Сложносочинённые предложения (11 класс)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Цель:
создание условий для совершенствования языковой и лингвистической компетенций учащихся через повторение, систематизацию и обобщение и расширение знаний учащихся о сложносочиненном предложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_slozhnosochinennoe_predl.docx | 304.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сложносочинённые предложения (11 класс)
Цель:
создание условий для совершенствования языковой и лингвистической компетенций учащихся через повторение, систематизацию и обобщение и расширение знаний учащихся о сложносочиненном предложении.
образовательные: актуализировать, систематизировать и расширить знания учащихся об основных группах сложносочиненных предложений по союзам и значению, о пунктуационном оформлении названных синтаксических конструкций; познакомить с текстообразующей функцией сложносочиненных предложений;
развивающие: способствовать развитию у учащихся умения анализировать, структурировать информацию в виде опорных схем и конспектов; формировать умение построения графических схем сложносочиненных предложений, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль учебной деятельности, формировать навыки употребления в собственных текстах сложносочиненных предложений с учетом текстообразующей функции и выразительных возможностей названных конструкций; содействовать развитию коммуникативных умений учащихся, необходимых при работе в паре, группе;
воспитательные: способствовать формированию бережного отношения к русскому языку, воспитание стремления к познанию, к достижению поставленных целей.
Тип урока: урок углубления знаний с использованием опорных конспектов и компьютерных технологий.
Технология: компетентностно-ориентированная, здоровьесберегающая, интерактивное обучение, информационная.
Оборудование урока: опорные конспекты, “слепая” таблица-конструктор “Сложное предложение”, презентация, карточки для индивидуальной и групповой работы, толковые словари, учебник русского языка для 11 класса (2022г.)
Ход урока
- Организационный момент
Знакомство с эпиграфом.
Мы выбираем путь, идем к своей мечте,
И надо не свернуть с пути уже нигде.
И. Кохановский
- Не будем сворачивать с пути, выбранного нами сегодня.
- Наблюдение над языковым материалом.
- Ещё раз обратимся к эпиграфу нашего урока.
- Какое предложение здесь записано? Докажите.
А что вы знаете о сложном предложении?
- Заполнение уч-ся «слепой» таблицы-конструктора по теме
«Сложное предложение»
- Самопроверка выполненной работы. (упр. 358, Слайд № 3)
Озвучивание учащимися заполненной таблицы.
- Работа «Найди соответствие». (Слайд № 4)
- Мотивация урока ( Слайд № 5)
Тема нашего урока – сложносочиненные предложения: основные виды, средства связи, пунктуационное оформление.
- Каковы задачи нашего урока?
- Попробуйте их сами сформулировать, исходя из темы урока.
Поможет вам ромашка вопросов
- Прием «Ромашка вопросов».
Ребята составляют вопросы по теме, которые начинаются словами (они записаны на лепестках ромашки):
Что? (Что такое ССП?)
Какие? (Какие группы ССП выделяют?)
Когда? (Когда ставится запятая, точка с запятой и тире?
Когда запятая не ставится?)
Какова? (Какова роль ССП в речи?
Каковы выразительные возможности ССП?)
Где? (Где используются ССП?)
Зачем? (Зачем нам нужно изучать ССП?)
- Ориентация на формирование деятельности учащихся.
А) озвучивание учащимися опорной таблицы «Группы ССП».
ССП с | Сочинительные союзы | Значение союзов |
| и, да(=и) | одновременность, следование |
ни - ни | отрицательное перечисление | |
тоже, также | уподобительность | |
да и | добавочное присоединение | |
| или, либо | взаимоисключение |
то - то | чередование | |
не то – не то, то ли – то ли | предположительность | |
| а, но, да (=но) | противопоставление |
же, однако | сопоставление | |
зато | возмещение |
Б) анализ примеров . (Слайд № 6)
( Ребятам надо решить орфографические и пунктуационные задачи, построить схемы ССП, дать характеристику ССП).
- [ ] или [ ] ? ССП с разделительным союзом или со значением взаимоисключения.
- [ ], и [ ]. ССП с соединительным союзом и со значением одновременности.
- [ ], но [ ]. ССП с противительным союзом но со значением противопоставления.
4. [ ] - и [ ]. ССП с соединительным союзом и со значением следования.
- Можем ли мы записанные предложения назвать текстом? Почему? Какую роль здесь играют сложносочиненные предложения?
- С помощью ССП мы можем выразить свои мысли более емко и выразительно.
В) сравнительный анализ таблицы и опорных схем на доске. (Слайд №7)
-Какие новые правила постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении вы узнали?
Д) выборочное письмо (упр.360).
Работа по вариантам.
9. Физкультминутка (проводятся упражнения для глаз)
10. Организация развивающего пространства.
А) самостоятельная работа (упр.359): выписать по одному примеру сложносочиненного предложения с соединительным, разделительным и противительным союзом.
Б) Комплексный анализ текста ( групповая форма работы) ( Слайд № 8)
- Что вы знаете о К.Г. Паустовском?
- С какими произведениями Паустовского вы знакомы? ( Слайд № 9)
Групповая форма работы.
Задания для 1 группы:
- определить стиль, тип речи.
- определить тему, основную мысль текста;
- дать тексту заголовок;
Задания для 2 группы:
- решить орфографические задачи;
- объяснить значение слова лицемер (работа со словарём).
Задания для 3 группы:
- найти сложносочиненное предложение, расставить знаки препинания;
- построить графическую схему сложносочиненного предложения;
- заменить одно предложение с однородными членами сложносочиненным предложением.
- Давайте сделаем вывод, какую роль играют сложные предложения в тексте.
В) творческая работа «Моя мечта» с использованием сложносочиненных предложений.
Выступления учащихся с творческими работами.
Г) мини-тест по теме «Сложносочиненное предложение» (Слайд № 11)
Г) взаимопроверка выполненного теста с использованием ключа для проверки (Слайд № 12)
13. Рефлексия урока
- А сейчас мы вновь обратимся к ромашке вопросов.
- Что нового вы узнали о сложносочиненном предложении?
- Чему научились?
- Какой материал вам больше понравился и запомнился?
- Где в жизни вам это может пригодиться?
Выставление учителем оценок учащимся за работу на уроке, комментирование оценок.
Закончить сегодняшний урок я хотела бы словами:
Поверь в мечту, иди туда, куда она тебя зовет!
И ты увидишь, что она тебя не подведет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии на уроках русского языка «Виды сложносочинённого предложения» 9 класс.
1. Отработать навыки сбора материала к сочинению по картине.2. Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас.3. ...
Информационные технологии на уроках русского языка "Виды сложносочинённого предложения" 9 класс.
конспект урока , презентация, тест...
Презентация "Сложносочинённые предложения 9 класс"
Изучение сложносочинённых предложений при выполнении комплексного анализа текста в 9 классе...
Урок "Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения". 9 класс
Разработка урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения". План-конспект урока, презентация, приложения....
Тест "Сложносочинённые предложения" 9 класс
Проверочная работа по теме "Сложносочинённые предложения в 9 классе...
Разноуровневые тесты по теме "Сложносочинённое предложение", 9 класс
Разноуровневые тесты по теме "Сложносочинённое предложение", 9 класс...
Разработка урока русского языка "Сложносочинённое предложение" (9 класс)
Разработка урока русского языка "Сложносочинённое предложение" (9 класс)...