Мастер-класс «Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка по литературе (7 класс)
Мастер-класс
«Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funkts_gramotnost_2022_korshunova.pptx | 681.37 КБ |
funkts_gramotnost_2022_korshunova.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зачем нужна функциональная грамотность? Многим может показаться, что эта компетенция появилась в образовательной программе «банальным образом», вслед за мировым мониторингом PISA. На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями. И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения.
Функциональная грамотность — что это? Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя: Математическую Финансовую Естественнонаучную Глобальные компетенции Читательскую Критическое мышление
Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова, издание «Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя» «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; Способностью строить социальные отношения; Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла» «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Функциональное чтение Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками: Поиск информации Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении. Применение информации для решения своих задач. Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.
Источники литературы: https ://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД ЛОБНЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
141730, Московская область тел./факс:8(495) 577-15-21
г. Лобня, ул. Букинское шоссе, д.19 e-mail:sosh7lobnya@inbox.ru
ОКПО 45066752 ОГРН 1025003081839 ИНН/ КПП 5025009734/ 502501001
Мастер-класс
«Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»
Выполнила: учитель
русского языка и литературы
МБОУ СОШ №7
Коршунова Н. А.
2022 г
Мастер-класс «Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»
Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Задачи:
-раскрыть содержание мастер-класса через знакомство с приёмами работы;
-показать практическую значимость использования данных приёмов работы, целесообразность их использования на уроках.
Ход мастер-класса
1. Зачем нужна функциональная грамотность?
Многим может показаться, что эта компетенция появилась в образовательной программе «банальным образом», вслед за мировым мониторингом PISA. На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями. И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения.
2. Функциональная грамотность — что это?
- Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:
- Математическую
- Финансовую
- Естественнонаучную
- Глобальные компетенции
- Читательскую
- Критическое мышление
3. Что об этом говорят ученые?
Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова, издание «Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя»
- «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать:
- Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
- Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
- Способностью строить социальные отношения;
- Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла»
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
4. Что такое функциональное чтение?
- Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
- Поиск информации
- Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении
- Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении.
- Применение информации для решения своих задач.
Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.
5. Что мы можем предложить обучающимся?
На основе рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» выполните задания
- Какую информацию вы можете получить из текста? В каждой строке данной ниже таблицы поставьте знак ( )
Информация | Есть | Нет |
О городе, в котором происходит события рассказа | ||
О чине одного из главных героев - Очумелова | ||
О породе щенка, из-за которого начались действия рассказа | ||
О том, за какую часть тела был укушен Хрюкин | ||
О профессии Хрюкина |
Исключение неправильных утверждений
- Опираясь на текст, укажите, сколько раз менял свое мнение о щенке Очумелов. Обведите наиболее точный ответ.
А. Очумелов не менял свое мнение
Б. Очумелов поменял свое мнение 5 раз
В. Очумелов поменял свое мнение 12 раз
Г. Очумелов поменял свое мнение 2 раза
Выбор правильного ответа
- Прочитайте имена и фамилии героев, упоминаемых в произведении, и установите соответствие с их социальным статусом.
А. Хрюкин |
|
Б. Пичугин |
|
В. Елдырин |
|
Г. Жигалов |
|
Д. Прохор |
|
А. | Б. | В. | Г. | Д. |
Нахождение, извлечение и сопоставление информации
4. Укажите, какие утверждения согласно тексту верны. В каждой строке данной ниже таблицы обведите ответ «Верно» или «Неверно».
Утверждения | Верно | Неверно |
События, описанные в рассказе, разворачиваются на базарной площади | Верно | Неверно |
Щенок был с острой мордой и желтым пятном на спине | Верно | Неверно |
Елдырин помог определить, кому принадлежит собака | Верно | Неверно |
Исключение неправильных утверждений
5. Семиклассники Паша и Лера поспорили.
Лера: - В рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» дело происходит зимой, потому что Очумелов в шинели, и он часто просит Елдырина надень на него эту шинель.
Паша: - По-моему, это ошибка. Дело происходит летом.
Кто из ребят прав? Запишите объяснение. Также выпишите предложение из текста, доказывающее ваше объяснение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Умение осмыслять и оценивать содержание текста
6. Источники литературы:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/10/20/master-klass-priemy-i-metody-formirovaniya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...
Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы.
Выступление включает небольшой теоретический материал и несколько примеров работы с ними....
Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы
Статья о том, какими методами выявляется функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы...
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...
Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода с целью формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы".
Материал, представленный в данной презентации, был продемонстрирован на городском семинаре, участником которого я стала. Семинар был одним из этапов конкурса "Учитель года 2022"...
Формирование языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы: эффективные технологии, приемы и методические находки
В сентябре 2022 года в силу вступили новые федеральные образовательные стандарты для начальной и основной школы (1,5 классы). В новых стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности ка...
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...