«Средства выразительности языка»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

конспект урока 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_9_a.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Средства выразительности языка»

Цели урока:

Образовательные:

  • повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
  • совершенствование навыков и умений различать такие тропы.

Развивающие:

  • продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;
  • дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения.

Воспитательные:

 формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (5-8 минут)

Доброе утро, ребята и уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на нашем занятии.

– Ребята, в качестве эпиграфа к  уроку я взяла высказывание  немецкого философа  Гегеля: «Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». (написать на доске)

 Наш урок я бы хотела начать с просмотра видеосюжета из киножурнала «Ералаш».

Ребята, посмотрите, пожалуйста, видео и ответьте на вопрос «Почему мы так говорим?» 

(просмотр видео 2 мин)

– Так почему же мы так говорим? (обсуждение)

Этот сюжет был снят 40 лет назад, но он актуален и сейчас. В условиях современного мира мы наблюдаем картину, как  «классический», правильный русский язык уходит из повседневности, заменяется упрощенной,  порой жаргонной лексикой. Особую тревогу у специалистов вызывает современный молодёжный язык.

В связи с этим, возникает закономерный вопрос: почему сегодня молодёжь, имея такой богатый язык, предпочитает новую форму общения, пренебрегая нормами современного русского языка, употребляя сленг и ненормативную лексику.

Проблемный вопрос: Как сделать так, чтобы наш язык стал красивым, величественным, выразительным? Это и будет нашим проблемным вопросом на этот урок.

-Ребята , как называются понятия, которые придают речи яркость , усиливают её эмоциональное воздействие , привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию  (средства выразительности)

 -В этом году нас с вами ждет экзамен по русскому языку, одним из заданий которого является анализ средств выразительности. Языковые Средства выразительности можно разделить на три большие группы   фонетические;  лексические;  синтаксические. В рамках одного урока, ребята ,это невозможно изучить, повторить, поэтому мы с вами попытаемся проанализировать те средства выразительности, которые наиболее часто встречаются в экзаменационных работах.

-Какие задачи мы сегодня с вами поставим на этот урок? (вспомнить основные средства выразительности , уметь находить их в предложениях, определять  вид)

 (запись темы урока в тетради).

3.Основаная часть. Работа с текстом.

Ребята, у каждого на парте лежит карточка. На ней  текст, который мы будем анализировать. Ваша задача: внимательно его прочитать (слайд 2)

Слайд 2. Анализ текста

Я знала, что этот час пробьёт: наступила пушистая зима. Мой город покрылся сединой снега и превратился в снежное королевство. Кружевные снежинки медленно падают на лицо, руки. Ты не успеваешь глазом моргнуть, как через мгновение они превращаются в капельки воды. Ели и сосны уже надели свои шубы, будто из серебра. Снег, словно вата, ложится на крыши домов. Совсем скоро людям вскружит голову ожидание самого волшебного праздника – Нового года.

(фронтальная работа)

-Кто из вас может определить, к какому типу и стилю речи относится  текст?

(Описание. Задачей текста описания является создание образа, передача настроения. Художественный стиль речи).

-Что характерно для текстов художественного стиля речи?

(Для текстов художественного стиля характерно использование изобразительно-выразительных средств)

- Какие средства выразительности вы знаете? Давайте вспомним и дадим им определения.

- Какие средства выразительности автор использовал для создания настроения? Эпитеты, метафоры, олицетворение, сравнения, фразеологизмы (распечатать)

Что такое метафора и как еѐ отличить от эпитета?

Для метафоры одного слова маловато. Метафора – это

словосочетание (сочетание двух слов) или предложение, которое

употребляется в переносном смысле. Это скрытое сравнение.

Вот перед нами словосочетание – «книга жизни». Жизнь сравнивается с книгой

-Давайте поработаем с текстом и выделим все изобразительно-выразительные средства.

Задание: выписать средства выразительности из текста

фразеологизмы

метафоры

эпитеты

сравнения

Час пробьёт

Вскружит голову

не успеваешь глазом моргнуть

Седина снега

Снежное королевство

Ели и сосны надели свои шубы ( олицет)

Пушистая зима

Кружевные снежинки

Волшебный праздник

Словно вата

Шубы, будто из серебра

-Вернемся к эпиграфу нашего урока, есть ли в нем средства выразительности? Назовите, пожалуйста, грамматическую основу первой части предложения. Найдите слово, которое подчиняется правилу :У существительных 3 склонения на конце пишется мягкий знак

4.Физкультминутка.

Ребята, положите, пожалуйста, проведем небольшую зрительную гимнастику. Попробуйте нарисовать глазами окно, бревно, закройте глаза, нарисуйте глазами восьмерку. А теперь самое сложное посмотрите внимательно в глаза  соседа по парте.  Попробуйте описать глаза, используя любое средство выразительности. (например, твои глаза словно бездонное море - сравнение)

 - Продолжаем нашу работу. (Слайд 3)

А) перед вами словосочетания, построенные на основе связи согласование, замените  их на синонимичные  словосочетания со связью управление (работа по цепочке устно)

Бессонная ночь-ночь без сна, подземный переход-переход под землей,  школьный портфель-портфель для школы, плюшевый медвежонок-медвежонок из плюша, клетчатый шарф- шарф в клетку, твёрдый характер, стальной утюг-утюг из стали, стальной взгляд,  седой туман, картонная коробка-коробка из картона,  золотые руки, золотая цепочка-цепочка из золота.

 (там, где это невозможно сделать, объясняют почему) смысл словосочетания не позволяет сделать замену.

Б) Найдите метафору и перефразируйте ее в сравнение. ( слайд 4)

Топи да болота. Синий плат небес.

(небо похоже на синий платок)

В зеркало залива сонный лес глядит.

(сонный лес отражается в заливе, как в зеркало

Вас притягивали Луны двух огромных глаз

(Два огромных глаза притягивали вас, как Луна.

В) Определи, какие средства языковой выразительности - эпитеты или

метафоры - употреблены в следующих предложениях: (слайд 5)

1.Непрерывная цепь воспоминаний возникает и преследует меня.

2.Задул по седым ивам теплый ветер

3.Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в

лесах год за годом – каждую осень встречаешь всѐ тот же огненный

куст рябины за прудом.

4.Горит и горит багровый костѐр заката.

5.К полудню задует сырой ветер, польются томительные дожди.

Г) В каком варианте предложений  средством выразительности речи является олицетворение? (Слайд 6)

1) Ученики очень любили своего классного руководителя и часто говорили, что с её приходом в классе даже парты, стулья и учебники начинали от радости  петь и танцевать.

2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

3) Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!

4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» –рассуждала бабушка.

- Ребята,  мы с вами уже повторили фразеологизм,  вызывает наибольшие затруднения, поэтому мы должны узнать их лучше.

Признаки фр-мов:

Неделимое словосочетание;

Имеют нерасчленённое значение (важно значение не каждого слова по отдельности, а всё словосочетание в целом);

Употребляются в переносном значении;

Делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой.

-Я буду называть фразеологизмы, но могу перепутать слова и назвать не то, что нужно. Неделимое разделено. Ваша задача меня исправить. (фронтально)

Сесть в ведро (калошу)

Сердце в селезёнку ушло (пятки)

Семь раз отмерь – один раз отрежь (всё правильно, но это не фразеологизм)

Дело в кепке (шляпе)

Вставлять гвозди в колеса (палки)

Водить за ухо (нос)

Работать закатав брюки (спустя рукава)

В ногах смысла нет (правды)

Быть не в своей кастрюле (тарелке)

Бросать камни на клумбу (огород)

Вертеться как лиса на эскалаторе (белка в колесе)

Встать не с той пятки (ноги)

Выносить сор из подъезда (избы)

Зарубить на лбу (носу)

Д) В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?(слайд 7)

1)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.

2) – Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.

3) Эту растяпу в розовом днём с огнём не сыщешь!

 4) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.

5. Приступаем к след.виду работы, а именно работу в парах.  На каждой парте  лежит задание, которое заключается в следующем: вам нужно соотнести предложения со средствами выразительности. На каждый вид по два предложения.

Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

6. Рефлексия Итак давайте вернемся к нашему проблемному вопросу: Как сделать так, чтобы наш язык стал красивым, величественным, выразительным?

-Для чего служат в языке изобразительно-выразительные средства? Они делают нашу речь яркой, образной, интересной для слушателя.

-Поможет ли вам материал урока в подготовке к экзамену по русскому языку?

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Считать ворон

Бить баклуши

Работать, не разгибая спины

Сидеть сложа руки

Лезть из кожи вон

7. Домашнее задание:

Проанализировать предложение на карточке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства выразительности языка (урок подготовки к ЕГЭ)

Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, у...

Средства выразительности языка

В данной работе представлены системы ценностных отношений к родному языку и воспитания бережного отношения к слову автора, культуре речи....

Открытый урок русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме "Средства выразительности языка". Цели урока: образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся  о средствах ...

Урок в одиннадцатом классе по теме: «Средства выразительности языка»

Опыт подготовки к ЕГЭ показывает, что труднее всего учащимся даются задания, связанные с лингвостилистическим анализом, с умением создавать собственный текст на основе прочитанного. Самое трудное – ра...

Средства выразительности языка

Разработка урока по теме "Средства выразительности языка" содержит конспект урока и презентацию к уроку. В урок включены задания на определение тропов, фигур речи, лексических средств выразительности....

Конспект урока русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка" (материалы для подготовки к ЕГЭ)

Конспект урока по русскому языку в 11 классе, цель - повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте....

Средства выразительности языка.

Разработка урока по русскому языку в 11 классе....