Срез по типам сложных предложений
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по группам сочинительных союзов.
ФИ____________________________________,кл__________
В предложении расставить знаки препинания, начертить (ручкой) схему, указать группу союза.
- То неожиданно падал туман то вдруг припускал косой дождь.
- Зубинский и моторист раскачивали погружённый в песок катер Рогозин тоже навалился всем телом на борт.
- Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.
- Либо я всё устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.
Проверочная работа по группам сочинительных союзов.
ФИ___________________________________,кл___________
В предложении расставить знаки препинания, начертить (ручкой) схему, указать группу союза.
- То неожиданно падал туман то вдруг припускал косой дождь.
- Зубинский и моторист раскачивали погружённый в песок катер Рогозин тоже навалился всем телом на борт.
- Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.
- Либо я всё устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.
Проверочная работа по группам сочинительных союзов.
ФИ_____________________________, кл_______
В предложении расставить знаки препинания, начертить (ручкой) схему, указать группу союза.
- То неожиданно падал туман то вдруг припускал косой дождь.
- Зубинский и моторист раскачивали погружённый в песок катер Рогозин тоже навалился всем телом на борт.
- Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.
- Либо я всё устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.
Проверочная работа по группам сочинительных союзов.
ФИ_________________________________,кл______________
В предложении расставить знаки препинания, начертить (ручкой) схему, указать группу союза.
- То неожиданно падал туман то вдруг припускал косой дождь.
- Зубинский и моторист раскачивали погружённый в песок катер Рогозин тоже навалился всем телом на борт.
- Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.
- Либо я всё устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.
Юркой змейкой извивалась лесная тропинка. (сравнение)
Застилало весь Петербург с его веселящей скукой и скучающие весёлостью. (Оксюморон)
Эти бедные селенья, эти скудная природа. (эпитет)
И стройных жниц короткие подолы, как флаги в праздник, по ветру летят. (сравнение)
В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть. (метафора)
Большинство природных инстинктов погружаются в спячку. (олицетворение)
Мы не виделись уже сто лет. (гипербола)
Жизнь человека - один миг. (литота)
Люблю я пышное природы увядание. (оксюморон)
- Следующее задание поможет вам в выполнении домашнего задания, так что будьте внимательны.
- Анализ стихотворения на предмет изобразительно-выразительных средств. ( Стихотворение распечатано и лежит на парте)
Перед вами стихотворение В.А. Жуковского «Взошла заря. Дыханием приятным...».
Вам необходимо выписать из него изобразительно-выразительные средства.
Взошла заря. Дыханием приятным
Сманила сон с моих она очей;
Из хижины за гостем благодатным
Я восходил на верх горы моей;
Жемчуг росы по травкам ароматным
Уже блистал младым огнем лучей,
И день взлетел, как гений светлокрылый!
И жизнью все живому сердцу было.
Я восходил; вдруг тихо закурился
Туманный дым в долине над рекой;
Густел, редел, тянулся и клубился,
И вдруг взлетел, крылатый, надо мной,
И яркий день с ним в бледный сумрак cлился,
Задернулась окрестность пеленой,
И, влажною пустыней окруженный,
Я в облаках исчез, уединенный...
- Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый. Открыл периодический закон химических элементов.
В 1955 году американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название “менделевий” - в знак признания заслуг выдающегося русского ученого. Периодическая система, созданная им уже более 100 лет назад, служит ключом к открытию новых элементов.
Периодический закон и периодическая система стали важнейшим вкладом Д.И. Менделеева в развитие естествознания. Но они составляют лишь часть огромного творческого наследия ученого. Полное собрание его сочинений – 25 объемистых томов, настоящая энциклопедия знаний.
В научной деятельности ученый видел, по его словам, “первую службу Родине”. Вторая служба – педагогическая деятельность. Многогранной и полезной была “третья служба Родине” - на ниве промышленности и сельского хозяйства. “Посев научный взойдет для жатвы народной” - таков был девиз всей деятельности ученого.
Сто пятьдесят лет назад, когда Д.И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов, самым тяжелым из них был уран. Радиоактивный уран присутствует в природе в заметных количествах, его распространенность в земной коре выше распространенности многих “обычных” химических элементов, например, йода. Химические свойства урана изучают уже более 200 лет, и о них известно, пожалуй, больше, чем о свойствах почти всех остальных металлов и неметаллов с большой периодической системы. Долгое время верхняя ее граница проходила
через уран.
- Уже доказано, что лекарственные свойства золотого уса обусловлены содержанием в нем витаминов, флавоноидов, стероидов и ряда микроэлементов (железа, хрома, меди). Эти вещества оказывают антибактериальное и общеукрепляющее действие, поэтому препараты из золотого уса полезно принимать не только для лечения, но и для профилактики заболеваний. Например, прием отвара каллизии в осенне-зимний период помогает уберечься от простудных заболеваний и гриппа.
Источник: https://russkiiyazyk.ru/stilistika/nauchnyy-stil-rechi.html
Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие между собой языки обычно встречаются у соседних народов, связанных общностью происхождения. В некоторых случаях имеется сходство языков и у народов, расположенных далеко друг от друга (например, у малайцев и мальгашей, венгров и манси, якутов и турок и т. д. ). Однако в далеком прошлом народы, говорящие на этих языках, также жили в близком соседстве и разобщились лишь после переселения одного из них в новый район обитания. (Справочник. Население земного шара. М., «Наука», 1965
Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие между собой языки обычно встречаются у соседних народов, связанных общностью происхождения. В некоторых случаях имеется сходство языков и у народов, расположенных далеко друг от друга (например, у малайцев и мальгашей, венгров и манси, якутов и турок и т. д. ). Однако в далеком прошлом народы, говорящие на этих языках, также жили в близком соседстве и разобщились лишь после переселения одного из них в новый район обитания. (Справочник. Население земного шара. М., «Наука», 1965)
Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие между собой языки обычно встречаются у соседних народов, связанных общностью происхождения. В некоторых случаях имеется сходство языков и у народов, расположенных далеко друг от друга (например, у малайцев и мальгашей, венгров и манси, якутов и турок и т. д. ). Однако в далеком прошлом народы, говорящие на этих языках, также жили в близком соседстве и разобщились лишь после переселения одного из них в новый район обитания. (Справочник. Население земного шара. М., «Наука», 1965)
Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие между собой языки обычно встречаются у соседних народов, связанных общностью происхождения. В некоторых случаях имеется сходство языков и у народов, расположенных далеко друг от друга (например, у малайцев и мальгашей, венгров и манси, якутов и турок и т. д. ). Однако в далеком прошлом народы, говорящие на этих языках, также жили в близком соседстве и разобщились лишь после переселения одного из них в новый район обитания. (Справочник. Население земного шара. М., «Наука», 1965)
Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие между собой языки обычно встречаются у соседних народов, связанных общностью происхождения. В некоторых случаях имеется сходство языков и у народов, расположенных далеко друг от друга (например, у малайцев и мальгашей, венгров и манси, якутов и турок и т. д. ). Однако в далеком прошлом народы, говорящие на этих языках, также жили в близком соседстве и разобщились лишь после переселения одного из них в новый район обитания. (Справочник. Население земного шара. М., «Наука», 1965)
Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие между собой языки обычно встречаются у соседних народов, связанных общностью происхождения. В некоторых случаях имеется сходство языков и у народов, расположенных далеко друг от друга (например, у малайцев и мальгашей, венгров и манси, якутов и турок и т. д. ). Однако в далеком прошлом народы, говорящие на этих языках, также жили в близком соседстве и разобщились лишь после переселения одного из них в новый район обитания. (Справочник. Население земного шара. М., «Наука», 1965)
9 кл Научный стиль текста
Цель: выявить особенности научного стиля, выработать навык комплексного анализа текста
Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):
“Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”
(Г. Солганик)
1. Орг.работы
2. Актуализация знаний.
- Как вы понимаете значение выражения “стили речи”? Какие стили ещё знаете? На прошлом уроке мы говорили о средствах художественной выразительности, как вы считаете, они характерны для какого стиля? (худ.)
На доске на лепестках записаны предложения, ваша задача, выбрать один, определить, какое средство выразительности использовано в предложении. («Ромашка»)
- Проверка д/з
Мы заканчиваем разговор о ССП, группах сочинительных союзов, используя табл.в учебнике , выполните небольшую сам.раб. на листочке, подпишите вверху ФИ,кл, выполните раб. В них. У вас 8 мин.
- Новая тема.
Вернемся к стилям речи. Чтобы отличить научный стиль от других стилей, попробуйте ответить на следующие вопросы, записанные на доске:
Какова цель научного стиля? К кому обращены тексты Нстиля? Где используются ? Какие черты научного стиля вы можете самостоятельно назвать? Теперь попробуем выявить, проверить, все ли черты назвали, прочитав текст на партах (тема, идея?)
Отличительные признаки научного стиля. Записать в тетрадь.
Научный стиль речи характеризуется следующими признаками:
1) сфера использования: в научных статьях, учебниках, докладах;
2) задачи речи – точная передача и доказательное изложение научной информации.
3) основные черты: точность, логичность, отвлеченность, объективность изложения, минимальная эмоциональность;
4) термины, общенаучные слова, общеупотребительные слова, абстрактные имена существительные, отсутствие разговорной лексики
5) простые распространенные и сложные предложения с союзами что, который, так как, если, предложения без подлежащего, сказуемое выражено существительным или прилагательным.
В зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как:
1)учебно-научный – монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.;
2) научно-информативный – реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п.), учебник, учебное пособие и др.;
3) научно-популярный – очерк, книга, лекция и др.
4) научно-публицистический.
5. Закрепление. (работа с учебником или с текстом)
6. Рефлексия – Достигнута ли цель? Что осталось для меня непонятным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типы сложных предложений и средства связи между их частями
Урок повторения и обобщения знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» для 9 класса...
Упражнение типы сложного предложения Арзамас
Материал будет полезен учителям города Арзамаса и интересен всем, кто увлечен краеведением.Краеведческий материал всегда находит отклик у учащихся и позволяет по-новому взглянуть на изучаемую граммати...
Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе "Типы сложных предложений и средства связи в них"
Тема: Типы сложных предложений и средства связи в них. ...
Презентация к уроку русского языка по теме "Типы сложных предложении и средства связи в них"
Материал представляет собой презентацию к уроку русского языка в 10 классе по теме "Типы сложных предложении и средства связи в них". Цели и задачи:*Систематизация, углубление и обобщение знаний ...
Типы сложных предложений и средства связи между его частями
Данная презентация поможес спланировать работу учителя и ученика на уроке...
Конспект урок в 9 классе по теме: «Сложное предложение. Основные типы сложных предложений».
Цель урока: дать общее представление о признаках разграничения сложных и простых предложений, рассмотреть типы сложных предложений. Урок предполагает наличие рабочих листов и презентации....
Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению»
Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению» для обучающихся СПО по профессии "Пова...