Мастер-класс «Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка по литературе (7 класс)

Наталия Коршунова

Мастер-класс

«Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funkts_gramotnost_2022_korshunova.pptx681.37 КБ
Файл funkts_gramotnost_2022_korshunova.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 Коршунова Н.А.

Слайд 2

Зачем нужна функциональная грамотность? Многим может показаться, что эта компетенция появилась в образовательной программе «банальным образом», вслед за мировым мониторингом PISA. На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями. И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения.

Слайд 3

Функциональная грамотность — что это? Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя: Математическую Финансовую Естественнонаучную Глобальные компетенции Читательскую Критическое мышление

Слайд 4

Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова, издание «Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя» «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; Способностью строить социальные отношения; Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Слайд 5

Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла» «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Слайд 6

Функциональное чтение Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками: Поиск информации Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении. Применение информации для решения своих задач. Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

Слайд 7

Источники литературы: https ://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД ЛОБНЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

141730,  Московская область                                                                тел./факс:8(495) 577-15-21

г. Лобня, ул. Букинское шоссе, д.19                                                   e-mail:sosh7lobnya@inbox.ru 

ОКПО 45066752                 ОГРН 1025003081839            ИНН/ КПП 5025009734/ 502501001

Мастер-класс

«Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

Выполнила: учитель

русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7

Коршунова Н. А.

2022 г

Мастер-класс «Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Задачи:

-раскрыть содержание мастер-класса через знакомство с приёмами работы;

-показать практическую значимость использования данных приёмов работы, целесообразность их использования на уроках.

 

  Ход мастер-класса

1. Зачем нужна функциональная грамотность?

Многим может показаться, что эта компетенция появилась в образовательной программе «банальным образом», вслед за мировым мониторингом PISA. На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями. И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения.

2. Функциональная грамотность — что это?

  • Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:
  • Математическую
  • Финансовую
  • Естественнонаучную
  • Глобальные компетенции
  • Читательскую 
  • Критическое мышление

3. Что об этом говорят ученые?

Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова, издание «Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя»

  • «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать:
  • Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
  • Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
  • Способностью строить социальные отношения;
  • Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла»

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

4. Что такое функциональное чтение?

  • Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
  • Поиск информации
  • Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении
  • Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении.
  • Применение информации для решения своих задач.

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

5. Что мы можем предложить обучающимся?

На основе рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» выполните задания

  1. Какую информацию вы можете получить из текста? В каждой строке данной ниже таблицы поставьте знак (  )

Информация

Есть

Нет

О городе, в котором происходит события рассказа

О чине одного из главных героев - Очумелова

О породе щенка, из-за которого начались действия рассказа

О том, за какую часть тела был укушен Хрюкин

О профессии Хрюкина

Исключение неправильных утверждений

  1. Опираясь на текст, укажите, сколько раз менял свое мнение о щенке Очумелов. Обведите наиболее точный ответ.

А. Очумелов не менял свое мнение

Б. Очумелов поменял свое мнение 5 раз

В. Очумелов поменял свое мнение 12 раз

Г. Очумелов поменял свое мнение 2 раза

Выбор правильного ответа

  1. Прочитайте имена и фамилии героев, упоминаемых в произведении, и установите соответствие с их социальным статусом.

А. Хрюкин

  1. генерал

Б. Пичугин

  1. «золотых дел мастер»

В. Елдырин

  1. городовой

Г. Жигалов

  1. генеральский повар

Д. Прохор

  1. купец

А.

Б.

В.

Г.

Д.

Нахождение, извлечение и сопоставление информации

4. Укажите, какие утверждения согласно тексту верны. В каждой строке данной ниже таблицы обведите ответ «Верно» или «Неверно».

Утверждения

Верно

Неверно

События, описанные в рассказе, разворачиваются на базарной площади

Верно

Неверно

Щенок был с острой мордой и желтым пятном на спине

Верно

Неверно

Елдырин помог определить, кому принадлежит собака

Верно

Неверно

Исключение неправильных утверждений

5. Семиклассники Паша и Лера поспорили.

Лера: - В рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» дело происходит зимой, потому что Очумелов в шинели, и он часто просит Елдырина надень на него эту шинель.

Паша: - По-моему, это ошибка. Дело происходит летом.

Кто из ребят прав? Запишите объяснение. Также выпишите предложение из текста, доказывающее ваше объяснение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Умение осмыслять и оценивать содержание текста

6. Источники литературы:

https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/10/20/master-klass-priemy-i-metody-formirovaniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

      Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы.

Выступление включает небольшой теоретический материал и несколько примеров работы с ними....

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы

Статья о том, какими методами выявляется функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...

Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода с целью формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы".

Материал, представленный в данной презентации, был продемонстрирован на городском семинаре, участником которого я стала. Семинар был одним из этапов конкурса "Учитель года 2022"...

Формирование языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы: эффективные технологии, приемы и методические находки

В сентябре 2022 года в силу вступили новые федеральные образовательные стандарты для начальной и основной школы (1,5 классы). В новых стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности ка...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...