Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе "Типы сложных предложений и средства связи в них"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Тема: Типы сложных предложений и средства связи в них.
Тип урока: обобщения и систематизация знаний.
Цели урока:
Образовательные:
Систематизация, углубление и обобщение знаний о сложном предложении. Закрепление умений отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении.
Развивающие:
Конструирование сложных предложений разных типов. Развитие навыков грамотного и быстрого определения места постановки знаков препинания.
Коррекционные:
Активизация и обогащение пассивного словарного запаса учащихся лингвистическими терминами, формирование языковых средств связности речи.
Воспитательные:
Воспитание положительной мотивации к обучению русскому языку, стремления совершенствовать устную и письменную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 10а классе с использованием ИКТ.
Тема: Типы сложных предложений и средства связи в них.
Учитель: Грошевая И.Л.
Тип урока: обобщения и систематизация знаний.
Цели урока:
Образовательные:
Систематизация, углубление и обобщение знаний о сложном предложении. Закрепление умений отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении.
Развивающие:
Конструирование сложных предложений разных типов. Развитие навыков грамотного и быстрого определения места постановки знаков препинания.
Коррекционные:
Активизация и обогащение пассивного словарного запаса учащихся лингвистическими терминами, формирование языковых средств связности речи.
Воспитательные:
Воспитание положительной мотивации к обучению русскому языку, стремления совершенствовать устную и письменную речь.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power; печатные таблицы; раздаточный тестовый материал.
Ход урока:
I. Организационный момент: /экран/ К 1. Приветствие учителя.
2. Готовность к уроку, проверка работы аппаратов.
3. Психологический настрой на работу: говорим на уроке правильно, полными ответами,
следим за произношением.
Не забываем пользоваться в своей речи оборотами: по моему мнению; я считаю; я думаю, что; мне кажется, что и т.д.
4.Сообщение темы и цели урока. СЛАЙД 1
Запишите в тетрадях: число, классная работа. Пишем красиво, правильно, не торопясь
II. Д.З.: взаимопроверка на наличие дом. работы /работа в парах: ученик-ученик/ Все, кто считает, что справился с заданием – поставьте себе в тетради «плюс» на полях. И в течение урока: за правильные ответы, за работу у доски, за активность – «плюсами» ставьте себе самооценку. В конце урока мы проанализируем работу каждого на уроке.
III. Лингвистическая разминка /работа в парах: ученик-маленький учитель/ К
Орфоэпия. Расставить ударение в словах, написанных на доске. ПРОВЕРКА-СЛАЙД 2
Августовский, ветеринария, звонить, красивее,
кухонный, мизерный, новорожденный, обеспечение,
пиццерия, процент, ржаветь, свекла,
украинский, феномен, щавель, щелкать.
Запишите в тетрадях слова с правильным ударением.
Оценивание. Кто давал верные ответы у доски и сумел найти ошибки при поверке, поставьте + в тетради на полях!
IV. Актуализация знаний /фронтальный опрос/
-Что мы сейчас изучаем? ТАБЛИЦА-СЛАЙД 3
-Какие бывают предложения по количеству основ?
-Сколько основ в простом предложении?
-Что такое «сложное предложение»?
-Какие бывают сложные предложения по типу связи?
-Как выражаются смысловые отношения в бессоюзных предложениях /устно и на письме/ ?
СЛАЙД 4 Значение интонации:
Солнце зашло за тучу// сразу стало прохладнее.
Солнце зашло за тучу, сразу стало прохладнее. (значение перечисления)
Солнце зашло за тучу: сразу стало прохладнее. (значение причины)
Солнце зашло за тучу - сразу стало прохладнее. (значение следствия)
-Какие бывают союзные предложения по типу отношений? Чем они отличаются?
-Закончите предложение:
Сочинительные союзы делятся на 3группы:1)………2)……….3)………
(заполнить устно таблицу на СЛАЙДЕ 5 )
-Какие типы придаточных предложений вы знаете?
(сверяем ответы со схемой на СЛАЙДЕ 6 )
Оценивание. Кто давал верные ответы, поставьте + в тетради на полях!
V. Углубление пройденного материала: от теории к практике /работа у доски/
- по схемам определить вид сложных предложений (СБП,ССП,СПП). СЛАЙД 7
а) [ ] ; [ ]. b) [ ], o [ ]. c) (о ), [ ].
d) [ ], (o ). e) [ , (o ), ]. g) [ ] - [ ].
- дополнить вторую часть пословицы, связав ее нужным союзом; доказать, что данные предложения являются ССП. ПРОВЕРКА-СЛАЙД 8
Ученье – свет, ………(а неученье – тьма).
Корень учения горек, …(да плод его сладок).
- доказать, что предложения иллюстрируют один вид СПП, используя данную схему: ч что….
где………
куда……..
Я только сегодня узнал,--------------------- откуда…… СЛАЙД 9
когда……
сколько…..
почему…..
- проанализировать предложения с союзом «где», определить вид СПП. СЛАЙД 10
Тот край, (где родился и рос), я часто вспоминал во сне.
Иртыш широк особенно там, (где в него впадает Омка).
Оценивание. Кто правильно работал у доски, поставьте + в тетради на полях!
Ф И З М И Н У Т К А /хором / К СЛАЙД 11
Быстро встаньте, улыбнитесь; выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите: поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись и к работе вновь вернулись!
VI. Конструирование лингвистической модели /работа в тетрадях/
- перестроить СБП в ССП и СПП. ПРОВЕРКА-СЛАЙД 12
Ярко сверкнула молния, послышался громкий раскат грома. СБП
Ярко сверкнула молния, и послышался громкий раскат грома. СБП
Ярко сверкнула молния, поэтому послышался громкий раскат грома. СБП
Оценивание. Кто правильно выполнил, поставьте + в тетради!
VII. Работа с карточками:
- самостоятельная работа по тестовым материалам.
Проверка.
Оценивание. Кто правильно выполнил, поставьте + в тетради!
VIII. Итог урока. Рефлексия
- Ребята, мы успешно выполнили задания, а помогли нам наши знания, умения и навыки. Давайте узнаем, каких результатов вы сегодня достигли на уроке.
Мы повторили
- сведения о сложных предложениях; сочинительные и подчинительные союзы;
Мы выяснили
-особенности сложного бессоюзного предложения;
-чем отличается ССП от СПП ;
Мы весь урок учились
- отличать друг от друга типы сложных предложений ,
- правильно ставить знаки в ССП и в СПП перед средствами связи в них.
Посмотрите в свои тетради и посчитайте + на полях
- Сегодня на уроке самыми активными были… Они давали правильные ответы и получают отметки …
Спасибо всем за работу! Я очень рада, что этот урок для вас был познавательным.
Мне было приятно с вами общаться!
Домашнее задание:
-упражнение № 211. Задание вслух: дописать сложные предложения, выделить грамматические основы+ схемы к СП).
Самоанализ урока
Дан урок русского языка в 10а классе по теме: «Типы сложных предложений и средства связи в них».
Тип урока: обобщения и систематизация знаний.
Цели урока:
Образовательные:
Систематизация, углубление и обобщение знаний о сложном предложении. Закрепление умений отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении.
Развивающие:
Конструирование сложных предложений разных типов. Развитие навыков грамотного и быстрого определения места постановки знаков препинания.
Коррекционные:
Активизация и обогащение пассивного словарного запаса учащихся лингвистическими терминами, формирование языковых средств связности речи.
Воспитательные:
Воспитание положительной мотивации к обучению русскому языку, стремления совершенствовать устную и письменную речь.
В классе 4 учащихся, присутствовали-4 .
Содержание планировалось в соответствии с целью и задачами урока. Для реализации которых, я использовала такие формы работы, как: фронтальная, дифференцированная и индивидуальная работа.
Содержание программного материала соответствует возрастным, психологическим и интеллектуальным особенностям обучающихся.
На уроке были реализованы такие дидактические принципы, как: наглядность, доступность, связь с жизнью, внутрисистемная и межсистемная связь.
На уроке использовала следующие методы:
- Иллюстративный (показ и воспроизведение).
- Исследовательский анализ.
- Контроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
- Самоконтроля и взаимоконтроля.
- Проблемно-поисковый.
Этапы урока были логически взаимосвязаны между собой, распределены рационально.
Учитывая специфику учреждения, на уроке проводила коррекционную работу с детьми:
- Осуществляла дифференцированный и индивидуальный подход.
-Стремилась активизировать работу со всеми детьми: речевыми и неречевыми.
- Развивала коммуникативные навыки речи, активизировала и обогащала словарь учащихся. Формировала культуру речи учащихся.
-Использовала задания с опорой на несколько анализаторов: слуховой, зрительный, сенсомоторный, пространственных представлений, и др. Развивала графические навыки.
-Использовала задания на развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, группировки и классификации, работы по алгоритму), словесно-логического мышления.
-Для здоровьесбережения учащихся использовала физминутку.
Контроль знаний учащихся осуществлялся на разных этапах урока. Были использованы взаимоконтроль и самоконтроль. Дети на уроке были активны. Осуществляла контроль дисциплины и произношения на уроке.
Взаимопонимание, доверие между учителем и учащимися были установлены, поэтому психологическая атмосфера была доброжелательной. Учитывала мнения, предложения детей, поощряла за достигнутые результаты, корректировала их деятельность на уроке.
Считаю, что цель и задачи, которые я перед собой ставила – достигнуты. Урок носит коррекционно-развивающий характер. Урок считаю продуктивным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/19/picture-55808-1568913041.jpg)
Открытый урок по русскому языку 9 класс сложное предложение и его виды
открытый урок по русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/05/picture-731912-1451983501.jpg)
Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"
Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/05/picture-731912-1451983501.jpg)
Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/12/picture-829980-1476276132.jpg)
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/12/picture-829980-1476276132.jpg)
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/23/picture-443957-1592904826.jpg)
Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе "Средства связи однородных членов предложения"
Тип урока: урок открытия новых знаний.Вид урока: урок-исследование, форма проведения: заочная экскурсия.Цель урока: - познакомить обучающихся с различными способами связи однородных членов предложения...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/15/picture-386456-1537018383.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Простые и сложные предложения" в 5 классе.
Урок - исследование нового материала...