Адаптированная рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи" для обучающихся 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Данная рабочая программа содержит цели и задачи обучения, календарно - тематическое планирование. На изучение предмета отводится 35 часов в год ( 1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9kl_adaptir._progr.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, М.: Владос, 2011г.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской «Русский язык». М.: Просвещение, 2006г.
Письмо и развитие речи является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Обучение русскому языку носит элементарно-практический характер, направлено на разрешение основных задач, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Цель: совершенствовать знания, умения и навыки по письму и развитию речи, необходимые им для дальнейшей жизни и профессионального обучения.
Задачи:
образовательная
- формирование достаточно прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики, а также практически значимых орфографических и пункционных навыков;
коррекционно-развивающая
- максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитательная
- воспитание у учащихся интереса к родному языку, формирование нравственных качеств, целенаправленности, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, навыков контроля и самоконтроля.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления о (об):
- главных и второстепенных членах предложения;
- распространенных и нераспространенных предложениях;
- однородных членах предложения без союзов и с союзами;
- знаках препинания;
- сложных предложениях;
- составе слова;
- способах проверки написания гласных и согласных в корне слова;
- частях речи (имени существительном, имени прилагательном);
- обращении, знаках препинания при обращении;
- изложении, составлении рассказа, сочинении, деловом письме.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:
- правильно обозначать звуки буквами на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случае);
- проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;
- строить простое распространенное предложение с однородными членами;
- связно высказывать устно и письменно по плану;
- пользоваться школьным орфографическим словарем;
Отличительной особенностью данной рабочей программы является:
- особенность контингента учащихся
рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, возраст которых варьируется от 13 до 15 лет;
- упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку;
- разнообразие форм контрольно-обобщающих уроков - после изучения материала каждой темы и подтемы, раздела.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 136 часов в год ( 4 часа в неделю). По учебному плану МОУ «Коптевская ОШ» отводится 34 часа в год (1 час в неделю)
Содержание программы
Повторение -1 час
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Практическая работа. Контрольная работа.
Звуки и буквы – 2 часа
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, е, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.
Состав слова – 4 часа
Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вое-), из- (ис-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное - 3 часа
Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное - 2 часа
Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения – 2 часа
Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол – 6 часов
Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.
Частица не с глаголами.
Наречие -2 часа
Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий с о и а на конце.
Имя числительное – 2 часа
Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.
Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200,300,400; 40, 90,100.
Части речи -2 часа
Части речи. Грамматические признаки частей речи.
Предложение - 8 часов
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи
Разбор слов по составу. Сложные слова. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание личных местоимений. Спряжение глаголов. Частица не с глаголами. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Предложения с союзами и, а и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания в предложениях.
Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса.
Обучающиеся должны знать:
- части речи, использование их в речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Обучающиеся должны уметь:
- писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;
- оформлять все виды деловых бумаг;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
Календарно – тематическое планирование
№№ п/п | Количество часов | Тема урока | Дата | Развитие речи | |||
План | Факт | ||||||
Повторение – (1 ч.) | |||||||
1 | 1 | Предложение. Простые и сложные предложения. Составление схем предложений | 07.09 | Правильное построение предложений. | |||
Звуки и буквы (2 ч.) | |||||||
2 | 1 | Звуки гласные и согласные | 14.09 | Группировка слов по лексико-синтаксическому значению | |||
3 | 1 | Урок-практикум по теме «Звуки и буквы». Работа с орфограммами | 21.09 | Комментированное письмо Предварительная беседа | |||
Состав слова (4 ч.) | |||||||
4 | 1 | Разбор слова по составу. | 28.09 | Увеличение словарного запаса, подбор однокоренных слов разных частей речи. | |||
5 | 1 | Урок-практикум. Состав слова. Работа с орфограммами | 05.10 | Письмо по памяти. Алгоритм работы над ошибками. | |||
6 | 1 | Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без них. | 19.10 | Работа с деформированным текстом. | |||
7 | 1 | Контрольная работа по теме «Состав слова» | 26.10 | . | |||
Имя существительное (3 ч.) | |||||||
8 | 1 | Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного | 02.11 | Работа с текстом, нахождение имён существительных. | |||
9 | 1 | Правописание падежных окончаний имён существительных. | 09.11 | Словесная картина к басне И.А.Крылова «Волк и Ягнёнок», использование имён существительных. | |||
10 | 1 | Контрольная работа по теме «Имя существительное» | 16.11 | Пословицы и поговорки. Подбор имён существительных. | |||
Имя прилагательное (2 ч.) | |||||||
11 | 1 | Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным | 30.11 | Чтение диалога по ролям. Нахождение имён прилагательных. | |||
12 | 1 | Урок-практикум правописания падежных окончаний имён прилагательных. | 07.12 | Конструирование словосочетаний с прилагательными. | |||
Личные местоимения (2 ч.) | |||||||
13 | 1 | Роль личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений. | 14.12 | Работа с текстом по рисунку. Нахождение местоимений. | |||
14 | 1 | Урок-практикум «Личные местоимения». | 21.12 | Чтение диалога по ролям. Нахождение местоимений. | |||
Глагол (6 ч.) | |||||||
15 | 1 | Грамматические признаки глагола: неопределённая форма, время, число, род (прошедшее время – единственное число). | 28.12 | Продолжить мысль в предложении. Оживить картину с помощью глаголов. Запись текста. | |||
16 | 1 | Изменение глагола по лицам и числам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. | 11.01 | Чтение диалога по ролям, используя глаголы. Запись диалога со словами автора. | |||
17 | 1 | Спряжение глаголов. Различение окончаний глаголов I и II спряжения. | 18.01 | Работа с пословицами, исправления, недочёты. | |||
18 | 1 | Урок-практикум. Работа с текстом по теме «Глагол». | 25.01 | Подбор глаголов с противоположным значением. | |||
19 | 1 | Мягкий знак в глаголах. | 01.02 | Составление и запись диалога. | |||
20 | 1 | Контрольная работа по теме «Глагол» | 08.02 | Замена глаголов единственного числа на глаголы множественного числа. | |||
Наречие (2 ч.) | Работа с текстом. Выписать словосочетания глаголов с наречиями. | ||||||
21 | 1 | Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место и способ действия. | 15.02 | Замена наречий на противоположные. | |||
22 | 1 | Урок-практикум по теме «Наречие». | 01.03 | Связь частей текста с последовательной операцией при изготовлении изделий, запись текста. | |||
Имя числительное (2 ч.) | |||||||
23 | 1 | Понятие об имени числительном. Числительные порядковые и количественные. | 15.03 | Замена чисел словами | |||
24 | 1 | Урок- практикум «Имя числительное». | 22.03 | Письмо по памяти, правильное употребление окончаний существительное + числительное | |||
Части речи (2 ч.) | |||||||
25 | 1 | Употребление в речи частей речи. | 29.03 | Работа с синонимами и антонимами. | |||
26 | 1 | Урок-практикум. Нахождение различных частей речи в тексте прозы и в стихах. Контрольная работа по теме «Части речи» | 05.04 | «Четвертый лишний». Исключи лишнюю часть речи. | |||
Предложение ( 8 ч.) | |||||||
27 | 1 | Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Интонация в предложении. | 19.04 | Конструирование предложений с однородными членами. | |||
28 | 1 | Нераспространенные и распространенные предложения. Предложение с однородными членами. Обращение. | 26.04 | Письмо к своему литературному герою, используя обращения. | |||
29 | 1 | Главные и второстепенные члены в качестве однородных. | 03.05 | Чтение, конструировать предложения сложносочиненными, сложноподчиненные с прямой речью. Находить их в тексте. | |||
30 | 1 | Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и союзными словами. | 10.05 | Озаглавить текст. Выделение прямой речи. Объяснение постановки знаков препинания. Мини-сочинение о себе . Дополнение предложений однородными членами предложения. Запись текста – проверка готовности к экзамену. | |||
31 | 1 | Предложение. Знаки препинания в предложениях. | 17.05 | Комментированное письмо, орфограммы и знаки препинания. | |||
32 | 1 | Предложения с прямой речью в тексте простых предложений с однородными членами предложения, сложных предложений, предложений с прямой речью. | 24.05 | Пересказ по вопросам. | |||
33 | 1 | Контрольная работа по теме «Предложение» | 31.05 | ||||
34 | 1 | Годовая итоговая работа |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Александрова Г. Занимательный русский язык.- СПб.: Трион, 1998.
- Аксенов А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.- М.: Владос, 2000 г.
- Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх.- М.: Айрис Пресс, 2001.
- Вельшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя дефектолога в общеобразовательной школе.- М.: Школьная пресса, 2008.
- Волина В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1998.
- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 9 класс - М.: Просвещение, 2004 .
- Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция.- М.-Воронеж: Редакционно-издательский совет, 2001.
- Колесинская Я. Играем по-умному.- Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008.
- Коррекционно-развивающее обучение. «Русский язык».- М.: Дрофа, 2000.
- Ладыжинская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка.- М.: Просвещение , 2005.
- Малюшкина А.Б. Интегрированные уроки гуманитарного цикла.- М.: творческий центр, 2004.
- Назарова Н.М. Специальная педагогика.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
- Родионов В.А., Ступницкая В.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе.- Ярославль: Академия развития, 2001.
- Савинова С.В. Нестандартные уроки русского языка.- Волгоград: Учитель, 2000.
- Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания, развития речи.- М.: Творческий центр, 2000.
- Строк Л.И. Опорные конспекты к учебнику «Русский язык».- Минск: ООО Юнипресс,2002.
- Такие разные уроки (из опыта работы учителей русского языка).- Йошкар-Ола,1999.
- Угроватова Т. Подсказки на каждый день.- М.: ВЛАДОС, 2005.
- Уроки русского языка с применением информационных технологий.- М.: Глобус, 2012.
- Шукейло В.А. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения русскому языку.- СПб.: СмиоПресс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи, 2 класс
Объём и содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Программа построена с учётом особенносте...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Развитие речи" 8 класс (ОВЗ обучение на дому)
Адаптированная рабочая программа по предмету "Развитие речи" 8 класс (ОВЗ обучение на дому)составлена на основе программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью...
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 8 класс 2017-2018 учебный год
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 8 класс 2017-2018 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 8 класс 2017-2018
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 8 класс 2017-2018...
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 9 класс 2017-2018
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 9 класс 2017-2018...