Урок развития речи в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Денисова Ирина Николаевна

Разкаботка урока по русскому языку по подготовке к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_v_9_klasse.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи в 9 классе

ТЕМА УРОКА:«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)».

Цель урока:сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3).

Задачи:

образовательные:расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка,предупреждение речевых ошибок в употреблении деепричастных оборотов, причастных оборотов, вводных слов;

развивающие:развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить  композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать  материал для собственного текста публицистического характера;

воспитывающие:формирование нравственных качеств учащихся.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы:беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 9.3.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - MicrosoftWord, MicrosoftPowerPoint и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте гостей и друг друга. Садитесь.По окончании 9 класса вам предстоит сдавать письменный экзамен по русскому языку, с требованиями к которому вы уже знакомы, например, по пособию под ред. Н.А. Сениной.  Скажите, кроме текста, какие ещё задания включены в КИМ? (изложение и сочинение по предложенному тексту)

2. Актуализация знаний.

- Ребята, мы с вами неоднократно работали с текстом и знаем о существовании разных его типов. Давайте вспомним:

1. Какие типы текста нам известны? (повествование, описание, рассуждение).

2. Каковы особенности каждого типа речи?

Описание - это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков. Предмет описания статичен, действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой?

Повествование - тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное его свойство - динамичность, ведущая часть речи -глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией. К тексту можно задать вопрос: что произошло?

 

Рассуждение - тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причины или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом являются аргументы (доказательства). В ряде текстов - рассуждений нет ярко выраженного тезиса и доказательств, авторы обычно в них объясняют какое-либо явление. К тексту можно задать вопрос: почему?

3. Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения?(повествование с элементом описания, описание с элементом повествования, повествование с элементом рассуждения, рассуждение с элементом повествования, рассуждение с элементом описания.

-Какому типу речи соответствует данная схема?

І. Тезис.

ІІ. Доказательство:

  1. Аргумент 1.
  2. Аргумент

ІІІ. Вывод. (Это рассуждение).

Вопросы к классу:

- Что такое тезис? (Тезис - утверждение, которое требуется доказать).

-Аргумент? (Аргумент - это доказательство, факты, подтверждающий выдвинутый тезис).

- Вывод? (Вывод - это заключение, итог проведённого рассуждения)

- На каком этапе экзаменационной работы мы используем эту схему?

(Когда пишем сочинение).

- Сформулируйте тему нашего урока. Предложите ваши гипотезы.

(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения)

- Каковы цели урока, чему мы должны научиться на уроке?

(Главная цель: научиться писать сочинение-рассуждение.)

Таким образом, наш урок станет важной ступенькой в освоении умения создавать текст-рассуждение.

  1. Анализ текста.
  1. Слово учителя:

Познакомьтесь с текстом.

            (1) Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2) Самое интересное здесь  — двор. (3) Он большой, зелёный, есть где играть и в мяч, и в пряталки, и в разные другие игры. (4) Ребята играли почти каждый день, особенно летом. (5) И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему.

            (6) Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах. (7) Судить никто не любил, все хотели играть, а я - всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?.. (8) А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и лото.  (9) Изредка ребята приходили ко мне домой. (10) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном. (11) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12) Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца. (14)Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15 ) Они здорово летали, плавными широкими кругами. (16) Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора.  (17) Ребята толпой гонялись за каждым голубком  - кто первый схватит! (18) Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.

          (19) Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20) На одном рисовал всякие узоры, на другом  — кораблики среди моря, на третьем  — сказочные города, на четвёртом  — цветы и бабочек. (21) И всякие космические картинки. (22) И ещё много всего  — получалось красиво и интересно.

(23) Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. (24) И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков.

            (25) Я сделал последнего и  - сам не знаю почему  — нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек.

(26)Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое. (27) Хотелось, чтобы появился друг. (28) Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий...

          (29)Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. (30)И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...

                                                                          (В. Крапивин)

2. Вопросы:

- Какова тема этого текста?  

- Назовите стиль данного текста.

- Какой тип речи использован в тексте?

- Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Хотелось, чтобы появился друг. Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий»...

- Какова основная мысль текста?

  1. Написание сочинения.

        Слово учителя: В ваших ответах на поставленные вопросы прозвучали словаНАСТОЯЩИЙ ДРУГ. В сочинении - рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом.

Посмотрим, каковы требования задания 9.3:

Как Вы понимаете значение выражения Настоящий друг? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩИЙ ДРУГ?  Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного или читательского опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1) Работаем со словом

Вопросы:

- Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение).

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова ДРУГ.

Назовите свои ассоциации со словом ДРУГ. (Понимание, поддержка в трудную минуту, умение разделить радость, уважение мнения друг друга, взаимовыручка, доверие, откровенность, привязанность, общность интересов, разделение одних и тех же ценностей).

Человек не может прожить без друзей, так как у него есть потребность в том, чтобы интересно, с пользой, весело и интересно провести время, чтобы в трудную минутубыло,на чью поддержку и понимание можно рассчитывать.

- Какие однокоренные словаможно подобрать к слову дружба?

(дружный, дружить, подруга, подружка, дружелюбие).

Со значением слова «дружба» мы можем познакомиться, воспользовавшись словарями. Дружба - производное от слова "друг", древнерусское слово, фиксируемое в ХI веке в значении " товарищ", " слуга". Отсюда "дружъба" - товарищество, дружить – соединяться, составлять товарищество, компанию. Современное значение слова - отношения, основанные на принципах доверия, откровенности, привязанности, общности интересов, разделения одних и тех же ценностей. Проявление дружбы - внутренняя близость и взаимная симпатия.

- Ребята, чтобы вы могли самостоятельно сформулировать определение понятия, как того требует условие задания 9.3, я подобрала для вас высказывания знаменитых людей о дружбе.  Обратите внимание на доску.

  • Конфуций. «Друг всем — это друг никому». Аристотель .
  • Марк Твен. «Друг — это одна душа, пребывающая в двух телах». Аристотель. «Хорошая дружба — это беседа, которая никогда не заканчивается».
  • Глория Стейнем. «Жизнь — ничто без дружбы».

2) Даем определение

Учитывая определения понятия, данные в Толковых словарях русского языка, мудрые мысли о дружбе, попытайтесь дать свое определение данного понятия.

3) Пишем вступление

Переходим к написанию вступления (1 абзац вашего сочинения)

Напоминаю, что в абзаце 1 необходимо написать вступление, взяв в качестве тезиса данное вами определение. Написать вступление вам помогут речевые клише.

Комментарий к тезису.

        Комментарий к тезису это 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

        Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Выслушиваются мнения учащихся (1-2 варианта).

4) Приводим аргументы, используя речевые клише.

1-й аргумент - из прочитанного текста. Дается время на самостоятельное написание, выслушиваются варианты.

2-й аргумент - из вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; читательский опыт.).

5) Работаем над заключением.

Вывод к сочинению - это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

6) Подводим итоги написания сочинения-рассуждения.

Таким образом, сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части). Демонстрация примера сочинения-рассуждения.

5.Заключительный этап урока.

Синквейн. А теперь давайте вместе с вами попробуем:

 1. «Дружба»

Рефлексия.

Ребята, я попрошу вас оценить уровни своей успешности.

Задание на дом: написать сочинение – рассуждение на тему:«Какими качествами должен обладать настоящий друг?».  

6. Итоги урока. Слово учителя.Ребята, человек должен с детства помнить, что быть настоящим другом – это непросто, так как настоящая дружба требует от человека умения думать не только о себе, нои о других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...