Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку
Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_chitatelskoy_gramotnosti.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие читательской грамотности
у обучащихся
На сегодняшний день у многих учеников, в том числе и моих, наблюдается падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации и самое главное – низкая читательская грамотность. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности и культуры. Как это ни парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения.
Взяться за данную тему меня заставило еще и введение устного собеседования в 9 классе. Проблема, стоящая передо мной и обучающимися, была очевидной. Дети не читают, речь развита плохо, строить монологическое высказывание не умеют, плохо запоминают прочитанное для пересказа.
Итак, ребята не читают, и это сказывается на образовании. Согласно международным результатам исследования PISA в 2021 году, Россия по направлению «Читательская грамотность» на 13 месте, до этого результаты были ниже. На результаты теста ориентируются российские чиновники. По поручению президента Владимира Путина Россия должна войти в топ-10 стран по качеству общего образования. Задача попала в нацплан по образованию и основные направления работы правительства до 2024 г. У нас уже проводятся многочисленные ВПР, экзамены ОГЭ, ЕГЭ. А теперь еще и PISA. В исследовании PISA словосочетание «читательская грамотность появилось в контексте международного тестирования в 1991 г., что обозначает способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Конечно, мы и раньше работали с текстами: анализировали, сравнивали, определяли основную мысль, делали выводы на основе прочитанного и др. Но работали мы в основном с художественными, научными, публицистическими текстами. А в обычной жизни ребята встречаются с разными видами текста: буклеты, брошюры, сайты, таблицы, диаграммы и прочее. Но извлекать необходимую информацию из них не все умеют, поэтому нам с детьми необходимо в урочной и внеурочной деятельности работать с самыми разными видами текста: художественными и научными, журнальными и газетными статьями, а также таблицами, графиками, диаграммами, объявлениями, расписаниями, каталогами.
Возникает закономерный вопрос, как развивать уровень читательской грамотности обучающихся, особенно у детей с низкими результатами обучения?
Предлагаю вашему вниманию несколько видов, приемов, способов работы с учащимися, имеющими низкие результаты обучения:
- формирование речевой среды, куда можно отнести оснащение кабинета, тексты на школьных стендах, вывески, объявления в магазинах, рекламы, школьная и домашняя библиотека, если таковая имеется, семью, родных, близких, друзей, телевидение, радио – все то, ЧТО и КТО может формировать или способствовать формированию или развитию речи ребенка.
Развивающая речевая среда способна в естественных или искусственных условиях прививать способность извлекать из разных источников разных видов текста необходимую информацию,преобразовывать ее, сопоставлять, сравнивать, обобщать, анализировать.
Задача учителя –правильно организовать искусственную речевую среду, довести ее речевой потенциал до оптимального, помочь развитию инстинкта подражания, удовлетворить инстинкт любознательности.
- применение учащимися контроля и самоконтроля, соблюдение речевого этикета, норм литературного языка (недавно, в феврале этого года, наша ученица Плужник Татьяна писала исследовательскую работу по теме «Подростковый сленг. А вы в теме?», где проанализировала и обобщила слова, выражения, употребляемые нашими школьниками - подростками в своей языковой среде. Параллельно мы с ребятами подбирали синонимы к сленговым словам (как в фильме «Джентльмены удачи»);
- обращение в учебном процессе к собственному языковому опыту учащихся (или языковому опыту других людей);
- применение метода «орфографическое чтение», т.е. побуквенное проговаривание слова, который можно использовать как простой способ для формирования читательской грамотности (регулярно даю школьникам задание читать тексты вслух, чётко проговаривая слова, таким образом дети запоминают написание слов через артикуляционную моторику).Здесь надо отдельно сказать, что качество слышимой или читаемой речи приводит к качеству усвоенной учащимися речи;
- ежедневное систематическое списывание в течение 10 - 15 минут текстов русских классиков, можно из школьной программы (взаимодействие с родителями). Тут главное – не допустить неправильного письма, т.к. ошибочно написанное слово формирует ошибочные навыки – и в памяти зрения, и в памяти руки.
-работа с различными словарями на уроках и дома, справочной литературой, что помогает исправить или предупредить ошибки;
-словарная работа на уроках, особенно литературы (например, в словосочетании ангарское произношение у ребят возникли ассоциации со словами ангар или Ангарск,хотя до этого они, пересказывая биографию В.Распутина, говорили, что писатель родилсяна берегу Ангары или в рассказе Л.Толстого «После бала» ученица написала, что молодые танцевали мензурку, вместо мазурки);
- организация и проведение специальных уроков работы над ошибками, фрагментов работы над ошибками на уроках, что помогает корректировать, вносить поправки в интеллектуальные действия учащихся по решению грамматических, орфографических и других задач, устранять пробелы в навыках;
- активизация речевой деятельности через интерес к языку во внеурочной деятельности, а также через живопись, например, на уроках развития речи или через музыку на уроках литературы,именно музыка, живопись способны разбудить в ребенке желание высказаться, выразить свои чувства, эмоции, совершенствовать свою устную и письменную речь;
- использование таблиц, схем, алгоритмов, готовых или составленных под руководством учителя, помогающих объединить разрозненные орфографические правила, установить связь между написаниями, в результате ученики видят систему, что облегчает им и понимание, и запоминание;
- сотрудничество с другими учителями-предметниками;
-контроль со стороны учителей и родителей.
Кроме того, на развитие читательской грамотности у обучающихся, имеющих низкие результаты обучения существенно влияет организация учебного процесса, создание особой доброжелательности при опросе, снижение темпа опроса, разрешение ученикам пользоваться наглядными пособиями, планом или алгоритмом, помогающими излагать учебный материал, стимулирование учащихся похвалой, четкое и доступное объяснение программного материала.
Справиться с данной проблемой – развитие читательской грамотности у обучающихся с низкими результатам - возможно, но только при условии, что решать её будут не только учителя русского языка и литературы, но и другие преподаватели, начиная с начальных классов, а также родители, которые должны понять суть данной проблемы.
При этом необходимо помнить, что развитие читательской грамотности связано с языком, который является не только объектом, но и средством обучения, ступенькой, мостикам к другим наукам. Поэтому, насколько ученик владеет языком, насколько ученик владеет читательской грамотностью, настолько проще или труднее будут даваться ему остальные науки.
Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни. Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования, а также способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Примеры заданий по развитию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 8-9 классах
1) Разработанное задание направлено на формирование читательской грамотности, а именно на формирование читательской стратегии изучающего, аналитического чтения;2) Задание составлено на основе текстов ...
Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
laquo;Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ СПЛОШНЫХ И НЕСПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ
В последнее время наблюдается снижение уровня читательской грамотности, снижается интерес к чтению, умения и навыки работы как с научным, так и художественным текстом. Вместе с тем в современном мире ...
Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы с учётом реализации ФГОС ООО
Развитие читательской грамотности играет ключевую роль в формировании личности и обеспечивает успешное обучение на всех этапах постижения знаний. Учитывая современные требования ФГОС ООО, задача педаг...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...