Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе "Типы сложных предложений и средства связи в них"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Тема: Типы сложных предложений и средства связи в них.
Тип урока: обобщения и систематизация знаний.
Цели урока:
Образовательные:
Систематизация, углубление и обобщение знаний о сложном предложении. Закрепление умений отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении.
Развивающие:
Конструирование сложных предложений разных типов. Развитие навыков грамотного и быстрого определения места постановки знаков препинания.
Коррекционные:
Активизация и обогащение пассивного словарного запаса учащихся лингвистическими терминами, формирование языковых средств связности речи.
Воспитательные:
Воспитание положительной мотивации к обучению русскому языку, стремления совершенствовать устную и письменную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus.yaz_._sp.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 10а классе с использованием ИКТ.
Тема: Типы сложных предложений и средства связи в них.
Учитель: Грошевая И.Л.
Тип урока: обобщения и систематизация знаний.
Цели урока:
Образовательные:
Систематизация, углубление и обобщение знаний о сложном предложении. Закрепление умений отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении.
Развивающие:
Конструирование сложных предложений разных типов. Развитие навыков грамотного и быстрого определения места постановки знаков препинания.
Коррекционные:
Активизация и обогащение пассивного словарного запаса учащихся лингвистическими терминами, формирование языковых средств связности речи.
Воспитательные:
Воспитание положительной мотивации к обучению русскому языку, стремления совершенствовать устную и письменную речь.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power; печатные таблицы; раздаточный тестовый материал.
Ход урока:
I. Организационный момент: /экран/ К 1. Приветствие учителя.
2. Готовность к уроку, проверка работы аппаратов.
3. Психологический настрой на работу: говорим на уроке правильно, полными ответами,
следим за произношением.
Не забываем пользоваться в своей речи оборотами: по моему мнению; я считаю; я думаю, что; мне кажется, что и т.д.
4.Сообщение темы и цели урока. СЛАЙД 1
Запишите в тетрадях: число, классная работа. Пишем красиво, правильно, не торопясь
II. Д.З.: взаимопроверка на наличие дом. работы /работа в парах: ученик-ученик/ Все, кто считает, что справился с заданием – поставьте себе в тетради «плюс» на полях. И в течение урока: за правильные ответы, за работу у доски, за активность – «плюсами» ставьте себе самооценку. В конце урока мы проанализируем работу каждого на уроке.
III. Лингвистическая разминка /работа в парах: ученик-маленький учитель/ К
Орфоэпия. Расставить ударение в словах, написанных на доске. ПРОВЕРКА-СЛАЙД 2
Августовский, ветеринария, звонить, красивее,
кухонный, мизерный, новорожденный, обеспечение,
пиццерия, процент, ржаветь, свекла,
украинский, феномен, щавель, щелкать.
Запишите в тетрадях слова с правильным ударением.
Оценивание. Кто давал верные ответы у доски и сумел найти ошибки при поверке, поставьте + в тетради на полях!
IV. Актуализация знаний /фронтальный опрос/
-Что мы сейчас изучаем? ТАБЛИЦА-СЛАЙД 3
-Какие бывают предложения по количеству основ?
-Сколько основ в простом предложении?
-Что такое «сложное предложение»?
-Какие бывают сложные предложения по типу связи?
-Как выражаются смысловые отношения в бессоюзных предложениях /устно и на письме/ ?
СЛАЙД 4 Значение интонации:
Солнце зашло за тучу// сразу стало прохладнее.
Солнце зашло за тучу, сразу стало прохладнее. (значение перечисления)
Солнце зашло за тучу: сразу стало прохладнее. (значение причины)
Солнце зашло за тучу - сразу стало прохладнее. (значение следствия)
-Какие бывают союзные предложения по типу отношений? Чем они отличаются?
-Закончите предложение:
Сочинительные союзы делятся на 3группы:1)………2)……….3)………
(заполнить устно таблицу на СЛАЙДЕ 5 )
-Какие типы придаточных предложений вы знаете?
(сверяем ответы со схемой на СЛАЙДЕ 6 )
Оценивание. Кто давал верные ответы, поставьте + в тетради на полях!
V. Углубление пройденного материала: от теории к практике /работа у доски/
- по схемам определить вид сложных предложений (СБП,ССП,СПП). СЛАЙД 7
а) [ ] ; [ ]. b) [ ], o [ ]. c) (о ), [ ].
d) [ ], (o ). e) [ , (o ), ]. g) [ ] - [ ].
- дополнить вторую часть пословицы, связав ее нужным союзом; доказать, что данные предложения являются ССП. ПРОВЕРКА-СЛАЙД 8
Ученье – свет, ………(а неученье – тьма).
Корень учения горек, …(да плод его сладок).
- доказать, что предложения иллюстрируют один вид СПП, используя данную схему: ч что….
где………
куда……..
Я только сегодня узнал,--------------------- откуда…… СЛАЙД 9
когда……
сколько…..
почему…..
- проанализировать предложения с союзом «где», определить вид СПП. СЛАЙД 10
Тот край, (где родился и рос), я часто вспоминал во сне.
Иртыш широк особенно там, (где в него впадает Омка).
Оценивание. Кто правильно работал у доски, поставьте + в тетради на полях!
Ф И З М И Н У Т К А /хором / К СЛАЙД 11
Быстро встаньте, улыбнитесь; выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите: поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись и к работе вновь вернулись!
VI. Конструирование лингвистической модели /работа в тетрадях/
- перестроить СБП в ССП и СПП. ПРОВЕРКА-СЛАЙД 12
Ярко сверкнула молния, послышался громкий раскат грома. СБП
Ярко сверкнула молния, и послышался громкий раскат грома. СБП
Ярко сверкнула молния, поэтому послышался громкий раскат грома. СБП
Оценивание. Кто правильно выполнил, поставьте + в тетради!
VII. Работа с карточками:
- самостоятельная работа по тестовым материалам.
Проверка.
Оценивание. Кто правильно выполнил, поставьте + в тетради!
VIII. Итог урока. Рефлексия
- Ребята, мы успешно выполнили задания, а помогли нам наши знания, умения и навыки. Давайте узнаем, каких результатов вы сегодня достигли на уроке.
Мы повторили
- сведения о сложных предложениях; сочинительные и подчинительные союзы;
Мы выяснили
-особенности сложного бессоюзного предложения;
-чем отличается ССП от СПП ;
Мы весь урок учились
- отличать друг от друга типы сложных предложений ,
- правильно ставить знаки в ССП и в СПП перед средствами связи в них.
Посмотрите в свои тетради и посчитайте + на полях
- Сегодня на уроке самыми активными были… Они давали правильные ответы и получают отметки …
Спасибо всем за работу! Я очень рада, что этот урок для вас был познавательным.
Мне было приятно с вами общаться!
Домашнее задание:
-упражнение № 211. Задание вслух: дописать сложные предложения, выделить грамматические основы+ схемы к СП).
Самоанализ урока
Дан урок русского языка в 10а классе по теме: «Типы сложных предложений и средства связи в них».
Тип урока: обобщения и систематизация знаний.
Цели урока:
Образовательные:
Систематизация, углубление и обобщение знаний о сложном предложении. Закрепление умений отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении.
Развивающие:
Конструирование сложных предложений разных типов. Развитие навыков грамотного и быстрого определения места постановки знаков препинания.
Коррекционные:
Активизация и обогащение пассивного словарного запаса учащихся лингвистическими терминами, формирование языковых средств связности речи.
Воспитательные:
Воспитание положительной мотивации к обучению русскому языку, стремления совершенствовать устную и письменную речь.
В классе 4 учащихся, присутствовали-4 .
Содержание планировалось в соответствии с целью и задачами урока. Для реализации которых, я использовала такие формы работы, как: фронтальная, дифференцированная и индивидуальная работа.
Содержание программного материала соответствует возрастным, психологическим и интеллектуальным особенностям обучающихся.
На уроке были реализованы такие дидактические принципы, как: наглядность, доступность, связь с жизнью, внутрисистемная и межсистемная связь.
На уроке использовала следующие методы:
- Иллюстративный (показ и воспроизведение).
- Исследовательский анализ.
- Контроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
- Самоконтроля и взаимоконтроля.
- Проблемно-поисковый.
Этапы урока были логически взаимосвязаны между собой, распределены рационально.
Учитывая специфику учреждения, на уроке проводила коррекционную работу с детьми:
- Осуществляла дифференцированный и индивидуальный подход.
-Стремилась активизировать работу со всеми детьми: речевыми и неречевыми.
- Развивала коммуникативные навыки речи, активизировала и обогащала словарь учащихся. Формировала культуру речи учащихся.
-Использовала задания с опорой на несколько анализаторов: слуховой, зрительный, сенсомоторный, пространственных представлений, и др. Развивала графические навыки.
-Использовала задания на развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, группировки и классификации, работы по алгоритму), словесно-логического мышления.
-Для здоровьесбережения учащихся использовала физминутку.
Контроль знаний учащихся осуществлялся на разных этапах урока. Были использованы взаимоконтроль и самоконтроль. Дети на уроке были активны. Осуществляла контроль дисциплины и произношения на уроке.
Взаимопонимание, доверие между учителем и учащимися были установлены, поэтому психологическая атмосфера была доброжелательной. Учитывала мнения, предложения детей, поощряла за достигнутые результаты, корректировала их деятельность на уроке.
Считаю, что цель и задачи, которые я перед собой ставила – достигнуты. Урок носит коррекционно-развивающий характер. Урок считаю продуктивным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 9 класс сложное предложение и его виды
открытый урок по русскому языку...
Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"
Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс...
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе "Средства связи однородных членов предложения"
Тип урока: урок открытия новых знаний.Вид урока: урок-исследование, форма проведения: заочная экскурсия.Цель урока: - познакомить обучающихся с различными способами связи однородных членов предложения...
Конспект урока по русскому языку "Простые и сложные предложения" в 5 классе.
Урок - исследование нового материала...