Урок русского языка по теме "Сложносочиненные предложения"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Урок русского языка с использованием модульных технологий (9 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урока русского языка

по теме «Сложносочиненные предложения»

(модуль)

9 класс

Методы: модуль обобщения полученных знаний

Тип учебного занятия: урок-практикум обобщающего повторения и систематизации знаний

Технология: модульная технология

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы контроля учебной деятельности: входящий контроль (восстановление алгоритм), фронтальный, групповой, индивидуальный, итоговый контроль по теме

Дидактическое сопровождение: набор напечатанного раздаточного материала (задания на каждый этап работы), компьютер с мультимедийным проектором для показа презентационного материала к занятию

Цели и задачи:

Методическая: организация внешней деятельности школьников, способствующей переходу внешних действий в умственные, являющейся основой рационального управления процесса усвоения знаний, навыков, умений.

1. Цель, ориентированная на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучению русского языка:

актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы “Сложносочиненные предложения”.

2. Цели, ориентированные на развитие ценностного отношения учащихся к предмету:

содействовать осознанию ценности изучения русского языка; воспитание любви к русскому языку.

3. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать текст; обеспечить развитие у школьников умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать и классифицировать.

4. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников культуры самоуправления учением:

создать условия для развития у школьников умения работать во времени; создать условия для развития умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

5. Цель, ориентированная на развитие у школьников рефлексивной культуры:

обеспечить развитие у школьников умение объективировать деятельность, т. е. переводить с языка непосредственных впечатлений на язык общих положений.

Образовательные:

1) обобщить сведения о сложносочиненных предложениях (ССП);

2) закрепить умение расставлять знаки препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложносочиненных предложениях;  

3) показать сферу употребления ССП.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию;

2) развивать речевые навыки учащихся,  творческие способности, активную жизненную позицию.

Воспитательные:

1)  способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку и жизненным ценностям.

Структура урока:

Наименование этапа

Методы по характеру познавательной деятельности уч-ся и участия учителя в учебном процессе; формы деятельности; приёмы работы.

Время

1.Организационный этап

Определение места модульного урока в теме. Объяснительный,  беседа.

1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

3

2. Этап постановки целей урока.

Формулировка темы урока, определение и формулировка цели урока и конечных результатов. Совершенствование навыка самостоятельной работы, работы в малых группах, оценки и самооценки, коммуникативный навык.

1. Осмысление специфики ССП.

2. Усвоение классификации сложных предложений.

3. Отработка умений находить ССП в тексте и определять их.

3

3. Этап проверки домашнего задания.

Подбор необходимого фактического материала, отбор методов и форм преподавания и контроля, определение способов учебной деятельности учащихся.

20

4. Этап всесторонней проверки знаний по модулям 1, 2, 3, 4, 5.

Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные элементы и определение цели каждого из них

1. Нулевой уровень (понимание)

2. Первый уровень (опознание)

3. Второй уровень (воспроизведение)

4. Третий уровень (применение)

5. Четвертый уровень (творческая деятельность)

6. Пятый уровень (контроль знаний)

40

5. Подведение итогов урока.

Модель тестирования, применяемая для оценки усвоения знаний обучаемых. Использование самопроверки и взаимопроверки как способа обеспечения развития у школьников культуры самоуправления учением

20

6. Выбор домашнего задания.

Создать условия для развития умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

4

Ход урока

1. Организационный этап: определение места модульного урока в теме — продолжение работы по теме «Сложные предложения».

1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

2. Этап постановки целей урока: формулировка темы урока, определение и формулировка цели урока и конечных результатов: (осмысление специфики ССП, усвоение классификации сложных предложений, отработка умений находить ССП в тексте и определять их).

Обращение внимания на технологическую карту и методы работы с ней.

3. Этап проверки домашнего задания: (УЭ — 0 и УЭ — 1)

1) Восстановление алгоритма определения простых и сложных предложений.

2) Повторение однородных членов предложения; сопоставление различных сочетаний простых и сложносочиненных предложений (выполнение заданий по двум уровням сложности).

4. Этап всесторонней проверки знаний по модулям 2, 3, 4:

Учебный элемент — 2: проверка теоретических знаний по группам и практических знаний по постановке знаков препинания перед союзом И (работа по двум вариантам).

Учебный элемент — 3: обобщение и закрепление знаний по теме — выполнение заданий по трем уровням сложности.

Учебный элемент — 4: выполнение заданий творческого характера: игра «Замена» и игра «Угадай», развивающие творческие способности, расширяющие лексический запас учащихся.

5. Подведение итогов урока:

1) учебный элемент — 5: индивидуальная работа по учебному листу с само- или взаимопроверкой (выполнение обобщающего теста по теме «Сложносочиненное предложение» по двум вариантам);

2) определение уровня подготовки каждого ученика по данной теме через анализ Листа контроля;

3) выявление пробелов для последующей коррекционной работы.

6. Выбор домашнего задания (три варианта в зависимости от набранных за урок баллов).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ

Учебные элементы (УЭ)

Задания

Управление деятельностью

УЭ — 0

Задание №1

Цель: определить исходный уровень знаний

Задание №1: восстановление алгоритма определения простых и сложных предложений

Индивидуально в тетрадях и один человек у доски: записать алгоритм, сравнить с образцом и выставить себе баллы в листок контроля.

УЭ — 1

Задание №2

Цель: Закрепить умение расставлять знаки препинания и отличать простые предложения с однородными членами от сложносочиненных предложений. Повторить однородные члены предложения; сопоставление различных сочетаний простых и сложносочиненных предложений.

Задание №2: первый уровень сложности:

списать, разобрать по членам предложения, расставить знаки препинания. Определить, на каких правилах основана постановка знаков препинания в этих предложениях.

1) Лицо ее дрогнуло нахмурилось и тотчас засияло доброй приветливой улыбкой. 2) Они гордо взглянули друг на друга и Дубровский заметил злобную улыбку на лице своего противника. 3) Установите четкий график работ и не нарушая его наладьте производство. 4) Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне тело и щеки. 5) Мы встретимся сегодня или завтра вы приедете ко мне. 6) Сегодня или завтра мы должны непременно выехать из деревни раздобыв где-нибудь машину или лошадей. 7) Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила. 8) Я не могу да и не имею права выполнить вашу просьбу. 9) Вышло солнце из-за леса поредел туман белесый и в деревне вдоль реки закудрявились дымки. 10) Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль летит повисли перлы дождевые и солнце нити золотит.

второй уровень сложности:

продолжить предложения так, чтобы союз И соединял: 1) однородные члены и 2) простые предложения. Главные члены предложения выделить.

1) В кружке кройки и шитья девочки занимались уже два месяца и …  2) Уборку школьного двора поручили ученикам восьмого класса и …  3) Картины, развешенные по стенам, украшали комнату и …  4) Величественная архитектура Санкт-Петербурга, его памятники, набережная Невы всегда привлекали многочисленных туристов и …

Индивидуально в тетрадях, сравнить с образцом и выставить себе баллы в листок контроля.

Коллективная работа

УЭ — 2

Задание №3

Цель: учиться самостоятельно выбирать нужный материал, определять разницу между понятиями «целое» и «частное»

Задание №3: первый уровень сложности:

Задание группе «А».

Повторить теоретический материал.

Дать определения терминам: сложносочиненное предложение, сочинительный союз, схема ССП.

В качестве иллюстративного материала взять материал из упр. 60.

Задание группе «Б».

Повторить теоретический материал.

Дать определения терминам: смысловые отношения, соединительные, разделительные, противительные союзы.

Подготовить сообщение по теме «Разновидности смысловых отношений между частями ССП» (на основе упр. 61).

Задание группе «В».

Повторить теоретический материал.

Дать определения терминам: разделительные знаки препинания.

В каких случаях части ССП разделяются запятой?

В каких случаях части ССП разделяются тире?

В каких случаях между частями ССП не ставится знак препинания?

Задание группе «Г».

Повторить теоретический материал.

Дать определения терминам: синтаксический разбор ССП, пунктуационный разбор ССП.

Представить образцы синтаксического и пунктуационного разбора, используя в качестве иллюстративного материала примеры из учебника.

второй уровень сложности: вариант №1

указать номера сложносочиненных предложений, в которых следует поставить запятую перед союзом И.

1) От ветра дрожали стекла и громыхала железная крыша. 2) Ласточки пропали а вчера зарей все грачи летали да как сеть мелькали вон за той горой. 3) Богаты мы ошибками отцов и поздним их умом и жизнь уж нас томит как ровный путь без цели как пир на празднике чужом. 4) На щеках у Сашеньки горел румянец глаза весело блестели и вся она была наполнена какой-то радостной надеждой. 5) На воде гладкой как зеркало изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии потревоженные веселой рыбой. 6) Ниловна улыбалась пожимала руки кланялась и хорошие светлые слезы сжимали горло.

вариант №2

указать номера сложносочиненных предложений, в которых не следует ставить запятую перед союзом И.

1) И ненавидим мы и любим мы случайно … и царствует в душе какой-то холод тайный. 2) Толпой угрюмою и скоро позабытой, над миром мы пройдем без шума и следа не бросивши векам ни мысли плодовитой ни гением начатого труда и прах наш, с строгостью судьи и гражданина, потомок оскорбит презрительным стихом. 3) В июле на юге вечера наступают рано и воздух темнеет быстро. 4) Он (кинжал) взят за Тереком отважным казаком на хладном трупе господина и долго он лежал заброшенный потом в походной лавке армянина. 5) Когда он вернулся в залу сердце его билось и руки дрожали. 6) Ворота выходили в переулок и над ними низко свешивались густые ветки старого серебристого тополя. 7) Где-то в глубине глухо посвистывал сквознячок и капала вода с прозрачным звуком.

Групповая работа: группа выдвигает представителя для ответа по материалам домашнего задания (по итогам ответа ученик выставляет себе баллы в листок контроля), остальные конспектируют материал

Индивидуальная работа, проверить по образцу, выставить баллы в листок контроля

УЭ — 3

Задание №4

Цель: обобщить и закрепить знания по данной теме

Задание № 4: первый уровень сложности:

из данных предложений образовать сложное, использовав союзы А, НО, И, ОДНАКО.

1) Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длится недолго. 2) Недавно прошел дождь. Дорога уже сухая. По-прежнему печет степное солнце. 3) Молния блистала почти беспрерывно. От раскатов грома дрожали стекла. Зрелище было великолепное. 4) Все небо заволокло тучами. Пошел мелкий дождь. Мы никак не могли добраться до деревни.

второй уровень сложности:

определить признак, из-за которого в сложносочиненном предложении между частями запятая не ставится.

1) Через полчаса дверь отворилась и Петр вышел. 2) Вероятно, мы сегодня работу не закончим и придется ее отложить на завтра. 3) Успеете ли вы закончить работу и сможем ли мы сдать ее вовремя? 4) Ночь и огромная луна. 5) Тебе не спится и мне не уснуть. 6) Когда мы жили в одном подъезде, Александр Трифонович несколько раз подвозил меня до дома и я не противилась этому.

сопоставить предложения, расставить знаки препинания.

1) К вечеру похолодало и лужи подернулись льдом. 2) В огороде поспевали огурцы и покраснели ранние сорта помидоров. В огороде поспевали огурцы и ребята ели их прямо с грядки. 3) На площади шел митинг и звучали горячие речи ораторов. На площади шел митинг и я поспешил туда.

третий уровень сложности:

определить количество простых предложений в составе каждого сложного и их вид.

1) Всю ночь шел теплый летний дождь и к утру в воздухе было свежо сильно пахло сиренью и хотелось поскорее выбежать в сад. 2) Старый дом давно пустовавший весь утонул в зелени и заглянув через забор можно было увидеть дорожку заросшую густой травой. 3) Зима была снежная ждали сильного половодья и нужно было подготовиться к нему заранее. 4) Ямщик повез его шагом лениво подбадривая еле плетущихся лошадей и только ночью дотащились до города. 5) Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья напишут наши имена. 6) Раненому сделали перевязку и к утру ему стало легче появилась надежда на выздоровление. 7) Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила читатель дорогой. 8) Прочтите на обелиске имена героев обратите внимание на год рождения погибших и вы о многом должны будете задуматься. 9) Сильный ветер мороз и на улицу не хочется выходить. 10) Бездонны любви материнской глубины и ею не зря дорожат.

Индивидуальное задание — проверяет учитель

Устная фронтальная работа

Работа в парах

УЭ — 4

Задание №5

Цель: поддерживать живой интерес к учению, воспитывать и развивать играя

Задание №5: первый уровень сложности: игра «Замена»

заменить сложносочиненные предложения простыми с 1) однородными членами, 2) с деепричастным оборотом. Как изменятся значения предложений?

1) Плуг врезается в землю, и тяжелые пласты медленно переворачиваются. 2) Сверкнул луч солнца, и все вокруг преобразилось. 3) Спортсмены пришли на стадион, и началась тренировка. 4) Море бушует, и вздымаются огромные волны.

второй уровень сложности: игра «Угадай»

узнать слова по их лексическому значению и составить с ними сложносочиненные предложения, употребив в них различные сочинительные союзы.

Красота, художественность в оформлении, организации чего-нибудь.

Э

Согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

А

О

Совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии.

И

То же, что и церемония.

И

Л

Установленный порядок поведения, форм обхождения.

Т

УЭ — 5

Индивидуальная работа по учебному листу с само или взаимопроверкой

Цель: закрепить знания по теме «ССП» через индивидуальную работу учащихся; узнать уровень подготовки каждого ученика по данной теме; выявить пробелы для последующей коррекционной работы.

Обобщающий тест

Вариант №1

Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.

Сорока прилетела к вечеру, когда от теплоты лед начал оседать.

Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, и по земле неслись вперемежку то холодные тени, то солнечные пятна.

Конь помотал головой, подумал, потом вытянул шею, и взял наконец хлеб мягкими губами.

Старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, хвасталась.

1. Найдите сложносочиненное предложение.

а) 1,2              б) 2,3                в) 2                                  г) 1,3

2. Укажите предложение, соответствующее схеме:

[двусоставное], союз [двусоставное, осложнено однородными членами].

3. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

а) 1,2                   б) 3                в) 1,3                 г) 4

4. В каком предложении есть вводное слово?

а) 1, 2           б) 4                в) 1,3                               г) 2

5. Укажите сочинительный соединительный союз.

а) то … то         б) и                  в) но                      г) будто

6. Как надо расставить запятые в предложении?

Он очнулся (1) перестал шуметь (2) но (3) по-видимому (4) никого (5) и ничего не было.

а) 1,3,4,5           б) 1,2,4             в) 1,2,5              г) 1,2,3,4

7. Какое из утверждений неверно?

а)  Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные, разделительные.

б) Если есть общий второстепенный член предложения, запятая отсутствует.

в) Простые предложения в составе сложносочиненного связаны только интонацией.

г) Части сложносочиненного предложения равноправны.

8. Какой схеме соответствует предложение из стихотворения Б. Пастернака?

Орешник тебя отрешает от дня

И мшистые солнца ложатся с опушки

То решкой на плотное тление пня

То мутно-зеленым орлом на лягушке.

а) [ ], и [ ]  б) [ ], то [ ], то [ ]   в) [ ], и [ ], то [ ]  г) то [ ], то  [ ]

Вариант № 2

Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.

1) Солнце, похожее на золотой запущенный плод, неслось за прозрачной листвой деревьев зажигая в ней ослепительные пожары.

2) Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса, на дно озер.

3) Длинные дни почти ничем не отличались от ночей: и день и ночь весь этот лесной край терялся в сумерках..

4) За черным окном снова становилось тихо, и только море за городом мыло ночные берега с однообразным гулом.

1. Найдите сложносочиненное предложение.

а) 3,4                   б) 4                 в) 1,4                                г) 2

2. Укажите предложение, соответствующее схеме:

[безличное], союз [двусоставное].

3. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

а) 1,2                     б) 3                   в) 3,4                              г) 1

4. В каком предложении есть обособленные определения?

а) 1, 3                б) 1,4               в) 1                           г) 2,4

5. Укажите сочинительный разделительный союз.

а) то … то        б) также          в) или             г) однако

6. Как надо расставить запятые в предложении?

В тумане (1) в осенней сырости (2) над черной водой (3) поднялась кровавая луна (4) и свет ее казался мне зловещим и мертвым.

а) 1,3,4          б) 1,2,3                   в) 1,4                 г) 1,2,4

7. Какое из утверждений неверно?

а)  Простые предложения в составе сложносочиненного всегда отделяются друг от друга запятой.

б) Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения отличаются друг от друга союзами.

в) Союзы однако и зато являются противительными.

г) Запятая в сложносочиненном предложении не ставится, если есть общее вводное слово.

8. Какой схеме соответствует предложение из стихотворения Б. Пастернака?

Стоят деревья у воды

И полдень с берега крутого

Закинул облака в пруды

Как переметы рыболова.

а) [ ], и [ ]      б) [ ], и [ ], (как)     в) [ ], (как)        г) [ ],  [ ]

Индивидуальная работа по учебному листу с само или взаимопроверкой

Лист контроля:

Учебные элеметы

1

2

3

4

5

УЭ - 0

УЭ - 1

УЭ - 2

УЭ - 3

УЭ - 4

УЭ - 5

ИТОГО

Критерии оценивания:

Если вы набрали от 25 до 28 баллов, вы получаете 5 (отлично);

от18 до 23 баллов, вы получаете 4 (хорошо);

от 10 до 17 баллов, вы получаете 3 (удовлетворительно)

Домашнее задание:

Если вы получили 5, д/з отсутствует.

Если вы получили 4, надо повторить блок «ССП»и сдать устный зачёт.

Если вы получили 3, надо повторить блок «ССП» и выполнить упр. 81.

Ключи к заданиям:

УЭ и № задания

Ответ

 УЭ — 1 Задание №2: первый уровень сложности:

УЭ — 1 Задание №2: второй уровень сложности:

1) Лицо ее дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй приветливой улыбкой. 2) Они гордо взглянули друг на друга, и Дубровский заметил злобную улыбку на лице своего противника. 3) Установите четкий график работ и, не нарушая его, наладьте производство. 4) Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне тело и щеки. 5) Мы встретимся сегодня, или завтра вы приедете ко мне. 6) Сегодня или завтра мы должны непременно выехать из деревни, раздобыв где-нибудь машину или лошадей. 7) Глядел мальчик очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. 8) Я не могу, да и не имею права выполнить вашу просьбу. 9) Вышло солнце из-за леса, поредел туман белесый, и в деревне вдоль реки закудрявились дымки. 10) Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит.

1) В кружке кройки и шитья девочки занимались уже два месяца и два дня.  2) Уборку школьного двора поручили ученикам восьмого класса и прогульщикам.  3) Картины, развешенные по стенам, украшали комнату и коридор.  4) Величественная архитектура Санкт-Петербурга, его памятники, набережная Невы всегда привлекали многочисленных туристов и самих жителей города.

1) В кружке кройки и шитья девочки занимались уже два месяца, и результаты не заставили себя ждать.  2) Уборку школьного двора поручили ученикам восьмого класса, и они справились с заданием без труда.  3) Картины, развешенные по стенам, украшали комнату, и дом отчасти был похож на музей.  4) Величественная архитектура Санкт-Петербурга, его памятники, набережная Невы всегда привлекали многочисленных туристов, и количество почитателей с каждым годом только растет.

УЭ — 2 Задание №3: второй уровень сложности вариант №1

УЭ — 2 Задание №3: второй уровень сложности вариант №2

Ответ: 3, 4, 6

Ответ: 3, 5, 7

УЭ — 3 Задание №4: первый уровень сложности

УЭ — 3 Задание №4: второй уровень сложности

УЭ — 3 Задание №4: третий уровень сложности

1) Степь покрылась цветами и травами, но буйное цветение длится недолго. 2) Недавно прошел дождь, но дорога уже сухая, и по-прежнему печет степное солнце. 3) Молния блистала почти беспрерывно, и от раскатов грома дрожали стекла, однако зрелище было великолепное. 4) Все небо заволокло тучами, и пошел мелкий дождь, однако мы никак не могли добраться до деревни.

Ответы: 1) запятая не ставится между предложениями с общим второстепенным членом, если союзы не повторяются; 2) запятая не ставится между предложениями с общим вводным словом; 3) запятая не ставится между двумя вопросительными предложениями; 4) запятая не ставится между двумя назывными предложениями; 5) запятая не ставится между двумя безличными предложениями с повторяющимися или синонимичными сказуемыми; 6) запятая не ставится между предложениями с общей придаточной частью.

1) 4 части: 1 — двусоставное, 2 — односоставное безличное, 3 — односоставное безличное, 4 — односоставное безличное; 2) 2 части: 1 — двусоставное, 2 — безличное; 3) 3 части: 1 — двусоставное, 2 — односоставное неопределенно-личное, 3 — односоставное безличное; 4) 2 части: 1 — двусоставное, 2 — односоставное неопределенно-личное; 5) 2 части: 1 — двусоставное, 2 — односоставное неопределенно-личное; 6) 3 части: 1 — односоставное неопределенно-личное, 2 — односоставное безличное, 3 — двусоставное; 7) 2 части: 1 — односоставное обобщенно-личное, 2 — двусоставное; 8) 2 части: 1 — односоставное определенно-личное, 2 — двусоставное; 9) 2 части: 1 — односоставное назывное, 2 — односоставное безличное; 10) 2 части: 1 — двусоставное, 2 — односоставное неопределенно-личное.

УЭ — 4 Задание №5: первый уровень сложности

УЭ — 4 Задание №5: второй уровень сложности

1) Плуг врезается в землю и медленно переворачивает тяжелые пласты. 2) Сверкнул луч солнца и все вокруг преобразил. 3) Спортсмены пришли на стадион и начали тренировку. 4) Море бушует и вздымает огромные волны.

1) Плуг врезается в землю, медленно переворачивая тяжелые пласты.  2) Сверкнул луч солнца, все вокруг преобразив. 3) Придя на стадион, спортсмены начали тренировку. 4) Море бушует, вздымая огромные волны.

Ответы: 1) эстетика      2) гармония      3) этика      4) ритуал      5) этикет

УЭ — 5 Обобщающий тест

Ключи: вариант №1: 1 в,  2 2, 3 в,   4 б,   5 б,   6 г,   7 в,   8 а

             вариант № 2: 1 б, 2 4,  3 г,   4 в,   5 в,   6 г,   7 а,   8 а.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"

Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...

Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"

Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий,  сопровождается показом презентации....

Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс

Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...

Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс

Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, постановку знако...

Урок русского языка "Однородные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе по теме  "Однородные члены предложения" (Изучение новой темы)...