Урок по теме "Суффиксы -чик- и -щик-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок по теме "Суффиксы -чик- и -щик-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 31.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 6 классе
Тема урока: «Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных чик – щик».
Цель урока: научить правильно писать согласные ч, щ в суффиксах –чик, -щик.
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить с правилом написания букв ч, щ в суффиксах существительных
–чик и –щик,
- Познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;
- Научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик;
- Расширить кругозор учащихся о профессиях.
Развивающие:
- Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;
- Развивать орфографическую зоркость и творческие способности учащихся;
- Продолжать работу по развитию критического, образного мышления;
- Создать условия для развития коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- Расширение представлений о родном крае;
- Воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;
- Воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать мнение других;
- Совершенствование навыков этичного межличностного общения;
- Продолжить формирование уважительного отношения к различным видам профессий.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная, дифференцированная, лингвистическая игра.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
Наглядно-демонстрационный материал: раздаточный материал.
Структура урока включает этапы:
- Организационный (2 мин.)
- Актуализация опорных знаний (7 мин.)
- Мотивационная деятельность (5 мин.)
- Изучение нового материала (7 мин.)
- Физминутка (1-2 мин.)
- Закрепление изученного материала (10 мин.)
- Домашнее задание (2 мин.)
- Рефлексия. Подведение итогов (1-3 мин.)
Ход урока
Слайд № 1
I. Организационный момент.
1. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, товарищи кадеты!
- Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.
-Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
II. Актуализация опорных знаний
1. Графический диктант.
С помощью графика определить написание гласных в приставках пре- и при-.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- при . . . . . .
- пре . . . .
- Преградить
- Пришить
- Прибыть (на работу)
- Пребывать (на работе)
- Презабавный
- Пришкольный
- Преспокойный
- Приклеить
- Прийти
- Приоткрыть
Проверка.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- при . . . . . .
- пре . . . .
- на какие орфограммы встретились слова?
III. Мотивационная деятельность по формированию темы урока.
Использование приёма «Отбрось лишнее».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа учителя с классом.
-Ребята, я предлагаю вам взглянуть на слайд. Слайд № 2
Пр..ехать, к..саться, о Натали.., газет..ик, набор..ик
-Внимательно посмотрите на слова и скажите, в каких морфемах пропущены орфограммы. При ответе на этот вопрос вспомните, изучали ли мы правописание той или иной орфограммы.
(Приехать – приставка, при пишется, т.к. содержит значение приближения.
Касаться – корень. КАС пишется, т.к. после корня стоит суффикс а.
О Наталии – окончание. Пишется и, т.к. это П.п., существ. на – ия.)
Газетчик, наборщик – суффиксы. Слышится чик и щик, но правило не изучали.
-Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, опираясь на исключённые из данного ряда слова («Правописание ч, щ в суффиксах -чик и -щик»).
Слайд № 3
IV. Изучение нового материала. Слайд № 4
- Сегодня мы будем говорить о правописании суффиксов.
-Вспомните, что такое суффикс?
Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.
Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
Слайд № 5
- Ребята, сегодня к нам на урок пришла известная сказочница Анастасия Платоновна Зуева, которая расскажет вам сказку «Любители сладкого».
Слайд № 6
Жили-были суффиксы -ЧИК- и –ЩИК-, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: «Д-Т-З-С-Ж» Суффикс –ЩИК- убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс -ЧИК-, пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только –ЧИК-, а другой будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор –ЩИК- обходит пасеку стороной. Как только услышит» Д-Т-З-С-Ж» - бежит со всех ног прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко».
- Ребята, о каких двух суффиксах шла речь в сказке? (Правильно. О суффиксах –ЧИК- и -ЩИК-) - Сформулируйте правило о правописании данных суффиксов, вспоминая содержание сказки.
Работа с учебником. Слайд № 7
Стр. 158, параграф 52, прочитайте правило.
В суффиксе существительных –ЧИК (-ЩИК) после букв д-т, з-с, ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ. Например, смазчик (смазать). Каменщик (не на д-т, з-с, ж).
«Запоминалка» Слайд № 8-9
-Чтобы легче запомнить правило, предлагаю вам «запоминалку».
В остальных случаях суффикс –ЩИК-.
Слайд № 10
-Молодцы, ребята! Значит, вы внимательно слушали сказку. А теперь вернемся к началу урока: какие орфограммы пропущены в словах газетчик, наборщик? Внимательно посмотрите на слова. Что они обозначают? Какая морфема придает такое значение? (Эти суффиксы обозначают лиц по профессии, роду деятельности. Суффикс играет эту роль).
V. Физминутка. Слайд № 11
VI. Закрепление изученного материала.
Работа по карточкам. Слайд № 12 - 13
Карточка №1. Заполни таблицу. Поставь знак «+» в соответствующем столбце.
Ч | Щ | |
Объезд..ик | + | |
Смен..ик | + | |
Кладов..ик | + | |
Рассказ..ик | + | |
Компьютер..ик | + |
Лингвистическая игра. Слайд № 14-15
Давайте для разминки сыграем в игру «Назовите одним словом»
- Ваша задача заключается в том, чтобы угадать, о какой профессии или роде деятельности идет речь, на доске написать угаданное слово, применяя новое правило, свой ответ аргументировать (каждое слово – слайд с картинкой).
В 2 столбика записать слова с суффиксом –чик- и –щик-.
(у доски 2 учащихся)
-чик | -щик |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик.
- Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик.
- Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.
- Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик.
- Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик.
- Человек, работающий на экскаваторе – экскаваторщик.
- Работник, который укладывает паркет – паркетчик.
- Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик.
- Специалист занимающийся переводом - переводчик.
- Человек который читает доклад - докладчик.
Карточка №2.
Задание: образуйте от данных слов имена существительные с суффиксом –чик (-щик), обозначающие лиц по профессии, роду деятельности
Смазать ___________ , спорить ____________, возить ____________, грузить _________,
Перебежать __________, летать ____________, разносить ________, укладывать _______.
Советы:
Суффикс -чик- пишется, если основа производящего слова заканчивается на Д, Т, З, С, Ж. В остальных случаях пишется суффикс -щик-. Также суффикс -щик- пишется после сочетания согласных -нт: процентщик.
Смазчик, спорщик,
возчик, грузчик,
перебежчик, лётчик,
разносчик, укладчик.
Карточка №3.
Тест по теме «Суффиксы – ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»
- В каком слове пишется Щ?
1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик
- В каком слове пишется Ч?
1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик
- В каком слове пишется Щ?
1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик
- В каком слове пишется Ч?
1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик
- В каком слове перед суффиксом пишется Ь?
1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик
- В каком слове перед суффиксом не пишется Ь?
1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик
7. В каком существительном на месте пропуска пишется буква Ч?
1) забой…ик 2) налёт…ик 3) компьютер…ик 4) свар…ик
8. В каком существительном на месте пропуска пишется буква Щ?
1) пулемёт…ик 2) разнос…ик 3) пис…ик 4) прицеп…ик
(Ответы: 1-3; 2-1; 3-4; 4- 3; 5-1; 6-3; 7-2; 8-4 ) Слайд № 16
VII. Домашнее задание (дифференцированное). Слайд № 17
напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов
ЧИК и ЩИК”.
напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов
ЧИК и ЩИК”.
напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов
ЧИК и ЩИК”.
напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов
ЧИК и ЩИК”.
напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов
ЧИК и ЩИК”.
напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов
ЧИК и ЩИК”.
напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов
ЧИК и ЩИК”.
- На «5» написать сказку на тему: «Приключения суффиксов ЧИК и ЩИК».
- На «4» § 52. Упр. 295.
VIII. Рефлексия «SMS». Слайд № 18
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал.
- Запишите ваши отзывы на карточке. Поделитесь впечатлениями.
Я сегодня узнал(а), научился(ась)
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось ?
Итог урока.
- Над какой орфограммой мы работали?
- Что нового узнали на уроке?
- О чем Вам должны напомнить буквы д,т,з,с,ж?
Оценки учащимся за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...