Адаптированная рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи" для обучающихся 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Маврина Людмила Александровна

Данная рабочая программа содержит цели и задачи обучения, календарно - тематическое планирование. На изучение предмета отводится 35 часов в год ( 1 час в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9kl_adaptir._progr.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Пояснительная записка

           Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, М.: Владос, 2011г.

            Предлагаемая программа ориентирована на учебник Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской «Русский язык». М.: Просвещение, 2006г.

            Письмо и развитие речи является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Обучение русскому языку носит элементарно-практический характер, направлено на разрешение основных задач, но  на более сложном речевом и понятийном материале.

          Цель: совершенствовать  знания, умения и навыки по письму и развитию речи, необходимые им  для дальнейшей жизни и профессионального обучения.

Задачи:

образовательная

  • формирование достаточно прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики, а также практически значимых орфографических и пункционных навыков;

коррекционно-развивающая

  • максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

воспитательная

  • воспитание у учащихся интереса к родному языку, формирование нравственных качеств, целенаправленности, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, навыков контроля и самоконтроля.

      Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления о (об):

  • главных и второстепенных членах предложения;
  • распространенных и нераспространенных предложениях;
  • однородных членах предложения без союзов и с союзами;
  • знаках препинания;
  • сложных предложениях;
  • составе слова;
  • способах проверки написания гласных и согласных в корне слова;
  • частях речи (имени существительном, имени прилагательном);
  • обращении, знаках препинания при обращении;
  • изложении, составлении рассказа, сочинении, деловом письме.

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:

  • правильно обозначать звуки буквами на письме;
  • подбирать группы родственных слов (несложные случае);
  • проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;
  • разбирать слово по составу;
  • выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;
  • строить простое распространенное предложение с однородными членами;
  • связно высказывать устно и письменно по плану;
  • пользоваться школьным орфографическим словарем;

Отличительной особенностью данной рабочей программы является:

- особенность контингента учащихся

      рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, возраст которых варьируется от 13 до 15 лет;

- упражнения в  связной письменной речи даются в процессе изучения  всего программного материала по русскому языку;

- разнообразие форм контрольно-обобщающих уроков - после изучения  материала каждой темы и подтемы, раздела.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 136 часов в год ( 4 часа в неделю). По учебному плану МОУ «Коптевская ОШ» отводится 34 часа в год (1 час в неделю)

Содержание программы

Повторение -1 час


Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Практическая работа.     Контрольная работа.


Звуки и буквы – 2 часа

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, е, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.

Состав слова – 4 часа

Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вое-), из- (ис-), раз- (рас-).

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

Имя существительное - 3 часа

 Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное - 2 часа 

Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Личные местоимения – 2 часа

 Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.

Глагол – 6 часов

Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов.

Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

Частица не с глаголами.

Наречие -2 часа

Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

Правописание наречий с о и а на конце.

Имя числительное – 2 часа 

Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.

Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200,300,400; 40, 90,100.

Части речи -2 часа

Части речи. Грамматические признаки частей речи.



Предложение -  8 часов

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.

Сложное предложение. Предложения с союзами и, а  и без союзов, предложения со словами  который,  когда,  где,  что,  чтобы,  потому что.

Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.

Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи


Разбор слов по составу. Сложные слова. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание личных местоимений. Спряжение глаголов. Частица не с глаголами. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Предложения с союзами и, а и без союзов, предложения со словами  который, когда,  где,  что,  чтобы,  потому что. Постановка знаков препинания в предложениях.

Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса.

Обучающиеся должны знать:
- части речи, использование их в речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.

Обучающиеся должны уметь:


- писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;


- оформлять все виды деловых бумаг;

- пользоваться школьным орфографическим словарем.

Календарно – тематическое планирование

№№ п/п

Количество часов

Тема урока

Дата

Развитие речи

План

Факт

Повторение – (1 ч.)

1

1

Предложение. Простые и сложные предложения. Составление схем предложений

07.09

Правильное построение предложений.

Звуки и буквы  (2 ч.)

2

1

Звуки гласные и согласные

14.09

Группировка слов по лексико-синтаксическому значению

3

1

Урок-практикум по теме «Звуки и буквы». Работа с орфограммами

21.09

 Комментированное письмо

Предварительная беседа

Состав слова  (4 ч.)

4

1

Разбор слова по составу.

28.09

Увеличение словарного запаса, подбор однокоренных слов разных частей речи.

5

1

Урок-практикум. Состав слова. Работа с орфограммами

05.10

Письмо по памяти. Алгоритм работы над ошибками.

6

1

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без них.

19.10

Работа с деформированным текстом.

7

1

Контрольная работа по теме «Состав слова»

26.10

.

Имя существительное  (3 ч.)

8

1

Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного

02.11

Работа с текстом, нахождение имён существительных.

9

1

Правописание падежных окончаний имён существительных.

09.11

Словесная картина к басне И.А.Крылова «Волк и Ягнёнок», использование имён существительных.

10

1

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

16.11

Пословицы и поговорки. Подбор имён существительных.

Имя прилагательное  (2 ч.)

11

1

Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным

30.11

Чтение диалога по ролям. Нахождение имён прилагательных.

12

1

Урок-практикум правописания падежных окончаний имён прилагательных.

07.12

Конструирование словосочетаний с прилагательными.

Личные местоимения  (2 ч.)

13

1

Роль личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

14.12

Работа с текстом по рисунку. Нахождение местоимений.

14

1

Урок-практикум «Личные местоимения».

21.12

Чтение диалога по ролям. Нахождение местоимений.

Глагол (6 ч.)

15

1

Грамматические признаки глагола: неопределённая форма, время, число, род (прошедшее время – единственное число).

28.12

Продолжить  мысль в предложении. Оживить картину с помощью глаголов. Запись текста.

16

1

Изменение глагола по лицам и числам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

11.01

Чтение диалога по ролям, используя глаголы. Запись диалога со словами автора.

17

1

Спряжение глаголов. Различение окончаний глаголов I  и II спряжения.

18.01

Работа с пословицами, исправления, недочёты.

18

1

Урок-практикум. Работа с текстом по теме «Глагол».

25.01

Подбор глаголов с противоположным значением.

19

1

Мягкий знак в глаголах.

01.02

Составление и запись диалога.

20

1

Контрольная работа по теме «Глагол»

08.02

Замена глаголов единственного числа на глаголы множественного числа.

Наречие  (2 ч.)

Работа с текстом. Выписать словосочетания глаголов с наречиями.

21

1

Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место и способ действия.

15.02

Замена наречий на противоположные.

22

1

Урок-практикум по теме «Наречие».

01.03

Связь частей текста с последовательной операцией при изготовлении изделий, запись текста.

Имя числительное  (2 ч.)

23

1

Понятие об имени числительном. Числительные порядковые и количественные.

15.03

Замена чисел словами

24

1

Урок- практикум «Имя числительное».

22.03

Письмо по памяти, правильное употребление окончаний существительное + числительное

Части речи (2 ч.)

25

1

Употребление в речи частей речи.

29.03

Работа с синонимами и антонимами.

26

1

Урок-практикум. Нахождение различных частей речи в тексте прозы и в стихах. Контрольная работа по теме «Части речи»

05.04

«Четвертый лишний». Исключи лишнюю часть речи.

Предложение ( 8 ч.)

27

1

 Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Интонация в предложении.

19.04

Конструирование предложений с однородными членами.

28

1

Нераспространенные и распространенные предложения. Предложение с однородными членами. Обращение.

26.04

Письмо к своему литературному герою, используя обращения.

29

1

Главные и второстепенные члены в качестве однородных.

03.05

Чтение, конструировать предложения сложносочиненными, сложноподчиненные с прямой речью. Находить их в тексте.

30

1

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и союзными словами.

10.05

Озаглавить текст. Выделение прямой речи. Объяснение постановки знаков препинания. Мини-сочинение о себе . Дополнение предложений однородными членами предложения. Запись текста – проверка готовности к экзамену.

31

1

Предложение. Знаки препинания в предложениях.

17.05

Комментированное письмо, орфограммы и знаки препинания.

32

1

Предложения с прямой речью в тексте простых предложений с однородными членами предложения, сложных предложений, предложений с прямой речью.

24.05

Пересказ по вопросам.

33

1

Контрольная работа по теме «Предложение»

31.05

34

1

Годовая итоговая работа

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александрова Г. Занимательный русский язык.- СПб.: Трион, 1998.
  2. Аксенов А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.-  М.: Владос, 2000 г.
  3. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх.- М.: Айрис Пресс, 2001.
  4. Вельшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя дефектолога в общеобразовательной школе.- М.: Школьная пресса, 2008.
  5. Волина В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1998.
  6. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 9 класс - М.: Просвещение, 2004 .
  7. Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция.- М.-Воронеж: Редакционно-издательский совет, 2001.
  8. Колесинская Я. Играем по-умному.- Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008.
  9. Коррекционно-развивающее обучение. «Русский язык».- М.: Дрофа, 2000.
  10. Ладыжинская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика  русского языка.- М.: Просвещение , 2005.
  11. Малюшкина А.Б. Интегрированные уроки гуманитарного цикла.- М.: творческий центр, 2004.
  12. Назарова Н.М. Специальная педагогика.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  13. Родионов В.А., Ступницкая В.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе.- Ярославль: Академия развития, 2001.
  14. Савинова С.В. Нестандартные уроки русского языка.- Волгоград: Учитель, 2000.
  15. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания, развития речи.- М.: Творческий центр, 2000.
  16. Строк Л.И. Опорные конспекты к учебнику «Русский язык».- Минск: ООО Юнипресс,2002.
  17. Такие разные уроки (из опыта работы учителей русского языка).- Йошкар-Ола,1999.
  18. Угроватова Т. Подсказки на каждый день.- М.: ВЛАДОС, 2005.
  19. Уроки русского языка с применением информационных технологий.- М.: Глобус, 2012.
  20. Шукейло В.А. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения русскому языку.- СПб.: СмиоПресс, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи, 2 класс

Объём и содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Программа построена с учётом особенносте...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Развитие речи" 8 класс (ОВЗ обучение на дому)

Адаптированная рабочая программа по предмету "Развитие речи" 8 класс (ОВЗ обучение на дому)составлена на основе программы  обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью...

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 8 класс 2017-2018 учебный год

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 8 класс 2017-2018 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 8 класс 2017-2018

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 8 класс 2017-2018...

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 9 класс 2017-2018

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 9 класс 2017-2018...