«Средства выразительности языка»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
«Средства выразительности языка»
Цели урока:
Образовательные:
- повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
- совершенствование навыков и умений различать такие тропы.
Развивающие:
- продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;
- дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения.
Воспитательные:
формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (5-8 минут)
Доброе утро, ребята и уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на нашем занятии.
– Ребята, в качестве эпиграфа к уроку я взяла высказывание немецкого философа Гегеля: «Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». (написать на доске)
Наш урок я бы хотела начать с просмотра видеосюжета из киножурнала «Ералаш».
– Ребята, посмотрите, пожалуйста, видео и ответьте на вопрос «Почему мы так говорим?»
(просмотр видео 2 мин)
– Так почему же мы так говорим? (обсуждение)
Этот сюжет был снят 40 лет назад, но он актуален и сейчас. В условиях современного мира мы наблюдаем картину, как «классический», правильный русский язык уходит из повседневности, заменяется упрощенной, порой жаргонной лексикой. Особую тревогу у специалистов вызывает современный молодёжный язык.
В связи с этим, возникает закономерный вопрос: почему сегодня молодёжь, имея такой богатый язык, предпочитает новую форму общения, пренебрегая нормами современного русского языка, употребляя сленг и ненормативную лексику.
Проблемный вопрос: Как сделать так, чтобы наш язык стал красивым, величественным, выразительным? Это и будет нашим проблемным вопросом на этот урок.
-Ребята , как называются понятия, которые придают речи яркость , усиливают её эмоциональное воздействие , привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию (средства выразительности)
-В этом году нас с вами ждет экзамен по русскому языку, одним из заданий которого является анализ средств выразительности. Языковые Средства выразительности можно разделить на три большие группы фонетические; лексические; синтаксические. В рамках одного урока, ребята ,это невозможно изучить, повторить, поэтому мы с вами попытаемся проанализировать те средства выразительности, которые наиболее часто встречаются в экзаменационных работах.
-Какие задачи мы сегодня с вами поставим на этот урок? (вспомнить основные средства выразительности , уметь находить их в предложениях, определять вид)
(запись темы урока в тетради).
3.Основаная часть. Работа с текстом.
Ребята, у каждого на парте лежит карточка. На ней текст, который мы будем анализировать. Ваша задача: внимательно его прочитать (слайд 2)
Слайд 2. Анализ текста
Я знала, что этот час пробьёт: наступила пушистая зима. Мой город покрылся сединой снега и превратился в снежное королевство. Кружевные снежинки медленно падают на лицо, руки. Ты не успеваешь глазом моргнуть, как через мгновение они превращаются в капельки воды. Ели и сосны уже надели свои шубы, будто из серебра. Снег, словно вата, ложится на крыши домов. Совсем скоро людям вскружит голову ожидание самого волшебного праздника – Нового года.
(фронтальная работа)
-Кто из вас может определить, к какому типу и стилю речи относится текст?
(Описание. Задачей текста описания является создание образа, передача настроения. Художественный стиль речи).
-Что характерно для текстов художественного стиля речи?
(Для текстов художественного стиля характерно использование изобразительно-выразительных средств)
- Какие средства выразительности вы знаете? Давайте вспомним и дадим им определения.
- Какие средства выразительности автор использовал для создания настроения? Эпитеты, метафоры, олицетворение, сравнения, фразеологизмы (распечатать)
Что такое метафора и как еѐ отличить от эпитета?
Для метафоры одного слова маловато. Метафора – это
словосочетание (сочетание двух слов) или предложение, которое
употребляется в переносном смысле. Это скрытое сравнение.
Вот перед нами словосочетание – «книга жизни». Жизнь сравнивается с книгой
-Давайте поработаем с текстом и выделим все изобразительно-выразительные средства.
Задание: выписать средства выразительности из текста
фразеологизмы | метафоры | эпитеты | сравнения |
Час пробьёт Вскружит голову не успеваешь глазом моргнуть | Седина снега Снежное королевство Ели и сосны надели свои шубы ( олицет) | Пушистая зима Кружевные снежинки Волшебный праздник | Словно вата Шубы, будто из серебра |
-Вернемся к эпиграфу нашего урока, есть ли в нем средства выразительности? Назовите, пожалуйста, грамматическую основу первой части предложения. Найдите слово, которое подчиняется правилу :У существительных 3 склонения на конце пишется мягкий знак
4.Физкультминутка.
Ребята, положите, пожалуйста, проведем небольшую зрительную гимнастику. Попробуйте нарисовать глазами окно, бревно, закройте глаза, нарисуйте глазами восьмерку. А теперь самое сложное посмотрите внимательно в глаза соседа по парте. Попробуйте описать глаза, используя любое средство выразительности. (например, твои глаза словно бездонное море - сравнение)
- Продолжаем нашу работу. (Слайд 3)
А) перед вами словосочетания, построенные на основе связи согласование, замените их на синонимичные словосочетания со связью управление (работа по цепочке устно)
Бессонная ночь-ночь без сна, подземный переход-переход под землей, школьный портфель-портфель для школы, плюшевый медвежонок-медвежонок из плюша, клетчатый шарф- шарф в клетку, твёрдый характер, стальной утюг-утюг из стали, стальной взгляд, седой туман, картонная коробка-коробка из картона, золотые руки, золотая цепочка-цепочка из золота.
(там, где это невозможно сделать, объясняют почему) смысл словосочетания не позволяет сделать замену.
Б) Найдите метафору и перефразируйте ее в сравнение. ( слайд 4)
Топи да болота. Синий плат небес.
(небо похоже на синий платок)
В зеркало залива сонный лес глядит.
(сонный лес отражается в заливе, как в зеркало
Вас притягивали Луны двух огромных глаз
(Два огромных глаза притягивали вас, как Луна.
В) Определи, какие средства языковой выразительности - эпитеты или
метафоры - употреблены в следующих предложениях: (слайд 5)
1.Непрерывная цепь воспоминаний возникает и преследует меня.
2.Задул по седым ивам теплый ветер
3.Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в
лесах год за годом – каждую осень встречаешь всѐ тот же огненный
куст рябины за прудом.
4.Горит и горит багровый костѐр заката.
5.К полудню задует сырой ветер, польются томительные дожди.
Г) В каком варианте предложений средством выразительности речи является олицетворение? (Слайд 6)
1) Ученики очень любили своего классного руководителя и часто говорили, что с её приходом в классе даже парты, стулья и учебники начинали от радости петь и танцевать.
2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.
3) Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!
4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» –рассуждала бабушка.
- Ребята, мы с вами уже повторили фразеологизм, вызывает наибольшие затруднения, поэтому мы должны узнать их лучше.
Признаки фр-мов:
Неделимое словосочетание;
Имеют нерасчленённое значение (важно значение не каждого слова по отдельности, а всё словосочетание в целом);
Употребляются в переносном значении;
Делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой.
-Я буду называть фразеологизмы, но могу перепутать слова и назвать не то, что нужно. Неделимое разделено. Ваша задача меня исправить. (фронтально)
Сесть в ведро (калошу)
Сердце в селезёнку ушло (пятки)
Семь раз отмерь – один раз отрежь (всё правильно, но это не фразеологизм)
Дело в кепке (шляпе)
Вставлять гвозди в колеса (палки)
Водить за ухо (нос)
Работать закатав брюки (спустя рукава)
В ногах смысла нет (правды)
Быть не в своей кастрюле (тарелке)
Бросать камни на клумбу (огород)
Вертеться как лиса на эскалаторе (белка в колесе)
Встать не с той пятки (ноги)
Выносить сор из подъезда (избы)
Зарубить на лбу (носу)
Д) В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?(слайд 7)
1)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.
2) – Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.
3) Эту растяпу в розовом днём с огнём не сыщешь!
4) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.
5. Приступаем к след.виду работы, а именно работу в парах. На каждой парте лежит задание, которое заключается в следующем: вам нужно соотнести предложения со средствами выразительности. На каждый вид по два предложения.
Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
6. Рефлексия Итак давайте вернемся к нашему проблемному вопросу: Как сделать так, чтобы наш язык стал красивым, величественным, выразительным?
-Для чего служат в языке изобразительно-выразительные средства? Они делают нашу речь яркой, образной, интересной для слушателя.
-Поможет ли вам материал урока в подготовке к экзамену по русскому языку?
Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
Считать ворон
Бить баклуши
Работать, не разгибая спины
Сидеть сложа руки
Лезть из кожи вон
7. Домашнее задание:
Проанализировать предложение на карточке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства выразительности языка (урок подготовки к ЕГЭ)
Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, у...
Средства выразительности языка
В данной работе представлены системы ценностных отношений к родному языку и воспитания бережного отношения к слову автора, культуре речи....
Открытый урок русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка"
Разработка открытого урока по русскому языку по теме "Средства выразительности языка". Цели урока: образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о средствах ...
Урок в одиннадцатом классе по теме: «Средства выразительности языка»
Опыт подготовки к ЕГЭ показывает, что труднее всего учащимся даются задания, связанные с лингвостилистическим анализом, с умением создавать собственный текст на основе прочитанного. Самое трудное – ра...
Средства выразительности языка
Разработка урока по теме "Средства выразительности языка" содержит конспект урока и презентацию к уроку. В урок включены задания на определение тропов, фигур речи, лексических средств выразительности....
Конспект урока русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка" (материалы для подготовки к ЕГЭ)
Конспект урока по русскому языку в 11 классе, цель - повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте....
Средства выразительности языка.
Разработка урока по русскому языку в 11 классе....