Контрольная работа по русскому языку в 6 классе по разделу "Лексикология"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Контрольная работа по русскому языку в 6 классе по разделу "Лексикология"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку в 6 классе по теме: Лексикология

2 вариант

  1. Закончите предложения

  1. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, называется…

Б. Слова, которые имеют противоположное лексическое значение, называются …

  1. Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются…

2.  Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.

Внимательный, вдумчивый, вежливый

3. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.

  Замечательно, великолепно, аккуратно, прекрасно

4. Закончите предложение

Слова смелый, храбрый, мужественный являются…  

5. Закончите предложение.

Слова ствол дерева и ствол пушки  являются …

6. Закончите предложение.

Слова плакать, смеяться являются

7. Закончите предложение.

Слова старинный замок и дверной замок являются

8. Установите соответствие между словами из левой и правой колонок.

А. заимствованное                                 1.  сундук

Б. исконно русское                                2.  персты

В устаревшее                                         3. Чернила

9. Установите соответствие между словами из левой и правой колонок.

А  диалектизм                                         1. бульба

Б   профессионализм                              2. сорт

В. Общеупотребительное                      3. Картофель

10. Установите соответствие между фразеологизмами и их значениями.

     А   хоть в бровь, хоть в глаз            1. Ничего не видно

     Б. хоть глаз выколи                           2. наедине

     В. с  глазу на глаз                              3  бесполезные действия

11. Определив значение фразеологизмов, сгруппируйте их в синонимичные пары

     А. бить баклуши                               1.   В поте лица

     Б.  не покладая рук                           2.  Как с гуся вода

     В.  как о стену горох                        3   плевать в потолок

     Г. распустить язык                           4. Длинный язык

  

        Прочитайте текст и выполните задания 12-15.        

12. Почему щёкинская дорога оказалась столь важной в жизни Л. Н. Толстого?

 (1)Ясная Поляна  — место, известное почитателям русской культуры во всём мире. (2)Это усадьба русского писателя Льва Николаевича Толстого. (3)Здесь он родился и прожил бо́льшую часть своей жизни. (4)Здесь родились его дети. (5)Отсюда ушёл он в конце жизни, решив странствовать по Руси. (6)Доро́га от Ясной Поляны до станции Щёкино. (7)В старину говорили  — шоссейка. (8)Таких дорог множество на Руси  — широких или узких, обсаженных тополями или берёзками. (9)Но в часы своего трагического ухода из дома, где была прожита почти вся долгая жизнь, Лев Николаевич Толстой видел именно эту щёкинскую дорогу, а не какую-либо иную. (10)Здесь, ёжась от резкого ноябрьского ветра, бросал он в предутренней мгле последний взгляд на эти деревья, вороньи гнёзда, на редкие ещё огни в избах. (11)Такой осталась в его сознании любимая, покидаемая им земля.

(12)Как не снять благоговейно шапку тому, кто проезжает здесь в наши дни? (13)«Если хочешь понять поэта, побывай у него на родине»,  — сказал однажды Гёте. (14)Эти мудрые слова не устарели и сегодня. (15)Родина поэта  — это не только язык, на котором он пишет, не только люди, окружающие его, но и дорога, знакомая с детства, поле, деревья, дом, старинный фонарь у входа, кусты сирени, клумбы. (16)Это и скрипучая лестница, полка с книгами, печь, рабочий стол, вид из окна…

(17)Обратимся к самому Толстому. (18)Двадцатого сентября 1858 года он записал в своём дневнике: «Без своей Ясной Поляны я с трудом могу себе представить Россию и моё отношение к ней. (19)Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего Отечества. (20)Но я не буду до пристрастия любить его».

(По Я. Хелемскому)

13.  Определите и запишите лексическое значение слова «язык» из предложения 15. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

14.  Определите стилистическую окраску слова «благоговейно» из предложения 12, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

15.  Объясните и запишите значение фразеологизма сесть в лужу. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Контрольная работа по русскому языку в 6 классе по теме: Лексикология

1 вариант

1. Закончите предложения.

A. Раздел науки о языке, в котором изучаются значения слов, называется

 

Б. Слова, которые имеют сходное лексическое значение, называются

В. Слова, которые имеют два или более лексических значений, называются

2. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.

          Всадник, наездник, пассажир, верховой.

3. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.

          Волнение, беспокойство, тревога, уныние.

4.  Закончите предложение.

          Слова  приобрести   (что-либо) и   обзавестись (чем-либо) являются ....

5.  Закончите предложение.

          Слова обернуть и развернуть являются ....

6.  Закончите предложение.

           Слова строчка (стихотворная) и строчка (на платье) являются ....

7. Закончите предложение.

            Слова забор (воды) и (дощатый) забор являются ....

8. Установите соответствие между словами из левой и правой колонки

            1.   Уста                                                  А .диалектизм

2. Попкорн                                             Б. архаизм

            3. люлька (трубка для курения)           В. неологизм

9. Установите соответствие между словами из левой и правой колонки.

           A. диалектизм                                  1. Интернет
          Б. устаревшее слово                                   2. светлица

           B. неологизм                                          3. буряк

10. Установите соответствия между фразеологизмами и их значениями.

          A. чесать язык                            1. замолчать, воздержаться в разговор

          Б. придержать язык                    2. выведывать что-либо

          B. тянуть за язык                        3. болтать, сплетничать

11. Определив значение фразеологизмов, сгруппируйте их в синонимические пары.

A. задавать тон                                           1.  сорвать маску

Б. делать из мухи слона                             2.  поставить на ноги

B. вывести на чистую воду                       3.  сгущать краски        
Г. вывести в люди                                      4.  играть первую скрипку

        

Прочитайте текст и выполните задания 12-15.

12. Что, по мнению автора текста, придаёт оренбургским платкам лёгкость и тонкость?

 (1)Среди разнообразных шалей и платков, выполненных отечественными мастерами, выделяются своей неповторимостью оренбургские пуховые платки. (2)Оренбургские платки вяжут вручную, вкладывая в труд всё мастерство и вдохновение. (3)При вязке используют пух коз оренбургской породы: он хорошо удерживает тепло, мягок, эластичен и поэтому легко растягивается. (4)Все эти качества пряжи придают платкам удивительные свойства: они настолько легки и тонки, что их можно свободно продеть сквозь обручальное кольцо.

(5)Чтобы связать вручную пуховый платок, мастерице порой надо затратить до двухсот пятидесяти часов времени. (6)Сначала она руками перебирает пух, разрыхляя каждый клочок, очищая его от примесей и грубого волоса, после этого расчёсывает пух специальными двухрядными гребнями, а затем прядёт пуховые нити на коротких лёгких веретёшках. (7)Оренбургские мастерицы вяжут свои платки на обыкновенных стальных «чулочных» спицах и используют характерную вязку  — двухизнаночную гладь. (8)Особенно высоко ценится платок, который связан одной мастерицей от начала до конца. (9)Готовый платок пушат и натягивают на специальные пяльцы для восстановления формы и размера.

(10)Ценность оренбургских платков определяется не только мастерством исполнения. (11)Мотивы узора платков необычайно разнообразны и неповторимы. (12)Невозможно найти двух одинаковых платков, поскольку это исключается самой техникой исполнения  — вязанием. (13)У мастериц большое количество основных мотивов узора: «рыбка», «горошек», «мышиный след», «соты», «кошачьи лапки» и многие другие. (14)Умело соединяя мелкие элементы, мастерицы получают более сложные узоры: «розетки», «шашечки», «цепочки», «змейки», «бантики», «снежинки». (15)Каждый раз создаётся новая композиция, которую из-за её усложнённости очень трудно повторить. (16)Мастерицы не пользуются какими-либо готовыми рисунками и описаниями: им легче вывязать новый рисунок, не уступающий прежним по красоте, чем воссоздать раз сделанное.

(По В. Г. Смолицкому)

13.  Определите и запишите лексическое значение слова «удерживать» («удерживает») из предложения 3. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

14.  Определите стилистическую окраску слова «неповторимы» из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

15.  Объясните и запишите значение фразеологизма как в воду глядел. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольные работы по русскому языку 2 класс УМК ПНШ

конрольные диктанты , списывание, словарные диктанты 2 класс УМК ПНШ...

контрольные работы по русскому языку 3 класс УМК ПНШ

контрольные диктанты (усложнённый вариант для сильного класса), списывание, словарные диктанты 3 класс УМК ПНШ...

контрольные работы по русскому языку 4 класс УМК ПНШ

контрольные диктанты, словарные диктанты 4 класс УМК ПНШ русский язык...

Анализ контрольной работы по русскому языку (5 класс, 1 полугодие)

Анализ административной контрольной работы по русскому языку в 5 классе за 1 полугодие 2008-2009 учебного года по темам «Фонетика», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика», «Культура речи»...

Контрольная работа по русскому языку. 8 класс.

Контрольная работа с тестом проводится в конце учебного года. ...

Контрольная работа по русскому языку. 6 класс. Учебник А.Д. Шмелева. 6 класс

Контрольный диктант (списывание) с грамматическим заданием.  Учебник А.Д. Шмелева. 6 класс. Гл. 2...