_kl._funktsionalnye_raznovidnosti_yazyka.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Функциональные разновидности языка» 6 класс

(учитель русского языка и литературы МБОУ «Белорецкий лицей – интернат»

Салимова Зиля Рифовна)

Цель: расширить знания учащихся о стилях речи; дать понятие о функциональных разновидностях языка; отработать навык определения функциональных разновидностях языка по отрывкам из текстов различных стилей; изучить особенности каждого стиля и сферу его употребления.

Ход урока:

  1. Приветствие ребят (рапорт)

- Поприветствовав друг друга, ребята, мы создали речевую ситуацию. Кто знает, что это такое?

(Речевая ситуация – это ситуация, в которой происходит общение. Чтобы описать речевую ситуацию, мы должны назвать факторы, которые нужно учитывать при речевой ситуации:……… цель общения (общение, сообщение, воздействие) и условия, в которых оно происходит: место общения : официальная или неофициальная обстановка) количество собеседников (два или более) (ответы ребят)

- Можете предположить над какой темой мы сегодня на уроке будем говорить?

  1. Записываем число, тему

Задание: записать примеры

Неофициальная обстановка

непринуждённая

Официальная обстановка

деловая

Дома

на перемене

в лесу

в общественном транспорте

в гостях

На работе

на уроке

на экскурсии

в поликлинике

на собрании

- Кто сможет еще раз повторить факторы речевой ситуации? (ответы детей)

- В зависимости от того, кому, зачем, в какой обстановке и с какой целью мы высказываем устно // письменно свои мысли, мы употребляем разные стили речи.

Стиль – совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики).

  1. Работа с учебником. (стр. 47). Называем стили.

- Когда мы говорим о функциональных разновидностях языка, то понимаем, что они обслуживают различные сферы человеческой жизни в соответствии с определёнными условиями и целями общения.

Предлагаю вам весёлое стихотворение поэта Синицина, которое очень помогает тем, кто хочет разобраться в функциональных разновидностях языка. Но предлагаю вам его с пропусками. Попробуйте сами вставить на место точек пропущенные слова (слайд):

Артисты говорят в гримёрной,

Твой друг беседует с тобой –

Стиль это просто … ,

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу –

Знай, в них … стиль,

Стиль очень интересный.

Ещё есть стиль … –

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок –

Запомни также стиль и этот.

А биографию открой – стиль … .

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль … .

- Запишите названия стилей в тетрадь в столбик

А теперь проверьте себя (слайд). Надеюсь, вы справились с этим заданием, и у вас получилось следующее:

Артисты говорят в гримёрной,

Твой друг беседует с тобой –

Стиль это просто разговорный,

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу –

Знай, в них художественный стиль,

Стиль очень интересный.

Ещё есть стиль публицистический –

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок –

Запомни также стиль и этот.

А биографию открой – стиль официально-деловой.

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль научный.

Вы заметили, что поэт, автор этого стихотворения, обозначил место, в котором происходит общение (например – общение артистов в гримёрной), адресата общения (твой друг), жанры, в рамках которых создан текст: статья, газетный очерк, биография…

4. Обобщение.

- Итак, сколько всего стилей? Проверим. Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.

– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)

– Передача научной информации, термины (научный)

– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально – деловой)

– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)

– Художественная литература (художественный)

Таблица (детям раздается):

Разговорный

Научный

Официально-

деловой

Публицистический

Художественный

Цель

(зачем?)

Обмен мыслями, впечатлениям, общение

Сообщение, передача научной информации

Точная передача деловой

информации

Сообщение, воздействие на слушателей или читателей

Воздействие на мысли и чувства

Сфера применения

(где?)

Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания

Официальна обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги

Официальная обстановка;

деловые бумаги

Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях

Художественная литература

Особен-ности

Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты

Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств

Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность

Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности

Широкое использование изобразительно – выразительных средств; использование средств других стилей

  1. Закрепление материала:

- Определите стили речи. Ребята определяют стили. Записывают их.

1. Впереди бродячей труппы бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Его добрые голубые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.

2. - Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива как у льва.

- Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так подстригли.

3. Пропал пудель по кличке Арто. Собака крупная, белой масти, острижена «подо льва». На лапах бахрома из вьющейся шерсти, на конце хвоста — кисточка. Особая примета: слева на морде шрам.

4. Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, чёрный, коричневый.

5. Уважаемые любители собак! В нашем городе за последний год увеличилось число бездомных собак. Обращаемся к вам с просьбой: оказать помощь в распределении животных по семьям, желающим приютить у себя собак.

Обращаться за справками по телефону: 5-08-11.

6. - Эти птицы могут погибнуть зимой.

- Нет. Если мы им поможем, этого не случится.

- Что же нужно сделать?

- На уроках труда сделаем кормушки, развесим их в саду. Будем подкармливать птиц хлебом и пшеном.

7. Охрана природы — комплекс мероприятий по охране, рациональному использованию и восстановлению живой (растительность и животный мир0 и неживой (почвы, воды, недра, климат) природы.

8. Каждый человек должен беречь природу, охранять её богатства. Забота о природе — мостик, соединяющий духовную жизнь людей со всем живым, что их окружает.

9. В субботу, 15 апреля, на спортивной площадке школы состоится праздник, посвящённый встрече с пернатыми друзьями. Начало праздника в часов.

10. Маленькие упрямые заморозки ещё пытались воевать с теплом и солнцем. По ночам звонко стучали о землю их ледяные кулачки. Утром сосульки подтаивали, падали и со звоном разбивались. Солнце поднималось с каждым днём всё выше. Целые сугробы снега истаивали на глазах.

Этой ночью мороза не было. Пока люди спали, весна работала. Снег ещё лежал в саду. Но скворцы прилетели, и перед самым домо зацвели подснежники. Лёд был под ногами, а они цвели!

Взаимопроверка по ключам: 1. худож. 2. разгов. 3. офиц.-делов. 4. научн. 5. публицист.6. разгов. 7. научн. 8. публиц. 9. офиц.-делов. 10. худож.(слайд)

  1. Рефлексия.

- Какую бы вы оценку себе поставили за сегодняшний урок? Оцените, выставив оценку по предмету себе в дневник. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Письмо как одна из разновидностей текста" с презентацией

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Письмо" с презентацией...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА: "РУССКИЙ ЯЗЫК -ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА"

Цели: формировать представление о русском языке как об одном из развитых языков мира; познакомить с учебником для 6 класса, его особенностями, структурой.Планируемые результаты: умение самос...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...