Конспект урока по теме "Главные и второстепенные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Газалиева Зулфия Магомедовна

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_i_vtorostepennye_chleny.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения. 8 класс

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Обучающие:

  • активизация ранее усвоенных знаний учащихся о главных и второстепенных членах предложения;
  • закрепление материалапо основным видам главных и второстепенных членах предложения и способах их выражения;
  • выполнение синтаксического разбора предложения.

2. Развивающие:

  • формирование умения находить в предложениях главные и второстепенные члены предложения, определять их вид и роль в предложении, задавать к ним вопросы;
  • закрепление навыков по графическому оформлению синтаксического разбора предложений.

4. Воспитательные:

  • воспитание любви и бережного отношения к родному языку посредством отобранного лингвистического материала;
  •  прививать интерес к предмету.

ТИП УРОКА: обобщение и систематизация полученных знаний.

МЕТОДЫ: частично- поисковые.

ОБОРУДОВАНИЕ:

     

  1. Запись на доске (эпиграф).
  2. Презентация.
  3. Раздаточный материал.

                                                                   

                                                                               Если знаешь что-нибудь получше, поделись;

                                                                                                                если нет, у меня поучись.

                                                                                                                                             Гораций

                                       

                                                        ХОД УРОКА

   1. Организационный момент.

 

   2. Сообщение темы и целей урока.

   Вступительное слово с элементами беседы

    - Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Мы должны с вами вспомнить материал, который изучили на предыдущих уроках. Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите тему урока.

Обратите внимание на слова древнеримского поэта Горация. Они будут эпиграфом к нашему уроку.

     (Обращает внимание учеников на запись на доске.)

    - Как вы понимаете смысл этого высказывания?

    - А значит, цель нашего урока… (Ответы обучающихся.)

  1.  Актуализация опорных знаний

Повторение теоретического материала.

 

    Задание 1.

Я диктую начало предложения, вам необходимо его дополнить. Задание выполняется письменно в тетради

  1. Простое предложение - это предложение, в котором (содержится одна грамматическая основа)
  2. Главными членами предложения являются : (подлежащее и сказуемое)
  3. Подлежащее и сказуемое составляют : (грамматическую основу предложения)
  4. Распространенное предложение - это предложение, в котором: (есть хотя бы один второстепенный член)
  5. Предложение, в котором есть только главные члены предложения, называется : (нераспространенным)
  6. Предложение, в котором две и более грамматических основы, называется : (сложным)
  7. Дополнение бывает : (прямым и косвенным)
  8. Определение бывает : (согласованным, несогласованным, приложением)
  9. Обстоятельство бывает : (цели, времени, места, причины, меры и степени, образа и способа действия, условия, уступки)

Задание 2.

Дадим определение некоторым понятиям (устно): подлежащее, сказуемое, виды сказуемых, дополнение, виды дополнений, определение, виды определений, обстоятельство.

Задание 3.

Опираясь на ответы задания 1 и 2, давайте попробуем составить терминологический словарик, который поможет нам вспомнить необходимые теоретические понятия.

Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Способы выражения членов предложения

Подлежащее

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

Прямое дополнение

Косвенное дополнение

Согласованное определение

Несогласованное определение

Приложение

Обстоятельство

4. Работа над темой урока

Задание 4. Заполните таблицу своими примерами.

Способ выражения подлежащего

Пример

Существительное в именительном падеже

Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч.

Местоимение в именительном падеже

Со школьных лет я чувствовал красоту языка.

Субстантивированное слово

Стойкий всегда побеждает.

Наречие

Сегодня не похоже на вчера.

Числительное

Одиннадцать - нечетное число.

Причастие

Провожающие стояли у вагона.

Глагол (инфинитив)

Встретить друга - большая радость.

Словосочетание

Вечером мы с братом будем заливать каток.

Давайте вместе попробуем сделать вывод. (В роли подлежащего могут встречаться практически все части речи русского языка).

Задание 5.Заполните таблицу, распределяя предложения по соответствующим графам.

Жители нашего города будут приветствовать олимпийских чемпионов.

Саша не умеет плавать.

Он пришел сегодня домой рано.

День казался мне удивительным и прекрасным.

Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля.

Весь следующий день посвящен был визитам.

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

Задание 6. Заполните таблицу.

(Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу – раздаточный материал)

Второстепенный член предложения

На какие вопросы отвечает?

Виды второстепенных членов

Какими частями речи могут быть выражены?

Дополнение

 На вопросы косвенных падежей

Прямое

Косвенное 

Сущ., числ, мест., глаг., фразеологизмом

Определение

 Какой? Какая? Какое? Какие?

 Согласованное

Несогласованное

Приложение

Прил., прич., мест., порядковыми числ., сущ., нар., инфинитивом

Обстоятельство

Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Каким образом? и др. 

 цели, времени, места, причины, меры и степени, образа и способа действия, условия, уступки

Нар., сущ., мест.,деприч., инфинитивом, фразеолог.  

Задание 7.

Проведем лингвистический эксперимент. Перед нами вариант стихотворения

Ночевала тучка.
Она умчалась;
Но остался след.
Он стоит, задумался
И плачет он.

Что напоминает вам этот текст? Кто автор стихотворения? (Стихотворение «Ночевала тучка золотая…» М.Ю.Лермонтова)

- Какое впечатление производит этот текст? Почему? А чего не хватает в нем?

Прочитаем текст, который создал М.Ю.Лермонтов.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Что изменилось? И какое впечатление производит этот текст?

(Правильно, возникает целостная картина).

Благодаря чему возникает целостная картина, полный образ?

(Благодаря дополнительным оттенкам смысла, которые передают второстепенные члены предложения).

Давайте найдем в этом стихотворении второстепенные члены предложения. У вас на столах есть листочки с текстами, работаем с ними. (Учащиеся самостоятельно выделяют второстепенные члены).

Какого члена предложения нет в этом тексте? (Дополнения) В этом мастерство поэта: нет дополнения, а значит, действия героев не переходит на предмет, ещё больше подчёркивая их одиночество.

Давайте разберем предложение: Пароход будит город плачущим гудком.

(В одном предложении нам встретилось сразу и прямое и косвенное дополнение)

Задание 8.Дополнить текст второстепенными членами.

Я вышел __________ и увидел _________________________. Мне показалось, что _____________________________. Когда я повернул _____________, то заметил_____________. Это было (а) ___________________.

Задание 9.Игра «третий лишний».

  • вижу человека
  • не читал книги
  • глубокий водоем

  • цвет хаки
  • красный цвет
  • желтое платье

  • тянулись тяжело
  • ехали быстро
  • звонил дважды

Задание 10. Проведите синтаксический разбор предложения: Я увидел вдалеке хмурый лес.

  1. Подведение итогов  

- Итак, сегодня на уроке мы обобщили знания о главных и второстепенных членах предложения, вспомнили способы их выражения, порядок синтаксического разбора. Надеюсь, эти знания и умения помогут вам успешно сдать экзамен в 9 классе.  

6.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Провести синтаксический разбор предложений. Определить вид и способ выражения главных и второстепенных членов.

  1. Машины с капустой начали разгружать у рынка.
  2. Увидев эту жуткую картину, он сильно испугался.
  3. Когда я вошел в дом, то никого там не обнаружил.

7. Рефлексия

Интерактивный прием «Незаконченное предложение»

Закончите предложения.

- Сегодня я узнал(а)…

- Было трудно…

- Я понял(а), что…

- Я смог(ла)…

- Было интересно узнать, что…

- Меня удивило…

- Мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Урок в 8 классе. Второстепенные члены предложения. Виды обстоятельств.

Тема урока посвящена повторению изученного материала в 5-7 классах и изучению нового материала по теме "Виды обстоятельств"....

интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс

Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить  знания учащихс...

Конспект урока обобобщение по теме Главные члены предложения 8 класс Школа№277

Цели:1)    Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения.2)    Отработать умение находить сказуемые (простое глагольное сказуемое, составное глагольно...

Урок в 5 классе Второстепенные члены предложения

Цели: Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплени...

Открытый урок по теме "Обособление второстепенных членов предложения"

Данный урок открывает серию занятий по  теме....