Урок "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

  • повторение сведений о наречии, полученных ранее;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie_kak_chast_rechi.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методические приёмы: концептуальная таблица “З-Х-У”, синквейн.

Цели:

  • повторение сведений о наречии, полученных ранее;
  • формирование умений определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль, находить наречия в тексте.

Ход урока

Учитель: мы начинаем изучать интереснейшую часть речи, которая будет нам постоянно задавать загадки. Запишем дату.

Первая стадия – вызов - формирование мотиваций.

  • Посмотрите на доску. Какими частями речи являются записанные слова? Как вы это определили? (сейчас, сегодня, вправо, влево, вверх, вперёд, справа, никогда, здесь)

Сделаем морфемный разбор двух наречий.

  • Попробуйте сформулировать тему урока и запишем её в тетради. Учитель озвучивает цели урока.

Вторая стадия – осмысление- изучение нового материала.

Применяется метод - составление концептуальной таблицы “З-Х-У” (“Знаю - хочу узнать - узнал”). Первая колонка заполняется детьми самостоятельно, вторую и третью может помогать учитель.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что вы знаете уже по теме нашего урока? Заполните самостоятельно первую колонку. А теперь давайте вместе заполним вторую колонку.

Учитель: обратите внимание на слова, записанные на доске “вправо, справа”.

Что вы заметили? (корень один, а правописание разное).

Наречие очень сложная по правописанию часть речи. В некоторых наречиях приставка пишется раздельно; в других – через дефис. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи. Многое в правописание наречий рассчитано на запоминание. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока и нескольких следующих.

  • Открывается записанный на доске текст.

Вот солнце коснулось тихой воды у берега.

Восходя всё выше, оно, радостное, греет оголённую землю.

Я видел восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда передо мною рождался новый мир, по-новому красивый.

Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сладкие звуки имени, звон, скрытый в них.

Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся.

  • восходя выше
  • по-новому красивый
  • люблю особенно
  • как-то особенно

Сделайте вывод, от каких частей речи зависит наречие, как оно связано с главным словом в словосочетании. (Наречие сочетается чаще с глаголами, с глагольными формами, с прилагательными и другими наречиями). Запишем это в третью колонку таблицы.

Учитель: посмотрите на тексты, лежащие перед вами. Прочитайте. Что ещё нового узнали вы о наречии?

Термин “наречие” произошёл от греческого epi – на, rema – глагол, т.е. прямое калькирование дало слово на – ре – чие. Так как глагол – речь, слово, глаголить – говорить, то некоторые лингвисты называют наречие приглаголием. Наречия могут сочетаться с именами существительными, например, взгляд исподлобья, кофе по-турецки.

Давайте запишем это в третью колонку таблицы.

  • В наших предложениях каково грамматическое значение наречий? (Признак действия: восходя выше, люблю особенно, а в других случаях - признак признака. А в примере взгляд исподлобья – признак предмета).
  • Что обозначают наречия? (время, место, причину, цель и образ действия). Занесите эти сведения в третью колонку таблицы.
  • Какова синтаксическая роль наречий?
  • Сделаем синтаксический разбор предложения. Я как-то особенно люблю солнце. (как-то, особенно являются обстоятельством).

Учитель: иногда наречие может быть выражено определением: Меня смутил его взгляд (какой?) исподлобья. Может быть выражено сказуемым: Сегодня (каково?) холодно. Отметьте это в третьей колонке. Как убедиться, что перед нами наречие, если вопрос к нему задаётся, как к прилагательному? (Изменяем его, наречие не изменяется, у него нет окончания, а прилагательное изменяется).

Сверим наши записи о наречии как части речи с материалом учебника. Если в учебнике какие-либо дополнительные сведения о наречие?

Третья стадия – рефлексии – закрепление нового материала.

Составьте синквейн по теме урока.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, содержит изложение учебной информации в кратких выражениях.

Алгоритм синквейна:

  • первая строка - название синквейна
  • вторая строка - два прилагательных
  • третья строка - три глагола
  • четвёртая строка - фраза на тему синквейна.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: найти предложения, где наречия выражены разными членами предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...