Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку

Федулова Валентина Михайловна

Конспект урока по русскому языку по теме «Употребление причастий и деепричастий в речи. Переход причастий в прилагательные». 7-й класс

Разделы: Русский яык

Класс: 7

Ключевые слова: причастие, деепричастие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deeprichastiya_7_kl.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку по теме «Употребление причастий и деепричастий в речи. Переход причастий в прилагательные». 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: причастиедеепричастие

Цели:

обучающая: обобщить знания учеников по темам «Причастие и деепричастие»; изучить роль причастий и деепричастий в устной и письменной речи; совершенствовать умения и навыки, связанные с нахождением причастий и деепричастий в тексте, изучить случаи перехода причастий в прилагательные; повторить правописание причастий и деепричастий;

развивающая: развивать умения правильно употреблять причастия и деепричастия в речи, способствовать развитию навыков самостоятельной работы; способствовать обогащению словарного запаса; расширению кругозора учащихся на примере текстов, посвященных Великой Отечественной войне;

воспитательная: воспитывать интерес к истории, формировать знания о событиях Великой Отечественной войны, способствовать патриотическому воспитанию учеников, развить чувство национальной гордости за великий подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывать внимание к слову, интерес к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация в программе Microsoft PowerPoint, карточки с заданиями, раздаточный материал (открытки ко Дню Победы, сделанные учениками старших классов), учебник русского языка для 7 класса под редакцией Ладыженской.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть. В центре доски записано числительное 1945. Ваши ассоциации, связанные с этим числительным? (ответы учеников).

А знаете ли Вы, сколько лет прошло уже с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война? (Ответы учеников).
Правильно. 9 мая 2020 года мы будем праздновать 75-летие Дня Победы над фашистской Германией. Это праздник «со слезами на глазах», потому что победа досталась очень высокой ценой.

И мы не должны забывать тех, кто отдал жизнь за Великую победу, за то, чтобы мы с вами сегодня жили и не знали, что такое горе от потери родных и близких, чтобы над нами было мирное небо.

И сегодняшний урок мы посвятим именно этой знаменательной дате.

- Как можно соединить пройденный нами материал и эту знаменательную дату. Определим цель урока (ответы учащихся).

Исходя из цели, наметим основные задачи (ответы учащихся).

2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос по темам «Причастие», «Деепричастие», «Стили речи».

Что такое причастие?

Что такое деепричастие?

Какие стили речи выделяют в русском языке?

Как вы думаете, в текстах каких стилей речи чаще всего употребляются причастия и деепричастия?

3. Практическая работа

1. «Арт-подготовка».

Объяснительный диктант (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).

Артиллерия, солдат, эшелон, ветеран, канонада, оккупировать, офицер, гарнизон, генерал, командир, приказ, контратака, патриот, обелиск, лейтенант, госпиталь, подвиг.

Объясните значения слов. Составьте с некоторыми из слов по 2 предложения (устно).

2. «Атака».

Определение роли причастий и деепричастий в речи (ученики работают в тетрадях).

- Прочитайте стихотворение Алексея Суркова «Утро Победы». Выпишите, распределив в 3 столбика, причастия, деепричастия и прилагательные. Причастия и деепричастия разберите по составу.

Утро Победы

Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.
И сказал пехотинец: «Отмаялись! Баста!» -
И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые:
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
1945г.

Проверьте себя.

Причастия

Деепричастия

Прилагательные

тосковавшей
простреленной

смеясь
рыдая
попирая
предвещая

сырая
полный
переднего
прежней
певучий
живые
немыслимых
колючий
молодая
солнечный

- Давайте определим роль этих слов в данном стихотворении и речи вообще.

- Какова роль прилагательных? ( Называют постоянные, не изменяющиеся во времени признаки предметов. Придают речи выразительность. Помогают полнее раскрыть отличительные признаки предмета).

- Какова роль причастий? (Соединяя в себе черты прилагательного и глагола, причастия образно характеризуют предмет и представляют его признак в динамике, развитии).

- Как вы думаете, деепричастия имеют изобразительную роль? (Да, деепричастия, обозначая добавочное действие, одновременно характеризуют действие основное, придают речи особую живость, наглядность, делают описание ярким, динамичным.

Причастия и деепричастия, а также обороты с ними, помогают более ёмко и точно изобразить действие, описать предметы, чем предложения с однородными членами или сложноподчинённые предложения).

3.«Ближний бой».

Работа с учебником «Переход причастий в прилагательные».

Задание: Прочитать и обсудить раздел «Возьмите на заметку» (стр. 219).

Задание на карточкахупражнение на определение прямого и переносного значения причастий (ученики работают в тетрадях).

Задание: распределить словосочетания в 2 столбика: с причастием (в прямом значении) и с прилагательным (в переносном значении). Составить предложения на военную тематику со словосочетаниями с причастиями.
Вызывающий вид, вызывающий огонь на себя, рассеянный человек, рассеянные по полю снаряды, потухший взгляд, потухший огонь.

Задание: Упражнение 535, стр. 219 (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).

4. «Затишье» (психологическая разгрузка).

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

Нынче — у нас передышка,
Завтра вернемся к боям,
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш, походный баян?

Просмотр видеоклипа на песню «После боя» («Только на фронте») (музыка А.Я.Лепина, слова В.И.Лебедева-Кумача) в исполнении Е.Б.Флакса.

5. «Разведка боем».

Ученики работают по карточкам.

Задание: вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть причастия и деепричастия как члены предложения (см. приложение 1).

4. Заключение

Долгих четыре года продолжалась Великая Отечественная война.

9 мая 1945 года прогремел победный, долгожданный салют.

Война не уходит бесследно, она в памяти людей, последствия ее – раны душевные и телесные – напоминают о страшных годах до сих пор. Мы с вами ещё имеем возможность поговорить с ветеранами, пожать руку тем, кто был защитником нашего Отечества, страдал и за наше благополучие, за наше будущее. Но эти люди уходят…

И ваши дети будут читать о Великой Отечественной войне в книгах, в учебниках, уже не имея возможности увидеть тех, кто выполнил свой Великий воинский долг. Уважайте свое время, уважайте свою историю, уважайте ветеранов! Не забудьте поздравить их с праздником – Днём Победы!

Для этого ученики старших классов подготовили открытки и дарят их Вам.

Приложение

5. Подведение итогов

Домашнее задание:

Из произведений на тему Великой Отечественной войны выписать по 5 предложений с причастиями и деепричастиями.

Выполнить морфемный разбор причастий и деепричастий. Выполнить морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия (из выписанных предложений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...