Буквы И/ы после шипящих и ц
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Дорожкина Оксана Владимировна

урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc136 КБ
Файл prezentatsiya_04.pptx842.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока "Буквы и-ы после ц"

Цели деятельности учителя

Организация работы для открытия и закрепления нового материала

Знакомство учащихся с новой орфограммой – «Правописание и–ы после ц», обозначением данной орфограммы; работа по формированию орфографической зоркости учащихся

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать и уметь применять правило правописания ы–и после ц

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в паре и коллективе

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Регулятивные: понимать и строить планируемые действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий
П
ознавательные: использовать знако-символические средства при оформлении правил; делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; составлять алгоритм применения орфографического правила
Коммуникативные:
 развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Методы обучения

Частично-поисковый, игровой

Формы обучения

Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, самостоятельная работа.

Образовательные (цифровые) ресурсы

 Интернет-ресурсы:
http://www.uroki.net;
http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru;  
http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://festival.1september.ru/subjects

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстра-
ционный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

Основные понятия и термины

Орфограмма-буква

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1.Организа
ционный момент.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Организовать направленное внимание на начало урока.

Проверяет готовность рабочих мест.
Создает положительный настрой учащихся на урок.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку…
 (учащиеся хором: «Пять»).

Готовятся к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения

Познавательные: осознают познавательную задачу

Коммуникативные: работают в коллективе

2.Мотивация к учебной деятельности.

Создать условия для совершенствования своего лексического запаса языка через устное и письменное повторение по теме «О, Ё после шипящих»,

Орфографическая разминка  «Крестики – нолики». 

Свой урок мы начнём с орфографической разминки, которая поможет вспомнить написание слов с гласными буквами о-ё  после шипящих.

- Ребята, от чего зависит написание гласных букв о-ё после шипящих в корнях слов?

У детей на партах таблица, которая представляет собой квадрат. Нумерация клеток показывает ход заполнения квадрата. Учитель диктует слова, а ученики в нужной клетке таблицы ставят О или Ё. Если буквы сошлись в одном направлении –диагонали, то задание выполнено верно.

1 

 О

2

О

3

Ё

4

О

5

Ё

6

О

7

Ё

8

О

9

О

  -Шорох, шомпол, чёрточка,

- шорты, жёлтый, крыжовник,

- жёрдочка, шок, шоколад

(После шипящих в корнях слов под ударением пишется -ё, если можно подобрать однокоренное слово с –е; буква о пишется в словах-исключениях и заимствованных словах)

Вспоминают материал по темам «О, Ё после шипящих» объясняют написание слов.

Фронтальная

Индивидуальная

Предметные: повторение пройденного материала 

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции
Коммуникативные: работают индивидуально и в парах

Устные ответы. Оценивание в парах.

3.Актуализация
и пробное учебное действие

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» .

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Работа с числом (как мобилизующий этап урока). Доска: Семнадцатое января.  Классная работа.

Запись в тетрадь.
– Найдите в записи согласный звук, глухой непарный, твердый непарный
([ц])

- Сегодня наш урок будет связан с буквой ц и звуком ц.

Изучение нового материала. Обнаружение незнания. Переходим к изучению новой  темы.                      

Для этого предлагаю выполнить следующее задание:  разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

М…рской, ц..рк, в..дяной,ц..ган,св..тить,огурц..,

г..родской, синиц..н.

-Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? Какие затруднения?

-Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем?

-Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить? 

(Дети высказываются, формулируют тему урока).

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения

Познавательные: осознают познавательную задачу

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы.

4. Целеполагание и построение проекта выхода
из затруднения

Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Эвристическая беседа, подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления,

составление связных рассказов об изученных нормах, работа с учебными пособиями

Тема  нашего урока: «Буквы ы-и после ц». (Запись на доске, в раб.тетради)

На время вы превратитесь в ученых и сами сделаете вывод.

Открывается  запись на доске (слайд):

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания гласных ы-и после Ц в корне ?  

- С чего же начать «открытие нового знания»?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю следующее задание .

Учитель организует активное восприятие и осмысление учениками нового учебного материала, записанного на доске:                                                                                                            

Цирк                                             сестрицын

циркуль                                         границы

цистерна                                         цыплёнок

 лекция

1) Прочитайте слова из левой колонки вслух, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма?

  – А какое слово лишнее?

  – Верно. В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам не обязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на -«ция» (пишем обозначение в столбике у слова «лекция»). Вот вы уже и объяснили орфограмму.

  Оформляем орфограмму графически.

Теперь переходим ко второму столбику.

1)Обратите внимание на слова правого столбика. В какой части слова находится орфограмма в этих 3-х словах? (В корне, в суффиксе и в окончании.)

 – Какое слово будет лишним (если не могут сказать, обратить внимание на 1 столбик)?  Почему?

  – Правильно. В слове «цыплёнок» орфограмма находится в корне  и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц. Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем их в тетрадь в виде считалки .

«Цыган на цыпочках к цыплёнку подошел и цыкнул: «Цыц!»

Записывают в тетрадь

-– У нас осталось ещё 2 слова. В каких частях слова находится орфограмма?

 –  Итак, «сестрицын» – в суффиксе  после «ц» пишем «ы». «Птицы» – в окончании после «ц» пишем «ы». Подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?

 -Ребята, давайте составим  способ действия, чтобы легче  запомнить правило.

Способ действия

1.Подчеркиваю Ц.

2.Смотрю, в какой части орфограмма.

3. В  корне- И.

4. На –ЦИЯ  -И

5. Если  исключение- Ы.

6. За   корнем -Ы

(дети высказываются).

Попробуйте сформулировать правило написания новой орфограммы.

-А теперь  откроем учебник, стр. 39 прочитаем правило и сопоставим с нашим  способом действия.

– Вот мы и разгадали секрет букв «и - ы», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих заданий нам поможет  способ действия. Не забывайте про него.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; наблюдают за обозначением звука [ы] буквой ы(и) в словах, воспринимают на слух информацию, работают
с учебником, формулируют собственные мысли, высказывают
и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят
ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Вопросы для уточнения информации

5. Творческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия и  построение нового способа действия.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся.

Наблюдение

за языком, составление схемы рассуждения по применению правила

Физминутка для глаз

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифр знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И только одного не знал,

Где «И», а где же «Ы».

Запомнить с вами мы должны

Шесть слов в корнях которых Ы:

ЦЫГАН, ЦЫПЛЁНКУ, ЦЫЦ-ЦЫП

на ЦЫПОЧКАХ ЦЫКНУЛ "ЦЫЦ".

В сотрудничестве с учителем
и одноклассниками составляют алгоритм правописания
ы–и после ц

Фронтальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят
ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы, письменная работа, работа в группах.

6. Первичное закрепление

с комментирова

нием
во внешней речи.

Цель: зафиксировать во внешней речи новое учебное действий.

Обобщение
и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их
на практике.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений
на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, обсуждение результатов

Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. Работа в группах. Каждая группа комментирует  выполнение.
1 группа. Распределительный диктант. "Добрые бабушки"

– Бабушка Ы и бабушка И принимают гостей. У обеих сегодня именины. Решите, какие слова пойдут в гости к бабушке Ы, а какие – к бабушке И.

Синицы, цирковой, циркуль, Птицын (фамилия), лекция, цитрус, молодцы, от гостиницы, шлёпанцы, цилиндр, рукавицы, цыпки, цигейка, цыганка, сестрицы, циновка, гостинцы, цыкнуть, цифра, инфекция, для больницы, операция, циклон, бледнолицый.

2 группа.  «Исправь ошибку»

К вам пришло письмо от Незнайки, прочтите его, исправьте ошибки и объясним их. Текст запишите.

Профессору Синицину.

Я отправился в экспедицыю. Погода
неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе. Возможно придётся прервать операцыю.

Незнайка

3 группа. "Восстановите текст"
1. Озаглавьте текст.
2. Восстановите текст, используя слова для справок.
Сегодня мы идем в … : папа, мама, моя сестра и я, Вова … . Там будут выступать ..., акробаты, ..., … .
По дороге в цирк, на углу одной … , папа купил букет белой … для артистов. Сестрёнка приподнялась … и понюхала цветы.
Вот и … .  …. контролёр с улыбкой пригласил нас в зал.

Слова для справок: ц…рк, Синиц…н, борц…, наездниц…, мотоц…клисты,  улиц…, акац…и, на ц…почки, ц…рк, круглолиц…й.

4 группа. Выпишите слова только на изученную орфограмму. Составьте 2 сложных предложения, используя любые слова и словосочетания , подчеркните грамматические основы.

   Ра…порядок, ц…ркуль, р…сток, св…вают, ц…ган, ш…пот, синиц…н, ра…писание, бе…шумный, лекц…я, ш…пот, ц…плёнок, под…езд, ц…фры, под…рить, на ц…почках, лисиц…н хвост, сл…жение, станц…я, панц…рь.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы, письменные работы, работа в группах.

7. Включение
в систему знаний
и повторение. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности

Обобщение
полученных
на уроке сведений, контроль, оценивание

Распределительный диктант.

Задание: распределить слова в 2 столбика: в первый запишите слова с буквой –И, во второй с –Ы.

( на   стене слайд: ц..фра, птиц.., ц..ферблат,  ресниц.., синиц.., акац..я, ц..ганский, ц..кнуть, ц..трусовый, круглолиц..й, на ц..почках, демонстрац..я, ц..рковой, мотоц..кл, эвакуац..я, лисиц..н

 Взаимопроверка:  на доске слайд  «Проверяем»; поменялись тетрадями, проверили слова в столбиках.

-Ученики проговаривают в парах условия написания корней и-ы после  Ц.  

Выполняют задание и осуществляют взаимопроверку.

Ответ вывешиваю на доске, после этого дети сами  ставят оценку:

0 ошибок – «5»

 1 ошибка – «4»

 2 ошибки – «3»

 3 и более ошибок – материал не понят, смотри теорию в учебнике.

Отвечают на вопросы теста

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения

Самостоятельная работа. Самоценка.

8. Рефлексия учебной деятельности

Цель: самооценка деятельности

Заключительная беседа по вопросам

–  Вспомни, какую цель ставили перед собой в начале урока?

Достигли мы ее?

- Кто готов рассказать, что он запомнил о правописании И-Ы после Ц?

Задание на смекалку:

ЦИРК,  ОЦЕНИТЬ – эти слова на одно и то же правило?

– Дайте оценку нашей работе.

- Не забудьте оценить себя.

Ребята возвращаются к заданию первой фазы и самостоятельно исправляют допущенные в словах ошибки в соответствии с изученным правилом. Проверяют и оценивают

Оцени свою работу.

Справился +                          

Сомневался /

Не справился-

 «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ»

 Я понял, что…

 Было интересно…

 Особенно понравилось…

 Вызвало затруднение…

 Нужно выучить…      

- Выберите себе домашнее задание:

1. Для всех. Упр. 465 задания

На выбор.

1. Написать сочинение-миниатюру, употребив слова-исключения (на выбор) и др. (с буквами ы – и после ц): «Скорей бы весна пришла», «Цирк».

2. Сочинить рифмовки на данное правило, например:

Цыплёнок циркулем играл, На циферблат его сажал.

3. Сочинить детективную историю с использованием изученной орфограммы.

4. Нарисуйте рисунок с изображением слов-исключений

Прозвучал для вас, ребята,
Мой  урок про ЦИ и ЦЫ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков
и  исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать  дея-ность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Устные ответы.

 Самооценка.

1 группа. Распределительный диктант. "Добрые бабушки"

 Бабушка Ы и бабушка И принимают гостей. У обеих сегодня именины. Решите, какие слова пойдут в гости к бабушке Ы, а какие – к бабушке И. Запишите в 2 столбика. Работаем в группе.

Синицы, цирковой, циркуль, Птицын (фамилия), лекция, цитрус, молодцы, от гостиницы, шлёпанцы, цилиндр, рукавицы, цыпки, цигейка, цыганка, сестрицы, циновка, гостинцы, цыкнуть, цифра, инфекция, для больницы, операция, циклон, бледнолицый.

2 группа.  «Исправь ошибки»

К вам пришло письмо от Незнайки, прочтите его, исправьте ошибки и объясним их. Текст запишите.

Профессору Синицину.

Я отправился в экспедицыю.
Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе. Возможно придётся прервать операцыю.

Незнайка

3 группа. "Восстановите текст"

 Озаглавьте текст. Восстановите текст, используя слова для справок. Текст запишите.     Сегодня мы идем в … : папа, мама, моя сестра и я, Вова … . Там будут выступать ..., акробаты, ..., … .
По дороге в цирк, на углу одной … , папа купил букет белой … для артистов. Сестрёнка приподнялась … и понюхала цветы.
Вот и … .  …. контролёр с улыбкой пригласил нас в зал.

Слова для справок: акац…и, наездниц…, ц…рк,   мотоц…клисты,  улиц…,  ц…рк, Синиц…н, борц…,  на ц…почки, круглолиц…й.

4 группа. Выпишите слова только на изученную орфограмму. Составьте 2 сложных предложения, используя любые слова и словосочетания , подчеркните грамматические основы.

   Ра…порядок, ц…ркуль, маленький р…сток, св…вают, ц…ган, ш…пот, синиц…н, ра…писание, бе…шумный, интересная лекц…я, ш…пот, ц…плёнок, под…езд, ц…фры, под…рить, ходить на ц…почках, лисиц…н хвост, сл…жение, станц…я, крепкий панц…рь.

Крестики-нолики

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Крестики-нолики

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Крестики-нолики

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Крестики-нолики

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Крестики-нолики

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Крестики-нолики

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе

Слайд 2

1 О 2 О 3 Ё 4 О 5 Ё 6 О 7 Ё 8 О 9 О «Крестики – нолики »

Слайд 3

М… рской , ц .. рк , в .. дяной , ц .. ган , св .. тить , огурц .., г.. родской , синиц ..н . Задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы

Слайд 4

Тема урока: « Буквы ы-и после ц».

Слайд 5

Цирк циркуль цистерна лекция Сестрицын границы цыплёнок

Слайд 6

Цыган на цыпочках к цыплёнку подошел и цыкнул: «Цыц!»

Слайд 7

Способ действия 1.Подчеркиваю Ц. 2.Смотрю, в какой части орфограмма. 3. В корне- И. 4. На –ЦИЯ -И 5. Если исключение- Ы. 6. За корнем -Ы З А П о М Н И !

Слайд 9

ц..фра , птиц.., ц.. ферблат , ресниц.., синиц.., акац ..я, ц..ганский , ц.. кнуть , ц.. трусовый , круглолиц..й , на ц..почках , демонстрац ..я, ц.. рковой , мотоц .. кл , эвакуац ..я, лисиц..н

Слайд 10

0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 и более ошибок – материал не понят, смотри теорию в учебнике.

Слайд 11

Домашнее задание: 1. Для всех. Параграф 87 (правило), упр . 465 задания На выбор. Написать сочинение-миниатюру, употребив слова-исключения (на выбор) и др. (с буквами ы – и после ц): «Цирк». 2. Сочинить рифмовки на данное правило, например: Цыплёнок циркулем играл, На циферблат его сажал . 3. Сочинить детективную историю с использованием изученной орфограммы . 4. Нарисуйте рисунок с изображением слов-исключений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

буквы Ё-О после шипящих в корне.

использовать в 5 классе при изучении темы "Буквы ё-о после шипящих в корне"....

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...