Конспект урока русского языка в 5 классе "Письмо как одна из разновидностей текста" с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Письмо" с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 17.81 КБ |
Презентация | 288.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Антиперович Светлана Николаевна
ГБОУ СОШ № 113 Приморского района г. Санкт-Петербурга
Русский язык в 5 классе
Урок № 46 (Раздел «Синтаксис и пунктуация. Культура речи»)
Тема: Письмо как одна из разновидностей текста.
Цели: возродить традиции эпистолярного жанра, подготовиться к написанию сочинения – описания, совершенствовать умение составления письма
Технологии: : здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно -ориентированного обучения
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты: умение писать письма, понимание языковых явлений в ходе исследования жанра письмо, формирование интереса к творческой деятельности.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, раздаточный материал (памятки, конверты, образцы письма), учебники русского языка, рабочие тетради
Ход урока.
- Организационный момент.
- Мотивация познавательной деятельности.
Из письма А.С.Пушкина брату. Ноябрь,1824
«…Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки; обедаю поздно; после обеда слушаю сказки …Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Поэт Николай Языков – Пушкину.
« Я без ума от вашей нянюшки! Какая у нее материнская забота о вас. Поражает ее душевная красота, замечательная народная речь…»
Из письма няни Пушкину 6 марта 1827 г.:
«Любезный мой друг, Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только , когда засну, то забуду вас…Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич, вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться…» ( писано под диктовку в Тригорском 6 марта 1827 г.)
Я думаю, вы уже поняли, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Сформулируйте тему нашего урока.
Запишите число.
Классная работа.
Письмо как одна из разновидностей текста. –
Ребята, вы любите получать письма? А писать их? Сегодня у вас появиться такая возможность – написать доброе, хорошее письмо, чтобы обрадовать человека и передать его ему. Нам надо отправить содержательное и интересное послание, которое хотелось бы опять и опять перечитывать.
Для этого поговорим сегодня о том, каким требованиям должен отвечать текст личного письма и как отправить письмо, чтобы оно нашло своего адресата.
Хотели бы научиться писать такие умные и добрые письма?
Исходя из темы, какой цели мы должны достичь на уроке? Верно, мы познакомимся с историей письма, правилами написания личного письма, научимся писать письма личного характера.
- Актуализация знаний. Письма существуют с давних времен. Они были необходимы людям как вид передачи информации, общения. Как передавали информацию в Древнем мире, Южной Америке, на Востоке? Как правильно писать письма?
Используем с этой целью презентацию «О письмах»
- Этап усвоения новых знаний. ( работаем с презентацией)
- Словарно – орфографическая работа :
эпистолярный
Адресат
Адресант
- Правила написания личного письма
- Заполняем правильно конверты для писем по образцу ( адрес, индекс).
- Работа в группах( составление плана текста письма другу:
Вступление. Приветствие. (обращение)
Благодарность за полученное письмо(добрые слова в адрес друга, пожелания)
Основная часть. Рассказ о своей жизни (изложение информации адресантом, интересующей адресата)
Заключение. Обращение с просьбой поделиться сообщением о том, что происходит в жизни друга. Выражение уважения. Своего доброго отношения к адресату.
Прощание. Формулы прощания.
Дата. Подпись.
Участники группы проговаривают вслух алгоритм написания письма, заполнения конверта. ( на столах учащихся почтовый конверт, памятка, образец написанного письма)
- Этап продуктивного использования полученных знаний. Проверка письма, исправление ошибок.
- Закрепление знаний. Учитель организует самостоятельную работу по созданию творческой работы. Учащиеся пишут письмо с использованием памятки. Взаимопроверка. Обсуждение результатов.
- Рефлексия деятельности ( итог урока). Учитель организует рефлексию в парах. Предлагает составить сиквейн на «Письмо»:
одно существительное
два прилагательных
три глагола
фраза, несущая определенный смысл
заключение – одно существительное
- Домашнее задание : отредактировать письма
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Э. Асадов Как мало все же человеку надо! Одно письмо. Всего-то лишь одно. И нет уже дождя над мокрым садом, И за окошком больше не темно... Зажглись руин веселые костры, И все вокруг вишнево-золотое... И больше нет ни нервов, ни хандры, А есть лишь сердце радостно-хмельное! Я теперь богаче, чем банкир. Мне подарили птиц, рассвет и реку, Тайгу и звезды, море и Памир. Твое письмо, в котором целый мир. Как много все же надо человеку.
Да, не в моде нынче жанр эпистолярный , И ни времени, ни слов для писем нет . А высокий стиль уже не популярный – Средством связи людям служит Интернет. Только всё же вам напомнить разрешите : Не заменит писем " Скайп " и телефон . Напишите , хоть кому-то напишите , Пусть не будет без работы почтальон. Если всё у вас не ладится порою, Если мир вдруг повернулся к вам спиной , Если горе вам покажется горою , Если беды не обходят стороной, Вы отчаиваться всё же не спешите . Выход есть, и он доступен вам весьма : Как ни трудно вам, но всё же напишите , Отыщите адресата для письма.
Каков порядок написания адреса в нашей стране ? Город или другой населенный пункт. Область , район. Улица (площадь, проспект, переулок). Дом №, корпус №, квартира №. Фамилия , имя, отчество адресата.
Словарно-орфографическая работа Эпистола (греч.) – уст. письмо, послание . Эпистолярный(греч .)- свойственный письмам, написанный в форме писем, состоящий из писем. Адресат (нем.)- получатель, лицо, которому адресовано почтовое отправление, телеграмма. Адресант (нем.)-отправитель, лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление. Адрес (фр.)
Письмо - « грамотка», уведомленье, сообщение на бумаге, лист, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому. В.И . Даль . Толковый словарь русского языка Письмо пишут на хорошей бумаге (писать письма на листах, вырванных из тетради,- признак дурного тона). Письмо лучше писать от руки. Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат).
И сторию писем и почтового дела можно считать такой же древней, как «историю древнего мира». О, где ты, стиль эпистолярный? Где вы, альбомы, дневники? Чисты листы, как ледники В стране стоградусополярной . Письмо начать бы - от руки! – По-пушкински : "мой друг бесценный!... "Пусть информацией бесцельной Повеет от твоей строки, - Не по делам, не по нужде, Не с меркантильным смыслом тайны, А просто так: о снеге талом, О вешней молодой воде, О милой общей чепухе, О прошлых памятных застольях.. .С тоской - о временных застоях, О неудавшемся стихе.
Письмо писать не торопясь , Со вкусом... Не забыв постскриптум ... Чтобы потом по чувствам скрытым Имен угадывалась связь . Ах , в письмах смысл особый скрыт ! Ведь даже непонятный почерк И , впрочем, идеальный прочен Как самый редкий манускрипт Ах , в письмах жив ещё полёт , Что вопреки прогрессу долог : Я - лист - конверт - почтамт - графолог -Тот, кто моё посланье ждет . И если, заложив листки , К друзьям Вы гоните машинку , То совершаете ошибку, - Перепишите от руки!
Чужие письма - тайна за семью замками. Пытаться заглянуть в них (независимо от того, кому они адресованы: подруге, маме, брату, незнакомому человеку) - все равно, что влезть к чужому карману или подсмотреть в замочную скважину . Кто-то сказал, что письмо - фотография души. Это верно, потому что красивое письмо не только рассказывает о чем-либо, но и передает мысли, настроение, чувство человека, говорит о его интересах, увлечениях . А содержание и стиль письма во многом зависит от того, кто пишет и кому он пишет.
Для чего мы пишем письма ? Сообщить , оповестить; Поздравить; Извиниться; Поделиться чувствами, впечатлениями; Поблагодарить и т.д. Композиция письма 1.Приветствие и (или) обращение - название того, кому предназначено письмо. ( Дорогой друг!... Любимая моя бабушка!..) 2.Вступление - извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания . 3 . Основная часть - изложение информации, интересующей адресата.
Основные правила написания писем. • Письмо пишут только на хорошей бумаге • Письмо лучше писать от руки (это касается частных писем). • Письма с поздравлением, приглашением также обычно пишут от руки. • Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения. • В письме следует упомянуть о ранее полученном от адресата письме (или о последней встрече). • Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей. • Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.
Письмо может содержать сведения о своих близких, друзьях, свободном (рабочее) времени. • Письмо следует писать разборчиво (извинитесь за плохой почерк, если он таков). • Письмо должно быть написано грамотно. • Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни. • Письмо не должно содержать различных вставок между строк. Если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum , а затем нужную информацию и инициалы своего имени. • Письмо должно заканчиваться подписью адресанта. • Письмо перед отправлением следует перечитать.
• Письмо нужно запечатать в конверт, правильно надписанный. Сначала указать ФИО адресата, затем – название города, потом – название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс!
Полезные советы • 1 . Часто говорят, что не хватает времени на письма. Но всегда можно найти возможность взять ручку и бумагу и сесть за стол. 2 . Правила хорошего тона требуют, чтобы на каждое полученное письмо был дан ответ. •3 . Если вы не смогли по каким-то причинам поблагодарить кого-то за оказанную любезность лично, следует отправить благодарственное письмо . Если вы обидели кого-то , можно написать письма -извинение . •Письма-напоминания пишут тем, кто забыл о долге или тянет с его исполнением . Такие письма обязательно запечатываются в конверт. Они должны быть выдержаны в вежливом тоне. •4 . Бестактно заглядывать в чужие письма. Тайну переписки охраняет Закон.
Правила оформления письма. 1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть поля. 2. Письмо может быть написано от руки или напечатано . Помните, что напечатанные письма утрачивают личностный характер. Не принято печатать письма-соболезнования , письма-благодарности за приглашение на семейный праздник , письма-поздравления , т.е. все письма, посвященные событиям в личной жизни корреспондента . 3. Писать следует разборчиво, без ошибок. 4 . Не пользуйтесь ластиком. 5 . Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы.
А.И. Куприн «Гранатовый браслет » « Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. .. Уходя , я в восторге говорю:. «Да святится имя Твое»... Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и опустить письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать этого никому другому. Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу Записку…ею Вы запретили мне писать Вам. .. Я не знаю, как мне кончить письмо.. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г. С. Ж.»
к письму до 1917 года. Правила хорошего тона…. Молодая девушка никогда не должна ни получать, ни писать писем мужчине, даже от имени ее родителей; лучше всего, если ни одной строчки, написанной ею, нет в руках мужчины, который не приходится ей родственником или еще не совершенный старик. Тайно написанное письмо мужчине ставиться молодой девушке в большую вину. Когда кто-нибудь берет на себя обязательство передать кому-либо письмо, он обязан передать его нераспечатанным; лицо же, получившее это письмо, должно распечатать его в глазах доставившего. При отправлении в путешествие, уехавший пишет первым. Оставшийся отвечает, не откладывая этого очень долго. Неприлично в письме выражать короткость, несуществующую в личных отношениях. В переписке должно избегать двусмысленностей. В письме нужно сообразовывать: во-первых, с возрастом, во-вторых, с уважением, с которым мы обязаны относиться к старшим, в-третьих, с душевным состоянием лиц, к которым мы обращаемся. Так, например, не тактично писать об удовольствиях особе, которая в это же время удручена горем; не следует похваляться веселием своей жизни и роскошью, окружающей нас, перед теми, кому судьба предоставила лишения и горькие испытания… Следует быть осторожным и никогда ни о ком не писать ничего дурного, потому что коль скоро письмо отослано, мы уже не в состоянии исправить зло: что написано пером, того не вырубишь топором .
В том случае, когда письмо написано не с особой целью и не затрагивает какую-либо определенную проблему, оно обязательно должно передавать настроение автора. Известный немецкий драматург Лессинг Г. Э. советовал своей сестре: «Пиши так, как ты говоришь, и это будет прекрасно».
Всякое письмо, кем бы оно написано ни было, изображает нравственный облик пишущего, умственное мерило его образования... (Сазонов, Бельский. Полный письмовник.) • Уникальность писем в том, что они позволяют человеку непредвзято заглянуть в себя... Работа над письмом –это и работа над собой. Шалва Амонашвили .
История письма Эпистолярная литература - переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Античность Средневековая публицистика Европы Письма Эпикура и Цицерона Письма Киприана и Августина Средневековая публицистика Руси Переписка Ивана 4 с князем Курбским, письма Аввакума
В XVII-XVIII вв. форма эпистолярной литературы используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению. (“Письма провинциала” Б. Паскаля, переписка Вольтера, “Письма к сыну” Ф. Честерфилда). Известны очерково-документальные “Письма русского путешественника” Н.М. Карамзина и письма из Франции Д.И. Фонвизина П.И. Панину. Опыт и форма эпистолярной литературы использованы в художественной повести “Бедные люди” Ф.М. Достоевского. История письма
Современные формы переписки сложились около двухсот лет тому назад. Их родина – Англия. Оттуда ведут своё начало основные правила – этикет составления корреспонденции. История письма
В эпоху классицизма появляются даже произведения, основанные на переписке действующих лиц, в так называемой эпистолярной форме. Эпистола (лат. Epistola – письмо) – литературное произведение в форме письма, в котором излагаются размышления и суждения автора по поводу определенного предмета .) Как литературный жанр эпистола в России возникла в XVIII веке. Предлагается детям вспомнить и назвать произведения русской литературы, (авторов), написанные в эпистолярном форме. /Ф. М. Достоевский «Бедные люди» /
Адресат, а, м., одуш . [нем. Adressat ]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель. Адресант, а, м., одуш . [нем. Adressant ]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.
Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к X веку. На развитие первых почтовых связей в России оказали свое влияние татары : сами слова " ям " и " ямщик " – татарского происхождения. " Ям " происходит от татарского " дзям " – дорога, а ямщик от " ямчи ", что означает проводник. По инициативе боярина А.Л. Ордина-Нащокина в 1667 году для пересылки государственных бумаг была образована первая почтовая служба. В 1723 году в России было 4 почтовых конторы . В1837 г. впервые почта была доставлена из Петербурга в Царское Село по железной дороге.
Функции эпистолярного жанра. Существует официальная и неофициальная (дружеская) переписка. Это письма родным, друзьям, любимым. Для дружеского письма характерны следующие функции: коммуникативная (общение), информативная (сообщение), прагматическая (воздействие), экспрессивная (самовыражение), фактическая (контактоустанавливающая ). Наиболее значимой из этих функций является коммуникативная, так как эта функция письма ориентирована на получение ответа. Эпистолярные элементы письма – обращение, подпись, дата, место написания.
Каждое письмо состоит из четырех частей, составляющих связную целость, удобную для чтения. 1) Обращение – начинается титулом, когда обращаемся к лицу титулованному, или просто именем, отчеством и фамилией. 2) Вступление – начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения. 3) Изложение о предметах, интересующих адресата. Оно неопределенно до бесконечности, как неопределенны и многочисленны предметы рассуждения. 4) Заключение состоит в изъявлении чувств преданности, почтения и собственноручной подписи. Постскриптум . При законченном уже письме иногда вспомниться то, что в него не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак P. S. или N. B. И за ним приписывается забытое. Это добавление употребляется в переписке с короткими знакомыми, но избегается с высшими особами.
Наибольшее распространение эпистолярный жанр получает в 19 веке. Существовали правила написания разного рода писем: "Письма увЂдомительныя ", "Письма, совЂтъподающiя ". "Письма рекомендательныя ", "Письма извинительныя ", "Письма, въкоихъ содержится исканiе дружбы или прiязни ", "Письма, содержащiя простую учтивость", "Письма благодарительныя ", "Письма любовныя и (что так актуально) "Письма поздравительныя ". Особое внимание уделялось ясности, чистоте, благопристойности и грамотности писем. Большое значение в старину имели поздравления с праздниками.
Письма писателей – важный источник, представляющий большое значение для изучения личности и творчества . Из письма А.С.Пушкина Н.Н.Гончаровой “ Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна – я у ваших ног, чтобы благодарить и просить вас о прощении за беспокойство, которое я вам причинил. Ваше письмо прелестно и вполне меня успокоило. Мое пребывание здесь может продолжиться вследствие обстоятельства совершенно непредвиденного…(..) Я постараюсь устроить все как можно скорее…” Эпистолярный жанр является средством создания литературного произведения. Судьба маленького героя отразилась в рассказе А.П.Чехова «Ванька». Его письмо раскрывает душу, образ мыслей мальчика-сироты, которого обижает хозяин. “Милый дедушка, Константин Макарыч ! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья во двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать…”( А.П.Чехов. “Ванька”) Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 7 классе"Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных" с ЭОР.
Урок - введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР (электронно-образовательных ресурсов) пробуждает интерес к изучаемому предмету, способствует во...
Конспект урока русского языка "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией
Конспект урока русского языка 6 класс по теме: "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией...
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах причастий и прилагательных"
Урок закрепления изученного материала....
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Разновидности речи: устная и письменная. Диалог и монолог".
Цели: - познакомить учащихся с разновидностями устной и письменной речи; - дать определение понятиям ″диалог″ и ″монолог″, помочь учащимся уяснить разницу между ними...
План-конспект урока русского языка в 6 классе "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"
Первый урок по теме "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"....
Конспект урока русского языка в 6 классе "Функциональные разновидности языка"
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Функциональные разновидности языка»Цель: расширить знания учащихся о стилях речи; дать понятие о функциональных разновидностях языка; отр...