Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе "Типы сложных предложений и средства связи в них"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Тема: Типы сложных предложений и средства связи в них.

                                                                                                                 

 

Тип урока: обобщения и систематизация знаний.

Цели урока:

Образовательные:

    Систематизация, углубление и обобщение знаний о сложном предложении. Закрепление умений отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении.

Развивающие:

   Конструирование сложных предложений разных типов. Развитие навыков грамотного и быстрого определения места постановки знаков препинания.

Коррекционные:

    Активизация и обогащение пассивного словарного запаса учащихся лингвистическими  терминами, формирование языковых средств связности речи.

Воспитательные:

    Воспитание положительной мотивации к обучению русскому языку, стремления совершенствовать устную и письменную речь.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus.yaz_._sp.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10а классе с использованием ИКТ.

Тема: Типы сложных предложений и средства связи в них.

                                                                                                                  Учитель: Грошевая И.Л.

Тип урока: обобщения и систематизация знаний.

Цели урока:

Образовательные:

    Систематизация, углубление и обобщение знаний о сложном предложении. Закрепление умений отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении.

Развивающие:

   Конструирование сложных предложений разных типов. Развитие навыков грамотного и быстрого определения места постановки знаков препинания.

Коррекционные:

    Активизация и обогащение пассивного словарного запаса учащихся лингвистическими  терминами, формирование языковых средств связности речи.

Воспитательные:

    Воспитание положительной мотивации к обучению русскому языку, стремления совершенствовать устную и письменную речь.  

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power; печатные таблицы; раздаточный тестовый материал. 

Ход урока:

I. Организационный момент:  /экран/ К                                                                                                                1. Приветствие учителя.

2. Готовность к уроку, проверка работы аппаратов.

3. Психологический настрой на работу: говорим на уроке правильно, полными ответами,

 следим за произношением.

Не забываем пользоваться в своей речи оборотами: по моему мнению; я считаю; я думаю, что; мне кажется, что и т.д.

4.Сообщение темы и цели урока. СЛАЙД 1

Запишите в тетрадях:  число, классная работа. Пишем красиво, правильно, не торопясь

II. Д.З.:  взаимопроверка на наличие дом. работы /работа в парах: ученик-ученик/ Все, кто считает, что справился с заданием – поставьте себе в тетради «плюс» на полях. И в течение урока: за правильные ответы, за работу у доски, за активность – «плюсами» ставьте себе самооценку. В конце урока мы проанализируем работу каждого на уроке.

III. Лингвистическая разминка /работа в парах: ученик-маленький учитель/ К

Орфоэпия. Расставить ударение в словах, написанных на доске. ПРОВЕРКА-СЛАЙД 2

Августовский, ветеринария, звонить, красивее,

кухонный, мизерный, новорожденный, обеспечение,

пиццерия, процент, ржаветь, свекла,

украинский, феномен, щавель, щелкать. 

Запишите в тетрадях слова с правильным ударением.

Оценивание. Кто давал верные ответы у доски и  сумел найти ошибки при поверке, поставьте + в тетради на полях!

                                                                   

IV. Актуализация знаний /фронтальный опрос/

-Что мы сейчас изучаем? ТАБЛИЦА-СЛАЙД 3

-Какие бывают предложения по количеству основ?

-Сколько основ в простом предложении?

-Что такое «сложное предложение»?

-Какие бывают сложные  предложения по  типу связи?

-Как выражаются смысловые отношения в бессоюзных предложениях /устно и на письме/ ?

СЛАЙД 4                        Значение интонации:

           Солнце зашло за тучу// сразу стало прохладнее.

           Солнце зашло за тучу, сразу стало прохладнее. (значение перечисления)

           Солнце зашло за тучу: сразу стало прохладнее. (значение причины)

           Солнце зашло за тучу - сразу стало прохладнее. (значение следствия)

-Какие бывают союзные предложения по типу отношений? Чем они отличаются?

-Закончите предложение:

Сочинительные союзы делятся на 3группы:1)………2)……….3)………

                     (заполнить устно таблицу на СЛАЙДЕ 5 )

-Какие типы придаточных предложений вы знаете?

                     (сверяем ответы со схемой на СЛАЙДЕ 6 )

Оценивание. Кто давал верные ответы, поставьте + в тетради на полях!

                                                                       

V. Углубление пройденного материала: от теории к практике /работа у доски/

- по схемам определить вид сложных предложений (СБП,ССП,СПП).   СЛАЙД 7

а) [    ] ; [    ].                b) [    ],  o [    ].                   c) (о    ), [    ].

d) [    ], (o    ).               e)  [    , (o    ),    ].               g) [    ] -  [    ].

- дополнить вторую часть пословицы, связав ее нужным союзом; доказать, что данные предложения являются ССП.  ПРОВЕРКА-СЛАЙД 8

 Ученье – свет,  ………(а неученье – тьма).

 Корень учения горек,   …(да плод его сладок).

 

- доказать, что предложения иллюстрируют один вид СПП, используя данную схему:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      ч                                                                       что….

                                                                         где………

                                                                         куда……..

  Я только сегодня узнал,---------------------  откуда……            СЛАЙД 9

                                                                          когда……

                                                                          сколько…..

                                                                          почему…..

- проанализировать предложения  с союзом «где», определить вид СПП.   СЛАЙД 10

 

Тот край, (где родился и рос), я часто вспоминал во сне.

Иртыш широк особенно там, (где в него впадает Омка).

Оценивание. Кто правильно работал у доски, поставьте + в тетради на полях!

Ф И З М И Н У Т К А  /хором /    К        СЛАЙД 11

 Быстро встаньте, улыбнитесь; выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите:  поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись и  к работе вновь вернулись!

VI. Конструирование лингвистической модели /работа в тетрадях/

- перестроить СБП в ССП и СПП.             ПРОВЕРКА-СЛАЙД 12

        

Ярко сверкнула молния, послышался громкий раскат грома. СБП

Ярко сверкнула молния, и  послышался громкий раскат грома. СБП

Ярко сверкнула молния, поэтому послышался громкий раскат грома. СБП

Оценивание. Кто правильно выполнил, поставьте + в тетради!

VII. Работа с карточками:

-  самостоятельная работа по тестовым материалам.

 

Проверка.

Оценивание. Кто правильно выполнил, поставьте + в тетради!

 VIII.  Итог урока. Рефлексия 

- Ребята, мы успешно выполнили задания, а помогли нам наши знания, умения и навыки.  Давайте узнаем, каких результатов вы сегодня достигли на уроке.

Мы  повторили

- сведения о сложных предложениях; сочинительные  и подчинительные союзы;

Мы выяснили  

 -особенности сложного бессоюзного предложения;

-чем отличается ССП от СПП ;

Мы весь урок учились

- отличать друг от друга типы сложных предложений ,

- правильно ставить знаки в ССП и в СПП перед средствами связи в них.

Посмотрите в свои тетради и посчитайте + на полях

 - Сегодня на уроке самыми активными были…  Они давали правильные ответы и получают отметки …

Спасибо всем за работу!  Я очень рада, что этот урок для вас был познавательным.

 Мне было приятно с вами общаться!

 Домашнее задание:

-упражнение № 211. Задание вслух: дописать сложные предложения, выделить грамматические основы+ схемы к СП).

                                                      Самоанализ урока

Дан урок русского языка в 10а классе по теме: «Типы сложных предложений и средства связи в них».

Тип урока: обобщения и систематизация знаний.

Цели урока:

Образовательные:

    Систематизация, углубление и обобщение знаний о сложном предложении. Закрепление умений отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении.

Развивающие:

   Конструирование сложных предложений разных типов. Развитие навыков грамотного и быстрого определения места постановки знаков препинания.

Коррекционные:

    Активизация и обогащение пассивного словарного запаса учащихся лингвистическими  терминами, формирование языковых средств связности речи.

Воспитательные:

    Воспитание положительной мотивации к обучению русскому языку, стремления совершенствовать устную и письменную речь.  

В классе 4 учащихся, присутствовали-4 .

Содержание планировалось в соответствии с целью и задачами урока. Для реализации которых, я использовала такие формы работы, как: фронтальная, дифференцированная и индивидуальная работа.

Содержание программного материала соответствует возрастным, психологическим и интеллектуальным особенностям обучающихся.

На уроке были реализованы такие дидактические принципы, как: наглядность, доступность, связь с жизнью, внутрисистемная и межсистемная связь.

На уроке  использовала следующие методы:

  1. Иллюстративный (показ и воспроизведение).
  2. Исследовательский анализ.
  3. Контроля  эффективности учебно-познавательной деятельности.
  4. Самоконтроля и взаимоконтроля.
  5. Проблемно-поисковый.

Этапы урока были логически взаимосвязаны между собой, распределены рационально.

 Учитывая специфику учреждения, на уроке проводила коррекционную работу с детьми:

- Осуществляла дифференцированный и индивидуальный подход.

 -Стремилась активизировать работу со всеми детьми: речевыми и неречевыми.

- Развивала коммуникативные навыки речи, активизировала и обогащала словарь учащихся. Формировала культуру речи учащихся.

-Использовала задания с опорой на несколько анализаторов: слуховой, зрительный, сенсомоторный, пространственных представлений, и др. Развивала графические навыки.

-Использовала задания на развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, группировки и классификации, работы по алгоритму), словесно-логического мышления.

-Для здоровьесбережения  учащихся использовала физминутку.

Контроль знаний учащихся осуществлялся на разных этапах урока. Были использованы взаимоконтроль и самоконтроль. Дети на уроке были активны. Осуществляла контроль дисциплины и произношения  на уроке.

Взаимопонимание, доверие между учителем и учащимися были установлены, поэтому психологическая атмосфера была доброжелательной. Учитывала мнения, предложения детей, поощряла  за достигнутые результаты, корректировала их деятельность на уроке.

Считаю, что цель и задачи, которые я перед собой ставила – достигнуты. Урок носит коррекционно-развивающий характер. Урок считаю  продуктивным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс...

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе "Средства связи однородных членов предложения"

Тип урока: урок открытия новых знаний.Вид урока: урок-исследование, форма проведения: заочная экскурсия.Цель урока: - познакомить обучающихся с различными способами связи однородных членов предложения...