Обобщающий урок по теме «Главные и второстепенные члены предложения»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Луговая Анна Викторовна

Уроки закрепления пройденного материала чрезвычайно важны в общей системе уроков по разделу. Данный урок является обобщением по теме "Главные и второстепнные члены предложения" с использованием раздаточного материала. Его можно проводить перерд контрольными, самостоятельными и проверочными работами по разделу. Возрастная категория: 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_po_teme.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

Цель:Обучающие:активизация ранее усвоенных знаний учащихся о главных и второстепенных членах предложения;закрепление материала по основным видам главных и второстепенных членах предложения и способах их выражения;выполнение синтаксического разбора предложения.Развивающие:формирование умения находить в предложениях главные и второстепенные члены предложения, определять их вид и роль в предложении, задавать к ним вопросы;закрепление навыков по графическому оформлению синтаксического разбора предложений. Воспитательная:воспитание любви и бережного отношения к родному языку посредством отобранного лингвистического материала.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование:карточки

Ход урока

1.Огранизационный момент

2.Сообщение темы, цели и задач урока

3.Работа над темой урока

1.Работа в группах

Что такое подлежащее?На какие вопросы отвечает?Чем может быть выражено?

Задание: Найдите в данных предложениях подлежащее, определите, чем оно выражено.

1. С раннего утра отправляются белочки на поиски корма.2. Я люблю свой родной край.3. Январь – зимний месяц.4. Три подруги вышли в сад.5. Кошка села на окошко.

Что такое сказуемое? На какие вопросы отвечает?Чем может быть выражено?

Задание:Найдите сказуемое, определите, чем оно выражено.

Кремль - сокровище русского зодчества.

Я люблю книги.Весенний ландыш пахуч.

Небо высокое и прозрачное.Кудри берёз расчёсывает ветер.

Что такое определение?На какие вопросы отвечает?Чем может быть выражено?

Задание: Найдите в стихотворении определение.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина.

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

.Что такое дополнение?На какие вопросы отвечает?.Чем может быть выражено?

Задание: укажите предложения, в котором есть дополнение, подчеркните его.

Весенний ветерок пахнул свежей травой.Зашумел в лесу золотой дождь.Настало доброе летнее утро.У нас в саду нет фруктовых деревьев.

Что такое обстоятельство?На какие вопросы отвечает?Чем может быть выражено?

Задание:Какие виды обстоятельств по значению вы знаете? Определите виды обстоятельств по значению.

1.Он купил книгу в магазине. 2. Вчера он купил книгу. 3. Он долго выбирал книгу. 4. Из-за спешки он не купил книгу. 5. Он купил книгу для работы.

Физкультминутка. Если услышите слово, которое является вашим членом предложения, то вы должны встать.--Идет снег. Зимний лес. Зимний лес очень красив. Три девицы под окном. Я несу книгу.

2.Игра «Крестики-нолики» 1.Раздел науки о языке, в котором изучаются  словосочетания и члены предложения, называется фонетика. 2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. 3.Обстоятельство - это главный член предложения. 4.Односоставные предложения-предложения с одним главным членом (- или =). 5.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.     6.Словосочетание используется в речи только в составе предложения. 7.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое. 8.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным. 9.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными. 10.Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется дополнение.000+0++0+0

3.Лингвистическая задача.

из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее

из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство

из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое

из предложения На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение

из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение

Ответ:Я осторожно шагнула на лесную тропинку…

4.У вас на столе находится текст.Вашазадача:Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.Сделать вывод, для чего нужны второстепенные предложения в тексте.

Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.

5.Игра «Найди подлежащее»

6.I. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.1. Веселые отблески огня играли на стекле.2. На печке два мальчика сладко посапывали.3. Валентина вспомнила сказку про Ивашечку.4. Она вытащила из-под снега охапку хвороста.5. Сырой туман висел над рекой.

II. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.1. На подоконниках зеленели дедушкины саженцы.2. Они вывели бычка на улицу.3. Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем.4. Дед бережно вынул из конверта письмо.5. Она босиком побежит по свежей траве.

III. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.1. Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят. 2. Земля в саду усыпана осенними листьями.3. Темная дождевая вода непрерывно хлестала в окна.4. Я увидел на стекле три капли дождя.5. У папы три капли упали со шляпы.

4.Итоги урока

5.Д/З-упр.197


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение по теме "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе

Данная работа представляет собой конспект урока в 5 классе по теме "Главные и второстепенные члены предложения" по УМК под редакцией Т.А. Ладыженской. В ходе урока рассматриваются теоретические аспект...

Терминологическая проверочная работа в 8 классе по теме "Главные и второстепенные члены предложения"

Данная работа позволит проверить знания теоретического материала по теме "Главные и второстепенные члены предложения"...

Терминологическая проверочная работа в 8 классе по теме "Главные и второстепенные члены предложения"

Данная работа позволит проверить знания теоретического материала по теме "Главные и второстепенные члены предложения"...

Урок- семинар по теме: «Главные и второстепенные члены предложения. Повторение».

                   Урок- семинар по теме: «Главные и второстепенные члены ...

Урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и второстепенные члены предложения"

Конспект урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и  второстепенные члены предложения"...

Конспект урока по теме "Главные и второстепенные члены предложения"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС...