Буквы И/ы после шипящих и ц
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока "Буквы и-ы после ц"
Цели деятельности учителя | Организация работы для открытия и закрепления нового материала Знакомство учащихся с новой орфограммой – «Правописание и–ы после ц», обозначением данной орфограммы; работа по формированию орфографической зоркости учащихся |
Тип урока | урок усвоения новых знаний |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать и уметь применять правило правописания ы–и после ц Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в паре и коллективе Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования Регулятивные: понимать и строить планируемые действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий |
Методы обучения | Частично-поисковый, игровой |
Формы обучения | Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, самостоятельная работа. |
Образовательные (цифровые) ресурсы | Интернет-ресурсы: http://www.intergu.ru; http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование | Экран, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстра- | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока |
Основные понятия и термины | Орфограмма-буква |
Организационная структура урока
4. Целеполагание и построение проекта выхода Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа, подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, работа с учебными пособиями | Тема нашего урока: «Буквы ы-и после ц». (Запись на доске, в раб.тетради) На время вы превратитесь в ученых и сами сделаете вывод. Открывается запись на доске (слайд): -Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания гласных ы-и после Ц в корне ? - С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю следующее задание . Учитель организует активное восприятие и осмысление учениками нового учебного материала, записанного на доске: Цирк сестрицын циркуль границы цистерна цыплёнок лекция 1) Прочитайте слова из левой колонки вслух, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? – А какое слово лишнее? – Верно. В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам не обязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на -«ция» (пишем обозначение в столбике у слова «лекция»). Вот вы уже и объяснили орфограмму. Оформляем орфограмму графически. Теперь переходим ко второму столбику. 1)Обратите внимание на слова правого столбика. В какой части слова находится орфограмма в этих 3-х словах? (В корне, в суффиксе и в окончании.) – Какое слово будет лишним (если не могут сказать, обратить внимание на 1 столбик)? Почему? – Правильно. В слове «цыплёнок» орфограмма находится в корне и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц. Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем их в тетрадь в виде считалки . «Цыган на цыпочках к цыплёнку подошел и цыкнул: «Цыц!» Записывают в тетрадь -– У нас осталось ещё 2 слова. В каких частях слова находится орфограмма? – Итак, «сестрицын» – в суффиксе после «ц» пишем «ы». «Птицы» – в окончании после «ц» пишем «ы». Подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»? -Ребята, давайте составим способ действия, чтобы легче запомнить правило. Способ действия 1.Подчеркиваю Ц. 2.Смотрю, в какой части орфограмма. 3. В корне- И. 4. На –ЦИЯ -И 5. Если исключение- Ы. 6. За корнем -Ы (дети высказываются). Попробуйте сформулировать правило написания новой орфограммы. -А теперь откроем учебник, стр. 39 прочитаем правило и сопоставим с нашим способом действия. – Вот мы и разгадали секрет букв «и - ы», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих заданий нам поможет способ действия. Не забывайте про него. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; наблюдают за обозначением звука [ы] буквой ы(и) в словах, воспринимают на слух информацию, работают | Индивидуальная, групповая | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Вопросы для уточнения информации | |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия и построение нового способа действия. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Наблюдение за языком, составление схемы рассуждения по применению правила | Физминутка для глаз Цыплёнок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал И цифр знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы. И только одного не знал, Где «И», а где же «Ы». Запомнить с вами мы должны Шесть слов в корнях которых Ы: ЦЫГАН, ЦЫПЛЁНКУ, ЦЫЦ-ЦЫП на ЦЫПОЧКАХ ЦЫКНУЛ "ЦЫЦ". | В сотрудничестве с учителем | Фронтальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы, письменная работа, работа в группах. | |
6. Первичное закрепление с комментирова нием Цель: зафиксировать во внешней речи новое учебное действий. | Обобщение Выполнение разноуровневых обучающих упражнений | – Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. Работа в группах. Каждая группа комментирует выполнение. – Бабушка Ы и бабушка И принимают гостей. У обеих сегодня именины. Решите, какие слова пойдут в гости к бабушке Ы, а какие – к бабушке И. Синицы, цирковой, циркуль, Птицын (фамилия), лекция, цитрус, молодцы, от гостиницы, шлёпанцы, цилиндр, рукавицы, цыпки, цигейка, цыганка, сестрицы, циновка, гостинцы, цыкнуть, цифра, инфекция, для больницы, операция, циклон, бледнолицый. 2 группа. «Исправь ошибку» – К вам пришло письмо от Незнайки, прочтите его, исправьте ошибки и объясним их. Текст запишите. Профессору Синицину. Я отправился в экспедицыю. Погода Незнайка 3 группа. "Восстановите текст" Слова для справок: ц…рк, Синиц…н, борц…, наездниц…, мотоц…клисты, улиц…, акац…и, на ц…почки, ц…рк, круглолиц…й. 4 группа. Выпишите слова только на изученную орфограмму. Составьте 2 сложных предложения, используя любые слова и словосочетания , подчеркните грамматические основы. Ра…порядок, ц…ркуль, р…сток, св…вают, ц…ган, ш…пот, синиц…н, ра…писание, бе…шумный, лекц…я, ш…пот, ц…плёнок, под…езд, ц…фры, под…рить, на ц…почках, лисиц…н хвост, сл…жение, станц…я, панц…рь. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы, письменные работы, работа в группах. |
7. Включение Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности | Обобщение | Распределительный диктант. Задание: распределить слова в 2 столбика: в первый запишите слова с буквой –И, во второй с –Ы. ( на стене слайд: ц..фра, птиц.., ц..ферблат, ресниц.., синиц.., акац..я, ц..ганский, ц..кнуть, ц..трусовый, круглолиц..й, на ц..почках, демонстрац..я, ц..рковой, мотоц..кл, эвакуац..я, лисиц..н Взаимопроверка: на доске слайд «Проверяем»; поменялись тетрадями, проверили слова в столбиках. -Ученики проговаривают в парах условия написания корней и-ы после Ц. Выполняют задание и осуществляют взаимопроверку. Ответ вывешиваю на доске, после этого дети сами ставят оценку: 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 и более ошибок – материал не понят, смотри теорию в учебнике. | Отвечают на вопросы теста | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения | Самостоятельная работа. Самоценка. |
8. Рефлексия учебной деятельности Цель: самооценка деятельности | Заключительная беседа по вопросам | – Вспомни, какую цель ставили перед собой в начале урока? Достигли мы ее? - Кто готов рассказать, что он запомнил о правописании И-Ы после Ц? Задание на смекалку: ЦИРК, ОЦЕНИТЬ – эти слова на одно и то же правило? – Дайте оценку нашей работе. - Не забудьте оценить себя. Ребята возвращаются к заданию первой фазы и самостоятельно исправляют допущенные в словах ошибки в соответствии с изученным правилом. Проверяют и оценивают Оцени свою работу. Справился + Сомневался / Не справился- «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ» Я понял, что… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Нужно выучить… - Выберите себе домашнее задание: 1. Для всех. Упр. 465 задания На выбор. 1. Написать сочинение-миниатюру, употребив слова-исключения (на выбор) и др. (с буквами ы – и после ц): «Скорей бы весна пришла», «Цирк». 2. Сочинить рифмовки на данное правило, например: Цыплёнок циркулем играл, На циферблат его сажал. 3. Сочинить детективную историю с использованием изученной орфограммы. 4. Нарисуйте рисунок с изображением слов-исключений Прозвучал для вас, ребята, | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Устные ответы. Самооценка. |
1 группа. Распределительный диктант. "Добрые бабушки"
Бабушка Ы и бабушка И принимают гостей. У обеих сегодня именины. Решите, какие слова пойдут в гости к бабушке Ы, а какие – к бабушке И. Запишите в 2 столбика. Работаем в группе.
Синицы, цирковой, циркуль, Птицын (фамилия), лекция, цитрус, молодцы, от гостиницы, шлёпанцы, цилиндр, рукавицы, цыпки, цигейка, цыганка, сестрицы, циновка, гостинцы, цыкнуть, цифра, инфекция, для больницы, операция, циклон, бледнолицый.
2 группа. «Исправь ошибки»
К вам пришло письмо от Незнайки, прочтите его, исправьте ошибки и объясним их. Текст запишите.
Профессору Синицину.
Я отправился в экспедицыю.
Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе. Возможно придётся прервать операцыю.
Незнайка
3 группа. "Восстановите текст"
Озаглавьте текст. Восстановите текст, используя слова для справок. Текст запишите. Сегодня мы идем в … : папа, мама, моя сестра и я, Вова … . Там будут выступать ..., акробаты, ..., … .
По дороге в цирк, на углу одной … , папа купил букет белой … для артистов. Сестрёнка приподнялась … и понюхала цветы.
Вот и … . …. контролёр с улыбкой пригласил нас в зал.
Слова для справок: акац…и, наездниц…, ц…рк, мотоц…клисты, улиц…, ц…рк, Синиц…н, борц…, на ц…почки, круглолиц…й.
4 группа. Выпишите слова только на изученную орфограмму. Составьте 2 сложных предложения, используя любые слова и словосочетания , подчеркните грамматические основы.
Ра…порядок, ц…ркуль, маленький р…сток, св…вают, ц…ган, ш…пот, синиц…н, ра…писание, бе…шумный, интересная лекц…я, ш…пот, ц…плёнок, под…езд, ц…фры, под…рить, ходить на ц…почках, лисиц…н хвост, сл…жение, станц…я, крепкий панц…рь.
Крестики-нолики
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Крестики-нолики
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Крестики-нолики
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Крестики-нолики
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Крестики-нолики
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Крестики-нолики
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 О 2 О 3 Ё 4 О 5 Ё 6 О 7 Ё 8 О 9 О «Крестики – нолики »
М… рской , ц .. рк , в .. дяной , ц .. ган , св .. тить , огурц .., г.. родской , синиц ..н . Задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы
Тема урока: « Буквы ы-и после ц».
Цирк циркуль цистерна лекция Сестрицын границы цыплёнок
Цыган на цыпочках к цыплёнку подошел и цыкнул: «Цыц!»
Способ действия 1.Подчеркиваю Ц. 2.Смотрю, в какой части орфограмма. 3. В корне- И. 4. На –ЦИЯ -И 5. Если исключение- Ы. 6. За корнем -Ы З А П о М Н И !
ц..фра , птиц.., ц.. ферблат , ресниц.., синиц.., акац ..я, ц..ганский , ц.. кнуть , ц.. трусовый , круглолиц..й , на ц..почках , демонстрац ..я, ц.. рковой , мотоц .. кл , эвакуац ..я, лисиц..н
0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 и более ошибок – материал не понят, смотри теорию в учебнике.
Домашнее задание: 1. Для всех. Параграф 87 (правило), упр . 465 задания На выбор. Написать сочинение-миниатюру, употребив слова-исключения (на выбор) и др. (с буквами ы – и после ц): «Цирк». 2. Сочинить рифмовки на данное правило, например: Цыплёнок циркулем играл, На циферблат его сажал . 3. Сочинить детективную историю с использованием изученной орфограммы . 4. Нарисуйте рисунок с изображением слов-исключений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Буквы О-Ё после шипящих на конце наречий"
Урок с презентацией...
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...
Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"
Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...
буквы Ё-О после шипящих в корне.
использовать в 5 классе при изучении темы "Буквы ё-о после шипящих в корне"....
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...