Разработка урока по русскому языку по теме "Склонение сложных и составных числительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Будаева Дарима Цыреторовна

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цель:повторить, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Склонение сложных и составных количественных числительных

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цель:

повторить, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности, выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Метапредметные:

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу,

планировать необходимые действия, действовать по плану,

выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Познавательные:

повторить, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; знать разряды имен числительных по значению: порядковые, количественные; повторить, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; знать разряды имен числительных по значению: порядковые, количественные; знать особенности изменений числительных по падежам и временам; развитие умений правильно употреблять числительные в устной речи, склонять числительные, а также для совершенствования навыков правописания имен числительных.

Коммуникативные:

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Предметные:

 склонять сложные и составные имена числительные, выделять окончания в формах этих числительных.

 правильно употреблять разные формы имён числительных в речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация рабочего места учащихся. Выявление отсутствующих.

2.Создание проблемной ситуации. Формулировка темы урока и цели.

Эпиграфом к уроку я взяла следующие слова:

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле

нужен

Ты с числительным будь дружен.

- К концу урока вы должны согласиться или не согласиться с данным мнением.

Повторение ( в парах)

Что такое имя числительное?

Задание №1.На какие разряды делится числительное по составу? ( простые, составные, сложные)

По значению? ( количественные, порядковые)

  1. Языковая разминка с элементами актуализации изученного.

 Постановка основного вопроса урока.

Задание 1.

Слуховой диктант

– Запишите номера, в которых указаны имена числительные.

1). десяток           6). пятерка           11). две пятых

2). двойной          7). тройной          12). трехсотый

3). удесятерить   8). полтора            13). пятеро

4). десять             9). единственный 14). тройка

5). удваивать     10). первый             15). шестнадцать

Самопроверка

Ответ: 4,8,10.11,12,13,15,16

Задание2. Запишите имена числительные в таблицу:

Простые

Сложные

Составные

Пять, одиннадцать, сто, семьдесят один, шестьдесят, девятнадцать, десять, триста тысяч де восемьдесят восемь, три.

Задание3. Прочтите данные предложения:

* Если из 27915 вычесть 14562, то останется меньше 15000.

* Если к 198623 прибавить 7451, то получится более 206000.

-Легко было произнести эти числительные? Почему?

- А что нужно сделать, чтобы правильно произнести? (просклонять)

- Итак, сформулируйте тему урока (Склонение сложных и составных количественных числительных)

-Есть еще варианты?

- А зачем нам правильно склонять числительные?

Познавательные УУД

  1. Уметь преобразовывать информацию.
  2. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

4. Открытие новых знаний.

- Чтобы говорить о склонении сложных и составных количественных числительных, необходимо вспомнить, как склоняются простые количественные числительные.

Работа в парах.

 Обратимся к  конверту №3. Выполните предложенные задания.

-С какими числительным по составу вы работали?

- У нас есть еще….сложные и составные. Какие это числительные?

                                                            (определение)

- При склонении этих числительных тоже есть свои особенности.

 Работа по таблице. Склонение составного числительного 1909.

Вывод: при склонении сложных числительных изменяются оба корня.

- Сравним свой вывод с текстом правила (учебник)

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Извлекать информацию из таблицы, представлять её в разных формах (текст, схема), соотносить информацию, представленную в разных формах (таблица, текст, схема

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

5. Развитие учебно-языковых и правописных умений.

Упр. 204 – развивается умение правильно образовывать формы сложных числительных, выделять корни и окончания, сравнивать их с данными в таблице; употреблять образованные формы в речи.

Работа по рядам (по 1 человеку у доски)

Совместная проверка

Упр. 205 – развивается умение употреблять в тексте формы сложных имён числительных с корнями -десят- и -ст-, правильно писать окончания количественных числительных, обозначать орфограмму в них. 

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

6. Открытие новых знаний.

  • Перед вами старинная бурятская задача: « В старину женщины носили венок из кораллов. Венок состоял из 20 кораллов. Один коралл был равен одной корове. Сколько стоил один венок, если корова стоила 300 рублей?»
  • Полученный ответ мы просклоняем письменно.

-Проговорите, пожалуйста, числительные 1917,52,110.

-Что общего у этих числительных? (составные).

-А как склоняются простые и сложные числительные? Ваши предложения?

-Просклоняйте составное  числительное 1940

- Что заметили? Какой вывод можете сделать?

( у составных числительных склоняются все слова, из которых они состоят)

- Сопоставим выводы с правилом (стр. 117)

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию. Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

7. Развитие учебноязыковых и правописных умений.

- Вернемся к конверту № 1 к заданию 3. Какие перед нами числительные? (составные). И мы с вами говорили, чтобы правильно их произнести, нужно просклонять. Работаем в парах. Проговорите эти числительные друг другу и запишите их (1вар-1-е предл., 2 вар – 2-е предл.)

Обменяйтесь работами с другой группой, проверьте выполнение. Оцените работу, аргументируйте свою отметку.

                                                  (ПРОВЕРКА)

-Что не получилось?

-У кого верно? отметки

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

************

-Чему мы должны были научиться? Зачем?

-На уроке мы работали со словами, словосочетаниями и отдельными предложениями с числительными. А где еще можем встретить числительные?  (при работе с текстом)

Итак, конверт № 4. Работаем с соседом.

Составьте текст по предложенной теме. Оформите свой рассказ на вложенной в конверт открытке.

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

VII. Домашнее задание.

1. Упр.207

2. Упр. 208 (На выбор одно).

Конверт  1. Задание 2. Прочтите данные предложения:

Если из 27915 вычесть 14562, то останется меньше 15000.

Если к 198623 прибавить 7451, то получится более 206000.

              Конверт № 2.

Выполните задания:

Устно просклоняйте словосочетания «один дом» и «один ученик».

Устно просклоняйте словосочетания «две книги», «два портфеля», «две женщины».

Устно просклоняйте словосочетания «три тетради», «три блокнота», «три человека».

Устно просклоняйте словосочетания «четыре ручки» и «четыре ученика».

Устно просклоняйте слова «5-10» и «скатерть».

Устно просклоняйте слова «11-20» и «печь».

Устно просклоняйте слова «30» и «рожь».

Устно просклоняйте слова «40,90,100»

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Устно просклоняйте словосочетания «один дом» и «один ученик».

Устно просклоняйте словосочетания «две книги», «два портфеля», «две женщины».

Устно просклоняйте словосочетания «три тетради», «три блокнота», «три человека».

Устно просклоняйте словосочетания «четыре ручки» и «четыре ученика».

Устно просклоняйте слова «5-10» и «скатерть».

Устно просклоняйте слова «11-20» и «печь».

Устно просклоняйте слова «30» и «рожь».

Устно просклоняйте слова «40,90,100»

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Конверт № 3

Группа 1

Задание:

  1. Прочтите внимательно склонение числительных.

  1. Выделите корень и окончание  в числительных

  1. Сделайте вывод.

Группа 2

Задание:

  1. Прочтите внимательно склонение числительных.
  2. Просклоняйте по образцу числительные 60.
  3. Выделите корень и окончание  в числительных.
  4. Сделайте вывод.

Группа 3

Задание:

  1. Прочтите внимательно склонение числительных.
  2. Просклоняйте по образцу числительные 600,700
  3. Выделите корень и окончание  в числительных.
  4. Сделайте вывод.

Группа 4

Задание:

  1. Прочтите внимательно склонение числительных.
  2. Просклоняйте по образцу числительные 70,80
  3. Выделите корень и окончание  в числительных.
  4. Сделайте вывод.

Группа 5

Задание:

  1. Прочтите внимательно склонение числительных.
  2. Просклоняйте по образцу числительные 800,900
  3. Выделите корень и окончание  в числительных.
  4. Сделайте вывод.

Конверт № 4.

  1. Составьте текст на тему « Наше село», используя числительные и опорные слова.

Село Кокорино

Иволгинский район Республики Бурятия

60 км  от города Улан - Удэ

население — более 2 500 чел.

  1. Составьте текст на тему «Наша школа», используя числительные и опорные слова.

Первая начальная школа, село Кокорино, 1909 году

Первый учитель, Цыретар Ганжуров

  1. Составьте текст на тему « Наша школа», используя числительные и опорные слова.

Село Хурамша, 1940 год

1968 год, средняя школа

2018 год, 52 выпуск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку по теме «Имя числительное»

Автор: Шевченко Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы в МБОУ "СОШ №3 г.Красноармейска Саратовской области"Описание материала: конспект урока по русскому языку по теме «Имя ч...

Разработка урока по русскому языку 6 класс "Разрядый имен числительных"

Тема урока: «Разряды числительных. Количественные и порядковые имена числительные» Тип урока: урок открытия новых знаний Цели урока: 1) Предметные: способствовать формированию и развитию ...

Разработка урока по русскому языку в 9 классе "Виды сложных предложений. Средства связи между частями сложных предложений" (по учебнику Разумовской М.М.)

В разработке урока использована технология разноуровневой дифференциации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией....

Разработка урока по русскому языку 6 класс "Имя числительное"

Обобщающий урок по теме"Имя числительное".Цель урока: обобщить и расширить знания учащихся об имени числительном.Задачи урока:обучающие: познакомить с историей происхождения некоторых имен числительны...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя числительное как часть речи. Повторение".

Данный урок апробирован, представлен в качестве конкурсного материала на муниципальном этапе конкурса "Педагог года-2017". Задания включают в себя разнообразные формы и методы повторения материала по ...

Методическая разработка урока по русскому языку "Простое и сложное предложение"

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по УМК Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.. Тростенцовой Л.А....

Конспект урока по русскому языку по теме «Простые и составные числительные»

Конспект урока с использованием проблемного обучения, информационно-коммуникационных, игровых и здоровьесберегающих технологий...