Урок русского языка по теме "Сложносочиненные предложения"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
Урок русского языка с использованием модульных технологий (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урока русского языка
по теме «Сложносочиненные предложения»
(модуль)
9 класс
Методы: модуль обобщения полученных знаний
Тип учебного занятия: урок-практикум обобщающего повторения и систематизации знаний
Технология: модульная технология
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы контроля учебной деятельности: входящий контроль (восстановление алгоритм), фронтальный, групповой, индивидуальный, итоговый контроль по теме
Дидактическое сопровождение: набор напечатанного раздаточного материала (задания на каждый этап работы), компьютер с мультимедийным проектором для показа презентационного материала к занятию
Цели и задачи:
Методическая: организация внешней деятельности школьников, способствующей переходу внешних действий в умственные, являющейся основой рационального управления процесса усвоения знаний, навыков, умений.
1. Цель, ориентированная на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучению русского языка:
актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы “Сложносочиненные предложения”.
2. Цели, ориентированные на развитие ценностного отношения учащихся к предмету:
содействовать осознанию ценности изучения русского языка; воспитание любви к русскому языку.
3. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:
создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать текст; обеспечить развитие у школьников умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать и классифицировать.
4. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников культуры самоуправления учением:
создать условия для развития у школьников умения работать во времени; создать условия для развития умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
5. Цель, ориентированная на развитие у школьников рефлексивной культуры:
обеспечить развитие у школьников умение объективировать деятельность, т. е. переводить с языка непосредственных впечатлений на язык общих положений.
Образовательные:
1) обобщить сведения о сложносочиненных предложениях (ССП);
2) закрепить умение расставлять знаки препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложносочиненных предложениях;
3) показать сферу употребления ССП.
Развивающие:
1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию;
2) развивать речевые навыки учащихся, творческие способности, активную жизненную позицию.
Воспитательные:
1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;
2) формировать бережное и сознательное отношение к языку и жизненным ценностям.
Структура урока:
Наименование этапа | Методы по характеру познавательной деятельности уч-ся и участия учителя в учебном процессе; формы деятельности; приёмы работы. | Время |
1.Организационный этап | Определение места модульного урока в теме. Объяснительный, беседа. 1. Подготовка учащихся к работе на уроке. 2. Взаимное приветствие учителя и учащихся. | 3 |
2. Этап постановки целей урока. | Формулировка темы урока, определение и формулировка цели урока и конечных результатов. Совершенствование навыка самостоятельной работы, работы в малых группах, оценки и самооценки, коммуникативный навык. 1. Осмысление специфики ССП. 2. Усвоение классификации сложных предложений. 3. Отработка умений находить ССП в тексте и определять их. | 3 |
3. Этап проверки домашнего задания. | Подбор необходимого фактического материала, отбор методов и форм преподавания и контроля, определение способов учебной деятельности учащихся. | 20 |
4. Этап всесторонней проверки знаний по модулям 1, 2, 3, 4, 5. | Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные элементы и определение цели каждого из них 1. Нулевой уровень (понимание) 2. Первый уровень (опознание) 3. Второй уровень (воспроизведение) 4. Третий уровень (применение) 5. Четвертый уровень (творческая деятельность) 6. Пятый уровень (контроль знаний) | 40 |
5. Подведение итогов урока. | Модель тестирования, применяемая для оценки усвоения знаний обучаемых. Использование самопроверки и взаимопроверки как способа обеспечения развития у школьников культуры самоуправления учением | 20 |
6. Выбор домашнего задания. | Создать условия для развития умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности. | 4 |
Ход урока
1. Организационный этап: определение места модульного урока в теме — продолжение работы по теме «Сложные предложения».
1. Подготовка учащихся к работе на уроке.
2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.
2. Этап постановки целей урока: формулировка темы урока, определение и формулировка цели урока и конечных результатов: (осмысление специфики ССП, усвоение классификации сложных предложений, отработка умений находить ССП в тексте и определять их).
Обращение внимания на технологическую карту и методы работы с ней.
3. Этап проверки домашнего задания: (УЭ — 0 и УЭ — 1)
1) Восстановление алгоритма определения простых и сложных предложений.
2) Повторение однородных членов предложения; сопоставление различных сочетаний простых и сложносочиненных предложений (выполнение заданий по двум уровням сложности).
4. Этап всесторонней проверки знаний по модулям 2, 3, 4:
Учебный элемент — 2: проверка теоретических знаний по группам и практических знаний по постановке знаков препинания перед союзом И (работа по двум вариантам).
Учебный элемент — 3: обобщение и закрепление знаний по теме — выполнение заданий по трем уровням сложности.
Учебный элемент — 4: выполнение заданий творческого характера: игра «Замена» и игра «Угадай», развивающие творческие способности, расширяющие лексический запас учащихся.
5. Подведение итогов урока:
1) учебный элемент — 5: индивидуальная работа по учебному листу с само- или взаимопроверкой (выполнение обобщающего теста по теме «Сложносочиненное предложение» по двум вариантам);
2) определение уровня подготовки каждого ученика по данной теме через анализ Листа контроля;
3) выявление пробелов для последующей коррекционной работы.
6. Выбор домашнего задания (три варианта в зависимости от набранных за урок баллов).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ
Лист контроля:
Учебные элеметы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
УЭ - 0 | |||||
УЭ - 1 | |||||
УЭ - 2 | |||||
УЭ - 3 | |||||
УЭ - 4 | |||||
УЭ - 5 | |||||
ИТОГО |
Критерии оценивания:
Если вы набрали от 25 до 28 баллов, вы получаете 5 (отлично);
от18 до 23 баллов, вы получаете 4 (хорошо);
от 10 до 17 баллов, вы получаете 3 (удовлетворительно)
Домашнее задание:
Если вы получили 5, д/з отсутствует.
Если вы получили 4, надо повторить блок «ССП»и сдать устный зачёт.
Если вы получили 3, надо повторить блок «ССП» и выполнить упр. 81.
Ключи к заданиям:
УЭ и № задания | Ответ |
УЭ — 1 Задание №2: первый уровень сложности: УЭ — 1 Задание №2: второй уровень сложности: | 1) Лицо ее дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй приветливой улыбкой. 2) Они гордо взглянули друг на друга, и Дубровский заметил злобную улыбку на лице своего противника. 3) Установите четкий график работ и, не нарушая его, наладьте производство. 4) Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне тело и щеки. 5) Мы встретимся сегодня, или завтра вы приедете ко мне. 6) Сегодня или завтра мы должны непременно выехать из деревни, раздобыв где-нибудь машину или лошадей. 7) Глядел мальчик очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. 8) Я не могу, да и не имею права выполнить вашу просьбу. 9) Вышло солнце из-за леса, поредел туман белесый, и в деревне вдоль реки закудрявились дымки. 10) Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит. 1) В кружке кройки и шитья девочки занимались уже два месяца и два дня. 2) Уборку школьного двора поручили ученикам восьмого класса и прогульщикам. 3) Картины, развешенные по стенам, украшали комнату и коридор. 4) Величественная архитектура Санкт-Петербурга, его памятники, набережная Невы всегда привлекали многочисленных туристов и самих жителей города. 1) В кружке кройки и шитья девочки занимались уже два месяца, и результаты не заставили себя ждать. 2) Уборку школьного двора поручили ученикам восьмого класса, и они справились с заданием без труда. 3) Картины, развешенные по стенам, украшали комнату, и дом отчасти был похож на музей. 4) Величественная архитектура Санкт-Петербурга, его памятники, набережная Невы всегда привлекали многочисленных туристов, и количество почитателей с каждым годом только растет. |
УЭ — 2 Задание №3: второй уровень сложности вариант №1 УЭ — 2 Задание №3: второй уровень сложности вариант №2 | Ответ: 3, 4, 6 Ответ: 3, 5, 7 |
УЭ — 3 Задание №4: первый уровень сложности УЭ — 3 Задание №4: второй уровень сложности УЭ — 3 Задание №4: третий уровень сложности | 1) Степь покрылась цветами и травами, но буйное цветение длится недолго. 2) Недавно прошел дождь, но дорога уже сухая, и по-прежнему печет степное солнце. 3) Молния блистала почти беспрерывно, и от раскатов грома дрожали стекла, однако зрелище было великолепное. 4) Все небо заволокло тучами, и пошел мелкий дождь, однако мы никак не могли добраться до деревни. Ответы: 1) запятая не ставится между предложениями с общим второстепенным членом, если союзы не повторяются; 2) запятая не ставится между предложениями с общим вводным словом; 3) запятая не ставится между двумя вопросительными предложениями; 4) запятая не ставится между двумя назывными предложениями; 5) запятая не ставится между двумя безличными предложениями с повторяющимися или синонимичными сказуемыми; 6) запятая не ставится между предложениями с общей придаточной частью. 1) 4 части: 1 — двусоставное, 2 — односоставное безличное, 3 — односоставное безличное, 4 — односоставное безличное; 2) 2 части: 1 — двусоставное, 2 — безличное; 3) 3 части: 1 — двусоставное, 2 — односоставное неопределенно-личное, 3 — односоставное безличное; 4) 2 части: 1 — двусоставное, 2 — односоставное неопределенно-личное; 5) 2 части: 1 — двусоставное, 2 — односоставное неопределенно-личное; 6) 3 части: 1 — односоставное неопределенно-личное, 2 — односоставное безличное, 3 — двусоставное; 7) 2 части: 1 — односоставное обобщенно-личное, 2 — двусоставное; 8) 2 части: 1 — односоставное определенно-личное, 2 — двусоставное; 9) 2 части: 1 — односоставное назывное, 2 — односоставное безличное; 10) 2 части: 1 — двусоставное, 2 — односоставное неопределенно-личное. |
УЭ — 4 Задание №5: первый уровень сложности УЭ — 4 Задание №5: второй уровень сложности | 1) Плуг врезается в землю и медленно переворачивает тяжелые пласты. 2) Сверкнул луч солнца и все вокруг преобразил. 3) Спортсмены пришли на стадион и начали тренировку. 4) Море бушует и вздымает огромные волны. 1) Плуг врезается в землю, медленно переворачивая тяжелые пласты. 2) Сверкнул луч солнца, все вокруг преобразив. 3) Придя на стадион, спортсмены начали тренировку. 4) Море бушует, вздымая огромные волны. Ответы: 1) эстетика 2) гармония 3) этика 4) ритуал 5) этикет |
УЭ — 5 Обобщающий тест | Ключи: вариант №1: 1 в, 2 2, 3 в, 4 б, 5 б, 6 г, 7 в, 8 а вариант № 2: 1 б, 2 4, 3 г, 4 в, 5 в, 6 г, 7 а, 8 а. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"
Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...
Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"
Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий, сопровождается показом презентации....
Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс
Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...
Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс
Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о разделах лингвистики, постановку знако...
Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения"
Презентация к уроку...
Урок русского языка "Однородные члены предложения"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения" (Изучение новой темы)...