Урок в 6 классе "Этимология слов" русский язык
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

В данном материале представление информации об уроке в 6 классе "Этимология слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx30.49 КБ
Файл kolobok.docx24.11 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_na_konkurs.docx30.06 КБ
Файл listok_dlya_refleksii.docx121.78 КБ
Файл prilozhenie_3.docx12.87 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

1.Приветствует учеников, создает приятный психологический климат.

Стихотворение Евтушенко Е.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

- Какие мысли вызывает это стихотворение? Желаю и вам быть интересными и неповторимыми.

Оценивает эмоциональное состояние учащихся.

На партах лежат по 3 листочка разных цветов. Учащимся предлагается выбрать тот, который соответствует их настроению.

Зеленый – хорошее настроение, полностью готов к работе.

Желтый – настроение среднее, но поработать хочется

Красный - нет желания работать, настроение грустное.

2. Запись даты урока, классная работа.

3. Слайд1 Повторение по теме «Морфемика. Словообразование». Индивидуальная работа (по уровням). Листы для повторения. Лист самооценки. Оцените себя.

- Без знаний по этой теме нам не обойтись при изучении нового материала сегодня на уроке.

3. Предметы: перчатка наперсток перстень. Схема на доске.

перст=палец

4. На основе слов учитель задает вопросы.

-Как вы думаете, что общего между этими словами?

- Знаете ли вы, что эти слова с точки зрения истории языка являются родственными (этимологически родственными)?

Именно история происхождения слов помогла нам выявить связь между этими словами.

- А теперь подумайте и определите, о чем мы будем сегодня говорить?

Заслушивает ответы учащихся, корректирует их предположения.

Тема: «Этимология слов». Записываем в тетрадь.

- Тема нашего урока очень интересная и сложная. А какие мы поставим перед собой цели?

1. Узнать…

2. Познакомиться…

3. Научиться применять…

-узнать, как называется наука, изучающая историю слов;

-познакомиться с историей некоторых слов;

-научиться применять полученные знания на практике.

#1059;читель организует работу с информационным текстом (в паре) и текстом учебника (стр. 110)

- Информационный текст не просто будем читать, а осмысленно. Для этого будем делать пометы. + - понятно, !-интересно,?-нужно разобраться.

Задает вопросы по тексту.

- Что такое «этимология»?

- В каком словаре мы можем узнать историю слова?

- Найдите в учебнике ту информацию, которой не было на информационном листе.

- От какого слова произошел термин?

- Что можно узнать из этимологического словаря?

#1055;роблемный вопрос:

-Для чего нам нужно знать этимологию слов?

-Как эти знания помогут узнать тайны языка?

- Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

- Немного поиграем «Угадаем словечко» по его лексическому значению. О чем идет речь: 1) Путь движения небесного тела, также космического корабля, аппарата; 2) перен. Сфера действия.3) То же, что глазница. (Глаза вышли из орбит)

Задает вопросы учащимся.

-Как проверить написание безударных гласной в корне слова орбита?

Если посмотрим в этимологический словарь, то узнаем, что слово «орбита» заимствовано в 18 в. из лат.языка, произошло от слова «орбис», которое означало круг. Поэтому в корне будем писать «о».

-Как мы может использовать знания об этимологии этих слов, полученные ранее?

Делают вывод, что знания этимологии помогают в написании словарных слов.

#1056;абота со слайдом 2.

Учитель дает задания по группам.

-Чтобы убедиться в верности нашего предположения (о роли этимологии в изучении орфографии), проведем небольшую исследовательскую работу.

Организует работу в группе со словарными статьями (на парте у каждого учащегося словарь или распечатка со словарными статьями)

Задание. Найти в этимологическом словаре информацию о словарных словах. Как их можно проверить с точки зрения истории языка?

-аллея

-дремучий

-ровесник

-коварный

- колодец

- запятая

Выслушивает ответы учащихся.

#1059;читель демонстрирует упражнения.

Выполняет их вместе с детьми. Физ.минутка.

9.

- Ребята, а случалось ли вам слышать в речи окружающих людей пословицы, фразеологизмы, в которых значения некоторых слов были вам не понятны?

- Как вы думаете, может ли в таких случаях приходить на помощь этимология?

- Чтобы ответить на этот вопрос, вам предстоит выполнить очень интересные задания.

Задание (по рядам):

  1. Угадать пословицу по картинке. «У семи нянек дитя без глаза» Слайд 3.
  2. Как вы понимаете смысл фразеологизма? «Сесть в калошу». Слайд 4.
  3. Отрывок из произведения.

Найдите на рисунке ошибку, изучив материал Приложения (раздаточный материал)

Задание 3:

Определите автора и название произведения по следующему отрывку:

И царица налетела

На Чернавку: «Как ты смела

Обмануть меня? и в чем!..»

Та призналася во всем:

Так и так. Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить. Слайд 5

- Дайте толкование слова «рогатка».

- В сказке говорится, что царица угрожала Чернавке рогаткой. Вы это так представляете?

Познакомьтесь с информацией, объясните, что напутал художник. Работа со слайдами.

Корректировка ответов ребят.

Работа со словарными статьями.

10.

- Как вы думаете, достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

О чем узнали?

Что научились делать?

В чем польза изучения этимологии?

Рефлексия деятельностная: составление кластера «Польза в изучении этимологии».

Домашнее задание: упр. 224 (#1087;резентация, #1084;ини-проект, #1089;ообщение)

Сбор листов самооценки

Рефлексия оценочная (украшают дерево листочками). Прикрепите листочек на дерево, изменилось ли ваше настроение.

Учитель благодарит за урок.



Предварительный просмотр:

Колобо́к — персонаж одноимённой народной сказки, изображаемый в виде небольшого пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбежал от испёкших его бабушки и дедушки, от разных зверей (зайца, волка и медведя), но был съеден лисой.

Колокол - музыкальный инструмент с подвешенным внутри металлическим язычком,большой в храмах и церквях,маленький раньше сообщал об окончании уроков в школе

Колесо - Деталь в виде круга служащая для приведения в движение транспортные средства ,машины,велосипедов и других.

Кольцо - 1. Предмет в форме окружности ,обычно из металла или другого твердого материала), надевают на палец руки в качестве украшения.

Коло́дец — глубокое сооружение для добычи воды, с укреплёнными стенками и механизмом для подъёма её на поверхность. (ведро на верёвке или насос).

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А

АЛЛЕЯ заимствовано в XVIII в. из польского языка, который в свою очередь заимствовал его из французского, где allee означает "проход, дорога", причастие от глагола aller – "идти".

Г

ГАЛОША

Заимств. в XVIII в. из франц. яз., в котором galoche «галоша» возводят либо к solea gallica «галльские сандалии» (от дождя), либо к ср.-лат. kalopedia < греч. kalopodion «деревянные башмаки». Объяснения слова как исконного являются неверными. Др.-рус. калоша «штанина, портянка» к сущ. галоша никакого отношения не имеет.

ГЛАЗ

Искон. Современное значение «орган зрения» является вторичным и свойственно только рус. яз. Экспрессивное образование на основе глазъ «блестящий шарик, камешек»; ср. просторечное шары (выкатить) «глаза», польск. gały «глаза», родственное сущ. галька, ср. такие же перен.-метафорич. по происхождению названия частей тела, как голова, губа, нога, палец и др.. Глаз был назван по его похожести на блестящий шарик, камешек. Исходное глазъ скорее всего того же корня, что и голова, желвак. См. устаревшее око.

Е

ЕНОТ

Название этого животного заимствовано из французского, где genetteвосходит к арабскому слову jarnait, имеющему значение "соболиная кошка".

Д

ДРЕМУЧИЙ

Слово дремучий в выражении дремучий лес означает «густой, тёмный, труднопроходимый». Оно образовано от глагола дремать. Первоначально выражение дремучий лес означало «никем не потревоженный в своём сне лес».

З

ЗАПЯТАЯ

Слово запятая происходит от древнего глагола запяти, имеющего значение «задержать». Получается, что запятая буквально означает «задержка, остановка» - именно так раньше её воспринимали писцы, да и при чтении запятая означает то же самое. Того же корня слово препятствие. Таким образом, исторически родственными словами к существительному запятая являются слова запяти, препятствие.

К

КАЛОША

То же, что галоша.

КОВАРНЫЙ

Прилагательное коварный образовано от слова коварь, что означало «кузнец». Славяне считали кузнецов колдунами, потому что кузнец связан с огнём, умеет управляться с металлами. Возможно, именно поэтому у прилагательного, образованного от слова кузнец, и появилось такое значение.

КОЛОДЕЦ

В древности это слово имело форму колодязь и представляло собой, по всей видимости, заимствование из древнегерманских языков (так в готском

языке было слово kaldings – "холодный источник", образованное от kalds – "холодный"). Любопытно, что в старославянском языке существовало слово сту

денец (также имевшее значение "колодец"), определявшее этот источник воды по температурному признаку

О

ОРБИТА

Заимствовано в 18 веке из латинского языка; произошло от слова orbis (орбис), которое означало "круг ".

ОРДЕН

Заимствовано из немецкого, где Orden в свою очередь заимствованоиз латинского, где ordo (ordinis) – "ряд" имеет тот же корень, что и глагол ordinare – "приводить в порядок".

ОПРЯТНЫЙ

Образовано от ныне исчезнувшего существительного опрять – "порядок". К той же основе восходит глагол прятать.

П

ПАРКЕТ

Заимствовано в 18 веке из французского языка, производное от «parc» (пáрк), что значит «огороженное место, возвышение". Паркет от парк.

ПОТОМОК.

Общеславянское, Суффиксальное производное от потом "потом, после". Буквально — "появившийся позднее, после".

Р

РОВЕСНИК

Это существительное образовано от ровесный – "равный по годам", восходящего к той же основе, что ровня, ровный.

РОГАТКА

Рогатка орудие наказания — или рогулька старинное орудие, употреблявшееся для наказания или для пресечения побега преступникам. В XVIII в. и позже строгие помещики и помещицы надевали Р. на шею провинившимся крестьянам и дворовым девушкам.

Информационный текст «Что такое «этимология?»

Информация

Пометы

Этимологияэто один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке.

В Толковом словаре С.И. Ожегова даются следующие значения слова «этимология»:

1. Этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

2. Этимология – происхождение того или иного слова или выражения.

Существуют этимологические словари, которые содержат в себе секреты и тайны слов. Материал этимологических словарей дает представление о том, в каком языке возникло то или иное слово, какой путь прошло оно в своем развитии, в каких языках зафиксировано.

Судьба некоторых слов необычайно интересна! Например, слово «кенгуру». Это слово появилось благодаря Джеймсу Куку. Он спросил у туземца (австралийца) как называется животное, за которым он сейчас наблюдает. Вопрос был задан по–английски, австралиец, естественно, не понял и ответил: «Гангару», что означало: «Я не понимаю». Кук в полной уверенности, что получил ответ на вопрос, записал, что животное называется «кенгуру».

Информационный текст «Что такое «этимология?»

Информация

Пометы

Этимологияэто один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке.

В Толковом словаре С.И. Ожегова даются следующие значения слова «этимология»:

1. Этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

2. Этимология – происхождение того или иного слова или выражения.

Существуют этимологические словари, которые содержат в себе секреты и тайны слов. Материал этимологических словарей дает представление о том, в каком языке возникло то или иное слово, какой путь прошло оно в своем развитии, в каких языках зафиксировано.

Судьба некоторых слов необычайно интересна! Например, слово «кенгуру». Это слово появилось благодаря Джеймсу Куку. Он спросил у туземца (австралийца) как называется животное, за которым он сейчас наблюдает. Вопрос был задан по–английски, австралиец, естественно, не понял и ответил: «Гангару», что означало: «Я не понимаю». Кук в полной уверенности, что получил ответ на вопрос, записал, что животное называется «кенгуру».




Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Намятова С.В.

Предмет: Русский язык

Класс : 6 б

Учебно-методическое сопровождение: Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. М.: 2019 г.

Тема : Этимология слов

Тип урока: урок открытия новых знаний

Место урока : раздел «Словообразование. Орфография. Культура речи»

Цели:

образовательная: познакомить учащихся с разделом науки о языке – этимологией; формировать знания о роли этимологии в изучении языка; поработать с этимологическим словарем.

развивающая: развивать коммуникативную и лингвистическую компетенции, языковую память, образное и логическое мышление, умение работать творчески; обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию самостоятельного мышления и речи;

воспитательная: прививать любовь и интерес к русскому языку, русской истории и культуре, воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.

Задачи: повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; используя занимательный материал, повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом.

Формируемые УУД:

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие самооценки собственной работы.

Регулятивные:

определение и формулирование цели деятельности, составление план действий по решению проблемы (задачи); осуществление действий по реализации плана; соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценка.

Познавательные:

извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний и осознание необходимости нового знания, осуществление предварительного отбора источников информации для поиска нового знания, умение добывать новые знания (информацию) из различных источников; переработка информации для получения необходимого результата

Коммуникативные:

умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической речи; готовность слушать собеседника, оформление высказываний в соответствии с требованиями речевого этикета.

Ресурсы:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебники, листки самооценки, дидактический материал.

Технологии в рамках урока:

  1. Коммуникативно-ориентированное обучение
  2. Информационно – коммуникативные технологии

Формы организации деятельности:

  1. Коллективная (фронтальная)
  2. Индивидуальная

Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Перечень УУД ФГОС ООО,выполняемый учащимися

1. Мотивация (3 мин)

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

#1055;риветствует учеников, создает приятный психологический климат.

Стихотворение Евтушенко Е.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

- Какие мысли вызывает это стихотворение? Желаю и вам быть интересными и неповторимыми.

2. Оценивает эмоциональное состояние учащихся.

На партах лежат по 3 листочка разных цветов. Учащимся предлагается выбрать тот, который соответствует их настроению.

Зеленый – хорошее настроение, полностью готов к работе.

Желтый – настроение среднее, но поработать хочется

Красный - нет желания работать, настроение грустное.

#1055;риветствуют учителя. Настраиваются на работу

2. Оценивают свое эмоциональное состояние

(Л) Самоопределение;

внимание,

уважение к окружающим,

эмоциональный настрой на урок.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Повторение.

( 7 м.)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

  1. Запись даты урока, классная работа.
  2. Повторение по теме «Морфемика. Словообразование». Индивидуальная работа (по уровням)

- Без знаний по этой теме нам не обойтись при изучении нового материала сегодня на уроке.

  1. Предметы: перчатка, наперсток, перстень.
  2. На основе слов учитель задает вопросы.

-Как вы думаете, что общего между этими словами?

- Знаете ли вы, что эти слова с точки зрения истории языка являются родственными (этимологически родственными)?

Именно история происхождения слов помогла нам выявить связь между этими словами. Схема на доске.

- Судя по началу урока, определите, о чем мы будем сегодня говорить?

Учитель корректирует определение темы, предлагает записать ее.

  1. Выполняют задание на повторение. Проверка по образцу

Выставляют оценку (лист самооценки).

  1. Угадывают слова, выявляют общее.

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают свои предположения

Заносят схему в тетрадь

Предполагают тему урока, записывают ее в тетрадь.

(Л) Умение слушать,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи.

(П) Анализ собственных знаний.

Отнесение объектов к известным понятиям.

Формулировка темы и цели урока.

(Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания.

3. Постановка учебной задачи

Цель:

Формулирование целей урока.

(1 м.)

Учитель задает вопросы.

Заслушивает ответы учащихся, корректирует их предположения.

- Тема нашего урока очень интересная и сложная. А какие мы поставим перед собой цели?

  1. Узнать…
  2. Познакомиться…
  3. Научиться применять…

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, ставят цели урока.

-узнать, как называется наука, изучающая историю слов;

-познакомиться с историей некоторых слов;

-научиться применять полученные знания на практике.

(Р)Составление плана выполнения задач, решение проблем поискового характера.

(П)Постановка и формулировка проблемы.

Поиск и выделение необходимой информации.

Установление причинно-следственных связей.

Выдвижение гипотез.

(К) Умение слушать,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи.

4. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель:

Познакомить с этимологией как наукой.

(7 мин)

Учитель организует работу с информационным текстом (в паре) и текстом учебника (стр. 110)

- Информационный текст не просто будем читать, а осмысленно. Для этого будем делать пометы. + - понятно, !-интересно,?-нужно разобраться.

Задает вопросы по тексту.

- Что такое «этимология»?

- В каком словаре мы можем узнать историю слова?

- Найдите в учебнике ту информацию, которой не было на информационном листе.

- От какого слова произошел термин?

- Что можно узнать из этимологического словаря?

Учащиеся работают в паре с информационным текстом и текстом учебника.

Открывают новые знания.

  1. Этимология
  2. Этимологический словарь
  3. Содержание словаря

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают себя на этом этапе.

(Л) Любознательность при получении знаний.

Формирование интереса к изучению родного языка.

(П) Поиск и выделение необходимой информации.

Построение логической цепи рассуждений.

(Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания.

5.Реализация построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при выполнении заданий, вызвавших затруднения, так и при выполнении заданий такого класса или типа вообще.

3м.

Проблемный вопрос:

-Для чего нам нужно знать этимологию слов?

-Как эти знания помогут узнать тайны языка?

-Сегодня на уроке попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Обращается вновь к словам из игры «Угадаем словечко». О чем идет речь: 1)Путь движения небесного тела, также космического корабля, аппарата; 2)перен. Сфера действия.3) То же, что глазница. (Глаза вышли из орбит)

Задает вопросы учащимся.

-Как проверить написание безударных гласной в корне?

Если посмотрим в этимологический словарь, то узнаем, что слово «орбита» заимствовано в 18 в. из лат.языка, произошло от слова «орбис», которое означало круг. Поэтому в корне будем писать «о».

-Как мы может использовать знания об этимологии этих слов, полученные ранее?

Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

Пробуют применить полученные знания на практике.

Проверяют слова.

Делают вывод, что знания этимологии помогают в написании словарных слов.

Познавательные УУД:

#1040;нализировать, сравнивать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

3. Пользоваться словарем.

Коммуникативные УУД:

#1054;существлять контроль.

2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

6. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания по теме «этимология», формирование умения работать со словарём, проверка по эталону

6 м.

Работа со слайдом.

Учитель дает задания по группам.

-Чтобы убедиться в верности нашего вывода (о роли этимологии в изучении орфографии), проведем небольшую исследовательскую работу.

Организует работу в группе со словарными статьями (на парте у каждого учащегося словарь или распечатка со словарными статьями)

Задание. Найти в этимологическом словаре информацию о словарных словах. Как их можно проверить с точки зрения истории языка?

-аллея

-дремучий

-ровесник

-коварный

- колодец

- запятая

Выслушивает ответы учащихся.

Учащиеся выполняют задания.

Работают со словарной статьей.

Ищут ответы на поставленные вопросы.

Записывают результат.

Делают выводы:

-Изучение этимологии словарных слов помогает запомнить их написание, т.к. непроверяемые гласные в словах с точки зрения современного языка можно проверить с точки зрения истории языка.

(Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания.

Работа по составленному плану, использование наряду с основными и дополнительные средства.

(п)Самостоятельный отбор для решения предметных учебных задач необходимого словаря.

#1044;инамическая пауза. 2м.

Учитель демонстрирует упражнения.

Выполняет их вместе с детьми.

Учащиеся повторяют за учителем упражнения.

Личностные УУД:

#1057;нять напряжение и утомление на уроке.

8. Включение в систему знаний и повторения Цель этапа: включение новых способов действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

5 м.

- Ребята, а случалось ли вам слышать в речи окружающих людей пословицы, фразеологизмы, в которых значения некоторых слов были вам не понятны?

- Как вы думаете, может ли в таких случаях приходить на помощь этимология?

- Чтобы ответить на этот вопрос, вам предстоит выполнить очень интересные задания.

Учитель приводит пример, объясняя учащимся непонятное слово.

Задание (по рядам):

  1. Угадать пословицу по картинке. «У семи нянек дитя без глаза»
  2. Как вы понимаете смысл фразеологизма? «Сесть в калошу».
  3. Отрывок из произведения.

Найдите на рисунке ошибку, изучив материал Приложения 3(раздаточный материал)

Задание 3:

Определите автора и название произведения по следующему отрывку:

И царица налетела

На Чернавку: «Как ты смела

Обмануть меня? и в чем!..»

Та призналася во всем:

Так и так. Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

- Дайте толкование слова «рогатка».

- В сказке говорится, что царица угрожала Чернавке рогаткой. Вы это так представляете?

Познакомьтесь с информацией, объясните, что напутал художник. Работа со слайдами.

Корректировка ответов ребят.

Работа со словарными статьями.

Проверка работы по слайду.

Домашнее задание: упр. 224 (#1087;резентация, #1084;ини-проект, #1089;ообщение)

Отвечают на вопросы учителя.

Работают со слайдами.

Выполняют полученное задание.

Исследуют значение слова «глаз» в пословице «У семи нянек дитя без глазу».

Также делают вывод о том, что в сказке А.С. Пушкина слово «рогатка» употреблено в устаревшем значении «орудие пытки». Знание этимологии помогло понять текст сказки.

Вывод: знание истории слов помогает не только правильно их писать, но и лучше понять смысл пословиц, фразеологизмов. Язык художественной литературы тоже становится более ясным.

Записывают домашнее задание.

Познавательные УУД:

#1040;нализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

3. Пользоваться словарями разных типов

4. Умение передавать содержание в сжатом, выборочном виде.

Коммуникативные УУД:

#1057;вободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.3м.

- Как вы думаете, достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

О чем узнали?

Что научились делать?

Польза в изучении этимологии? Где можно применить?

Рефлексия деятельностная: составление кластера «Польза в изучении этимологии»

Сбор листов самооценки

Рефлексия оценочная (украшают дерево листочками)

Учитель благодарит за урок.

Оценивают свою работу на уроке, сдают листы самооценки.

Оценивают свое эмоциональное состояние к концу урока.

Подводят итоги урока.

(Р) 1. Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания.

2. Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.



Предварительный просмотр:

C:\Users\орпг\Desktop\ C:\Users\орпг\Desktop\

C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\

C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\

C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\

C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\C:\Users\орпг\Desktop\

C:\Users\орпг\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\C:\Users\орпг\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\C:\Users\орпг\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\C:\Users\орпг\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\C:\Users\орпг\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\C:\Users\орпг\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\C:\Users\орпг\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\C:\Users\орпг\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\C:\Users\орпг\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\C:\Users\орпг\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\C:\Users\орпг\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\C:\Users\орпг\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\C:\Users\орпг\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\C:\Users\орпг\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\C:\Users\орпг\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\C:\Users\орпг\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\C:\Users\орпг\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\



Предварительный просмотр:

Приложение 3

«Без глазу (устар.) —без присмотра, без надзора»,—пишет В. П. Фелицына, известный лексикограф и исследователь русских пословиц (Русские пословицы, поговорки и крылатые слова: Линвострановедческий словарь./ В.П. Фелицына, Ю.Е. Прохоров; под ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. – «Русский язык».-М.: 1988,104).

Глаз 1. Орган зрения. Левый глаз покраснел. Карие глаза.
Способность видеть, самое зрение. Острый глаз

2. Только ед. надзор, присмотр (разг. устар., теперь употр. в немногих устойчивых выражениях). За ним нужен глаз да глаз. (Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова в 4-х томах).

Приложение 4

Слово «калоша» произошло от «калужа» (так в Древней Руси называлась лужа), т.е. «сесть в калошу» означало упасть в лужу. В Древней Руси была распространена народная забава – кулачный бой. В борьбе побежденный падал (садился) в грязь, в лужу (калужу).

Позже калоша стала означать резиновую обувь, которая защищает от луж (калуж). (По материалам книги: Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / Под ред. В. М. Мокиенко. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005.)

Приложение 5

Рогаткой в старину назывался железный ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, преступникам.

В XVIII веке и позже строгие помещики и помещицы надевали рогатку на шею провинившимся крестьянам и дворовым девушкам, заставляя некоторых из них ходить в рогатках по году и более. Рогатка состояла из железного обруча, толщиной в полвершка, с насаженными на нем на равных расстояниях тремя рожками. Надетый на шею, обруч запирался замком, и рогатку нельзя было снять, пока она была заперта.

Рогатка как оружие пытка применялась в России до 1828 года. (По материалам Энциклопедического словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)

Цели  урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность;  найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Изобразительно-выразительные средства языка".

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентиров...