Конспект урока на тему "Имя существительное - что это?" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цель урока: сформировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного;
актуализировать усвоение основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных по данному учебному материалу
Задачи:
учебные:
— закрепить и обобщить сведения об имени существительном, которые были изучены в начальной школе;
развивающие:
— развить речь, мышление, уметь сравнивать, развить самооценку;
воспитательные:
— воспитать интерес к предмету, культуру поведения.
Формы учебной деятельности: сотрудничество, индивидуальная и совместная работа, исследовательская и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
— рефлексивная деятельность;
— метод конкретизации целей обучения;
— метод исследования;
— обсуждение новых знаний;
— решение и обсуждение проблемных задач и ситуаций, посильных опыту школьников.
Результаты: роли теоретика и практика позволили ученику перейти от уровня «ученик» к уровню «исследователь».
Оборудование: презентация, путевые листы, раздаточный материал, тест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe._chto_eto.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Что обозначает имя существительное»
(5 класс)
Цель урока: сформировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного;
актуализировать усвоение основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных по данному учебному материалу
Задачи:
учебные:
— закрепить и обобщить сведения об имени существительном, которые были изучены в начальной школе;
развивающие:
— развить речь, мышление, уметь сравнивать, развить самооценку;
воспитательные:
— воспитать интерес к предмету, культуру поведения.
Формы учебной деятельности: сотрудничество, индивидуальная и совместная работа, исследовательская и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
— рефлексивная деятельность;
— метод конкретизации целей обучения;
— метод исследования;
— обсуждение новых знаний;
— решение и обсуждение проблемных задач и ситуаций, посильных опыту школьников.
Результаты: роли теоретика и практика позволили ученику перейти от уровня «ученик» к уровню «исследователь».
Оборудование: презентация, путевые листы, раздаточный материал, тест.
Ход урока
1. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста.
— Скажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках. (Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками).
— Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока. (Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение урока в лучшую сторону).
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать,
Думать и запоминать?
— Если вы готовы, начинаем урок.
2. Актуализация знаний
— На слайде представлены слова. Найдите основание для классификации и распределите их на группы. Посовещайтесь.
Дом, Родина, хлеб, дорога, жизнь, дочь, мужество, школа, радость.
3.Целеполагание
— Сегодняшний урок я хочу начать с вопроса, ответ на него позволит вам определить тему урока: о какой героине нашего урока идет речь? Вот что она могла бы сказать о себе: «Я – важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов. Давно живу я в мире этом, даю названия предметам…». Как зовут героиню? Почему вы так считаете?
— Правильно, это имя существительное.
— Прочитайте эпиграф урока:
Имя существительное – хлеб языка. (Л.В.Успенский)
— Как вы понимаете это высказывание?
— Объясните постановку тире.
(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).
— Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи).
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Давайте попробуем сформулировать цели урока (ответ учащегося). Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
4. Работа по теме.
— Чтобы вам не было скучно, хочу предложить вам небольшое путешествие в сказочную страну Морфологию в гости к героине нашего урока. Чтобы не заблудиться, каждый из вас получит путевой лист, где будет выставлять себе баллы. Отправляемся в путь!
Путевой лист
Станция | Количество баллов |
«Опознавательная» | |
«Теоретическая » | |
«Морфологическая» | |
«Синтаксическая» | |
«Проверочная» | |
ИТОГ: |
5. Работа над темой урока
1 станция — «Опознавательная»
— Попробуем свои силы в первом испытании.
— Можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это.(Текст у каждого на парте)
— Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные.
Пуськи бятые
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
— Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А калуша волит:
— Оее, оее! Бутявка – то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:
— Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!
— (Имена существительные – это пуськи, калуша, напушка, бутявка, калушата, калушаточки)
— Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет)
— Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное отвечает на вопросы что? Или кто? и обозначает предмет. Разве слова — доброта, милосердие, сострадание — это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы. Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание.
2 станция — «Теоретическая»
— Давайте поработаем с учебником. Откройте его, выполним упражнение в группах (работа с лингвистическим текстом).
Физкультминутка
— Игра на внимание «Хлопок – молчок» (игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат имена существительные женского рода, а мальчики – мужского: кот, кошка, воробей, лиса, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.
3 станция — «Морфологическая»
— 1 группа — 1 ряд. Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?
Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь.
— 2 группа – 2 ряд – распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
— 3 группа — 3 ряд. Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли?
Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, птица орел- город Орел, доброта
4 станция — «Синтаксическая»
— Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.
Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко – зеленой кроной. Сосна – это хвойное дерево. Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
— Логическая задача (предложения выводятся на экран).
На то и печь, чтобы в ней хлеб печь. Снежное покрывало всё поле покрывало.
— Найдите в каждом предложении среди двух одинаковых слов имя существительное. Аргументируйте свой ответ. Какова синтаксическая роль существительных в этих предложениях? Какими ещё членами предложения могут являться имена существительные?
— Вывод: расскажите о синтаксической роли имени существительного.
— Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что узнали о существительном.
Конечная станция — «Проверочная»
1) Работа с таблицей «Наведи порядок»
— Существительные из известных сказок перепутались. Подберите к прилагательным нужные существительные. Запишите, правильно оформляя названия сказок.
Имена прилагательные | Имена существительные |
Красная Синяя Белый Храбрый Голый Аленький | борода шапочка цветочек клык портняжка король |
2) Тест «Имя существительное»
1. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Укажите имя существительное
А. смелость Б. смело В. Смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении «Берёзы украшают леса»:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
4. Определить род существительных: честность, правда, книги.
5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?
Самопроверка
Ответы
1. Б
2. А
3. Б
4. Женский
5. Неодушевленные
«5» — 5 правильных ответов;
«4» — 4 правильных ответа;
«3» — 3 правильных ответа
6.Выставление оценок.
7.Рефлексия. Прием «Незаконченные предложения»
— Я отлично знаю…
— Мне нужно повторить…
8. Объяснение домашнего задания
9. «На закуску» (если осталось время на уроке)
— Если использовать все продукты, которые предлагает С. Михалков, то какое блюдо получится?
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
(Ответы учащихся) (И суп овощной оказался не плох!)
— пасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Род неизменяемых существительных". 5 класс
Это урок, составленный по требованиям ФГОС. Форма урока - лингвистическое путешествие. Дети учатся определять род неизменяемых существительных и правильно употреблять их в речи на увлекательных пример...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема: «Имя существительное как часть речи»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи» Подготовила учитель русского языка и литературы Сучкова Елена ИвановнаМОУ лицей№...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: "Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных....
Конспект урока "Множественное число существительных" 2 класс по учебнику М. З. Биболетовой "Enjoy English"
Конспект урока по английскому языку составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока "Множественное число существительных" 2 класс по учебнику М. З. Биболетовой "Enjoy English"
Конспект урока по английскому языку составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Падеж имен существительных"
Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией Т.А. Ладыженской и др....
Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"
Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...