Урок русского языка «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» "
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Аверьянова Юлия Сергеевна

Представлен конспект урока по русскому языку в 6 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russk._yazyka_o-e_posle_shipyashchih.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»

Урок русского языка в 6 классе

по программе М.Т.Баранова, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженской.

  1. Цель  урока: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы, закрепить орфографический навык учащихся в правописании гласных в суффиксах прилагательных.
  2.  Задачи:

− обучающие:  знать условия выбора О и Е в суффиксах прилагательных

                          после шипящих и Ц;

                          уметь сопоставлять правило правописания букв О и Е в

                          корне, суффиксе, окончании имен существительных,  

                          прилагательных.

− развивающие : развивать устную и письменную речь обучающихся,

                              интерес к изучению русского языка;

− воспитательные:  воспитывать любовь к русскому языку, внимание к

                                слову, учить   оценивать свои возможности, а также

                                производить самооценку своих действий.

  1. Тип урока: комбинированный.
  2. Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
  3. Необходимое техническое оборудование интерактивная доска, проектор, компьютер.
  4. Структура и ход  урока.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

  1. Этап урока № 1. Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин.)

а) организационный момент

Нацеливание на определённый результат

 Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

2 минуты

б) создание проблемной ситуации

Организация  фронтального опроса: формулирует вопросы, актуализирующие опорные знания и умения учащихся по теме урока:

Какие шипящие согласные мы знаем?

В каких случаях после шипящих и Ц пишется О, в каких – Е?

Когда мы встречали такое правило?

Отвечают на вопросы учителя

3 минуты

ЭОР №1.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин.)

Учитель дает задание классу:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a3998e0-0a01-0355-00a9-a1accca50a2f/%5BRUS6_101%5D_%5BQS_332%5D.html

 - Выберите те словосочетания, в которых пропущена гласная О.

- В какой морфеме гласная пропущена?

Организация работы с интерактивной доской.

Выполняют задание учителя.  После выполнения один ученик выходит к доске и показывает, что  он сделал. Обсуждение выбора правильности решения.

5 минут

  1. Этап урока № 2: Выдвижение гипотезы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин.)

Постановка проблемных вопросов:

 От чего зависит правописание гласных О-Е?

-  Зависит от морфемы?

-  Зависит от ударения?

Отвечают на вопросы учителя, выдвигая свои предположения.

5 минут

  1. Этап урока № 3. Доказательство гипотезы
  1. ЭОР №2.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин.)

Дает задание всему классу.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a399ee9-0a01-0355-0030-0f65545d9939/%5BRUS6_105%5D_%5BQS_008%5D.html

1. Вставьте гласные на месте пропусков. Организовывает работу с интерактивной доской

Выполняют задание учителя.  После выполнения один ученик выходит к доске и показывает, что  он сделал. Обсуждение выбора правильности решения.

5 минут

Физминутка. Выполнение упражнения для релаксации глаз.

  1. Этап урока № 4 Проверка правильности решения проблемы

Работа с текстом. (Приложение №1)

Саша подошел к Диме и спросил: «Какое ты варенье больше всего любишь? Груш…вое  или алыч…вое

      Дима  промолчал, потом ответил: «Представляешь, если зимой у камина сесть, придвинуть маленький столик, накрытый кумач…вой  холщ…вой скатертью, посмотреть на кварц…вые часы, сказать ключ…вое слово, после чего перед тобой возникнет баночка варенья, извлечённая  из ситц…вого мешочка. И ты покажешь тут свой бойц…вский характер, своё образц…вое поведение, съешь его с удовольствием без остатка, после чего тебе придётся пользоваться душ…вой»

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин.)

Учитель дает задание об-ся:

1.Выразительно прочитайте  текст. В форме чего написан текст /диалог/

2.Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

3. В суффиксах прилагательных пишу под ударением_____________

    Без ударения пишу____________________________

Обучающиеся выполняют задания учителя.

Происходит взаимопроверка и выставление отметок друг другу.

Обсуждение. Вывод.

Используем интерактивное правило. ЭОР №3.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a3961fe-0a01-0355-00b9-50d12e1656a7/%5BRUS6_105%5D_%5BIM_002%5D.swf

12 минут

  1. Этап урока № 5 Закрепление полученных умений и навыков

(Приложение №2)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин.)

Учитель объясняет правило написания выборочного диктанта.

Обучающиеся выполняют работу с последующей взаимопроверкой (работа в парах)

8 минут

  1. Этап урока № 6 Подведение итогов урока. Рефлексия.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин.)

Дает анализ и оценку успешности достижения цели, намечает перспективы  последующей работы

Получают информацию о реальных результатах обучения.

Осмысливают свою деятельность на уроке. Проводят самооценку своей деятельности

3 минут

  1. Этап урока № 7 Домашнее задание – 2 минуты.

Составить тест «Правописание О-Е в суффиксах и окончаниях прилагательных».

Приложение №1.

Творческая работа, работа с текстом.      

                                                      ***

     Саша подошел к Диме и спросил: «Какое ты варенье больше всего любишь? Груш…вое  или алыч…вое

      Дима  промолчал, потом ответил: «Представляешь, если зимой у камина сесть, придвинуть маленький столик, накрытый кумач…вой  холщ…вой скатертью, посмотреть на кварц…вые часы, сказать ключ…вое слово, после чего перед тобой возникнет баночка варенья, извлечённая  из ситц…вого мешочка. И ты покажешь тут свой бойц…вский характер, своё образц…вое поведение, съешь его с удовольствием без остатка, после чего тебе придётся пользоваться душ…вой»

Задания.

1.Выразительно прочитайте  текст. В форме чего написан текст ________

2.Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

3. В суффиксах прилагательных пишу под ударением_____________

    Без ударения пишу____________________________

Приложение №2.

 

Вариант для обучающегося.

Выборочный диктант.

корень

суффикс

окончание

__________________________________________________________________

Вариант для учителя:

Выборочный диктант.

корень

суффикс

окончание

шёлк

ситцевый

задачей

Жёлтый

образцовый

пейзажем

шёл

ежовый

шалашом

шёпот

дворцовый

плющом

Приложение №3

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Интернет-портал

Название ресурса

Гиперссылка на ресурс

1

(ЕК ЦОР)

«О и Е после шипящих и  Ц в суффиксах прилагательных»

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EE-%E5+%EF%EE%F1%EB%E5+%F8%E8%EF%FF%F9%E8%F5+%E8+%F6+%E2+%EF%F0%E8%EB%E0%E3%E0%F2%E5%EB%FC%ED%FB%F5&tg=&interface=catalog


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие "Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

Урок русского языка в 6 классе. Идея урока-путешествия дает возможность связать русский язык и литературу, включить элементы краеведения, а так же помогает формировать у учащихся бережное отношение к ...

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе "Буквы -О, -Е после шипящих и -Ц в суффиксах прилагательных"

Открытый урок подготовлен по программе Т.Ладыженской для учащихся 6 класса...

Урок русского языка "О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных"

Урок русского языка "О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных"...

Конспект урока русского языка в 6 классе: «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»

Цель урока: повторить и закрепить тему «Не с именами прилагательными»; способствовать ознакомлению с  теоретическими сведениями  по теме «Буквы о и е после букв шипящи...