Опыт работы "Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка"
консультация по русскому языку (7 класс)
Материал содержит опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка в 5-9 классах общеобразовательной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_fg.docx | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Сл.1 Добрый день, уважаемые коллеги!
В своем выступлении хочу поделиться методами и приёмами, которые использую в практике по формированию ФГ, а в частности читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.
Сл.2 Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Сл.3 Неотъемлемой частью читательской грамотности является Функциональное чтение - чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи.
Сл. 4. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
Поиск информации
Понимание прочитанного (смысловое чтение)
Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) – критическое мышление.
Применение информации для решения своих задач.
Сл.5 Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские умения – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами.
Тест PISA оценивает следующие читательские умения:
1. Найти доступ к информации и извлечь ее.
2. Сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя.
3. Размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его.
Сл. 6. Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией. Для развития перечисленных умений на уроках русского языка и литературы использую следующие задания:
Сл. 7 В первую очередь – это работа с учебником. Предметная линия учебников М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. по русскому языку и В.Я.Коровиной по литературе содержит задания (представлены на экране), направленные на развитие таких читательских умений как нахождение доступа к информации и извлечение ее, формирование общего понимания и толкования текста, размышление о содержании и форме текстового сообщения, оценивание его.
Сл.8 Задания рубрики «Проект» в учебнике Литературы предполагает развитие не только читательской грамотности, но и креативного мышления, глобальных компетенций так как идет обращение к региональным традициям, исследовательской деятельности ученика, устной истории.
Сл.9 Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами для диктантов, упражнениями, текстами для чтения. На уроках также работаем с текстами табличной формы, в виде инфографики и графики, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими несплошными текстами крайне важна для старшеклассников. Эти навыки будут не только проверяться на PISA и аттестации, но и понадобятся во взрослой жизни.
Сл.10 На уроках активно использую приём Кластер (англ.) – скопление, кисть, пучок – графический прием систематизации материала в виде «грозди».
Например, при работе с художественными текстами на литературе ребята фиксируют информацию группами, что способствует развитию умения дифференцировать главную и второстепенную информацию, отбирать информацию по определенному параметру.
Так, при изучении повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, рассказа «Юшка» А.П.Платонова, «Старуха Изергиль» М.Горького дети группировали положительные и отрицательные черты героев, соотносили конкретного персонажа с окружающим его обществом, сами делали выводы.
Сл.11 Ещё одним приёмом, способствующим развитию читательской грамотности, является создание интеллект-карт.
Так, например, при изучении темы «Причастие» в 7 классе дети создавали свои интеллект-карты, постепенно заполняя их по мере изучения новой информации.
Сл.12 Данный прием удобен тем, что ребенок в простой и сжатой форме самостоятельно структурирует информацию, графические символы помогают легче запомнить и при необходимости воспроизвести нужный материал.
Сл.13 Ведение читательских дневников также способствует развитию смыслового чтения, критического мышления.
Также использую интернет-ресурсы, которые помогают проводить работу с текстами разной природы.
Сл.14 Национальный корпус русского языка -это интернет-сервис, в котором собраны художественные (6 308) и нехудожественные (70 574) тексты: от древнерусских посланий с берестяных грамот до современных инструкций к бытовым приборам. Именно здесь можно подобрать емкие примеры и интересные материалы для новых заданий. В чем отличие от Google или Yandex? Все слова в базе имеют лингвистическую разметку: род, падеж, лицо, залог и так далее. За счет этого поиск можно проводить по множеству характеристик.
Функции позволяют отыскать конкретные словосочетания и их вариации, контексты. Доступен даже поиск по произведениям классиков. Например, всего за минуту-две можно собрать все стихи, в которых А.С. Пушкин обращался к школе в том или ином значении. Для этого заходим в поэтический раздел, выбираем автора, переходим к странице поиска, задаем слово «школа», а в грамматических признаках выделяем все падежи, единственное число и множественное число. Получаем: «...Наших деток в шумной школе / Раздавались голоса...», «...Вот время: добрые ленивцы, / Эпикурейцы-мудрецы, / Вы, равнодушные счастливцы, / Вы, школы Левшина птенцы,...» и другие.
Сл.15 Образовательная онлайн-платформа Учи.ру запустила 2 проекта (для 2-3 классов и 4-5 кл) по диагностике читательской грамотности и гибких навыков у школьников. Интерактивные задания помогут оценить, насколько развиты у школьников навыки коммуникации, кооперации, критического мышления и смыслового чтения. Оба теста вместе с подробной инструкцией по их проведению бесплатно доступны с 21 февраля по 7 апреля 2022 года в личном кабинете учителя, который сможет раздать задания своим ученикам. После прохождения теста учитель получит отчет по каждому ребенку с подробными результатами диагностики гибких навыков и читательской грамотности.
Сл.16 С примерами заданий для оценки сформированности читательской грамотности по различным ее аспектам можно ознакомиться на сайте Центра оценки качества образования ИСРО РАО: http://centeroko.ru
Сл.17 Сайт Российской электронной школы содержит банк КИМ, которые позволяют в удобное для обучающихся время выполнять задания по всем компетенциям, а учителю легко и быстро проверить работы и проанализировать результаты для дальнейшей коррекции и планирования деятельности. В феврале мною было проведено 4 мероприятия, также в будущем планирую продолжать работу в этом направлении.
На этом у меня всё, спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...
Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы.
Выступление включает небольшой теоретический материал и несколько примеров работы с ними....
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка
Виды заданий, включенных в презентацию, помогут учителям в работе по формированию функциональной грамотности обучающихся....
Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы
Статья о том, какими методами выявляется функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы...
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка
Дидактический материал для 6 кл , применяемый на уроках русского языка по развитию речи....
Мастер-класс «Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»
Мастер-класс«Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»...