Конспект урока на тему "Имя существительное - что это?" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Цель урока: сформировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного;

актуализировать усвоение основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных по данному учебному материалу

Задачи:

учебные:

 — закрепить и обобщить сведения об имени существительном, которые были изучены в начальной школе;

развивающие:

 — развить речь, мышление, уметь сравнивать, развить самооценку;

воспитательные:

 — воспитать интерес к предмету, культуру поведения.

Формы учебной деятельности: сотрудничество, индивидуальная и совместная работа, исследовательская и рефлексивная деятельность.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:

 — рефлексивная деятельность;
 — метод конкретизации целей обучения;

 — метод исследования;
 — обсуждение новых знаний;
 — решение и обсуждение проблемных задач и ситуаций, посильных опыту школьников.

Результаты: роли теоретика и практика позволили ученику перейти от уровня «ученик» к уровню «исследователь».

Оборудование: презентация, путевые листы, раздаточный материал, тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe._chto_eto.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что обозначает имя существительное»

(5 класс)

Цель урока: сформировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного;

актуализировать усвоение основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных по данному учебному материалу

Задачи:

учебные:

 закрепить и обобщить сведения об имени существительном, которые были изучены в начальной школе;

развивающие:

 развить речь, мышление, уметь сравнивать, развить самооценку;

воспитательные:

 воспитать интерес к предмету, культуру поведения.

Формы учебной деятельности: сотрудничество, индивидуальная и совместная работа, исследовательская и рефлексивная деятельность.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:

 — рефлексивная деятельность;
 — метод конкретизации целей обучения;

 метод исследования;
 — обсуждение новых знаний;
— решение и обсуждение проблемных задач и ситуаций, посильных опыту школьников.

Результаты: роли теоретика и практика позволили ученику перейти от уровня «ученик» к уровню «исследователь».

Оборудование: презентация, путевые листы, раздаточный материал, тест.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста.

Скажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках. (Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками).

Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока. (Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение урока в лучшую сторону).

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать?

Если вы готовы, начинаем урок.

2. Актуализация знаний

— На слайде представлены слова. Найдите основание для классификации и распределите их на группы. Посовещайтесь.

Дом, Родина, хлеб, дорога, жизнь, дочь, мужество, школа, радость.

3.Целеполагание

 — Сегодняшний урок я хочу начать с вопроса, ответ на него позволит вам определить тему урока: о какой героине нашего урока идет речь? Вот что она могла бы сказать о себе: «Я – важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов. Давно живу я в мире этом, даю названия предметам…». Как зовут героиню? Почему вы так считаете?

— Правильно, это имя существительное.

— Прочитайте эпиграф урока:
Имя существительное – хлеб языка. (Л.В.Успенский)

— Как вы понимаете это высказывание?

— Объясните постановку тире.
(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).

— Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи).

— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Давайте попробуем сформулировать цели урока (ответ учащегося). Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

4. Работа по теме.

— Чтобы вам не было скучно, хочу предложить вам небольшое путешествие в сказочную страну Морфологию в гости к героине нашего урока. Чтобы не заблудиться, каждый из вас получит путевой лист, где будет выставлять себе баллы. Отправляемся в путь!

Путевой лист

Станция

Количество баллов

«Опознавательная»

«Теоретическая »

«Морфологическая»

«Синтаксическая»

«Проверочная»

ИТОГ:

5. Работа над темой урока

1 станция «Опознавательная»
— Попробуем свои силы в первом испытании.
— Можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это.(Текст у каждого на парте)
— Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные.
Пуськи бятые
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
— Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А калуша волит:
— Оее, оее! Бутявка – то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:
— Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!
— (Имена существительные – это пуськи, калуша, напушка, бутявка, калушата, калушаточки)
— Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет)
— Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное отвечает на вопросы что? Или кто? и обозначает предмет. Разве слова — доброта, милосердие, сострадание — это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы. Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание.

2 станция «Теоретическая»

Давайте поработаем с учебником. Откройте его, выполним упражнение в группах (работа с лингвистическим текстом).

Физкультминутка
— Игра на внимание «Хлопок – молчок» (игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат имена существительные женского рода, а мальчики – мужского: кот, кошка, воробей, лиса, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.

3 станция  —  «Морфологическая»
 — 1 группа — 1 ряд. Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?

Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь.
—  2 группа – 2 ряд – распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

 — 3 группа — 3 ряд. Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли?
Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, птица орел- город Орел, доброта

4 станция — «Синтаксическая»

— Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.
Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко – зеленой кроной. Сосна – это хвойное дерево. Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

— Логическая задача (предложения выводятся на экран).

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь. Снежное покрывало всё поле покрывало.

— Найдите в каждом предложении среди двух одинаковых слов имя существительное. Аргументируйте свой ответ. Какова синтаксическая роль существительных в этих предложениях?  Какими ещё членами предложения могут являться имена существительные?

Вывод: расскажите о синтаксической роли имени существительного.

— Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что узнали о существительном.

Конечная станция «Проверочная»

1) Работа с таблицей «Наведи порядок»

 — Существительные из известных сказок перепутались. Подберите к прилагательным нужные существительные. Запишите, правильно оформляя названия сказок.

Имена прилагательные

Имена существительные

Красная

Синяя

Белый

Храбрый

Голый

Аленький

борода

шапочка

цветочек

клык

портняжка

король

2) Тест «Имя существительное»

1. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

2. Укажите имя существительное
А. смелость Б. смело В. Смелый

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении «Берёзы украшают леса»:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.

4. Определить род существительных: честность, правда, книги.

5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?
Самопроверка

Ответы
1. Б
2. А
3. Б
4. Женский 
5. Неодушевленные 

«5» — 5 правильных ответов;
«4» — 4 правильных ответа;
«3» — 3 правильных ответа

6.Выставление оценок.

7.Рефлексия. Прием «Незаконченные предложения»
 — Я отлично знаю…

— Мне нужно повторить…

8. Объяснение домашнего задания

9. «На закуску» (если осталось время на уроке)

— Если использовать все продукты, которые предлагает С. Михалков, то какое блюдо получится?

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

           Капусту,

                      Морковку,

                                   Горох,

                                Петрушку и свёклу.

                                                              Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

           Капуста,

                   Морковка,

                                    Горох,

                                        Петрушка и свекла.

                                                                 Ох!..

(Ответы учащихся) (И суп овощной оказался не плох!)

—  пасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Род неизменяемых существительных". 5 класс

Это урок, составленный по требованиям ФГОС. Форма урока - лингвистическое путешествие. Дети учатся определять род неизменяемых существительных и правильно употреблять их в речи на увлекательных пример...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема: «Имя существительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме  «Имя существительное как часть речи» Подготовила учитель русского языка и литературы Сучкова Елена ИвановнаМОУ лицей№...

Конспект урока "Множественное число существительных" 2 класс по учебнику М. З. Биболетовой "Enjoy English"

Конспект урока по английскому языку составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока "Множественное число существительных" 2 класс по учебнику М. З. Биболетовой "Enjoy English"

Конспект урока по английскому языку составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Падеж имен существительных"

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией Т.А. Ладыженской  и др....

Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...