Презентация по русскому языку на тему Сложносочиненные предложения
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (9 класс)
В презентации представлен матениал по теме "Сложносочиненные предложения" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnosochinennoe_predlozhenie.pptx | 114.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вспомним Сложные предложения Союзные (части связаны союзами и союзными словами) Бессоюзные (части связаны при помощи интонации) Сложносочиненные (части связаны сочинительными союзами) Сложноподчиненные (части связаны подчинительными союзами и союзными словами
Подумай Солнце уже пряталось, и на поляне растянулись вечерние тени. Какое это предложение по количеству грамматических основ? Каким союзом связаны части сложного предложения? Можно ли от одной части предложения задать вопрос к другой части?
Запомни! Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, части которого связаны сочинительными союзами. Пример: Небо было пасмурно, но дождя не было.
По союзам и по значению ССП делятся на 3 группы Сложносочиненные предложения с соединительными союзами Сложносочиненные предложения с разделительными союзами Сложносочиненные предложения с противительными союзами и, да (в значении и), не только...но и, также, тоже, и… и , ни… ни , как…так и или, или… или , либо, либо… либо , то… то , то ли…то ли, не то…не то а, да (в значении но), но , зато, однако, однако же, всё же Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется. Будет очень жарко, или разразится гроза. Красота приглядится, а ум пригодится.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении Запятая ставится Перед одиночным союзом: Солнце село, и мне уже пора было идти домой. 2. Перед второй и последующими частями при повторяющихся союзах: Или он сам разговаривал с кем-нибудь, или кто-нибудь задавал ему вопросы.
Запятая не ставится, если в сложносочиненном предложении имеются Общий второстепенный член: Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. 2. Общее вводное слово: К счастью, зима была снежной и весна наступила рано. 3. Общую вопросительную или восклицательную интонацию: Но где мой дом и где рассудок мой!
Выполни задания Укажите, где имеются ССП и где – предложения с однородными сказуемыми. Расставьте знаки препинания. 1. Ветерок перебирает пеструю листву и в нем уже чудится осенний шелест и осенняя прохлада. 2. Вот присел я у забора и стал прислушиваться. 3. Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью. 4. Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения. 5. Бурлила мутная вода почуяв близкие оковы и вдаль куда-то облака осенний ветер гнал сурово. 6. Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это не понравилось Анне Павловне. 7. Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь. 8. Ночью дождь утих и мир оцепенел в покое и сне. 9. Раз гуляя по лесу я чуть-чуть не заблудился но к счастью набрёл на тропу и она привела меня к морю.
Укажите ССП, в которых есть общий второстепенный член. Расставьте знаки препинания. 1. Справа и слева непролазно лежали вывернутые с корнем ели и сосны и одиноко стояли обгорелые снизу осины. 2. Изредка пропоёт комар да ветерок качнёт вершину. 3. Асфальт уже высох и только на цветах газонов блестели чистые крупные капли. 4. Сверху жарко палило солнце и до раскалённой кабинки невозможно было дотронуться. 5. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише. 6. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит. 7. Вдруг в нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных голоса. 8. На строительной площадке работал кран и забивали в землю бетонные сваи.
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру( ы ), обозначающую( ие ) запятую( ые ) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. 1. Денег у нас было мало,(1) и мы купили то,(2) что смогли. Всё выбирал хозяин,(3) и мне оставалось только удивляться,(4) зачем,(5) например,(6) нужны два десятка белых бумажных скатертей. 2. В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша с красной, (1) как пуговица, (2) завязью. Ландыши и завязь мы сорвали и выбросили, (3) но их длинные корни забрали: их можно было посадить в горшок с землей, (4) поливать теплой водой, (5) и тогда бы в январе вырос настоящий цветок ландыша. 3. Он любит читать детективы, (1) и я ему купила целых два тома. Он будет такой довольный! – прозвенел в вагоне счастливый девичий голос и смех. – А бабушке… Мы завтра будем на практике, (2) там рядом хороший магазин для диабетиков. Я уже всё разглядела. Бабушка болеет, (3) а ей тоже хочется вкусненького. 4. Вдруг вспыхивает солнечный луч, (1) и Сережка забывает, (2) что минуту назад он был физиком. Темнеют вдалеке стены Кремля, (3) и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по русскому языку по теме "Сложносочинённое предложение"
В данной презентации рассматривается теоретический материал о сложносочинённом предложении: какое предложение является сложносочинённым,разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненног...
Урок русского языка по теме "Сложносочиненное предложение. Защита проекта". 9 класс
Урок построен с применением метода проекта. Данный проект расширяет знания учеников о сложносочиненном предложении, совершенствует навыки постановки знаков препинания в ССП, готовит к тест...
Разработка урока и презентация по русскому языку по теме: "Неполные предложения" 8 класс
Разработка урока русского языка для обучающихся 8 класса по теме: "Неполные предложения". Данный урок разработан с применением системно-деятельностного подхода к обучению. Имеется презентация, в котор...
презентация к уроку русского языка по теме "Сложносочиненное предложение" 10 класс
В работе содержится теоретическое обоснование постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях. В качестве закрепления навыка в конце урока предлагается выполнить тест ЕГЭ № 15...
Контрольная работа по русскому языку по теме «Сложносочиненное предложение» для 9 класса
Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение» 9 класс...
Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОДБ. 01 Русский язык по теме «Сложносочиненные предложения»
Тема: Сложносочиненные предложения.Тип урока: комбинированныйФормы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.Здоровьесберегающий компонент: профилактика умственного перенапряжения путём смены видов ...
Урок русского языка по теме "Сложносочиненные предложения"
Урок русского языка с использованием модульных технологий (9 класс)...